Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ САМОСБЫВАЮЩЕГОСЯ ПРОРОЧЕСТВА НА ВОСПРИЯТИЕ УЧИТЕЛЕМ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Работа №154980

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы112
Год сдачи2020
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ САМОСБЫВАЮЩЕГОСЯ ПРОРОЧЕСТВА НА ВОСПРИЯТИЕ УЧИТЕЛЕМ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7
1.1. Самосбывающееся пророчество как предмет психологического
исследования 7
1.2. Влияние самосбывающегося пророчества на восприятие обучающихся
учителем 15
1.3. Избегание влияния самосбывающегося пророчества на восприятие обучающихся учителем 22
Выводы по разделу 1 29
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ САМОСБЫВАЮЩЕГОСЯ ПРОРОЧЕСТВА НА ВОСПРИЯТИЕ УЧИТЕЛЕМ ОБУЧАЮЩИХСЯ 31
2.1. Организация и методики исследования 31
2.2. Паспорт и содержание проекта 33
2.3. Комплекс тренинговых занятий для педагогов «Психологическая
профилактика негативного влияния самосбывающегося пророчества» 44
Выводы по разделу 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 56

Когда в нашей жизни случаются события, происходящие под влиянием собственных ожиданий или чужих предсказаний, то в психологии их принято называть самосбывающимся пророчеством. В зависимости от того, как общество реагирует на какое-либо предсказание, прогноз относительно события в определенной сфере жизни, то эта реакция может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние, а для того чтобы понять, как же все-таки избежать его отрицательных последствий, прежде всего нужно рассмотреть само появление данного феномена. Этим объясняется актуальность данной работы.
В ряде научных экспериментов Роберт Розенталь продемонстрировал, что «ожидания преподавателя в отношении интеллектуальных возможностей, обучающегося часто играют роль самосбывающегося пророчества в образовании этого ученика» . Учитель формирует свои собственные ожидания относительно ученика. В начале общения учитель воспринимает ученика не таким, каким он является, а таким, каким учитель ученика представляет. Подобным образом, стоит заметить, и обучающиеся формируют свои ожидания от учителей.
Учитель и обучающийся являются двумя наиболее важными фигурами в школе. И от того, какие отношения складываются между ними, зависит во многом положительный результат в процессе обучения и воспитания. Ученик прислушивается к мнению своего учителя. В основе обучения и воспитания лежит общение: через общение учитель организует поведение и деятельность обучающихся, оценивает их работу и поступки, информирует о происходящих событиях, вызывает соответствующие переживания по поводу проступков, помогает преодолеть трудности, не потерять веру в свои возможности. Слова одобрения, поддержки, веры в силы ученика, сказанные учителем, положительным образом сказываются на манере поведения ученика. Но в том случае если ученик слышит слова порицания, неодобрения, сравнения с неуспевающим одноклассником, ученик 3
скатывается на отрицательные оценки. В современной системе образования, когда все элементы классно-урочной системы, направлены на повышение мотивации к получению знаний, а также система общения между учителем и учениками направлена на создание положительной атмосферы, слова учителя выступают своеобразной программой поведения. Следовательно, необходимость изучения вопроса о самосбывающемся пророчестве в работе учителя, факторах, способствующих появлению самосбывающегося пророчества, способах избегания негативных последствий такого пророчества, несомненно, актуализирует выбранную нами тему работы.
Степень разработанности проблемы. Такие учёные как Р. Мертон, Ричард О’Коннор, В.Ю. Васильева, Э. Аронсон, Р. Эйкерта, Т. Уилсон, К.Д. Зароченцев, А.И. Худяков рассматривали вопрос самосбывающихся пророчеств, и их проявлении в работе учителя. Так же анализировали понятие самосбывающегося пророчества в научной психолого­педагогической литературе, и представили его описание в своих работах О.В. Баскаева, А.А. Когут, Т.А. Майбород, Л.С. Мовсесян, Л.Ю. Копец.
Выбор данной темы связан с тем, что практических работ по значимости решения проблем самосбывающегося пророчества в работе учителя мало, и необходимо провести исследование и рассмотреть этот феномен как личностную установку.
Цель исследования: разработка комплекса занятий для психолого­педагогической профилактики негативного влияния самосбывающегося пророчества на восприятие учителем обучающихся.
Объект исследования: самосбывающееся пророчество.
Предмет исследования: негативное влияние самосбывающегося пророчества на восприятие учителем обучающихся.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Самосбывающееся пророчество - есть предсказание, которое прямо или косвенно влияет на реальность таким образом, что в итоге неизбежно оказывается верным, и реальным по своим последствиям. Самосбывающееся пророчество формируется из ряда этапов: «Наши действия», «убеждения о нас», «действия по отношению к нам», «действия по отношению к себе». Эти этапы зависимы друг от друга и следуют друг за другом по круговому циклу.
Целью дипломной работы являлось описать влияние самосбывающегося пророчества в работе учителя как личностной установки на восприятие учеников.
В результате решения поставленных задач было выяснено:
Самосбывающееся пророчество - ложное определение ситуации, вызывающее новое поведение, которое превращает первоначальное ложное представление в реальность.
Самосбывающееся пророчество может сыграть достаточно значительную роль, как положительную, так и отрицательную. Причина этого заключается в том, что убеждённость в предсказанном исходе заставляет человека неосознанно сводить ситуацию к услышанному итогу и давать себе готовую установку на конечный результат.
Психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества носит двойное название «Эффект Розенталя» или «Эффект Пигмалиона».
К факторам, способствующим возникновению самосбывающегося пророчества можно отнести следующие характеристики: симпатия, зацикливание на мнение группы, знание о взаимной симпатии, знание об уровне способностей, ожидание экспериментатора, предвзятость или не предвзятость экспериментатора, ожидание положительных или отрицательных данных, поведение лица, организующего деятельность, перцептивные искажения и точные ожидания. Эти характеристики не исключают друг друга и способны создавать различные комбинации самосбывающегося пророчества.
Учительские представления о способностях ребёнка более прогностичны для самооценки способностей, чем представления родителей. Самосбывающееся пророчества в работе учителя, несут положительнее и отрицательные последствия, и проявляются через: стереотипы ожиданий от учеников, взаимосвязь гендера и увлечений учеников, социо-экономический статус семьи ученика. Негативное влияние самосбывающегося пророчества от учителя значительно сильнее отражается на детях с низкой самооценкой способностей, чем на детях с высокой самооценкой, а также на внешне мотивированных учащихся, поскольку в целом больше рассчитывают на поддержку со стороны учителя.
Избежать негативного влияния самосбывающегося пророчества в работе учителя, можно в случае соблюдения учителем следующих рекомендаций: избегать предвзятого мнения в адрес ученика; выделять равный объем внимания всем учащимся; устанавливать личный контакт с каждым учащимся; быть готовым ответить на вопрос ученика; адекватное поступку наказание и поощрение равное для всех учеников; внимательное отношение к индивидуальным особенностям ребенка и учет этих индивидуальностей при усвоении материала; способствование саморазвитию учащегося; постановка учащихся в роль активного реципиента информации.
Индивидуальные качества учителя чрезвычайно тесно связаны с вероятностью возникновения у него негативных ожиданий, ведущих в дальнейшем к развёртыванию самосбывающегося пророчества (опытность, профессиональная эффективность, стремления учителя к контролю и степени его когнитивной ригидности, эффективности учителя как профессионала).
Взаимоотношения учителя и ученика можно наблюдать через оценку, которую ставит учитель ученику, средний балл по предмету за определенный промежуток времени, идеальный образ «ребенка - ученика», творческое раскрытие ученика на уроках, где учитель поддерживает возможность этого раскрытия.
С целью описать влияние самосбывающегося пророчества в работе учителя как личностной установки на восприятие учеников, нами было проведено проектное исследование, в котором приняли участие, 20 испытуемых, имеющие одинаковые результаты по успеваемости в школе, уровню креативности, и отношению к обучению. Испытуемые были разделены на контрольную и экспериментальную группу.
...


1. Агеева И.А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы. СПб.: Речь, 2007. 208 с.
2. Аронсон Э., Эйкерт Р., Уилсон Т. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2004. 320 с.
3. Баскаева О.В. Самосбывающееся пророчество как результат
ожиданий учителя [Электронный ресурс] // Психологические исследования: 2015. Т.8. № 43. С. 9-11.URL:http://psystudy.com/index.php/
num/2015v8n43/1189 - baskaeva43.html/(дата обращения 03.03.2020).
4. Белинская Б.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М: Академия, 2009. 315 с.
5. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.С. 275-302.
6. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание / Пер. с англ. С.А. Ивлева. М.: «Прогресс», 1986.140 с.
7. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человеком человека / А.А. Бодалев. М.: Изд-во МГУ, 1982. 200 с.
8. Васильева В.Ю. Феномен самосбывающегося пророчества [Электронный ресурс] // Психотерапия. 2015. №8(15).URL: http://www.b17.ru/article/35417/(дата обращения 10.02.2020).
9. Дмитриева С.М. Представления учителей об образе ученика и условиях учебного взаимодействия в различных формах обучения // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2013. № 2 (24). С. 119-129.
10. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. СПб.: Изд-во «Речь», 2007. 256 с.
11. Зароченцев К.Д., Худяков А.И. Экспериментальная психология: учебник. М.: Проспект, 2005. 208 с.
12. История психологии / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 2006. С. 50-52.
13. Копец Л.Ю. Эффект Пигмалиона (или эффект Розенталя) [Электронный ресурс] // Библиотека. Психологические эксперименты. Эффект Предвзятости. 2014. URL.http://psyfactor.org/lib/pygmalion_effect.htm (дата обращения 28.12.2019).
14. Леонтьев А.Н. Психология образа / А.Н. Леонтьев II Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. 1979. № 2. С. 3-13.
15. Лосева Е.С., Фадеева Т.Ю. Представления об ученике родителей и учителей // Сибирский педагогический журнал (Новосибирск). № 2. 2018. С. 40-45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predstavleniya- ob- uchenike- roditeley- i- uchiteley
... всего 25 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ