ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОСОЗНАНИЯ И СТИЛЕЙ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 6
1.1 Теоретический анализ особенностей самосознания в юношеском
возрасте 6
1.2 Теоретический анализ стилей межличностных отношений
у юношей 14
1.3 Влияние особенностей самосознания на развития стиля
межличностных отношений у юношей 26
Выводы по 1 главе 36
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
САМОСОЗНАНИЯ И СТИЛЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ ЮНОШЕЙ 38
2.1 Организация и методы исследования 38
2.2 Анализ и интерпретация результатов 41
2.3 Рекомендации педагогам и родителям по учёту взаимосвязи особенностей самосознания и стиля межличностных отношений у
юношей 51
Выводы по 2 главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
Юношеский возраст - один из важнейших периодов онтогенеза, значимость которого определяется, прежде всего, тем фактом, что именно этот период является связующим звеном между детством и взрослостью. Вступление прежнего подростка в стадию юношества сопровождается созреванием во всех аспектах - анатомо-физиологическом, психологическом, социальном. Вместе с тем, максимально приблизившись к образу взрослого человека, в юношеском возрасте ребёнок ещё не становится полноправным субъектом мира взрослых, и такое противоречие актуализирует для него вопросы, связанные с самопознанием, самооценкой, самоотношением, то есть всем тем, что образует самосознание.
Самосознание относится к числу таких психологических феноменов, которые достаточно хорошо исследованы наукой. На сегодняшний день сформулировано множество различных определений понятия «самосознание», разработаны различные структурные модели самосознания, концепции становления и развития самосознания. Кроме того, установлено, что, будучи многокомпонентным интегральным личностным образованием, самосознание не может не оказывать влияния на все сферы жизнедеятельности человека, в том числе на межличностные отношения.
Как известно, в юношеском возрасте межличностные отношения претерпевают значительные изменения, которые обусловлены метаморфозами в ценностно-смысловых установках личности, необходимостью выбора дальнейшего жизненного пути в профессиональном аспекте, сменой социальной ситуации развития и освоением новых социальных ролей. Специфика межличностных отношений в юношеском возрасте также достаточно хорошо изучена представителями гуманитарных наук. Вместе с тем, взаимосвязь особенностей самосознания и стиля межличностных отношений в юношеском возрасте продолжает оставаться малоизученной областью психолого-педагогической науки, рассмотрение этого вопроса на сегодняшний день ограничивается отдельными исследованиями взаимосвязи отдельных компонентов самосознания с индивидуальными особенностями межличностных отношений в юношестве.
В этой связи тему настоящего исследования следует признать актуальной.
Целью выполнения выпускной квалификационной работы является исследовать взаимосвязь особенностей самосознания и стиля межличностных отношений в юношеском возрасте.
В качестве объекта исследования выступают особенности
самосознания и межличностные отношения в юношеском возрасте.
Предметом исследования является взаимосвязь особенностей самосознания и стиля межличностных отношений в юношеском возрасте.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) Проанализировать теоретические подходы к исследованию особенностей самосознания в юношеском возрасте.
2) Проанализировать теоретические подходы к исследованию стилей межличностных отношений у юношей.
3) Эмпирически исследовать взаимосвязь особенностей самосознания и стиля межличностных отношений в юношеском возрасте.
4) Разработать рекомендации для педагогов и родителей по учёту взаимосвязи особенностей самосознания и стиля межличностных отношений у юношей.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что взаимосвязь
особенностей самосознания и стиля межличностных отношений в юношеском возрасте проявляется следующим образом:
- юноши с адекватной самооценкой и позитивным самоотношением демонстрируют тенденцию к сотрудничающему стилю межличностных отношений;
- при завышенной самооценке и позитивным самоотношением юноши демонстрируют тенденцию к авторитарному стилю межличностных отношений;
• юноши с заниженной самооценкой и негативным самоотношением демонстрируют тенденцию к недоверчиво-скептическому стилю межличностных отношений.
В процессе работы применялись следующие методы исследования:
Методы исследования:
• теоретические: анализ, обобщение, сравнение;
• эмпирические: тестирование;
• методы математической статистики: коэффициент ранговой
корреляции Ч. Спирмена.
Методики исследования:
• «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири);
• Методика «Кто я?» (М. Кун, Т. Мак-Партланд; модификация Т.В. Румянцевой);
• Тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев).
Структура выпускной квалификационной работы определяется поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников, состоящего из 39 источников и приложений.
Цель выполнения выпускной квалификационной работы заключалась в теоретическом обосновании и эмпирическом исследовании взаимосвязи особенностей самосознания и стиля межличностных отношений в юношеском возрасте.
Анализ литературных источников по теме исследования показал, что под самосознанием следует понимать сложный психический процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных «образов» самой себя в различных ситуациях деятельности и поведения, во всех формах взаимодействия с другими людьми и в соединении этих образов в единое целостное представление о себе, как о субъекте деятельности и взаимодействия, отличающемся от других субъектов.
В психолого-педагогической науке существует множество различных подходов к типологии стилей межличностных отношений. В общем виде все они могут быть представлены двумя большими группами: конструктивные стили и деструктивные.
Юношеский возраст - период активного развития самосознания и значительных качественных преобразований в сфере межличностного взаимодействия, чем обусловлена необходимость исследования особенностей самосознания юношей и предпочитаемых ими стилей межличностных отношений.
В практической части исследования проверялась гипотеза о том, что взаимосвязь особенностей самосознания и стиля межличностных отношений в юношеском возрасте проявляется следующим образом:
• адекватной самооценке и позитивному самоотношению сопутствует тенденция к сотрудничающему стилю межличностных отношений;
• при завышенной самооценке и позитивном самоотношении старшеклассники тяготеют к авторитарному стилю межличностных отношений;
- старшеклассники с заниженной самооценкой и негативным самоотношением демонстрируют тенденцию к недоверчиво-скептическому стилю межличностных отношений.
Исследование особенностей самосознания старшеклассников и их взаимосвязи со стилями межличностных отношений осуществлялось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № ХХ» г. Красноярска на выборке обучающихся 10 класса. Численность выборки - 20 человек.
Для проведения исследования применялись следующие методики: тест «Кто Я?» (М. Кун, Т. Мак-Партланд; модификация Т.В. Румянцевой), опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев), «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири).
Большинство юношей продемонстрировали адекватную самооценку; пятой части участников исследовании свойственна завышенная самооценка; такая же доля (20%) приходится на старшеклассников с заниженной самооценкой.
Самоотношение в выборке испытуемых представлено,
преимущественно, высокими значениями интегрального показателя, что свидетельствует о выраженной тенденции к принятию себя, самоинтересу, самоуважению, аутосимпатии. Пятая часть старшеклассников демонстрирует позицию против собственного «Я».
В процессе исследования предпочитаемых стилей межличностных отношений обнаружены три ведущих тенденции: к авторитарному стилю межличностных отношений, недоверчиво-скептическому и
сотрудничающему.
Для выявления взаимосвязи между показателями самосознания и самоотношения, являющимися основными параметрами самосознания, и стилями межличностных отношений был проведён корреляционный анализ.
Выявлены следующие статистически значимые взаимосвязи:
• между тенденцией к авторитарному стилю межличностных отношений и завышенной самооценкой, а также позитивным самоотношением, т.е. высокими значениями по шкале глобального самоотношения;
• между тенденцией к независимо-скептическому стилю межличностных отношений и заниженной самооценкой, а также негативным самоотношением, т.е. низкими значениями по шкале глобального самоотношения;
• между тенденцией к сотрудничающему стилю межличностных отношений и адекватной самооценкой, а также позитивным самоотношением, т.е. высокими значениями по шкале глобального самоотношения.
На основании всей совокупности эмпирических данных и их корреляционного анализа сделан вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза в ходе исследования подтвердилась.
1. Блюм Д. Психоаналитические теории личности. М.: «КСП», 1996. 78 с. // Электронная библиотека PSYLIB. URL: http://psylib.org.ua/books/blum g01/index.htm (дата обращения: 23.04.2021).
2. Бодалев А.А. Психология о личности // Электронная библиотека KOOB.RU. 1984. 146 с. URL: https://www.koob.ru/bodalev/psihologiya_o_lichno sti (дата обращения: 25.04.2021).
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности // Электронная библиотека KOOB.RU. 2001. 176 с. URL: https://www.koob.ru/bogovich_l_i/pro blemi_formirovania_lichnosti (дата обращения: 25.04.2021).
4. Болотова А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект. М.: «Вопросы психологии», 2006. 116 с. // Электронная библиотека ELibrary. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19104411 (дата обращения: 23.04.2021).
5. Борисова И.В. Особенности самосознания личности детей 10-15
лет из полных и неполных семей: автореф. дисс.канд. психол. наук // Электронная библиотека ELibrary. 1996. 10-16 с. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=25999381 (дата обращения: 22.04.2021).
6. Вачков И.В. Развитие самосознания учителей и учащихся в
полисубъектном взаимодействии: дисс.докт. психол.наук //
Национальная Электронная Библиотека (НЭБ). 2002. 38 с. URL: https://rusneb. ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_bibl_577268/ (дата обращения: 26.04.2021).
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений В 6-ти т. Т. 4. Детская психология // Национальная Электронная Библиотека (НЭБ). 1984. 227 с. UR L: https://rusneb.ru/catalog/000201_000064_BJVVV1116468/ (дата обращения: 24.04.2021).
8. Гамезо М.В. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости // Национальная Электронная Библиотека (НЭБ). 2001. 212 с. UR L: https://rusneb.ru/catalog/010003_000061_d8fb7a3d41d8559e5e012b92d1dbbaa 7/ (дата обращения: 24.04.2021).
9. Грецов А.Г. Практическая психология для подростков и родителей наук // Национальная Электронная Библиотека (НЭБ). 2006. 20 с. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_002833754/ (дата обращения: 22.04.2021).
10. Дарвиш О.Б. Возрастная психология человека. М.: «Владос- Пресс», 2013. 125 с. // Электронная библиотека KOOB.RU. [Электронный рес урс]. URL: https://www.koob.ru/darwish/developm_psych (дата обращения: 27.04.2021).
11. Джемс У. Психология. М.: «Педагогика», 1991. 80 с. // Электронн ая библиотека PSYLIB. URL: http://psylib.org.ua/books/james02/txt00.htm (дата обращения: 27.04.2021).
12. Егунова Е.В. Типология структурной интеграции самосознания личности: автореф. дисс. ...канд. психол. наук // Национальная Электронная Библиотека (НЭБ). 2008. 14 с. URL: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_R U_NLR_bibl_1245536/ (дата обращения: 24.04.2021).
13. Иващенко А.В., Агапов В.С., Барышникова И.В. Я-концепция личности в отечественной психологии: Монография // Электронная библиотека ELibrary. 2000. 74 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19111624 & (дата обращения: 22.04.2021).
14. Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание. М.: «Политиздат», 1984. 70 с. // Электронная библиотека PSYLIB. [Электронный ресурс]. URL: http://psylib.org.ua/books/konis01/index.htm (дата обращения: 24.04.2021).
15. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., Загоруйко Е.Н. Идентичность.
Развитие. Перенасыщенность. Бегство: Монография // Национальная Электронная Библиотека (НЭБ). 2007. 438-448 с. URL:
https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003368590/ (дата обращения:
28.04.2021)....39