ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМ
СУБЪЕКТИВНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И КОПИНГ-
СТРАТЕГИЙ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 5
1.1. Проблема субъективного переживания безопасности личностью в
психологии 5
1.2. Проблема копинг-стратегий в психологии 18
1.3. Характеристика старшего подросткового возраста 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 28
ГЛАВА 2. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ СУБЪЕКТИВНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ.. 31
2.1. Организация и проведение исследования 31
2.2. Результаты эмпирического исследования 35
2.3. Результаты корреляционного исследования взаимосвязи
субъективного переживания безопасности и копинг-стратегий старших подростков 37
2.4. Рекомендации по развитию копинг-стратегий и снижению буллинга
подростков 39
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
Для гармоничного и полноценного развития подростков необходимы соответствующие условия. Одно из них - это удовлетворение базовых потребностей в защите, принятии, уверенности в завтрашнем дне. Другими словами, это потребность в субъективном переживании психологической безопасности. Важность создания благоприятных условий и сохранения психологической безопасности личности старших подростков подтверждена в нормативных документах на различных уровнях власти.
На мировом уровне: «Конвенция о правах ребенка». На федеральном: «Семейный кодекс РФ», Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [1; 2].
Психологическая безопасность личности проявляется в ее способности сохранять устойчивость в среде с определенными параметрами, в том числе и с психотравмирующими воздействиями, в сопротивляемости деструктивным внутренним и внешним воздействиям. И здесь большую роль играют копинг- стратегии, то как подростки умеют переживать стресс и решать сложные жизненные проблемы.
Возникает вопрос, имеется ли взаимосвязь между субъективным переживанием безопасности старших подростков и копинг-стратегиями. Данное исследование было проведено для того, чтобы ответить на этот вопрос.
Тема исследования - взаимосвязь субъективного переживания психологической безопасности и копинг-стратегий старших подростков.
Цель исследования - выявление взаимосвязи между субъективным переживанием психологической безопасности и копинг-стратегиями старших подростков.
Объект исследования - субъективное переживание психологической безопасности
Предмет исследования - взаимосвязь субъективного переживания безопасности и копинг-стратегий в старшем подростковом возрасте
Задачи исследования:
• анализ научной литературы по проблемам субъективного переживания безопасности и копинг-стратегий у старших подростков;
• организация и проведение диагностики на выявление субъективного переживания безопасности у старших подростков;
• организация и проведение диагностики на определение копинг- стратегий у старших подростков;
• проведение статистического анализа данных.
Гипотеза исследования - предполагается, что существует взаимосвязь субъективного переживания безопасности и копинг-стратегий в старшем подростковом возрасте: чем больше разобщены подростки, и чем выше их субъективное переживание небезопасности в группе, тем чаще они используют стратегию избегания.
Методы исследования:
• Теоретические - анализ, сравнение, обобщение научной литературы по проблеме субъективного переживания безопасности и копинг-стратегий подростков;
• Эмпирические - опросный метод;
• Методы обработки - статистический анализ данных, а именно, корреляционный анализ Спирмена
Методики исследования:
• опросник риска буллинга (А.А. Бочавер, В.Б. Кузнецова, Е.М. Бианки);
• опросник «Индикатор копинг-стратегий» Дж. Амирхан.
В данной работе рассматривается два ключевых понятия: психологическая безопасность личности и копинг-стратегии.
В рамках второго подхода, психологическую безопасность личности можно определить, как особое состояние динамического равновесия психологической безопасности и открытости к действию различных экзогенных и эндогенных факторов, которые не снижают для него возможности непрерывного развития в направлении осмысленной жизненной цели. По Т.М. Краснянской, В.Г. Тылец [20].
Таким образом, субъективное переживание психологической безопасности личностью - это эмоциональное переживание человеком психологической безопасности или ее отсутствия.
Определяющими критериями и одновременно условиями безопасности являются: целостность личности, которая проявляется в физическом,
психическом, психологическом, духовном и моральном аспектах, возможность развития (как предпосылка и результат преодоления различных опасностей и сохранения целостности), возможность достижения жизненных целей, реализация своей цели. Исходя из этого, функциональная роль психологической безопасности проявляется в том, что она является необходимым (и обладающим потенциалом и достаточным) условием личностного развития и самореализации.
В момент, когда субъективное переживание психологической безопасности нарушается, у человека может возникнуть состояние стресса. Когда человек попадает в стрессовую ситуацию, проявляются копинг- стратегии личности.
Копинг-стратегии - это действия человека по преодолению стресса. Понятие объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются для удовлетворения потребностей в повседневной жизни.
В старшем подростковом возрасте вопросы субъективного переживания психологической безопасности и применения копинг-стратегий особенно актуальны и значимы. Для подростков более старшего возраста мнение сверстников по-прежнему важно, но социальный контроль постепенно ослабевает. По-прежнему наблюдается повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, попыткам диктовать правила подростку. Возникают вопросы профессионального самоопределения. В этот момент ощущение себя в безопасности может быть неустойчивым в силу сензитивности и возникшего множества противоречий внутри подростка.
В проведенном исследовании мы изучили взаимосвязь субъективного переживания психологической безопасности личности и копинг-стратегий старших подростков.
Полученные результаты свидетельствуют о наличии прямой и взаимообратной связи между копинг-стратегиями и субъективным переживанием психологической безопасности старших подростков.
Между шкалой разобщенности и стратегией разрешения проблем выявлена обратно пропорциональная взаимосвязь, чем ниже разобщенность в коллективе, тем чаще его участниками используется стратегия разрешения проблем, и наоборот, чем выше разобщенность, тем реже используется данная стратегия. Также, была выявлена обратно пропорциональная взаимосвязь между разобщенностью группы и поиском социальной поддержки.
Прямая взаимосвязь была выявлена между шкалой небезопасности и копинг-стратегией избегания, а также между стратегией избегания и шкалой разобщенности, что свидетельствует о том, что чем выше разобщенность коллектива и чем выше субъективное переживание небезопасности у его участников, тем чаще участниками используется стратегия избегания.
Полученные данные свидетельствуют о том, что для эффективного использования копинг-стратегий старшим подросткам необходимо чувствовать себя в безопасности, и наоборот, на ощущение подростком себя в безопасности оказывает влияние то, какие копинг-стратегии он использует в состоянии стресса.
В дальнейшем данная тема может получить развитие в исследовании в виде формирующего эксперимента. К примеру, изучение изменений в субъективном переживании психологической безопасности личностью при формировании эффективных способов преодоления стресса или наоборот, изучить, как измениться применение копинг-стратегий при работе над субъективным переживанием психологической безопасности личности.
1. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 29.05.2019)
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
3. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Союз, 2002. 271 с.
4. Баева И.А. Мониторинг психологической безопасности
образовательной среды и качества образования в условиях модернизации: Психологическая наука и образование. 2013. № 1. С. 17-23.
5. Битюцкая Е.В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями // Вестник московского университета. 2011. № 1. С. 100-110.
6. Богомаз С.А. Оценка психологической безопасности выпускников школы // Сибирский психологический журнал. 2009. № 34. С. 58-62.
7. Бочавер А.А., Кузнецова В.Б., Бианки Е.М. Методика «Опросник риска буллинга» // Вопросы психологии. 2015. № 5. С.146-157.
8. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: ЭКСМО, 2004. 512 с.
9. Выготский Л.С. Проблема возраста. М., 1984. 184 с.
10. Грановская Р.М. Защита личности: Психологические механизмы. СПб.: Знание, 2009. 331 с.
11. Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. М. 2003. 301 с.
12. Дубровина И.В. Психологическая культура личности как цель и смысл психологического образования // Известия Российской академии образования, 2013. № 2. С. 114-129.
13. Дубровина И.В. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995. 218с.
14. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004. 556 с.
15. Клубис А.Д., Тимашева Л.В. Мониторинг образовательной среды как защитного фактора употребления ПАВ: опыт и результаты проведения // Психологическая безопасность образовательной среды: состояние, проблемы, перспективы, пути решения: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (10-12 нояб. 2008 г.) / отв. ред. И.А. Ермицкая, С.В. Мерзлякова. Астрахань. 2008. С. 210 - 236....38