ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ДЕТСКОГО ДОМА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Научно-теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения формирования готовности детей детского дома к самостоятельной жизни 10
1.1 Проблема сиротства в психолого-педагогической
науке 10
1.2 Формы, методы формирования готовности детей детского дома к самостоятельной
жизни 17
1.3 Изучение и характеристика формирования готовности детей детского
дома к самостоятельной жизни
22
Выводы по I главе 30
ГЛАВА II. Реализация программы психолого-педагогического сопровождения формирования готовности детей детского дома к самостоятельной жизни 32
2.1 Состояние готовности воспитанников детского дома к самостоятельной
жизни 32
2.2 Описание методик и условий проведения
исследования 38
2.3 Проведение исследования. Анализ и интерпретация
результатов 41
Выводы по II
главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ГЛАВА I. Научно-теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения формирования готовности детей детского дома к самостоятельной жизни 10
1.1 Проблема сиротства в психолого-педагогической
науке 10
1.2 Формы, методы формирования готовности детей детского дома к самостоятельной
жизни 17
1.3 Изучение и характеристика формирования готовности детей детского
дома к самостоятельной жизни
22
Выводы по I главе 30
ГЛАВА II. Реализация программы психолого-педагогического сопровождения формирования готовности детей детского дома к самостоятельной жизни 32
2.1 Состояние готовности воспитанников детского дома к самостоятельной
жизни 32
2.2 Описание методик и условий проведения
исследования 38
2.3 Проведение исследования. Анализ и интерпретация
результатов 41
Выводы по II
главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
Актуальность темы исследования. Семья является источником и основным звеюм передачи ребенку социально-исторического опыта, эмоциональных и деловых оыюпклшй между людьми, навыков гоциально- бытового обслуживания и самообслуживания. Поэтому потеря семьи no тем или иным причинам для ребенка может быть оценена как тяжелая трагедия в жизни ребенка, которая оставит глубокий след в его дальнейшей судьбе. Сирoтствo как фактор и состояние в целом разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его гоциальной средoй, миром взрoслых и сверстников, развивающихся в более благоприятных социальных условиях, и вызывает глубокие нарушения физического, психического и социального характера. Социально-экономические причины, обусловливающие рост сиротства в стране, значительно обострились. В среднем по каждому региону ежегодно выявляется от 3 до 5 тыс. детей, по разным причинам лишившихся родительского попечения, фиксируется рост социальных сирот. В федеральном банке данных число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России в начале 2017 года составило 60 тыс. детей. К факторам, травмирующим психику ребенка-сироту, разрушающим его взаимодействие с окружающим миром и влияющим на процесс социализации, можно отнести нахождение и воспитание в государственных детских домах, смену учреждений и опекунов ребенка, повторное возвращение усыновленных или взятых под опеку детей в детский дом и др. Отмечается также, что проблема сиротства достаточно актуальна в специальной, общей педагогике, социальной педагогике, психологии и в других отраслях научного познания; дети данной категории стали объектом изучения педагогов, психологов, врачей, социологов.
Детский дом, в условиях которого осуществляется в целом процесс социализации детей-сирот, по данным различных исследований не предназначен полностью для полноценного воспитания, подготовки детей к полноценной жизни в обществе, проживанию ими жизни так как это было бы доступно детям, воспитывающимся в семьях. Ряд психолого-педагогических и социальных исследований актуализирует эту проблему также тем фактом, что пополнение детских домов идет, в том числе за счет детей из неблагополучных семей, уже имеющих негативный опыт социализации, неотработанность навыков поведения в быту и др.
Выработка социально-бытовых навыков - одна из важных задач в условиях детского дома, где за них всё решают взрослые и где фиксируются следующие основные особенности: недостаточная самостоятельность, отсутствие личного пространства, за которым можно самому ребенку ухаживать, регламентация режима проживания, массовый характер воспитания. В этой связи, перед педагогическим коллективом детского дома встает ряд задач, связанных с содействием в восстановлении позитивных форм активности, утраченных социальных связей воспитанников, их социально-бытовой адаптацией в социуме. Это и многое другое ставит выпускников в позицию беспомощности, что требует анализа и учета особенностей формирования готовности личности воспитанников в условиях государственного учреждения к самостоятельной жизни, в т.ч. к социальнобытовой сфере. М.И. Буянов, И.Ф. Дементьева, В.С. Мухина, А.М. Прихожан и др., занимающиеся проблемой подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отмечают в своих исследованиях отсутствие у выпускников навыков самостоятельной жизни вне стен детского дома. Выпускники испытывают трудности при получении жилья, обустройстве быта, общении с людьми, обучении в профессиональных образовательных учреждениях, при устройстве на работу, их отличает слабый уровень правовых, экономических знаний.
...
Детский дом, в условиях которого осуществляется в целом процесс социализации детей-сирот, по данным различных исследований не предназначен полностью для полноценного воспитания, подготовки детей к полноценной жизни в обществе, проживанию ими жизни так как это было бы доступно детям, воспитывающимся в семьях. Ряд психолого-педагогических и социальных исследований актуализирует эту проблему также тем фактом, что пополнение детских домов идет, в том числе за счет детей из неблагополучных семей, уже имеющих негативный опыт социализации, неотработанность навыков поведения в быту и др.
Выработка социально-бытовых навыков - одна из важных задач в условиях детского дома, где за них всё решают взрослые и где фиксируются следующие основные особенности: недостаточная самостоятельность, отсутствие личного пространства, за которым можно самому ребенку ухаживать, регламентация режима проживания, массовый характер воспитания. В этой связи, перед педагогическим коллективом детского дома встает ряд задач, связанных с содействием в восстановлении позитивных форм активности, утраченных социальных связей воспитанников, их социально-бытовой адаптацией в социуме. Это и многое другое ставит выпускников в позицию беспомощности, что требует анализа и учета особенностей формирования готовности личности воспитанников в условиях государственного учреждения к самостоятельной жизни, в т.ч. к социальнобытовой сфере. М.И. Буянов, И.Ф. Дементьева, В.С. Мухина, А.М. Прихожан и др., занимающиеся проблемой подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отмечают в своих исследованиях отсутствие у выпускников навыков самостоятельной жизни вне стен детского дома. Выпускники испытывают трудности при получении жилья, обустройстве быта, общении с людьми, обучении в профессиональных образовательных учреждениях, при устройстве на работу, их отличает слабый уровень правовых, экономических знаний.
...
В диссертации представлены теоретические предпосылки психологопедагогического сопровождения формирования готовности детей детского дома к самостоятельной жизни. В целом, согласно цели и задачам исследования, можно сделать следующие основные выводы.
Процесс подготовки выпускников детского дома к самостоятельной семейной жизни должен начинаться задолго до окончания их пребывания в учреждении. На сегодняшний день большинство детей-сирот испытывают трудности после выхода из детского дома. Выпускник детского дома не в состоянии решить многие проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых, что является причиной недостаточной подготовленности к самостоятельной семейной жизни в стенах учреждений закрытого типа. Условия, в которые попадают выпускники после завершения пребывания в учреждении для детей-сирот, значительно отличаются от привычных для них. Жизнь в детском доме была регламентирована и контролировалась взрослыми. Поэтому, получив свободу, выпускник не может адаптироваться в новых условиях без посторонней помощи. Под готовностью к самостоятельной жизни в работе понимается особое состояние личности, характеризующиеся ее субъектностью, способностью действовать самостоятельно, но в соответствие с нормами и ценностями общества.
Экспериментальные данные подтвердили неготовность выпускников детского дома к самостоятельной жизни. В связи с этим, создана психологическая мастерская для повышения уровня подготовки к самостоятельной семейной жизни, по итогам деятельности которой уровень готовности к самостоятельной жизни воспитанников изменился: акцентировался интерес к будущей самостоятельной деятельности, стала формироваться оценка личностной значимости для самого себя и др.
Процесс подготовки выпускников детского дома к самостоятельной семейной жизни должен начинаться задолго до окончания их пребывания в учреждении. На сегодняшний день большинство детей-сирот испытывают трудности после выхода из детского дома. Выпускник детского дома не в состоянии решить многие проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых, что является причиной недостаточной подготовленности к самостоятельной семейной жизни в стенах учреждений закрытого типа. Условия, в которые попадают выпускники после завершения пребывания в учреждении для детей-сирот, значительно отличаются от привычных для них. Жизнь в детском доме была регламентирована и контролировалась взрослыми. Поэтому, получив свободу, выпускник не может адаптироваться в новых условиях без посторонней помощи. Под готовностью к самостоятельной жизни в работе понимается особое состояние личности, характеризующиеся ее субъектностью, способностью действовать самостоятельно, но в соответствие с нормами и ценностями общества.
Экспериментальные данные подтвердили неготовность выпускников детского дома к самостоятельной жизни. В связи с этим, создана психологическая мастерская для повышения уровня подготовки к самостоятельной семейной жизни, по итогам деятельности которой уровень готовности к самостоятельной жизни воспитанников изменился: акцентировался интерес к будущей самостоятельной деятельности, стала формироваться оценка личностной значимости для самого себя и др.
Подобные работы
- Современные подходы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2019 - Формирование готовности к профессиональному самоопределению воспитанников детского дома
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - Модель психолого-педагогического сопровождения формирования связной речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4895 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия подготовки детей к самостоятельной
жизни в условиях сиротских учреждений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2018 - Современные подходы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017





