Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ и ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №154995

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы101
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Проблема тревожности в психологии 7
1.2. Школьная тревожность детей младшего школьного возраста 16
1.3. Характеристика родительского отношения к ребенку 30
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 40
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 43
2.1. Описание эмпирической выборки и методик исследования 43
2.2. Исследование взаимосвязи типа родительского отношения и
школьной тревожности детей младшего школьного возраста 55
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по снижению школьной
тревожности детей младшего школьного возраста 61
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 73
ПРИЛОЖЕНИЯ

Младший школьный возраст является сенситивным периодом формирования ряда личностных новообразований, в том числе внутренней мотивации учебной деятельности, чувства умелости и ряда других. В то же время условия жизни ребенка в современном обществе ставят перед ним трудновыполнимые задачи, со многими из которых сложно справиться даже взрослому. Возложенные на детей школьные обязанности, завышенные требования и недостаточное внимание к индивидуальным особенностям развития порождают состояние тревоги и неуверенности.
Проблемы тревожности в психологии рассматривали многие авторы как в России, так и за рубежом. Те или иные аспекты тревожности у детей нашли свое отражение в работах Л.И. Божович, А.А. Бодалёва, В.С. Мухиной, Т.А. Репиной, которые выделяли ребенка как наиболее чувствительную часть социума. Ученые отмечают, что дети подвергаются н разнообразным отрицательным воздействиям, в связи с чем, их психологическое здоровье может ухудшиться.
Ухудшение психологического здоровья детей, в том числе выражаются в распространении страха и тревожности, о чем упоминают в своих исследованиях И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие.
Тревожность детей не возникает просто так, она является следствием некоторых причин и факторов, которые рассматривают в своих работах исследователи С.В. Ковалёв, А.И. Захаров, И. Коган. Указанные специалисты особое внимание в своих исследованиях уделяют влиянию семьи на развитие тревожности ребенка.
Среди актуальных проблем детско-родительских взаимоотношений исследуются: типы родительских отношений (А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер), развитие личности ребенка в процессе воспитания (А.С. Спиваковская, А.В. Петровский), родительство, как психологический феномен (Р.В. Овчарова), влияние условий жизни и психологического состояния родителей на их взаимодействие с ребенком в период перинатального развития (Н.П. Коваленко, Г.Г. Филиппова, И.В. Добряков), эмоциональное состояние родителей в первый год жизни ребенка (Я.И. Коряков, М.А. Мацук); личностные изменения женщины и мужчины, связанные с переходом к родительству (Е.И. Захарова, О.А. Карабанова, И.В. Павлов); личностные факторы эмоционального «выгорания» матерей в отношениях с детьми (Л.А. Базалева). На характер родительских отношений оказывает влияние множество объективных и субъективных факторов.
Значительный вклад в развитие теории тревожности у детей внесли такие авторы, как А.Я. Варга, В.В. Столин и другие специалисты, сформировавшие методики диагностирования типа родительских отношений.
Развитие позитивных взаимоотношений родителей с детьми предполагают достаточный уровень знаний по проблеме воспитания, о чем упоминают в своих исследованиях Е.О. Смирнова, М.В. Быкова и другие.
Множество исследований по предлагаемой теме и необходимость развития знаний в этом направлении определило актуальность темы настоящего исследования. Рост уровня тревожности современных младших школьников позволил сформулировать цель, задачи, объект и предмет настоящей работы.
Цель исследования - выявить взаимосвязь типа родительского отношения и уровня школьной тревожности детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач.
Задачи исследования:
1. Сделать анализ проблемы тревожности в психологии.
2. Рассмотреть школьную тревожность детей младшего школьного возраста.
3. Проанализировать родительское отношение к ребенку в психологии.
4. Выявить взаимосвязь типа родительского отношения и уровня школьной тревожности детей младшего школьного возраста.
5. Разработать рекомендации по созданию психолого-педагогических условий для преодоления тревожности у детей младшего школьного возраста в системе родительских отношений.
Объекты исследования - тип родительского отношения и уровень школьной тревожности детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - взаимосвязь родительского отношения и уровня школьной тревожности детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует
взаимосвязь типа родительского отношения и уровня школьной тревожности детей младшего школьного возраста: при эффективном типе родительского отношения для ребенка характерен низкий уровень школьной тревожности; при неэффективном типе родительского отношения для ребенка характерен высокий уровень школьной тревожности.
Методологическая основа исследования.
Теоретико-методологической основой исследования стали принципы культурно-исторической теории детского развития, предложенной Л.С. Выготским; представления о развитии личности в детском возрасте, сформулированные в деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин); концепция оптимального уровня тревожности, рассматриваемая в работах Ф.Б. Березина и А.М. Прихожан; теоретические концепции ведущих отечественных психологов о закономерностях развития детской психики.
Методы и методики исследования.
Теоретические методы: анализ, сравнение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: тестирование, опрос.
Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина) и проективная методика выявления уровня школьной тревожности детей младшего школьного возраста А.М. Прихожан.
База эмпирического исследования: МБОУ Еловская СОШ.
Эмпирическая выборка: 20 детей младшего школьного возраста и их мамы.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности обобщения мнения разных специалистов по проблеме детской тревожности, современные исследования соотнесены с фундаментальными трудами психологов.
Практическая значимость проведенной работы заключается в том, что полученные в ходе практического исследования результаты можно использовать при организации психолого-педагогического сопровождения тревожного ребенка.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Основное содержание изложено на 75 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В работе проведен анализ литературы по теме исследования, проведено эмпирическое исследование и выводы, сделанные в первой главе исследования, подтверждены на практике. Кроме того, гипотеза, выдвинутая во введении, подтверждена.
На основе анализа психолого-педагогической литературы сделаны выводы на основе обобщения теоретических позиций разных авторов, известных психологов и педагогов, а основная мысль, которая высказана практически всеми специалистами в данной области, что семья является важнейшим институтом социализации. При этом, в качестве вывода можно говорить о том, что в психолого - педагогической литературе нет однозначного определения понятия «тревожность». В исследовании за основу взято определение: тревожность - индивидуальная психологическая особенность, проявляющуюся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам.
Все специалисты отметили ведущую роль семьи в формировании комфортного существования ребенка младшего школьного возраста и все отмечают, что семья - это сложная система взаимосвязанных процессов, а внутрисемейные взаимоотношения представляются основным компонентом системы семейных взаимоотношений.
Специалисты выделили ряд факторов, которые в полной мере влияют на взаимоотношения детей и родителей, к таким факторам можно отнести: психологический микроклимат в семье, личные качества и педагогическую компетентность самих родителей; личностные свойства и качества детей.
Специалисты выделяют задачи семьи: создание условия для
личностного роста и развития ребенка, передача ребенку опыта создания и сохранения семьи, обучения ребенка полезным, прикладным навыкам и умениям, которые должны быть направлены на самообслуживание, поддержку и помощь близким, ведь не только родитель должен поддерживать ребенка, но и наоборот. Значительное место среди факторов влияющих на школьную тревожность оказывают психологически нестабильные состояния самих родителей; воспитание чувства собственного достоинства, ценности собственного «Я».
В ходе работы мы решили следующие задачи:
1. Сделали анализ проблемы тревожности в психологии.
2. Рассмотрели школьную тревожность детей младшего школьного возраста.
3. Проанализировали «родительское отношение» в психологии.
4. Выявили взаимосвязь типа родительского отношения и уровня школьной тревожности детей младшего школьного возраста.
5. Разработали рекомендаций по созданию психолого -педагогических условий для преодоления тревожности у детей младшего школьного возраста в системе родительских отношений.
В процессе подготовки эмпирического исследования были изучены, с целью подбора, диагностические методики. В качестве основы для проведения эксперимента был выбран опросник родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин) и проективная методика выявления уровня школьной тревожности у детей младшего школьного возраста (А.М. Прихожан), выполняемая детьми. При помощи этих методик проведено исследование и проанализированы результаты уровня школьной тревожности и тип родительского отношения.
Результаты по опроснику родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин) показали достаточную степень компетентности большинства родителей в вопросах своего отношения к ребенку, они, в основном, проявляют эффективные типы отношения к детям - «Кооперацию» и «Принятие». Но имеют место и неэффективные способы взаимодействия детей и родителей.
Результаты изучения уровня школьной тревожности у детей младшего школьного возраста (А.М. Прихожан) показали следующее:
1. Имеет место неадекватное отношение к ребенку, которое сформировало тревожное состояние школьника, характеризующееся эмоциональным психологическим дискомфортом.
2. Родители, принявшие участие в эксперименте, создают условия для формирования самостоятельности и выявлено, что не только родители создают комфортные условия, но значительную роль играют особенности самого ребенка. То есть подтвердились на практике теоретические выводы, сделанные ведущими психологами.
3. Эффективность взаимоотношений между взрослыми и детьми является следствием благоприятного климата в семье.
Поставленная в исследовании цель нами достигнута. Выдвинутая в исследовании гипотеза получила свое подтверждение, что позволяет говорить о том, что существует взаимосвязь эффективного типа родительского отношения к ребенку и низкого, либо отсутствие признаков школьной тревожности детей младшего школьного возраста, и неэффективного типа родительского отношения к ребенку и повышенного уровня школьной тревожности детей младшего школьного возраста.


1. Адлер А. Комплекс неполноценности и комплекс превосходства // Наука жить: Port - Royal. Киев, 1998. С. 57-62
2. Аракелов Г.Г., Лысенко Н.Е., Шотт Е.Е. Психофизиологический
метод оценки тревожности // Психологический журнал. 1997. №2.
С. 112-117.
3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2012. 276 с.
4. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. канд. дис. М., 1987. 104 с.
5. Гарбузов В.И. Воспитание ребенка в семье. СПб.: Каро, 2006. 304 с.
6. Гительсон Н.А. Закономерность интеграции психологии, педагогики и достижений культуры в пре и перинатальном воспитании // Пренатальная психология и медецина : сб. мат-лов конф. СПб.: МИПУ, 2010. С. 250-251.
7. Голубева Е.В. Влияние семейного экономического воспитания на развитие мотивационно - ценностной сферы младшего школьника: дис. канд. психол. наук. Таганрог, 2007. 182 с.
8. Детские страхи: роль родителей. Л.В.Щербакова // Психолог в школе. 2015. №1. С.36-39.
9. Истратова О.Н. Развитие младшего школьника в условиях эмоционального отвержения его родителями // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2014. №10. С.186-193.
10. Каганова Т.И., Мостовая Л.И. Школьный невроз как реалия современного начального образования // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LVI-LVII междунар. науч-практ. конф. № 9-10 (56). Новосибирск.: СибАК, 2015. С. 31-37.
11. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2000. 232 с.
12. Краткий психологический словарь / Под ред. Петровский А.В.; Ярошевский М.Г. М.: Политиздат, 1985. 430 с.
13. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. М.: Генезис,
2000. 102 с.
14. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей // Психологическая наука и образование, 1988 №2 . С.15-21.
15. Макаренко А.С. О воспитании. М.: Издательство политической литературы, 1990. 416 с....39


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ