Методика изучения темы «Государственная деятельность С.Ю. Витте» на уроках истории в общеобразовательной школе
|
Введение
Глава 1.Оценки реформаторской деятельности С. Ю. Витте в историографии, обзор источников 9
1.1. Обзор источников 9
1.2 Особенности изучения реформаторской деятельности С. Ю. Витте в дореволюционной исторической науке 16
1.3 Взгляды историков советского периода на реформаторскую деятельность С. Ю. Витте 23
1.4 Отечественные исследователи реформ С. Ю. Витте после 1991 года и особенности их взглядов 32
Глава 2.Аспекты преподавания темы: «Государственная деятельность Витте» на уроках истории 41
2.1 Методические аспекты изучения источников 41
2.2 Методические аспекты изучения историографии 52
2.3. Методические рекомендации к урокам по теме: «Государственная деятельность С.Ю. Витте» 59
Заключение 65
Библиографический список 68
Приложения 77
Глава 1.Оценки реформаторской деятельности С. Ю. Витте в историографии, обзор источников 9
1.1. Обзор источников 9
1.2 Особенности изучения реформаторской деятельности С. Ю. Витте в дореволюционной исторической науке 16
1.3 Взгляды историков советского периода на реформаторскую деятельность С. Ю. Витте 23
1.4 Отечественные исследователи реформ С. Ю. Витте после 1991 года и особенности их взглядов 32
Глава 2.Аспекты преподавания темы: «Государственная деятельность Витте» на уроках истории 41
2.1 Методические аспекты изучения источников 41
2.2 Методические аспекты изучения историографии 52
2.3. Методические рекомендации к урокам по теме: «Государственная деятельность С.Ю. Витте» 59
Заключение 65
Библиографический список 68
Приложения 77
Актуальность выбранной темы исследования определяется целым рядом факторов.
Во-первых, неоспоримым является тот факт, что огромное влияние на судьбы развития нашей российской цивилизации оказало проведение реформаторской деятельности в различные периоды ее существования. В связи с этим, реформы С.Ю. Витте выступают в качестве показательного исторического события, произошедшего в истории нашей страны, которые имели огромное положительное влияние на происходящие в ней социально-экономические и политические процессы.
Во-вторых, особое значение приобретает изучение данной темы с позиции познания истории нашей страны конца XIX - начала XX веков, которая ощутила в своем развитии большое влияние реформаторской деятельности С.Ю. Витте.
В-третьих, в методическом плане, изучение данной темы позволяет учащимся лучшим образом познать историю России, понять особенности цивилизационного пути ее развития, воспитывает у учащихся патриотические чувства.
Научно-теоретическая значимость изучения развития историографических исследований обусловлена, прежде всего, потребностью в систематичном анализе трудов отечественных историков по вопросу внутренней политики и реформаторской деятельности С. Ю. Витте. Отсутствие в российской историографии специальных трудов, изучающих указанную проблему, делает настоящую работу достаточно новой и актуальной.
Научно-практическая значимость. Работа может использоваться при подготовке и проведении уроков или элективных курсов в образовательных учреждениях.
Объект исследования - процесс изучения темы «Государственная деятельность С.Ю. Витте» на уроках истории в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - методические условия и возможности изучения темы: «Государственная деятельность С.Ю. Витте» в школе.
Основной целью данной работы является выработать модель изучения особенностей проведения реформаторской деятельности С.Ю. Витте.
Поставленная в работе цель предполагает решение ряда познавательных задач:
1.Исследовать взгляды отечественных историков на реформаторскую деятельность С. Ю. Витте.
2.Определить тенденции исследования реформ С. Ю. Витте в отечественной исторической науке на различных этапах её становления.
3.Изучить методические возможности преподавания данной темы в школьном курсе истории.
Методы исследования. В дипломной работе представляется необходимым использование следующих методов исследования: историко-типологический метод, сравнительный метод, метод наблюдения.
Условия и база исследования. Базой исследования являлось Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №11 в г. Бийске. В соответствии с темой ВКР нами был выбран 8 и 11 класс. Выводы и практические материалы ВКР были использованы в рамках изучения курса «История России в XIX- начале XX веке» на уроках истории во время прохождения педагогической практики.
Хронологические рамки данного исследования охватывают период истории нашего Отечества от конца XIX века до Октябрьской революции 1917 года. Именно в этот период исторического времени была осуществлена активная реформаторская деятельность С.Ю. Витте и заложена экономическая основа развития нашего общества и государства, просуществовавшая до 1917 года.
Географические рамки данного исследования охватывают пространство Российской империи, существовавшее в обозначенный хронологический промежуток времени.
Работа была написана на основе анализа работ специалистов по методике преподавания истории (Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова , М.Т. Студеникин , М.В. Короткова ,Л.Н. Алексашкина и др.). А также исторических работ о государственной деятельности С.Ю. Витте. Были рассмотрены нормативные документы (Федеральные образовательные стандарты , Примерная основная образовательная программа и др.), учебники, методические пособия, дидактические материалы.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель и задачи исследования.
Первая глава посвящена оценке реформаторской деятельности С.Ю. Витте в историографии и обзору источников по данной теме. В данной главе рассматривается противоречивость оценок деятельности и личности С.Ю. Витте и приводится анализ их трансформаций с течением времени.
Во второй главе рассматриваются приемы и методические рекомендации работы с историческими источниками и историографией на уроке истории, и разрабатываются варианты проведения уроков по данной теме.
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы по проведенному исследованию и всей работе в целом.
Во-первых, неоспоримым является тот факт, что огромное влияние на судьбы развития нашей российской цивилизации оказало проведение реформаторской деятельности в различные периоды ее существования. В связи с этим, реформы С.Ю. Витте выступают в качестве показательного исторического события, произошедшего в истории нашей страны, которые имели огромное положительное влияние на происходящие в ней социально-экономические и политические процессы.
Во-вторых, особое значение приобретает изучение данной темы с позиции познания истории нашей страны конца XIX - начала XX веков, которая ощутила в своем развитии большое влияние реформаторской деятельности С.Ю. Витте.
В-третьих, в методическом плане, изучение данной темы позволяет учащимся лучшим образом познать историю России, понять особенности цивилизационного пути ее развития, воспитывает у учащихся патриотические чувства.
Научно-теоретическая значимость изучения развития историографических исследований обусловлена, прежде всего, потребностью в систематичном анализе трудов отечественных историков по вопросу внутренней политики и реформаторской деятельности С. Ю. Витте. Отсутствие в российской историографии специальных трудов, изучающих указанную проблему, делает настоящую работу достаточно новой и актуальной.
Научно-практическая значимость. Работа может использоваться при подготовке и проведении уроков или элективных курсов в образовательных учреждениях.
Объект исследования - процесс изучения темы «Государственная деятельность С.Ю. Витте» на уроках истории в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - методические условия и возможности изучения темы: «Государственная деятельность С.Ю. Витте» в школе.
Основной целью данной работы является выработать модель изучения особенностей проведения реформаторской деятельности С.Ю. Витте.
Поставленная в работе цель предполагает решение ряда познавательных задач:
1.Исследовать взгляды отечественных историков на реформаторскую деятельность С. Ю. Витте.
2.Определить тенденции исследования реформ С. Ю. Витте в отечественной исторической науке на различных этапах её становления.
3.Изучить методические возможности преподавания данной темы в школьном курсе истории.
Методы исследования. В дипломной работе представляется необходимым использование следующих методов исследования: историко-типологический метод, сравнительный метод, метод наблюдения.
Условия и база исследования. Базой исследования являлось Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №11 в г. Бийске. В соответствии с темой ВКР нами был выбран 8 и 11 класс. Выводы и практические материалы ВКР были использованы в рамках изучения курса «История России в XIX- начале XX веке» на уроках истории во время прохождения педагогической практики.
Хронологические рамки данного исследования охватывают период истории нашего Отечества от конца XIX века до Октябрьской революции 1917 года. Именно в этот период исторического времени была осуществлена активная реформаторская деятельность С.Ю. Витте и заложена экономическая основа развития нашего общества и государства, просуществовавшая до 1917 года.
Географические рамки данного исследования охватывают пространство Российской империи, существовавшее в обозначенный хронологический промежуток времени.
Работа была написана на основе анализа работ специалистов по методике преподавания истории (Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова , М.Т. Студеникин , М.В. Короткова ,Л.Н. Алексашкина и др.). А также исторических работ о государственной деятельности С.Ю. Витте. Были рассмотрены нормативные документы (Федеральные образовательные стандарты , Примерная основная образовательная программа и др.), учебники, методические пособия, дидактические материалы.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель и задачи исследования.
Первая глава посвящена оценке реформаторской деятельности С.Ю. Витте в историографии и обзору источников по данной теме. В данной главе рассматривается противоречивость оценок деятельности и личности С.Ю. Витте и приводится анализ их трансформаций с течением времени.
Во второй главе рассматриваются приемы и методические рекомендации работы с историческими источниками и историографией на уроке истории, и разрабатываются варианты проведения уроков по данной теме.
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы по проведенному исследованию и всей работе в целом.
В ходе нашего исследования была сформирована система объективного и доказанного научного знания о развитии процесса исторических исследований по проблеме реформаторской деятельности С. Ю. Витте в отечественной исторической науке дореволюционного, советского и постсоветского периодов.
При написании данной работы были исследованы взгляды историков отечественной исторической школы на реформаторскую деятельность С. Ю. Витте, проанализированы особенности и условия изучения реформ С. Ю. Витте в российской исторической науке, определены тенденции развития изучения вопроса реформ С. Ю. Витте в отечественной исторической науке на различных этапах её становления. В частности, говоря о дореволюционном этапе изучения реформаторской деятельности С. Ю Витте, стоит отметить появление комплекса статей, брошюр и небольших исследований, не являвшихся в строгом смысле слова научными и носившими публицистический характер. Авторы этих трудов не смогли избежать субъективизма в оценке его деятельности. Тем не менее, данные работы представляют большой интерес, так как в какой-то степени являются живым отражением эпохи реформ.
При написании нашего исследования также была показана тенденция оттеснения источников и подчинения их обществоведческим схемам и установкам историками советского периода. Особенностью существования исторической науки в обозначенный период стала заданность и узость методологических поисков, а признание марксизма в качестве единственно верной методологии пресекло дальнейшие поиски методологического плана. В то же время происходят глубокие линии разрыва в источниковедческой практике. Здесь стоит отметить, что дореволюционная историография в целом отличалась тщательным и глубоким отношением к историческому источнику и хорошие источниковедческие знания являлись во многом критерием историко-научного профессионализма. Определяя особенности исторической науки в советский период мы исходим из того, что сила внешнего влияния была на порядок сильнее, чем тенденции внутри самой науки. Полемика вокруг проблемы реформаторской деятельности С. Ю. Витте разворачивалась по большей части в рамках господствующей марксистско-ленинской концепции.
Во второй части работы мы проанализировали методику преподавания исторических документов на уроке истории и их освещенность в школьном учебнике. Данные полученные после проведенных уроков показывают, что исторические документы служат стимулирующим материалом для развития познавательного интереса у школьников, «погружения» их в проблемное поле урока. Анализ текста подразумевает направленность не только на усвоение исторических фактов, но и на развитие личности школьника.
Кроме того, одновременно с формированием мотивации происходит метапредметное обучение - анализ и сопоставление экономических показателей, возникают познавательные УУД при работе с текстом (анализ, сравнение, сопоставление), то есть происходит формирование информационного умения.
Современный урок - это модель реальной жизни, когда школьник пытается найти выход из сложившейся ситуации, самостоятельно работать и вырабатывать определенные умения и навыки. Задача учителя быть организатором и координатором деятельности ученика.
Результаты проведенного исследования показывают, что внедрение в практику преподавания государственной деятельности С.Ю. Витте разработанных в данной работе методических приемов способствует повышению качества исторических знаний учащихся, повышению уровня познавательной самостоятельности учащихся, формированию творческой личности. В то же время успешность достижения этих целей зависит от целого ряда разноплановых факторов, в том числе от более широкой реализации в ныне действующих учебниках и программах условий для использования исторических документов на уроках истории.
При написании данной работы были исследованы взгляды историков отечественной исторической школы на реформаторскую деятельность С. Ю. Витте, проанализированы особенности и условия изучения реформ С. Ю. Витте в российской исторической науке, определены тенденции развития изучения вопроса реформ С. Ю. Витте в отечественной исторической науке на различных этапах её становления. В частности, говоря о дореволюционном этапе изучения реформаторской деятельности С. Ю Витте, стоит отметить появление комплекса статей, брошюр и небольших исследований, не являвшихся в строгом смысле слова научными и носившими публицистический характер. Авторы этих трудов не смогли избежать субъективизма в оценке его деятельности. Тем не менее, данные работы представляют большой интерес, так как в какой-то степени являются живым отражением эпохи реформ.
При написании нашего исследования также была показана тенденция оттеснения источников и подчинения их обществоведческим схемам и установкам историками советского периода. Особенностью существования исторической науки в обозначенный период стала заданность и узость методологических поисков, а признание марксизма в качестве единственно верной методологии пресекло дальнейшие поиски методологического плана. В то же время происходят глубокие линии разрыва в источниковедческой практике. Здесь стоит отметить, что дореволюционная историография в целом отличалась тщательным и глубоким отношением к историческому источнику и хорошие источниковедческие знания являлись во многом критерием историко-научного профессионализма. Определяя особенности исторической науки в советский период мы исходим из того, что сила внешнего влияния была на порядок сильнее, чем тенденции внутри самой науки. Полемика вокруг проблемы реформаторской деятельности С. Ю. Витте разворачивалась по большей части в рамках господствующей марксистско-ленинской концепции.
Во второй части работы мы проанализировали методику преподавания исторических документов на уроке истории и их освещенность в школьном учебнике. Данные полученные после проведенных уроков показывают, что исторические документы служат стимулирующим материалом для развития познавательного интереса у школьников, «погружения» их в проблемное поле урока. Анализ текста подразумевает направленность не только на усвоение исторических фактов, но и на развитие личности школьника.
Кроме того, одновременно с формированием мотивации происходит метапредметное обучение - анализ и сопоставление экономических показателей, возникают познавательные УУД при работе с текстом (анализ, сравнение, сопоставление), то есть происходит формирование информационного умения.
Современный урок - это модель реальной жизни, когда школьник пытается найти выход из сложившейся ситуации, самостоятельно работать и вырабатывать определенные умения и навыки. Задача учителя быть организатором и координатором деятельности ученика.
Результаты проведенного исследования показывают, что внедрение в практику преподавания государственной деятельности С.Ю. Витте разработанных в данной работе методических приемов способствует повышению качества исторических знаний учащихся, повышению уровня познавательной самостоятельности учащихся, формированию творческой личности. В то же время успешность достижения этих целей зависит от целого ряда разноплановых факторов, в том числе от более широкой реализации в ныне действующих учебниках и программах условий для использования исторических документов на уроках истории.
Подобные работы
- Методика изучения темы «Развитие железнодорожной сети Российской империи в конце XIX- начале XX вв.» на уроках истории в общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Методика изучения темы «Финляндия в составе Российской империи» в общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Методика изучения темы «Британский фактор как элемент внешней политики России» в школьном курсе истории
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 11 класса в процессе изучения темы «Многогранники»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2023 - Формирование финансовой грамотности в процессе обучения математики(Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСАХ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ТАТАРСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
Дипломные работы, ВКР, патентное право. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В ИНОЯЗЫЧНОМ СОЦИУМЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Разработка программы внеурочной деятельности с использованием фенологических наблюдений в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Развитие вокальных навыков учащихся 4 года обучения детской музыкальной школы средствами информационно-коммуникационных технологий
Дипломные работы, ВКР, музыка. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



