Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения родительского отношения к ребенку старшего дошкольного возраста и его статусного положения в группе сверстников 6
1.1. Понятие «родительское отношение». Родительское отношение к
ребенку старшего дошкольного возраста 6
1.2. Межличностные взаимоотношения и статусное положение
дошкольников в группе сверстников 12
1.3. Влияние родительского отношения на развитие личности ребенка
старшего дошкольного возраста и его статусное положение в группе сверстников 32
Выводы по первой главе 39
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи родительского отношения к ребенку старшего дошкольного возраста и его статусного положения в группе сверстников 40
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 40
2.2. Результаты исследования родительского отношения к ребенку
старшего дошкольного возраста 45
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования статусного
положения ребенка в группе сверстников 50
2.4. Анализ взаимосвязи родительского отношения к ребенку старшего дошкольного возраста и его статусного положения в группе сверстников . 54
2.5. Рекомендации для педагогов и родителей. Родительское отношение к
ребенку старшего дошкольного возраста и его статусное положение в группе сверстников 57
Выводы по второй главе 65
Заключение 67
Библиографический список 70
Приложение 74
В психологии одной из наиболее актуальных на сегодняшний день тем являются родительские отношения. Это обусловлено тем, что, несмотря на огромное количество научных исследований, и разработок по данной проблеме, никто так однозначно и не может сказать, как правильно воспитывать детей. Единственное, что известно, необходимо с самого рождения прививать и вкладывать в ребенка все необходимые основы для выживания в мире. Как правило, любые родительские отношения рано или поздно, независимо от характера воспитания, проходят довольно трудный период. Одним из таких периодов является старший дошкольный возраст.
Традиционно исследования родительских отношений строятся вокруг изучения роли взрослого в построении взаимодействии с ребенком, а позиция ребенка, особенно на ранних стадиях развития рассматривается как пассивная/реактивная. При таком подходе, ребенок, по сути, не является активным субъектом взаимодействия с родителем. Родительские отношения - это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, а также особенностей восприятия и понимание характера и личности ребенка, его поступков. Чрезвычайная значимость родительского отношений в формировании личности ребенка привлекала внимание многих психологов самых различных школ и направлений.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности взрослого человека. Ранее развитие у ребенка понимания важности благоприятных межличностных отношений формирует определенную культуру таких отношений, что позволяет ему в будущем достигать значительных успехов в освоении окружающей действительности, творчески подходить к решению социальных задач, находить собственное место в обществе, развивать личностные, потенциально заложенные, художественные способности. Благодаря сформированным основам межличностной культуры, ребенок в дальнейшем лучше адаптируется к новым социальным условиям.
Статусное положение в группе сверстников - это один из показателей личностной готовности к школе. Низкое положение в группе является результатом постоянного давления взрослых, их неудовлетворенности его успехами, недовольства поведением, степенью трудолюбия и прочими «грехами». Эмоциональную незащищенность, ранимость ребенка, его потребность в поддержке и внимании очень часто не учитывают родители.
Состояние исследования проблемы: в последнее время растет интерес ученых и практиков к проблеме воспитания ребенка в семье. Психологи обнаружили, что родительское отношение оказывает сильное влияние на самооценку ребенка, его «Я-образ». Проблемой родительских отношений занимались западные и отечественные клиницисты такие как: Р. Бернс, С. Куперсмит, М. Розенберг, Л.Д. Стотт, М. Розенберг, Д. Буолби,
З.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер и др.
Разрозненность, фрагментарность сведений о семье, трудности получения информации из семьи объясняют отсутствие в современной психологической науке целостного представления о содержании и воспитании в современной семье.
Цель исследования: изучение взаимосвязи родительского отношения к ребенку старшего дошкольного возраста и его статусного положения в группе сверстников.
Объект исследования: социометрический статус ребенка старшего дошкольного возраста, родительское отношение к ребенку.
Предмет исследования: влияние родительского отношения на развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста и его статусное положение в группе сверстников.
Гипотеза исследования: при эффективных родительских отношениях в семье (если в семье доминирует принятие, эмпатия, сотрудничество, поощрение автономности, удовлетворение потребностей) статусное положение в группе сверстников будет на высоком уровне. При неэффективных родительских отношениях в семье (если в семье эмоциональная дистанция, конфликтность, требовательность, контроль, авторитарность) статусное положение в группе сверстников будет на низком уровне.
Для достижения данной цели исследования мы поставили следующие задачи:
1. Раскрыть понятие «родительское отношение».
2. Рассмотреть межличностные взаимоотношения и статусное положение дошкольников в группе сверстников .
3. Выявить влияние родительского отношения на развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста и его статусное положение в группе сверстников.
4. Разработать рекомендации для педагогов и родителей по улучшению межличностных отношений в группе сверстников и оптимизации социального статуса ребенка.
Методологическую основу исследования составили положения психологии родительских отношений (А.Я. Варга, Р.В. Овчарова, А.С. Спиваковская, В.В. Столин, Э.Г. Эйдемиллер), положения социальной психологии о взаимодействии и общении (Г.М. Андреева, Э. Аронсон, Я.Л. Коломенский, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Д. Маерс, В.А. Мазилов, А.А. Реан)
Методы исследования: теоретические (анализ психолого
педагогической литературы по теме исследования), эмпирические (тестирование, количественный и качественный анализ данных).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводам по главам, заключения, списка литературы, приложения.
Для достижения поставленной цели был решен ряд задач.
Раскрыто понятие родительское отношение. Определено, что родительское отношение - это система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков. Характер родительского отношения, который обуславливается преобладанием у родителя нормативного или личностного начала, определяет стиль воспитания ребенка. Такой подход позволяет построить своеобразный профиль родительского поведения, отражающий наиболее характерный стиль воспитания как в индивидуальном случае для конкретного родителя, так и для группы родителей детей определенного возраста. Специфика родительского отношения заключается также в его постоянном изменении с возрастом ребенка и неизбежном отделении ребенка от родителей.
Рассмотрены межличностные взаимоотношения и статусное положение дошкольников в группе сверстников. Выявлено, что межличностные отношения проявляются в качественных характеристиках деятельности. Привлекательной для ребенка деятельность становится, если он осознано видит необходимость ее выполнения и имеет ясные и понятные для него цели. В случаи с дошкольниками лучше, когда цель имеет игровой характер и ребенок осознано принимает на себя роль, включается в ролевое взаимодействие. В старшем дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать сверстники. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у дошкольника она уже становится одной из главных.
В старшем дошкольном возрасте ребенок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него начинает вырабатываться устойчивый личностный стиль поведения и появляется представление о самом себе.
В дошкольный период статусное положение содержит в себе: самопредставление (образ Я), познание себя и оценивание себя; знание мировых ценностей (добросердечности, красоты, истины); проявление чувствительно-оценочного отношения к миру (интересы, наклонности, предпочтения), выражение собственного суждения, отношения; саморегуляция, контроль поведения, деятельности и их последствий для окружения; ориентирование и выявление внимания к окружению (как к близкому, семейному, так и в мире, стране); знание и применение норм отношений с людьми; нормальное выказывание переживания за другого, сочувствия к нему, отзывчивости; проведение совместных действий.
Выявлено влияние родительского отношения на развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста и его статусное положение в группе сверстников. Для этого проведено экспериментальное исследование на базе Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 198
открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
В исследовании принимали участие 15 старших дошкольников и их матери. Для достижения целей исследования были использованы три методики.
Исследование по методике «Тест родительского отношения» позволило выявить, что родители, принимавшие участие в экспериментальной работе по-разному относятся к своим детям: положительное отношение зафиксировано у 47% родителей, нейтральное отношение отмечено у 20% родителей и отрицательное отношение было зафиксировано у 33% родителей.
Диагностика по социометрической методике показала, что для 13% дошкольников характерен статус «звезды», для 20% дошкольников характерен статус «предпочитаемые» и для 34% дошкольников - «принятые». Для 13% дошкольников характерен статус «изолированных» и для 20% дошкольников - статус «отверженный».
Исследование по методике «Два домика» показало, что для 27% дошкольников характерен высокий статус в группе, 40% детей показали средний статус и низкий статус был зафиксирован у 33% детей.
Для исследования взаимосвязи родительского отношения к ребенку старшего дошкольного возраста и его статусного положения в группе сверстников был проведен корреляционный анализ при помощи коэффициента ранговой корреляции Ч. Спирмена. Расчеты показали, что зафиксирована тесная положительная взаимосвязь родительского отношения к ребенку старшего дошкольного возраста и его статусного положения в группе сверстников.
На основании результатов исследования разработали коррекционноразвивающую программу, направленную на улучшение межличностных отношений в группе сверстников и оптимизацию социального статуса ребенка.
Таким образом, проведенное исследование и расчеты позволили подтвердить выдвинутую гипотезу о том, что при эффективных родительских отношениях в семье (если в семье доминирует принятие, эмпатия, сотрудничество, поощрение автономности, удовлетворение потребностей) статусное положение в группе сверстников будет на высоком уровне. При неэффективных родительских отношениях в семье (если в семье эмоциональная дистанция, конфликтность, требовательность, контроль, авторитарность) статусное положение в группе сверстников будет на низком уровне.
1. Абульханова, К.А. О субъекте психической деятельности / К.А. Абульханова. - М., 2013. -130 с.
2. Бодалев, А.А. Семья в психологической консультации /
А.А. Бодалев, В.В. Столин М.: Педагогика, 2006. - 180 с.
3. Боуэн, М.О процессах дифференциации своего «Я» в
родительской семье. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: основные понятия, методы и клиническая практика / М.О. Боуэн. - М.: Когито-Центр, 2005. - 130 с.
4. Бурменская, Г.В. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей / Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс. - М.: Изд-во МГУ, 2005. - 158 с.
5. Варга, Д. Дела семейные / Д. Варга. - М.: Педагогика, 2006. - 160 с.
6. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. - М., 2009. - 140 с.
7. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - Москва: Эксмо, 2003. - 512 с.
8. Горячев, А.П. Проблемы семейных отношений / А.П. Горячев. - М.: Феникс, 2005. - 128 с.
9. Гришин, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришин. - СПб.: Питер, 2008. - 544 с
10. Голод, С. Стабильность семьи: социологический и
демографический аспекты / С. Голод. - М., 2006. - 325 с.
11. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2011. - 176 с.
12. Жедунова, Л.Г., Основы психологии семьи и семейного консультирования / Л.Г. Жедунова, И.А. Можаровская, Н.Н. Посысоев. - М.: Академия, 2004. - 328 с.
13. Ждакаева, Е.И. Родительские отношения / Е.И. Ждакаева // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - № 4. - С. 56-62.
14. Ивлева, В.В. Психология семьи / В.В. Ивлева - М.: Букмастер, 2012. - 352с.
15. Ивлева, В.В. Психология семейных отношений / В.В. Ивлева. - М.: Современная школа, 2009. - 352с....42