ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Самооценка как психологическая категория 7
1.2 Проблема самооценки в младшем школьном возрасте 14
1.3 Школьная успеваемость как фактор самооценки в младшем
школьном возрасте 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
САМООЦЕНКИ И УСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ . 32
2.1 Организация иметоды исследования 32
2.2 Анализ результатов исследования взаимосвязи самооценки и
успеваемости младших школьников 36
2.3 Рекомендации по коррекции самооценки в контексте учебной
деятельности 47
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
Формирование Я-концепции человека происходит постепенно на протяжении всей его жизни и зависит от множества факторов. Однако ее основы закладываются еще в раннем детстве. Особую роль в формировании мироощущения детей играет младший школьный возраст, когда ребенок начинает осознавать себя взрослым, самостоятельным человеком. Именно в момент поступления в школу в возрасте семи лет, по мнению Л.С. Выготского, начинается формирование самооценки у детей. Самооценка дает возможность не только определить отношение ребенка к самому себе, но и позволяет ученику начальных классов оценить и проконтролировать свою учебную деятельность, степень успешности и продуктивности во взаимодействии с окружающими его сверстниками и взрослыми, построить свое поведение в соответствии со всеми социальными нормами [31].
Самооценка - это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка формируется в единстве двух составляющих ее факторов: рационального, отражающего знания человека о себе, и эмоционального, отражающего то, как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог они складываются. Таким образом, самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности и способности.
Самооценка является одним из главных приобретений младшего школьного возраста (у детей постепенно появляется критичность, требовательность к себе) - и именно на этот возрастной период приходится очень важный период ее формирования. На становление самооценки обучающегося начальной школы влияют многочисленные факторы, которые нередко сводятся к особенностями внутрисемейных отношений и к особенностям обучения ребенка в школе. Так, среди факторов второй группы особого внимания заслуживает школьная успеваемость: то, какие оценки и 3
отметки получает ученик, то, как отзывается о нем учитель, влияет на самооценку ребенка младшего школьного возраста.
Проблема самооценки как психологической категории исследовалась У. Джемсом, М. Феннелом, а также И.С. Коном, А.И. Липкиной и пр. [30, 34, 47]. Самооценка детей младшего школьного возраста освещена в трудах Е.З. Басиной, Э.В. Витушкиной, Н.О. Дубченковой, П. Жане, А.В. Захаровой, А.И. Липкиной, М.И. Лисиной, Е.Т. Соколовой, И.И. Чесноковой и пр. [12, 16, 17, 21, 24, 25, 34, 35, 43]. Вопросами выявления взаимосвязи успеваемости и самооценки младших школьников занимались Е.З. Басина, А.В. Захарова, А.И. Липкина, О.А. Яшнева и т.д. [12, 24, 25, 34, 51].
Актуальность исследования: взаимосвязи самооценки младших
школьников их успеваемости заключается в том, что если эта связь имеет место быть, то в зону риска попадают слабые ученики, которым будет характерна заниженная самооценка. Следовательно, воздействие будет необходимо не только педагогическое (т.е. работа с успеваемостью ребенка, с пониманием и освоением им образовательной программы), но и психологическое (коррекционное воздействие на самооценку ребенка).
Цель данной выпускной квалификационной работы: изучить
взаимосвязь самооценки младшего школьника с его успеваемостью.
Объект исследования: самооценка младших школьников.
Предмет исследования: взаимосвязь самооценки и успеваемости младших школьников.
Достижение поставленной цели необходимо решить следующие задачи выпускной квалификационной работы:
1. описать самооценку как психологическую категорию;
2. рассмотреть проблему самооценки в младшем школьном возрасте;
3. охарактеризовать школьную успеваемость как фактор самооценки в младшем школьном возрасте;
4. организовать и провести исследование взаимосвязи самооценки младшего школьника с его успеваемостью.
5. разработать рекомендации по коррекции самооценки в контексте учебной деятельности.
Гипотеза исследования: существует прямая взаимосвязь между самооценкой младших школьников и их успеваемостью: в частности, дети с плохой успеваемостью имеют заниженную самооценку, а дети с хорошей успеваемостью - адекватную или завышенную.
Базой исследования выступило Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Златоруновская средняя
общеобразовательная школа». В исследовании участвовало 25 младших школьников - учащихся 3-х классов. Средний возраст детей на момент исследования 9,6 г., в группе испытуемых 13 девочек и 12 мальчиков. В исследовании принимали участие русскоязычные дети.
В исследовании нами были использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы:
• анализ учебной, научной литературы (монографии, учебные пособия, научные публикации и пр.) и интернет-ресурсов по проблеме взаимосвязи самооценки младших школьников с успеваемостью;
• понятийный, терминологический анализ, сравнительный анализ.
Эмпирические методы:
• метод субъективного шкалирования (методика «Лесенка»; методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна (адаптированный под младший школьный возраст вариант - А.М. Прихожан);
• анализ документации (классного журнала успеваемости).
Методы статистической обработки:
• корреляционный анализ (критерий Спирмена).
Теоретико-методологической базой исследования выступили исследования самооценки как психологической категории М. Феннелом, У.
Джемсом и пр., исследования проблемы самооценки в младшем школьном возраста Е.З. Басиной, П. Жане, А.И. Липкиной, М.И. Лисиной и пр.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что результаты диагностического психолого-педагогического
исследования и корреляционного анализа могут быть использованы в работе педагогов и психологов начальной школы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения, библиографического списка, включающего 51 наименование, и трех приложений. В выпускной квалификационной работе представлены 16 рисунков и 10 таблиц. Объем дипломной работы - 64 страницы без учета приложений.
Самооценка - это структурный компонент Я-концепции личности, самосознания человека, это оценочное отношение человека к себе, к своему характеру, внешнему виду, речи и т.д. Самооценка имеет структуру: в нее включены когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
Самооценка бывает адекватной и неадекватной. Адекватность в данном случае можно определить как соответствие самооценки объективным проявлениям личности. Неадекватная самооценка, в свою очередь, бывает заниженной и завышенной. Также существует выделение таких видов самооценки, как устойчивая и неустойчивая, относительная и абсолютная, однако такая классификация в психологической литературе встречается относительно редко.
Истоки самооценки закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Особый возраст для становления самооценки - это младший школьный возрастной период: если в раннем и дошкольном детстве формируются лишь истоки самооценки, то у младшего школьника уже формируется отношение к себе и окружающему миру - начинает формироваться самооценка в психологическом смысле.
Формирование самооценки младшего школьника неразрывно с учебной деятельностью, которая является для данного возраста ведущей. Школа и ее внутренние процессы в данном возрастном периоде является полноправным субъектом формирования самооценки ребенка (совместно с особенностями семейного воспитания). Исследователями изучена динамика развития самооценки в младшем школьников возрасте: самооценка первоклассников, как правило, завышена; к концу первого класса-началу второго класса она начинает существенно падать (появляется критичное отношение к своей деятельности); третьеклассники уже критичны не только к себе, но и к
оценочной деятельности учителя, а на этапе перехода от третьего к четвертому классу резко возрастает количество негативных самооценок. На формирование самооценки младшего школьника в этом контексте значимо влияет его успеваемость: ребенок, оцениваемый учителем положительно, имеет завышенную самооценку, а ребенок, оцениваемый учителем отрицательно, отстающий ребенок - заниженную самооценку.
На основании проведенного теоретического анализа мы высказали предположение о том, существует взаимосвязь между самооценкой младших школьников и их успеваемостью, которая была проверена в практической главе. В эмпирическом исследовании приняли участие 25 младших школьников. Аппарат нашего исследования составили такие методы:
1. Методика «Лесенка»;
2. Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна для подростков и юношей;
3. Анализ успеваемости детей.
Диагностика самооценки выявила распределение младших школьников по уровням (методика «Лесенка»: 20 % младших школьников обладают заниженной самооценкой, 60 % - средней, 20 % - завышенной; методика Дембо-Рубинштейна: 24 % младших школьников обладают заниженной
самооценкой, 60 % - интегральной, адекватной, 16 % - завышенной, а также выраженность шкал самооценки. Был проведен анализ успеваемости детей: среди младших школьников встречается 8 % «почти отличников», 52 % - «хорошистов», у 20 % при среднем уровнем успеваемости встречаются тройки, 20 % - троечников.
Нами был проведен корреляционный анализ полученных данных диагностики самооценки младших школьников и их успеваемости с помощью критерия Спирмена. Были выявлены положительные корреляционные связи между (при р = 0,01) шкалой самооценки «хороший ученик-плохой ученик» и успеваемость; шкалой самооценки «аккуратный- неаккуратный» и успеваемостью; шкалой самооценки «умный-глупый» и 58
успеваемостью; шкалой самооценки «веселый-скучный» и успеваемостью; шкалой самооценки «умелый-неумелый» и успеваемостью; общим уровнем самооценки (по обеим методикам) и успеваемостью. Также нами выявлены положительные корреляционные связи между успеваемостью младшего школьника и шкалами «добрый-злой», «есть друзья-нет друзей» при р = 0,05 (т.е. их значимость ниже).
Зависимость вышеперечисленных параметров самооценки младших школьников и успеваемости такова, что чем лучше ребенок учится в школе (чем успеваемость выше), тем выше его самооценка; и, наоборот, чем хуже он учится (чем ниже успеваемость), тем ниже самооценка - т.е. между этими параметрами существует прямая зависимость.
На основании психологических выводов из выявленных корреляционных связей мы сделали вывод о том, что на самооценку младшего школьника значимо влияет успеваемость (в особенности на шкалы самооценки «хороший ученик-плохой ученик», «умный-глупый», «аккуратный-неаккуратный»).
Гипотеза доказана: выявлены статически значимые связи между шкалами самооценки младших школьников и их успеваемостью.
Цель достигнута.
1. Агапов B.C. Методологические вопросы теории Я-концепции личности: учебно-методическое пособие. М.: Гос. ун-т управления, 2009. 215 с.
2. Айдаева М.Н. Факторы становления самооценки младших школьников / Интелллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2013. № 18. С.58-62.
3. Алентьева Е.И., Курбангалиева Ю.Ю., Дубченкова Н.О. Формирование адекватной самооценки у младших школьников // Гуманитарные исследования. 2014. №4(52). С. 113-118.
4. Амонашвили Ш.А., Воспитательная и образовательная функции оценок и учения школьников. М.: Педагогика, 2004.
5. Андреева М.Н. Организационно-педагогические задачи формирования самооценки младших школьников // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. №12-1(56). С.214-217.
6. Архиреева Т.В., Щетинина А.М. Школьная успеваемость как условие развития самооценки академической компетентности у детей младшего школьного возраста // Психология обучения. 2008. №7. С. 17-27.
7. Аспер К. Внутренний ребёнок и самооценка. М.: Добросвет,
2008.
8. Афанасенко Л.С. Самооценка младших школьников из
многодетных семей // Достижения вузовской науки. 2014. №8. С. 134-139.
9. Баймухаметова В.Р., Николаев Е.В. Особенности исследования уровня адекватной самооценки младших школьников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №9-3. С.447449.
10. Балбаева А.Е., Дубченкова Н.О., Лупанова Е.Е. Адекватная самооценка младших школьников и условия ее формирования // Национальная ассоциация ученых. 2015. №3-2(8). С.43-46.
11. Барашкова Н.И., Веденеева Е.В. Задачи формирования самооценки у детей младшего школьного возраста // Вестник магистратуры. 2016. №6(57). Т.1. С.65-67.
12. Басина Е.З. Становление самооценки и образа «Я». Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. М., 1988.
13. Белонович Е.И., Климина И.Д. Самооценка младших школьников как средство повышения уровня успеваемости // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2016. №1(7). С. 116-119.
14. Болотникова О.П. Развитие рефлексивных действий как условие становления личностных новообразований младшего школьного возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук М., 2003. 24 с.
15. Васинская Н.В., Кузнецова Н.А. Формирование самооценки младших школьников в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО // Инновационные технологии в науке и образовании. 2016. №1-1. С.130-132....51