Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ТЕМПЕРАМЕНТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №154978

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы63
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ
СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ У
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 5
1.1 Развитие эмоций и их значение 5
1.2 Особенности эмоциональной сферы в дошкольном возрасте ....10
1.3 Поведенческие проявления темперамента у детей дошкольного
возраста 21
Выводы по Главе 1 26
ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1 Организация исследования 27
2.2 Анализ результатов 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 45

Изучение проблем поведения человека в последнее время, стало едва ли не самым известным направлением исследовательской работы психологов во всем мире. В Америке и в Европейских странах на эту тему огромное количество написано статей и книг, постоянно осуществляются международные конференции, семинары и симпозиумы по этой проблематике. Обусловлено это тем, что в "цивилизованном" обществе XI века прослеживается беспрецедентное повышение агрессии и насилия. Очень трудно в сегодняшнее время представить себе такую журнал, газету, или программу радио- и телевизионных новостей, где нет ни одного сообщения о каком-либо поступке насилия или агрессии. Во всем мире, в последнее время, в частности в странах СНГ, отмечается повышение насильственных действий, связанных с особой жестокостью над обществом. В настоящий момент, особенности остро, оказывается подъем детского асоциального поведения и преступности. Такая ситуация в обществе губительно воздействует на эмоциональное становление личности дошкольников. Личные проявления агрессии, систематическое ожидание аналогичного от окружающих, ограничивает активизацию ребенка, увеличивают его тревожность, создают заниженный уровень самооценки, воздействуют негативно на формирование таких социальных эмоций, как сопереживание, симпатия, сочувствие, стыд, гордость за успехи другого.
Исследованием социальных эмоций заниматься стали относительно недавно. Исследовательскими работами в данной сфере занимались такие авторы как Е.П. Ильин, П.В.Симонов, Б.И. Додонов, и другие.
На данном этапе практически не изученным является вопрос воздействие темпераментных качеств детей на становление личности, в том числе социальных эмоций. Прослеживается противоречие между недостаточностью теоретического и практического изучения проблемы, а также значимостью проблемы недостаточного уровня развития социальных эмоций у дошкольников. Поскольку индивидуально-личностный подход является главным в современном дошкольном образовании, необходимо в рамках индивидуально-личностного подхода установить особенности развития социальных эмоций.
С учетом всех противоречий сформулирована тема данного исследования: «Взаимосвязь социальных эмоций и поведенческих
проявлений темперамента детей дошкольного возраста».
Цель исследования - выявить взаимосвязь социальных эмоций и поведенческих проявлений темперамента детей дошкольного возраста.
Объект исследования - социальные эмоции детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - взаимосвязь социальных эмоций и поведенческих проявлений темперамента детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по
теме исследования.
2. Подобрать методы диагностики социальных эмоций и
индивидуально-типологических особенностей у детей.
3. Выявить у детей дошкольного возраста уровень развития социальных эмоций.
Гипотеза: предполагаем, что между социальными эмоциями и
поведенческими проявлениями темперамента существует взаимосвязь, а именно:
1. При поведенческом проявлении сангвинического и холерического темперамента доминируют такие социальные эмоции, как сопереживание и сочувствие;
2. При поведенческом проявлении флегматического темперамента преобладают эмоции сопереживания и симпатии;
3. При поведенческом проявлении меланхолического темперамента преобладает социальная эмоция сопереживания.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, сравнение, обобщение научной
литературы по проблеме.
2. Эмпирические: наблюдение, беседа, тестирование.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы
убедились в актуальности, научной новизне и практической значимости исследования. Так как социальные эмоции одно из основных формирующихся звеньев личности ребенка дошкольного возраста, а индивидуально-личностный подход является основным в современном дошкольном образовании, необходимо было установить особенности развития социальных эмоций в рамках индивидуально-личностного подхода, и для этого нам необходимо было учесть свойства темперамента детей.
Для изучения проблемы были подобранны методы и методики диагностики социальных эмоций и свойств темперамента детей. Использование данных методик позволило нам определить особенности развития и проявления социальных эмоций у детей дошкольного возраста в детском саду.
В результате проведенного эмпирического исследования было выявлено, что в обследуемой группе, сформированность социальных эмоций присутствовала только у 27% детей, у 20% детей эмоции были сформированы слабо, у 53% детей - не сформированы.
Социально-эмоциональное реагирование проявлялось у детей в разной степени, причем преобладающими эмоциями у детей являлись сопереживание, сочувствие, симпатия, вина и стыд.
На основе этого возникла необходимость диагностики темпераментных свойств детей для дальнейшего учета их в развивающей работе. В результате у детей дошкольного возраста были выявлены темпераментные свойства и предположительные типы темпераментов.
На следующем этапе исследования у детей дошкольного возраста были выявлены поведенческие проявления темперамента.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что дети дошкольного возраста проявляют разную степень социально-эмоционального реагирования (разную палитру социальных эмоций) в зависимости от поведенческих проявлений темперамента.
Анализ полученной взаимосвязи социальных эмоций и поведенческих проявлений детей дошкольного возраста показал, что:
1. Для сангвиников характерно наибольшее проявление переживания таких социальных эмоций, как сопереживание и сочувствие и в наименьшей степени переживание вины. Социально-эмоциональная реакция (социальные эмоции) сангвиников в виде преобладания сопереживания и сочувствия, возможно, связана с тем, что эти дети общительны, энергичны, и это способствует тому, что они внимательно относятся к окружающим - возможным собеседникам и приятелям по играм. Однако их эмоциональные проявления кратковременны и поверхностны, поэтому они не способны глубоко прочувствовать то, что своей активностью могут обидеть своих товарищей по взаимодействию и не чувствуют вину - не берут на себя ответственность за собственные поступки.
2. Холерики также демонстрируют преобладание эмоций сопереживания и сочувствия. Возможно благодаря свойственным этому типу быстроте действий и решений, они активно бросаются на помощь товарищам, даже если те отвергают их помощь. При этом они реже испытывают симпатию к попавшим в затруднительное положение товарищам, чем сангвиники, но чаще чувствуют стыд, стремясь скрыть свою вину или активно оправдаться. Холерики, так же как и сангвиники не способны глубоко вчувствоваться в эмоциональное состояние товарища.
3. Свойства темперамента флегматиков делают менее заметными для окружающих их эмоции. Методика выявила преобладание у них эмоций сопереживания и симпатии. В то же время они сочувствуют товарищам, попавшим в беду, и чаще чем сангвиники и холерики испытывают чувство стыда, не фиксируясь при этом на переживании вины.
4. Меланхоликам также свойственно преобладающее проявление сопереживания. Они тонко чувствуют, переживают глубоко. Видимо поэтому, сопереживая товарищам, они не очень им сочувствуют, поскольку заняты переживанием своих эмоций. Также как и флегматики, меланхолики острее, чем сангвиники и холерики переживают стыд, стремясь таким образом защитить себя от переживаний чувства вины.
Таким образом, в исследовании была подтверждена гипотеза, согласно которой между социальными эмоциями и поведенческими проявлениями темперамента существует взаимосвязь, а именно:
1. При поведенческом проявлении сангвинического и холерического темперамента доминируют такие социальные эмоции, как сопереживание и сочувствие;
2. При поведенческом проявлении флегматического темперамента преобладают эмоции сопереживания и симпатии;
3. При поведенческом проявлении меланхолического темперамента преобладает социальная эмоция сопереживания.


1. Бернс Р. Развитие Я концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 76 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Посвящение, 1968. 24 с.
3. Витис В. Психология эмоций: хрестоматия. Спб.: Питер Пресс, 2008.
4. Вундт В. Очерки психологии. М., 1952. 35 с.
5. Выготский Л. С. Проблема эмоций // Вопросы психологии. 1958. № 3. С. 125.
6. Гаврилова Т. П. О воспитании нравственных чувств. М., 1984. 67 с.
7. Гершон Б. Психология эмоций. М.: Смысл, 2004. С. 19-21
8. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. Спб.: Питер, 2001. 127 с.
9. Диагностика и коррекция психологического развития дошкольника: учебное пособие/ Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.; под ред. Я.Л. Коломинского, Е. А. Панько. Мн.: Ушверсгтэцкае, 1997. 237 с.
10. Додонов Б. И. В мире эмоций. Киев: Политиздат, 1987. С. 33.
11. Ершов А. А. О факторах, влияющих на эмпатию // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. М., 1979. 201 с.
12. Загоровский П. Л. Развитие эмоций // Советская педагогика. 1940. № 3. С. 90-101.
13. Запорожец А. В., Неверович Я. 3., Кошелева А. Д. и др. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М., 1986. 74 с.
14. Изард К.Е. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980. 97 с.
15. Изард К.Е., Керрол Е. Психология эмоций: перевод с английского.
СПб.: Питер, 2002. серия « Мастера психологии». 45 с....33


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ