Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения самооценки и мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста .. 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста 6
1.2. Понятие о самооценке и мотивации личности 13
1.3. Мотивационная готовность к школьному обучению как компонент
психологической готовности к школе 28
Выводы по первой главе 37
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и мотивационной готовности к школьному обучению мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста 39
2.1. Организация и методы исследования 39
2.2. Анализ результатов исследования 44
2.3. Методические рекомендации для педагогов и родителей по повышению
самооценки и формированию мотивационной готовности к школьному обуче нию детей старшего дошкольного возраста 57
Выводы по второй главе 66
Заключение 56
Библиографический список 69
Приложение 73
Тема данной работы посвящена изучению взаимосвязи самооценки и мотивационной готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Нужно отметить, что интересующий нас вопрос является частью более широкой проблемы психологической готовности детей к школе.
В свою очередь актуальность изучения проблемы психологической готовности детей к школе обусловлена произошедшими за последнее время серьезными преобразованиями в системе образования: введены новые программы, изменилась сама структура преподавания, все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы не готовыми к обучению [2]. В то время как успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку [2; 9].
Проблема готовности к школьному обучению рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными (Л.Ф. Берцфаи,
Л.Н. Божович, Л.А. Венгер, Я. Йирасек, А. Керн, Д.Б. Эльконин и др.) [7; 10; 16].
Нужно отметить, что успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, в частности мотивационной готовности. Помимо готовности ребенка к школьному обучению, большое значение имеет его самооценка как компонент самосознания, поскольку от нее во многом зависит поведение дошкольника и его отношения к будущему школьному обучению. В этом аспекте представляет интерес выявление гендерных особенностей самооценки, мотивационной готовности и их взаимосвязи у детей старшего дошкольного возраста.
1. Объект исследования - мотивационная готовность к школьному обучению, самооценка детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - взаимосвязь самооценки и мотивационной готовности к школьному обучению мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - выявление взаимосвязи самооценки и мотивационной готовности к школьному обучению мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме самооценки и мотивационной готовности к школьному обучению мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
2. Изучить самооценку у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
3. Исследовать мотивационную готовность к школьному обчению мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
4. Оценить гендерные особенности взаимосвязи уровня самооценки и параметров мотивационной готовности к школьному обучению старших дошкольников.
5. Составить методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию мотивационной готовности к школьному обучению и повышению уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста
Гипотеза исследования: существует гендерная специфика взаимосвязи самооценки и мотивационной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста, самооценка девочек более тесно связана с мотивационной готовностью, чем самооценка мальчиков.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ и изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирическими методами исследования явились: Методика «Лесенка» (автор - В.Г. Щур), методика «Экспериментальная беседа»
(автор - Н.И. Гуткина) - направлена на определение уровня «внутренней позиции школьника», методика «Определение мотивов учения» (автор - М.Р. Гинзбург) - направлена на диагностику доминирующих мотивов учебной деятельности у старших дошкольников.
3. Интерпретационные методы: количественный и качественный анализ полученных результатов.
Практическая значимость исследования: составленные методические рекомендации могут быть использованы воспитателями ДОУ и родителями с целью формирования мотивационной готовности к школьному обучению и повышения уровня самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы представлена введением, двумя главами,
заключением, библиографическим списком, приложением.
Исследование взаимосвязи самооценки и мотивационной готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста состояло из двух этапов - теоретического анализа и эмпирического изучения, так же нами была разработана программа мероприятий направленная на повышение уровня самооценки и мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста.
В результате теоретического анализа мы раскрыли теоретические аспекты изучения самооценки и мотивационной готовности к школьному обучению у старших дошкольников. Нам удалось проанализировать психолого-педагогическую характеристику дошкольного возраста, понятие о самооценке и мотивации личности, а также рассмотреть мотивационную готовность к школьному обучению как компонент психологической готовности к школе. В частности мы выявили, что как и другие периоды психического развития, дошкольный возраст включает в себя главное новообразование, которым являются здесь новая внутренняя позиция ребенка, новый уровень осознания им себя в системе социальных отношений. Кроме того мы выяснили, что самооценка представляет собой ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка является важнейшим компонентом самосознания личности. Самооценка выполняет регуляторную и защитную функцию, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Также удалось выявить, что мотивация - это побуждения, вызывающие активность человека и определяющие ее направленность. Мотивация также представляет собой процесс формирования мотива и имеет определенные стадии (по Е.П. Ильину. Т.е. мотив - это конечный результат мотивационного процесса (мотивации). В свою очередь, мотивационная (личностная) готовность к школе является одним из компонентов психологической готовности ребенка к школе и предполагает наличие у ребенка мотивации к обучению.
В результате эмпирического изучения мы выявили, что у девочек в выборке самооценка с тенденцией к завышению, а у мальчиков самооценка с тенденцией к занижению. Кроме того, уровень сформированности внутренней позиции школьника у девочек выше, чем у мальчиков среди старших дошкольников. Также для девочек по сравнению с мальчиками среди старших дошкольников в выборке более характерен доминирующий учебный мотив обучения в школе. А для мальчиков по сравнению с девочками - более характерен доминирующий игровой мотив обучения в школе. При этом среди старших дошкольников в выборке для девочек более характерен высокий уровень мотивационной готовности к школьному обучению, чем для мальчиков.
В целом на основании исследования мы пришли к подтверждению выдвинутой гипотезы исследования. Т.е. действительно существует гендерная специфика взаимосвязи самооценки и мотивационной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 2003. - 312 с.
2. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: учеб. пособие - 2-е изд. перераб. и доп. / В.А. Аверин. - М.: Академия, 2001. - 346 с.
3. Аверин, В.А. Психология личности. / В.А. Аверин. - СПБ.: 1999. - 89 с.
4. Амонашвили, Ш.А. Размышления о Гуманной Педагогике [Текст] / Ш.А. Амонашвили. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. - 464 с.
5. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: «Аспект-Пресс», 2003. - 364 с.
6. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологичес кого анализа / А.Г. Асмолов. - М., 2001.
7. Бабкина, Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: пособие для психологов и специалистов коррекционного образования / Н.В. Бабкина. - М.: Сфера, 2006. - 214 с.
8. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - М.: Просвещение, 1990. - 183 с.
9. Бибрих, Р.Р., Орлов, А.Б. Монолог или диалог? [Текст] / Р.Р. Бибрих, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1986. - 80 с.
10. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: МПСИ, 2001. - 349 с.
11. Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. - М.: Просвещение, 2004. - 198 с.
12. Вархотова, Е.К., Дятко Н.В., Сазонова Е.В. Экспресс-диагностика готовности к школе. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов / Е.К. Вархотова, Н.В. Дятко, Е.В. Сазонова. - М.:Академия,
2003. - 318 с.
13. Венгер, А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе / А.Л. Венгер. - М.: Просвещение, 1994. - 192 с.
14. Выготский, Л.С. Собрание сочинений, т. 2 / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2000. - 315 с.
15. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. Руководство практического психолога / Н.И. Гуткина. - М.: Академический Проект, 2006. - 264 с....42