Введение
Глава 1.Оценки реформаторской деятельности С. Ю. Витте в историографии, обзор источников 9
1.1. Обзор источников 9
1.2 Особенности изучения реформаторской деятельности С. Ю. Витте в дореволюционной исторической науке 16
1.3 Взгляды историков советского периода на реформаторскую деятельность С. Ю. Витте 23
1.4 Отечественные исследователи реформ С. Ю. Витте после 1991 года и особенности их взглядов 32
Глава 2.Аспекты преподавания темы: «Государственная деятельность Витте» на уроках истории 41
2.1 Методические аспекты изучения источников 41
2.2 Методические аспекты изучения историографии 52
2.3. Методические рекомендации к урокам по теме: «Государственная деятельность С.Ю. Витте» 59
Заключение 65
Библиографический список 68
Приложения 77
Актуальность выбранной темы исследования определяется целым рядом факторов.
Во-первых, неоспоримым является тот факт, что огромное влияние на судьбы развития нашей российской цивилизации оказало проведение реформаторской деятельности в различные периоды ее существования. В связи с этим, реформы С.Ю. Витте выступают в качестве показательного исторического события, произошедшего в истории нашей страны, которые имели огромное положительное влияние на происходящие в ней социально-экономические и политические процессы.
Во-вторых, особое значение приобретает изучение данной темы с позиции познания истории нашей страны конца XIX - начала XX веков, которая ощутила в своем развитии большое влияние реформаторской деятельности С.Ю. Витте.
В-третьих, в методическом плане, изучение данной темы позволяет учащимся лучшим образом познать историю России, понять особенности цивилизационного пути ее развития, воспитывает у учащихся патриотические чувства.
Научно-теоретическая значимость изучения развития историографических исследований обусловлена, прежде всего, потребностью в систематичном анализе трудов отечественных историков по вопросу внутренней политики и реформаторской деятельности С. Ю. Витте. Отсутствие в российской историографии специальных трудов, изучающих указанную проблему, делает настоящую работу достаточно новой и актуальной.
Научно-практическая значимость. Работа может использоваться при подготовке и проведении уроков или элективных курсов в образовательных учреждениях.
Объект исследования - процесс изучения темы «Государственная деятельность С.Ю. Витте» на уроках истории в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - методические условия и возможности изучения темы: «Государственная деятельность С.Ю. Витте» в школе.
Основной целью данной работы является выработать модель изучения особенностей проведения реформаторской деятельности С.Ю. Витте.
Поставленная в работе цель предполагает решение ряда познавательных задач:
1.Исследовать взгляды отечественных историков на реформаторскую деятельность С. Ю. Витте.
2.Определить тенденции исследования реформ С. Ю. Витте в отечественной исторической науке на различных этапах её становления.
3.Изучить методические возможности преподавания данной темы в школьном курсе истории.
Методы исследования. В дипломной работе представляется необходимым использование следующих методов исследования: историко-типологический метод, сравнительный метод, метод наблюдения.
Условия и база исследования. Базой исследования являлось Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №11 в г. Бийске. В соответствии с темой ВКР нами был выбран 8 и 11 класс. Выводы и практические материалы ВКР были использованы в рамках изучения курса «История России в XIX- начале XX веке» на уроках истории во время прохождения педагогической практики.
Хронологические рамки данного исследования охватывают период истории нашего Отечества от конца XIX века до Октябрьской революции 1917 года. Именно в этот период исторического времени была осуществлена активная реформаторская деятельность С.Ю. Витте и заложена экономическая основа развития нашего общества и государства, просуществовавшая до 1917 года.
Географические рамки данного исследования охватывают пространство Российской империи, существовавшее в обозначенный хронологический промежуток времени.
Работа была написана на основе анализа работ специалистов по методике преподавания истории (Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова , М.Т. Студеникин , М.В. Короткова ,Л.Н. Алексашкина и др.). А также исторических работ о государственной деятельности С.Ю. Витте. Были рассмотрены нормативные документы (Федеральные образовательные стандарты , Примерная основная образовательная программа и др.), учебники, методические пособия, дидактические материалы.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель и задачи исследования.
Первая глава посвящена оценке реформаторской деятельности С.Ю. Витте в историографии и обзору источников по данной теме. В данной главе рассматривается противоречивость оценок деятельности и личности С.Ю. Витте и приводится анализ их трансформаций с течением времени.
Во второй главе рассматриваются приемы и методические рекомендации работы с историческими источниками и историографией на уроке истории, и разрабатываются варианты проведения уроков по данной теме.
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы по проведенному исследованию и всей работе в целом.
В ходе нашего исследования была сформирована система объективного и доказанного научного знания о развитии процесса исторических исследований по проблеме реформаторской деятельности С. Ю. Витте в отечественной исторической науке дореволюционного, советского и постсоветского периодов.
При написании данной работы были исследованы взгляды историков отечественной исторической школы на реформаторскую деятельность С. Ю. Витте, проанализированы особенности и условия изучения реформ С. Ю. Витте в российской исторической науке, определены тенденции развития изучения вопроса реформ С. Ю. Витте в отечественной исторической науке на различных этапах её становления. В частности, говоря о дореволюционном этапе изучения реформаторской деятельности С. Ю Витте, стоит отметить появление комплекса статей, брошюр и небольших исследований, не являвшихся в строгом смысле слова научными и носившими публицистический характер. Авторы этих трудов не смогли избежать субъективизма в оценке его деятельности. Тем не менее, данные работы представляют большой интерес, так как в какой-то степени являются живым отражением эпохи реформ.
При написании нашего исследования также была показана тенденция оттеснения источников и подчинения их обществоведческим схемам и установкам историками советского периода. Особенностью существования исторической науки в обозначенный период стала заданность и узость методологических поисков, а признание марксизма в качестве единственно верной методологии пресекло дальнейшие поиски методологического плана. В то же время происходят глубокие линии разрыва в источниковедческой практике. Здесь стоит отметить, что дореволюционная историография в целом отличалась тщательным и глубоким отношением к историческому источнику и хорошие источниковедческие знания являлись во многом критерием историко-научного профессионализма. Определяя особенности исторической науки в советский период мы исходим из того, что сила внешнего влияния была на порядок сильнее, чем тенденции внутри самой науки. Полемика вокруг проблемы реформаторской деятельности С. Ю. Витте разворачивалась по большей части в рамках господствующей марксистско-ленинской концепции.
Во второй части работы мы проанализировали методику преподавания исторических документов на уроке истории и их освещенность в школьном учебнике. Данные полученные после проведенных уроков показывают, что исторические документы служат стимулирующим материалом для развития познавательного интереса у школьников, «погружения» их в проблемное поле урока. Анализ текста подразумевает направленность не только на усвоение исторических фактов, но и на развитие личности школьника.
Кроме того, одновременно с формированием мотивации происходит метапредметное обучение - анализ и сопоставление экономических показателей, возникают познавательные УУД при работе с текстом (анализ, сравнение, сопоставление), то есть происходит формирование информационного умения.
Современный урок - это модель реальной жизни, когда школьник пытается найти выход из сложившейся ситуации, самостоятельно работать и вырабатывать определенные умения и навыки. Задача учителя быть организатором и координатором деятельности ученика.
Результаты проведенного исследования показывают, что внедрение в практику преподавания государственной деятельности С.Ю. Витте разработанных в данной работе методических приемов способствует повышению качества исторических знаний учащихся, повышению уровня познавательной самостоятельности учащихся, формированию творческой личности. В то же время успешность достижения этих целей зависит от целого ряда разноплановых факторов, в том числе от более широкой реализации в ныне действующих учебниках и программах условий для использования исторических документов на уроках истории.
1. Богданович, А.В. Три последних самодержца. Дневник. М., 1990.- 380 с.
2. Витте С.Ю. Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов. // С.Ю. Витте - Киев.,1883. - 294 с.
3. Витте С.Ю. По поводу национализма. Национальная экономия и Фр. Лист. 2-е изд. // С.Ю. Витте - СПб., 1912.- 315с.
4. Вопросы экономической жизни в обсуждении Собрания экономистов. Т.1.СПб., 1911.- с.50
5. Государственная роспись доходов и расходов на (1864-1916гг.) СПб., 1864¬1916.
6. Дневник Алексея Сергеевича Суворина. 2-е изд., испр. и доп. М., 2000. - 180с.
7. Дневник В.М. Голицына // ОР РГБ. Ф. 75. Кн. 21, 26, 30, 31.
8. Историко-культурный стандарт [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.kommersant.ru/docs/2013/standart.pdf.- Дата обращения(16.05.2018).
9. Киреев, А.А. Дневник. 1905-1910 / Сост. К.А. Соловьев. -М., 2010- 150 с.
10. Куропаткина А. Н. Дневник / предисл. М. Н. Покровского. - Нижний Новгород : Нижполиграф, 1923. - 138 с.
11. Мещерский В.П. Мои воспоминания. 2-е изд. // В.П. Мещерский - М.,2003. -250 с.
12. Милюков, П. Н. Воспоминания. // П. Н. Милюков. - М.: Современник, 1990. - 446 с.
13. Последний Петербург: Воспоминания камергера/Сост., примеч. С. С. Тхоржевского. — СПб.: Алетейя, 1999 и 2000. — 255 с.
14. Половцов А.А. Дневник государственного секретаря: в 2 Т. М., 2005.¬400 с.
15. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //window. edu. ru/resource/594/75594/files/Pro gramma_5_9 .pdf. - Дата обращения (01.03.2018).
16. Пуанкаре Р. Ha службе Франции. 1914-1915. //Р. Пуанкаре- M., 2002.- 180 с.
17. Рабочая программа по истории на 2017/2018 учебный год 9 «А, Б, В, Г, Д».
[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://oo538.edu22.info/index.php/2015-05-18-02-30-38. - Датаобращения (20.05.2018).
18. Реформа денежного обращения в России : доклады и прения в III отделении Вольного экономического общества : стенографический отчет. - СПб., 1896. - 263 с.
19. Сонина, Е.С. Петербургская универсальная газета конца XIX века. - СПб.,2004. - 205 с.
20. Урусов С.Д. Записки. Три года государственной службы. // С.Д. Урусов - М., 2009.-156 с.
21. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html . - Дата обращения (05.04.2018).
22. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=266. - Дата обращения (08.05.2018).
23. Шохин Л.И. Дневниковые записи С.Д. Шереметева об С.Ю. Витте // Отечественная история. 1998. № 2. -163 с.
24. «Яснополянские записки»: в 5 кн. / Сост. Л.Н. Толстой. - Кн. I: 1904-1905. М., 1979. -330 с.
Литература
25. Абалкин, Л. И. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте. // Л. И. Абалкин. - М.: АСТ, 2010. - 77 с.
26. Аврех, А. Я. Царизм и третьеиюньская система. // А. Я. Аврех. - М.: Мысль, 1966. - 412 с.
27. Алексашкина Л.Н. Дидактические аспекты преподавания истории / Л.Н. Алексашкина // Педагогика. 1993. - №3.
28. Ананьич, Б. В. Исторический портрет С.Ю. Витте // Б. В. Ананьич. - Вопросы истории, - № 8. - 1990. - С. 35 - 58.
29. Ананьич, Б. В. Экономическая политика С.Ю. Витте. Кризис самодержавия 1861 -1917 гг. // Б. В. Ананьич. - Москва: Наука, 1987. - 195 с.
30. Ананьич, Б. В. Сергей Юльевич Витте и его время. // Б. В. Ананьич. - Санкт-Петербург: Издательство Д. Буланина, 2000. - 430 с.
31. Ананьич, Б.В. Сергей Юльевич Витте // Вопросы истории. - 1990. № 9. - с. 11-59.
32. Балашов, В. А. Историография отечественной истории (1917 г. - начало 90-х гг.) // В. А. Балашов. - Саранск: Научная мысль, 1994. - 111 с.
33. Балицкий, Г. В. Фабричное законодательство в России. // Г. В. Балицкий. - Москва: АСТ-ПРЕСС, 1996. - 212 с.
34. Барандов, Г. К. Столыпинская реакция. // Г. К. Барандов. - Москва: Мысль, 1938. - 89 с.
35. Брусникин, Е. М. Крестьянский вопрос в России в период политической реакции. // Е. М. Брусникин. - Ленинград: Наука, 1981. - 72 с.
36. Василевский, Е. Г. Идейная борьба вокруг столыпинской аграрной реформы. // Е. Г. Василевский. - Москва: Мысль, 1938. - 195 с.
37. Вернадский, Г. В. Русская историография. // Г. В. Вернадский. - Санкт- Петербург: Витязь, 2009. - 511 с.
38. Володина, Т. А. Проблемы источниковедения и историографии / Т.А. Володина, А.Н. Сахаров, В.П. Данилов. М.: Скрипторий, 1997. - 568 с.
39. Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавания истории / Е.Е.Вяземский, О.Ю. Стрелова. М.: Владос, 2003. - 382с
40. Гиндин, И. Ф. Концепция капиталистической индустриализации России в работах Теодора фон Лауэ // И. Ф. Гиндин. - История СССР, № 11. 1971. - 521с.
41. Грант, М. И. Граф Витте. // М. И. Грант. - Берлин: Вчера и сегодня, 1906.- 115 с.
42. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XIX в. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. -11изд.- М.: Просвещение, 2010. - 350 с.
43. Дейч, Г. М. Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности 1902 - 1905 гг. // Г. М. Дейч. - Ленинград: Академия, 1946.- 381 с.
44. Дубровский, С. М. Столыпинская реформа. // С. М. Дубровский. - Ленинград: Академия, 1925. - 362 с.
45. Дякин, B. C. Деньги для сельского хозяйства. (Выбор пути экономического развития России. 1892-1914) // В. С. Дякин. - История СССР, № 3. 1991. - С. 52 - 79.
46. Ефремов, П. Н. Столыпинская аграрная политика. // П. Н. Ефремов. - Москва: Наука, 1941. - 115 с.
47.Загладин Н.В. История России. XX век. Учебник для 9 класса общеобразовательного учереждения. - 6-е изд. - М.:ООО «ТИД «Русское слово -PC»,2007. - 400 с.
48. Игнатьев, А. В. С. Ю. Витте - дипломат. // А. В. Игнатьев. - Москва: АСТ,2012. - 452 с.
49. Ильин, С. В. С. Ю. Витте. // С. В. Ильин. - Москва: Молодая гвардия,2006. - 511 с.
50. История России для 9 класса Ч. 2 под ред. академика РАН А. В. Торкунова, М., 2016. - 350 с.
51. Исторические источники в преподавании истории в школе и вузе: современные историче- ские подходы : коллективная монография / под ред. В. А. Зверева, О. М. Хлытиной; Мин-во об- разования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2013. - 148 с
52. Канн, С. К. С. Ю.Витте и создание комитета сибирской железной дороги. // С. К. Канн. - Москва: АСТ, 2011. - 72 с.
53. Карпов, Н. Н. Аграрная политика Столыпина. // Н. Н. Карпов. - М., 1925. -212 с.
54. Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России УШ-ХУвв.: Учебник для VII класса средних учебных заведений. М.: МИРОС, «Вентана-Граф», 1997.¬150с.
55. Клейнов, Г. М. Граф С. Ю.Витте. // Г. М. Клейнов. - СПб.: Типография А.Э. Винеке, 1906. - 163 с.
56. Ключарев, С. В. Крестьянская нищета и финансово-экономическая система С.Ю. Витте. // С. В. Ключарев. - Киев: Русская мысль, 1906. - 112 с.
57. Ковалевский, М. М. Экономический строй России. // М. М. Ковалевский. - Санкт-Петербург: Типография А.В. Ермолаева, 1907. - 119 с.
58. Колышко, И. Новая книга графа С.Ю. Витте. // И. Колышко. - Санкт- Петербург: Голос минувшего, 1914. - 105 с.
59. Короткова М.В. Повседневность на уроках истории / М.В. Короткова // Преподавание истории и обществознания в школе. -2004.-№5.
60. Кони, А. Ф. Мемуары. // А. Ф. Кони. - Москва: Наука, 1977. - 365 с.
61. Корелин, А. П. Первый российский премьер. // А. П. Корелин. - М.:Мысль, 1998. - 208 с.
62. Корелин, А. П. С. Ю. Витте. Россия на рубеже веков. Исторические портреты. // А. П. Корелин. - М.: Наука, 1991. - 153 с.
63. Лаверычев, В. Я. Витте. // В. Я. Лаверычев. - М.: Мысль, 1999. - 371 с.
64. Литвинов, И. Г. Столыпинщина. // И. Г. Литвинов. - Харьков: 1931 - 319 Лачаева, М. Ю. Историография истории России до 1917 г. // М. Ю. Лачаева. - Москва: Владос, - 371 с.
65. Лунц, М. Г. Из истории фабричного законодательства, фабричной инспекции и рабочего движения в России. // М. Г. Лунц. - Москва: АСТ-ПРЕСС, 1998. - 111 с.
66. Лутохин, Д. А. Граф С.Ю. Витте как министр финансов. // Д. А. Лутохин. - Петроград: Двигатель, 1915. - 72 с.
67. Лященко, П. И. История народного хозяйства СССР. // П. И. Лященко. - Москва: Наука, 1952. - 792 с.
68. Маркевич М.Ю. Исторические документы как средство формирования навыков исследовательской работы в 10-11 классах средней школы // Вестник науки и образования. 2015. № 6 (8). С. 12-15.
69. Мигулин, П. П. Настоящее и будущее русских финансов. - Харьков: Печатное дело, 1907. - 389 с.
70. Мигулин, П. П. Русский государственный кредит. // П. П. Мигулин. - Харьков: Печатное дело, - 1907. - 1217 с.
71. Погребинский, Д. П. Реформы С. Ю. Витте и его время. // Д. П. Погребинский. - Санкт-Петербург: ПРЕССА, 2005. - 191 с.
72. Покровский, М. Н. История России с древнейших времён. // М. Н. Покровский. - Москва: Эксмо, 2001. - 928 с.
73. Сахаров, А. Н. Россия в XX веке: Судьбы исторической науки / А. Н. Сахаров, В. П. Данилов, В. М. Бухарев, Т. А. Володина. Москва: Скрипторий, 1997. - 471 с.
74. Сахаров А.Н., Боханова А.Н., Козленко С.И. История России с древнейших времен до конца XIX века. Издательство. М.: «ТИД-Русское слово -РС»,2013. - 380 с.
75. Сиделышков, С. М. Аграрная политика самодержавия в период империализма. // С. М. Сиделышков. - М.: Наука, 1980. - 311 с.
76. Сидоров, А. Л. С.Ю. Витте. // А. Л. Сидоров. - Москва: ЭКСМО, 2001. - 211 с.
77. Симонова, М. С. Кризис аграрной политики царизма накануне первой российской революции. // М. С. Симонова. - Москва: Наука, 1987. - 256 с.
78. Соловьёв, Ю. Б. Реформы Витте. // Ю. Б. Соловьёв. - Санкт-Петербург: Типография, 2011. - 155 с.
79. Степанов, С. А. С. Ю. Витте. // С. А. Степанов. - Москва: Терра, 2012. -484 с.
80. Струве, П. Б. Граф С. Ю. Витте. Опыт характеристики. // П. Б. Струве. - Петроград: Двигатель, 1915. - 199 с.
81. Стрелова О.Ю. Учебник истории: старт в новый век: по¬ соб. для учителя / О. Ю. Стрелова, Е. Е. Вяземский. М.: Просвещение, 2006.- 368 с.
82. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: учеб.для студентов вузов / М.Т. Студеникин. М.: ВЛАДОС, 2002.- 350 с.
83. Теория и методика обучения истории. Сло- варь справочник / Э. В. Ванина, Л. К. Ермолаева, О. Н. Журавлева и др.; Под ред. В. В. Барабанова и Н. Н. Лазуковой. - М.: Высш. шк., 2007. - 352 с
84. Титова Л.Д. Опыт использования приемов технологии развития критического мышления для работы с текстом на уроках истории и обществознания // Профессиональный стандарт. - Киров: МЦНИП, 2013. - 864 с.
85. Туган-Барановский, М. И. Русская фабрика в прошлом и настоящем. // М. И. Туган-Барановский. - Санкт-Петербург: Двигатель, 1907. - 362 с.
86. Умбрашко К.Б. Развитие творческого мышления на уроках истории. // ПИШ., 1996. № 2
87. Цепилова, В. И. Историческая наука в русском зарубежье: методологические аспекты. // В. И. Цепилова. - Санкт-Петербург: ПРЕССА,2001. - 51 с.
88.Чернышев, И. В. Аграрно-крестьянская политика России за 150 лет. // И. В. Чернышев. - Москва: Наука, 1995. - 428 с.
89. Шапкарин, А. В. Столыпинская аграрная реформа. // А. В. Шапкарин. - Москва: 1955. - 282 с.
90. Шикло, А. Е. Историография истории России. // А. Е. Шикло. - Москва: Академия, 2012. - 480 с.
91. Шепелев, JI. E. С. Ю. Витте. // Л. Е. Шепелев. - Москва: АСТ, 2005. - 391 с.
92. Шишов, А. В. Витте. Финансовый гений последних Романовых. // А. В. Шишов. - Москва: Вече, 2004. - 562 с.
93. Шулейкин, И. Д. История земельных отношений и землеустройства. // И. Д. Шулейкин. - Москва: 1933. - 231 с.