Взаимосвязь мотивации учебной деятельности и ответственности младших школьников
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Проблема мотивации учебной деятельности в психологии 6
1.2. Проблема ответственности младших школьников в психологии 15
1.3. Возрастные особенности младших школьников 19
Выводы по Главе 1 27
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 29
2.1. Организация и методики исследования 29
2.2 Результаты эмпирического исследования 33
2.3 Психолого-педагогические условия формирования учебной
мотивации младших школьников 38
Выводы по Главе 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Проблема мотивации учебной деятельности в психологии 6
1.2. Проблема ответственности младших школьников в психологии 15
1.3. Возрастные особенности младших школьников 19
Выводы по Главе 1 27
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 29
2.1. Организация и методики исследования 29
2.2 Результаты эмпирического исследования 33
2.3 Психолого-педагогические условия формирования учебной
мотивации младших школьников 38
Выводы по Главе 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
В сфере образования, на сегодняшний день, существуют проблемы, связанные с тем, что у школьников не сформированы мотивы учебной деятельности. В связи с отсутствием этих мотивов, дети испытывают трудности в обучении. По этой причине наблюдается большое количество неуспевающих детей с низким уровнем обучения. Это связано с самой учебной мотивацией, с эмоциональной сферой, с личностной сферой, с внутренними и внешними мотивами, с возрастными и индивидуальными особенностями. В последнее время, в психологии и в педагогике все больше и больше обсуждают вопросы, связанные со стимулированием обучения [41].
С каждым годом все больше и больше возрастают школьные требования, которые предъявляются ученику. Возрастает и ответственность, она пронизывает все сферы жизни человека и общества [15].
Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладением основными видами учебных действий [33]. Очень важно на этом этапе сформировать мотив в соответствии с содержанием той деятельности, которую ребенок должен выполнять в школе. Актуальность исследования обусловлена тем, что ответственность младших школьников в контексте с развитием познавательного интереса и мотивов учения, мало изучаемая сторона волевых качеств у детей этого возраста.
Одна из основных задач школьного обучения и воспитания должна заключаться в формировании необходимых качеств личности, в том числе ответственность и самостоятельность, так как очень часто от ребенка взрослые требуют прилежание, самостоятельность, ответственное отношение. Однако родители и учителя зачастую пренебрегают тем, что ребенку необходимо сначала сформировать эти качества [13].
Цель исследования - изучить взаимосвязь мотивации учебной деятельности и ответственности младших школьников .
Объект исследования - мотивация учебной деятельности.
Предмет исследования - взаимосвязь мотивации учебной деятельности и ответственности младших школьников.
Задачи:
1. Рассмотреть разные подходы к понятию мотивации учебной деятельности определить его структуру и особенности формирования.
2. Рассмотреть особенности формирования ответственности у младших школьников.
3. Изучить возрастные особенности младших школьников.
4. Провести эмпирическое исследование мотивации учебной деятельности и ответственности младших школьников, установить их взаимосвязь.
5. Описать психолого-педагогические условия формирования мотивации учебной деятельности и ответственности младших школьников.
Гипотеза - существует взаимосвязь между мотивацией учебной деятельности и ответственностью младших школьников.
Теоретические методы - анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация.
Эмпирические методы - анкетирование.
Методики - авторская анкета Н.Г. Лускановой, «Самооценка волевых качеств» М.В Матюхиной, С.Г. Яриковой.
Теоретико-методологическая база исследования - концепция Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова о ведущей учебной деятельности, идеи и взгляды Л.И. Божовича, А.Н. Леонтьева, Е.П. Ильина, В.С. Мухиной, В.А. Иванникова.
База эмпирического исследования - исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № ХХ г. Красноярск. В качестве испытуемых были учащиеся 2 класса в составе 20 человек и учащиеся 4 класса в составе 20 человек, итого в исследовании приняли участие 40 человек.
Практическая значимость - для формирования мотивации учебной деятельности и ответственности у младших школьников педагог начальных классов может соблюдать соответствующие психолого-педагогические условия.
Структура и объем работы - выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, библиографического списка и приложений. Общий объем работы 60 страниц.
С каждым годом все больше и больше возрастают школьные требования, которые предъявляются ученику. Возрастает и ответственность, она пронизывает все сферы жизни человека и общества [15].
Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладением основными видами учебных действий [33]. Очень важно на этом этапе сформировать мотив в соответствии с содержанием той деятельности, которую ребенок должен выполнять в школе. Актуальность исследования обусловлена тем, что ответственность младших школьников в контексте с развитием познавательного интереса и мотивов учения, мало изучаемая сторона волевых качеств у детей этого возраста.
Одна из основных задач школьного обучения и воспитания должна заключаться в формировании необходимых качеств личности, в том числе ответственность и самостоятельность, так как очень часто от ребенка взрослые требуют прилежание, самостоятельность, ответственное отношение. Однако родители и учителя зачастую пренебрегают тем, что ребенку необходимо сначала сформировать эти качества [13].
Цель исследования - изучить взаимосвязь мотивации учебной деятельности и ответственности младших школьников .
Объект исследования - мотивация учебной деятельности.
Предмет исследования - взаимосвязь мотивации учебной деятельности и ответственности младших школьников.
Задачи:
1. Рассмотреть разные подходы к понятию мотивации учебной деятельности определить его структуру и особенности формирования.
2. Рассмотреть особенности формирования ответственности у младших школьников.
3. Изучить возрастные особенности младших школьников.
4. Провести эмпирическое исследование мотивации учебной деятельности и ответственности младших школьников, установить их взаимосвязь.
5. Описать психолого-педагогические условия формирования мотивации учебной деятельности и ответственности младших школьников.
Гипотеза - существует взаимосвязь между мотивацией учебной деятельности и ответственностью младших школьников.
Теоретические методы - анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация.
Эмпирические методы - анкетирование.
Методики - авторская анкета Н.Г. Лускановой, «Самооценка волевых качеств» М.В Матюхиной, С.Г. Яриковой.
Теоретико-методологическая база исследования - концепция Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова о ведущей учебной деятельности, идеи и взгляды Л.И. Божовича, А.Н. Леонтьева, Е.П. Ильина, В.С. Мухиной, В.А. Иванникова.
База эмпирического исследования - исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № ХХ г. Красноярск. В качестве испытуемых были учащиеся 2 класса в составе 20 человек и учащиеся 4 класса в составе 20 человек, итого в исследовании приняли участие 40 человек.
Практическая значимость - для формирования мотивации учебной деятельности и ответственности у младших школьников педагог начальных классов может соблюдать соответствующие психолого-педагогические условия.
Структура и объем работы - выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, библиографического списка и приложений. Общий объем работы 60 страниц.
Мотивация учения является неотъемлемой частью учебного процесса. Она определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности.
Поэтому одной из главных задач учителей и родителей является формирование познавательных мотивов. Необходимо организовать такую учебную деятельность, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.
Мы рассмотрели подходы Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.И. Божовича, А.Н. Леонтьева, Е.П. Ильина к понятию мотивации учебной деятельности определили его структуру. В его структуру входит совокупность процессов, методов, средств побуждений учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному усвоению содержания образования.
Мы рассмотрели особенности формирования ответственности у младших школьников. Ими являются возрастные и индивидуальные возможности учащихся (обучаемость, особенность волевых качеств), педагогические и социальные условия (влияние семьи, особенность образовательной среды в школе) и ценностно-смысловая направленность личности.
Мы изучили возрастные особенности младших школьников. Новообразованиями этого возраста являются: произвольность психических процессов, внутренний план действий, рефлексия, новый уровень произвольности поведения, самоконтроль и самооценка, ориентацию на группу сверстников, зависимость уровня достижения от содержания и организации учебной деятельности.
Провели эмпирическое исследование взаимосвязи мотивации учебной деятельности и ответственности младших школьников.
Полученные в ходе эмпирического исследования данные свидетельствуют о том, что у обучающихся, имеющих низкий и средний уровни учебной мотивации, наблюдается высокий уровень ответственности, это говорит о том, на уровень мотивации учебной деятельности влияют иные факторы.
Таким образом, поставленные задачи решены, цель достигнута, гипотеза не подтверждена.
Поэтому одной из главных задач учителей и родителей является формирование познавательных мотивов. Необходимо организовать такую учебную деятельность, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.
Мы рассмотрели подходы Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.И. Божовича, А.Н. Леонтьева, Е.П. Ильина к понятию мотивации учебной деятельности определили его структуру. В его структуру входит совокупность процессов, методов, средств побуждений учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному усвоению содержания образования.
Мы рассмотрели особенности формирования ответственности у младших школьников. Ими являются возрастные и индивидуальные возможности учащихся (обучаемость, особенность волевых качеств), педагогические и социальные условия (влияние семьи, особенность образовательной среды в школе) и ценностно-смысловая направленность личности.
Мы изучили возрастные особенности младших школьников. Новообразованиями этого возраста являются: произвольность психических процессов, внутренний план действий, рефлексия, новый уровень произвольности поведения, самоконтроль и самооценка, ориентацию на группу сверстников, зависимость уровня достижения от содержания и организации учебной деятельности.
Провели эмпирическое исследование взаимосвязи мотивации учебной деятельности и ответственности младших школьников.
Полученные в ходе эмпирического исследования данные свидетельствуют о том, что у обучающихся, имеющих низкий и средний уровни учебной мотивации, наблюдается высокий уровень ответственности, это говорит о том, на уровень мотивации учебной деятельности влияют иные факторы.
Таким образом, поставленные задачи решены, цель достигнута, гипотеза не подтверждена.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ С УЧЁТОМ ПОЛА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2022 - Учебная мотивация младших школьников в связи с
успеваемостью
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАЗНОМ СТИЛЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К РАСШИРЕНИЮ КУЛЬТУРНОГО ПОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ПРОИЗВЕДЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2016 - УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ И ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОТНОШЕНИЯ К НИМ СО СТОРОНЫ МАТЕРЕЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА
МОТИВАЦИЮ УЧЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - СВЯЗЬ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЕ В
МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - СУБЪЕКТНОСТЬ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ УВЛЕЧЕННОСТИ
КОМПЬЮТЕРНЫМИ ИГРАМИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017





