ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Научно-теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения формирования готовности детей детского дома к самостоятельной жизни 10
1.1 Проблема сиротства в психолого-педагогической
науке 10
1.2 Формы, методы формирования готовности детей детского дома к самостоятельной
жизни 17
1.3 Изучение и характеристика формирования готовности детей детского
дома к самостоятельной жизни
22
Выводы по I главе 30
ГЛАВА II. Реализация программы психолого-педагогического сопровождения формирования готовности детей детского дома к самостоятельной жизни 32
2.1 Состояние готовности воспитанников детского дома к самостоятельной
жизни 32
2.2 Описание методик и условий проведения
исследования 38
2.3 Проведение исследования. Анализ и интерпретация
результатов 41
Выводы по II
главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
Актуальность темы исследования. Семья является источником и основным звеюм передачи ребенку социально-исторического опыта, эмоциональных и деловых оыюпклшй между людьми, навыков гоциально- бытового обслуживания и самообслуживания. Поэтому потеря семьи no тем или иным причинам для ребенка может быть оценена как тяжелая трагедия в жизни ребенка, которая оставит глубокий след в его дальнейшей судьбе. Сирoтствo как фактор и состояние в целом разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его гоциальной средoй, миром взрoслых и сверстников, развивающихся в более благоприятных социальных условиях, и вызывает глубокие нарушения физического, психического и социального характера. Социально-экономические причины, обусловливающие рост сиротства в стране, значительно обострились. В среднем по каждому региону ежегодно выявляется от 3 до 5 тыс. детей, по разным причинам лишившихся родительского попечения, фиксируется рост социальных сирот. В федеральном банке данных число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России в начале 2017 года составило 60 тыс. детей. К факторам, травмирующим психику ребенка-сироту, разрушающим его взаимодействие с окружающим миром и влияющим на процесс социализации, можно отнести нахождение и воспитание в государственных детских домах, смену учреждений и опекунов ребенка, повторное возвращение усыновленных или взятых под опеку детей в детский дом и др. Отмечается также, что проблема сиротства достаточно актуальна в специальной, общей педагогике, социальной педагогике, психологии и в других отраслях научного познания; дети данной категории стали объектом изучения педагогов, психологов, врачей, социологов.
Детский дом, в условиях которого осуществляется в целом процесс социализации детей-сирот, по данным различных исследований не предназначен полностью для полноценного воспитания, подготовки детей к полноценной жизни в обществе, проживанию ими жизни так как это было бы доступно детям, воспитывающимся в семьях. Ряд психолого-педагогических и социальных исследований актуализирует эту проблему также тем фактом, что пополнение детских домов идет, в том числе за счет детей из неблагополучных семей, уже имеющих негативный опыт социализации, неотработанность навыков поведения в быту и др.
Выработка социально-бытовых навыков - одна из важных задач в условиях детского дома, где за них всё решают взрослые и где фиксируются следующие основные особенности: недостаточная самостоятельность, отсутствие личного пространства, за которым можно самому ребенку ухаживать, регламентация режима проживания, массовый характер воспитания. В этой связи, перед педагогическим коллективом детского дома встает ряд задач, связанных с содействием в восстановлении позитивных форм активности, утраченных социальных связей воспитанников, их социально-бытовой адаптацией в социуме. Это и многое другое ставит выпускников в позицию беспомощности, что требует анализа и учета особенностей формирования готовности личности воспитанников в условиях государственного учреждения к самостоятельной жизни, в т.ч. к социальнобытовой сфере. М.И. Буянов, И.Ф. Дементьева, В.С. Мухина, А.М. Прихожан и др., занимающиеся проблемой подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отмечают в своих исследованиях отсутствие у выпускников навыков самостоятельной жизни вне стен детского дома. Выпускники испытывают трудности при получении жилья, обустройстве быта, общении с людьми, обучении в профессиональных образовательных учреждениях, при устройстве на работу, их отличает слабый уровень правовых, экономических знаний.
...
В диссертации представлены теоретические предпосылки психологопедагогического сопровождения формирования готовности детей детского дома к самостоятельной жизни. В целом, согласно цели и задачам исследования, можно сделать следующие основные выводы.
Процесс подготовки выпускников детского дома к самостоятельной семейной жизни должен начинаться задолго до окончания их пребывания в учреждении. На сегодняшний день большинство детей-сирот испытывают трудности после выхода из детского дома. Выпускник детского дома не в состоянии решить многие проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых, что является причиной недостаточной подготовленности к самостоятельной семейной жизни в стенах учреждений закрытого типа. Условия, в которые попадают выпускники после завершения пребывания в учреждении для детей-сирот, значительно отличаются от привычных для них. Жизнь в детском доме была регламентирована и контролировалась взрослыми. Поэтому, получив свободу, выпускник не может адаптироваться в новых условиях без посторонней помощи. Под готовностью к самостоятельной жизни в работе понимается особое состояние личности, характеризующиеся ее субъектностью, способностью действовать самостоятельно, но в соответствие с нормами и ценностями общества.
Экспериментальные данные подтвердили неготовность выпускников детского дома к самостоятельной жизни. В связи с этим, создана психологическая мастерская для повышения уровня подготовки к самостоятельной семейной жизни, по итогам деятельности которой уровень готовности к самостоятельной жизни воспитанников изменился: акцентировался интерес к будущей самостоятельной деятельности, стала формироваться оценка личностной значимости для самого себя и др.
1 Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25
Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года // Консультант плюс. Режим доступа:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=law&n=9959&req=doc
2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) // Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/
3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2015) // Режим доступа: http://base.garant.ru/10164072/
4 Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Режим доступа: http: //base.garant.ru/10105807/
5 Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и
попечительстве» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.11.2015) // Режим доступа: http: //base.garant.ru/193182/
6 Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015) // Режим доступа: http: //base.garant.ru/183193/
7 Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Режим доступа: http://base.garant.ru/10135206/
8 Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изм. от 28.11.2015) // Режим доступа: http://base.garant.ru/179146/
9 Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» // Режим доступа: http: //base.garant.ru/70183566/
10 Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Режим доступа: http: //www.garant.ru/hotlaw/federal/440465/
11 Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 г. № 172 «О федеральной целевой программе «Дети России» // Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/154642/
12 Постановлением Правительства РФ о от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» // Режим доступа: http: //www.garant .ru/hotlaw/federal/196858/
13 Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49 Положение
"О приемной семье" // Режим доступа:
http://www.df63 .ru/help/zakonodatelstvo/ 16-zakon5
14 Астоянц М. Отношение к детям-сиротам: толерантность или отторжение? М. Астоянц // Социальная педагогика. - 2012. - № 2. - С. 40-41.
15 Адольф В.А., С.В. Шандыбо. Формирование у будущих специальных педагогов профессиональной позиции принятия особого ребенка в вузе. //Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013 №4(26) С. 118.
... всего 68 источников