ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦЕННОСТЯХ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦЕННОСТЯХ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ 6
1.1. Теоретический анализ понятий ценности и представлений о ценностях. . 6
1.2. Теоретический анализ понятия «самооценка» 12
1.3. Психологические особенности детей младшего школьного возраста 17
Выводы по главе 1 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦЕННОСТЯХ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ 24
2.1. Методы и методики исследования представлений о ценностях у детей с
разным уровнем самооценки 24
2.2. Результаты эмпирического исследования представлений о ценностях у
детей с разным уровнем самооценки 25
2.3. Рекомендации по развитию самооценки для родителей 33
Выводы по главе 2 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦЕННОСТЯХ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ 6
1.1. Теоретический анализ понятий ценности и представлений о ценностях. . 6
1.2. Теоретический анализ понятия «самооценка» 12
1.3. Психологические особенности детей младшего школьного возраста 17
Выводы по главе 1 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦЕННОСТЯХ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ 24
2.1. Методы и методики исследования представлений о ценностях у детей с
разным уровнем самооценки 24
2.2. Результаты эмпирического исследования представлений о ценностях у
детей с разным уровнем самооценки 25
2.3. Рекомендации по развитию самооценки для родителей 33
Выводы по главе 2 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
Актуальность настоящей работы определяется тем, что в ней рассматриваются отдельные наиболее значимые, как для психологической науки, так и для общества в целом, аспекты развития личности. В современном обществе, важная роль отводится формированию ценностных представлений личности, так как это оказывает влияние на развитие нравственных, моральных, духовных восприятий окружающего мира.
Младший школьный возраст является важным периодом для осознания себя в социальной системе, регулировании своего поведения, принятие норм и правил, выявление собственных мотиваций. В этот период происходит активное формирование самосознания и самооценки. Самооценка является важным показателем развития личности. Она влияет на его представления о мире, о себе, об обществе, в котором он находится, определяет уровень жизненных целей, и характер взаимоотношений с другими людьми.
Самооценка начинает формироваться в раннем возрасте, и большую роль играет здесь семья и семейные взаимоотношения. Семья выступает в качестве первого социального института ребенка, поэтому именно через нее он познает окружающую действительность и узнает о нравственных ориентирах и ценностях.
При поступлении в первый класс, ребенок меняет свою социальную роль, изменяется ведущий вид деятельности с игровой на учебную, меняется система оценивания его личных качеств. Школа становится вторым социальным институтом ребенка, происходит переоценка некоторых ценностей, формируются новые навыки, привычки, убеждения. Именно в этом периоде у ребенка развиваются личные и социальные ценности, например такие как, патриотизм, дружба, верность, честность.
Исходя, из важности данной темы мы сформулировали цель и гипотезу нашего исследования.
Объект исследования: Представления о ценностях личности.
Предмет исследования: Особенности представлений о ценностях у детей младшего школьного возраста с разным уровнем самооценки.
Цель исследования: Выявить особенности представления о ценностях.
Гипотеза исследования: У детей младшего школьного возраста с разным уровнем самооценки различаются представления о ценностях.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по
теме исследования.
2. Изучить особенности самооценки младших школьников.
3. Провести эмпирическое исследование особенностей
представлений о ценностях у детей младшего школьного возраста с разным уровнем самооценки.
4. Разработать рекомендации родителям.
Теоретические основы:
- положения Л.С. Выготского, позволяющие рассматривать самооценку, как элемент самопознания в концепции деятельности и коммуникаций [16];
• труды отечественных и зарубежных психологов, в которых
исследуются детско-родительские отношения Дж. Боулби, Л.С. Выготского, М.И. Лисина, З. Фрейда, К. Хорни,
Д.Б. Эльконина Э. Эриксона, М. Эйнсворта [58];
• философская идея динамичности ценностей В.И. Загвязинского, И.Н. Емельяновой, которые определяют ценность, как человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности [21].
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: анкетирование, тестирование
Методики:
• Анкета «Традиционные ценности» А.Д. Поповой;
• Методика диагностики самооценки Дембо - Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан);
3. Методика математико-статистической обработки: коэффициент корреляции Пирсона.
Выборка исследования всего в исследовании приняло участие 50 младших школьников в возрасте 8-9 лет.
Практическая значимость исследования: состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы педагогами и педагогами психологами в общеобразовательном учреждении для развития самооценки обучающихся.
Выпускная квалификационная работа: состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Младший школьный возраст является важным периодом для осознания себя в социальной системе, регулировании своего поведения, принятие норм и правил, выявление собственных мотиваций. В этот период происходит активное формирование самосознания и самооценки. Самооценка является важным показателем развития личности. Она влияет на его представления о мире, о себе, об обществе, в котором он находится, определяет уровень жизненных целей, и характер взаимоотношений с другими людьми.
Самооценка начинает формироваться в раннем возрасте, и большую роль играет здесь семья и семейные взаимоотношения. Семья выступает в качестве первого социального института ребенка, поэтому именно через нее он познает окружающую действительность и узнает о нравственных ориентирах и ценностях.
При поступлении в первый класс, ребенок меняет свою социальную роль, изменяется ведущий вид деятельности с игровой на учебную, меняется система оценивания его личных качеств. Школа становится вторым социальным институтом ребенка, происходит переоценка некоторых ценностей, формируются новые навыки, привычки, убеждения. Именно в этом периоде у ребенка развиваются личные и социальные ценности, например такие как, патриотизм, дружба, верность, честность.
Исходя, из важности данной темы мы сформулировали цель и гипотезу нашего исследования.
Объект исследования: Представления о ценностях личности.
Предмет исследования: Особенности представлений о ценностях у детей младшего школьного возраста с разным уровнем самооценки.
Цель исследования: Выявить особенности представления о ценностях.
Гипотеза исследования: У детей младшего школьного возраста с разным уровнем самооценки различаются представления о ценностях.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по
теме исследования.
2. Изучить особенности самооценки младших школьников.
3. Провести эмпирическое исследование особенностей
представлений о ценностях у детей младшего школьного возраста с разным уровнем самооценки.
4. Разработать рекомендации родителям.
Теоретические основы:
- положения Л.С. Выготского, позволяющие рассматривать самооценку, как элемент самопознания в концепции деятельности и коммуникаций [16];
• труды отечественных и зарубежных психологов, в которых
исследуются детско-родительские отношения Дж. Боулби, Л.С. Выготского, М.И. Лисина, З. Фрейда, К. Хорни,
Д.Б. Эльконина Э. Эриксона, М. Эйнсворта [58];
• философская идея динамичности ценностей В.И. Загвязинского, И.Н. Емельяновой, которые определяют ценность, как человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности [21].
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: анкетирование, тестирование
Методики:
• Анкета «Традиционные ценности» А.Д. Поповой;
• Методика диагностики самооценки Дембо - Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан);
3. Методика математико-статистической обработки: коэффициент корреляции Пирсона.
Выборка исследования всего в исследовании приняло участие 50 младших школьников в возрасте 8-9 лет.
Практическая значимость исследования: состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы педагогами и педагогами психологами в общеобразовательном учреждении для развития самооценки обучающихся.
Выпускная квалификационная работа: состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Мы изучили психологическую, педагогическую литературу и раскрыли важнейшие понятия «ценность», «самооценка», определили особенности младшего школьного возраста. Так «ценность» рассматривается в контексте общечеловеческих, социальных, имеющих важную значимость явлений окружающей действительности, которые оказывают влияние на мировоззрение, самосознание, поведение индивида и общества в целом.
Самооценка является одним из компонентом самосознания личности, выполняет функцию регуляторную, при которой создаются условия для принятия решений, защитную, что обеспечивает независимость индивида, и развивающая, что оказывает влияние на развитие личности.
Младший школьный возраст имеет ряд особенностей, в связи с новой социальной ролью ребенок становится сензитивным для формирования ценностей и самосознания, что в будущем станет его основой личности.
Мы провели исследование целью, которого было выявить представления о ценностях у детей младшего школьного возраста с разным уровнем самооценки и доказать, что ценности являются основополагающим компонентом для развития ребенка и формировании личности, так же разработали рекомендации для родителей и педагогов.
Результаты исследования показали, что дети, имеющие низкий уровень самооценки, имеют некорректные представления о таких ценностях как, мудрость, доброта, любовь, счастье, дружба, долг, верность. Таким образом, мы можем предположить, что низкий уровень представлений о ценностях способствует формированию низкой самооценки.
Дети со средней и высокой самооценкой показали высокий и средний уровень понимания данных понятий, при этом взаимосвязи уровня самооценки и уровня понимания ценностей в данной категории детей мы не обнаружили.
Проведенное нами исследование доказало важность развития представлений о ценностях у детей. Правильное формирование понятий о ценностях способствует развитию самооценки и личности ребенка.
Данное исследование, частично подтвердило нашу гипотезу о том, что у детей младшего школьного возраста с разным уровнем самооценки различаются представления о ценностях.
Самооценка является одним из компонентом самосознания личности, выполняет функцию регуляторную, при которой создаются условия для принятия решений, защитную, что обеспечивает независимость индивида, и развивающая, что оказывает влияние на развитие личности.
Младший школьный возраст имеет ряд особенностей, в связи с новой социальной ролью ребенок становится сензитивным для формирования ценностей и самосознания, что в будущем станет его основой личности.
Мы провели исследование целью, которого было выявить представления о ценностях у детей младшего школьного возраста с разным уровнем самооценки и доказать, что ценности являются основополагающим компонентом для развития ребенка и формировании личности, так же разработали рекомендации для родителей и педагогов.
Результаты исследования показали, что дети, имеющие низкий уровень самооценки, имеют некорректные представления о таких ценностях как, мудрость, доброта, любовь, счастье, дружба, долг, верность. Таким образом, мы можем предположить, что низкий уровень представлений о ценностях способствует формированию низкой самооценки.
Дети со средней и высокой самооценкой показали высокий и средний уровень понимания данных понятий, при этом взаимосвязи уровня самооценки и уровня понимания ценностей в данной категории детей мы не обнаружили.
Проведенное нами исследование доказало важность развития представлений о ценностях у детей. Правильное формирование понятий о ценностях способствует развитию самооценки и личности ребенка.
Данное исследование, частично подтвердило нашу гипотезу о том, что у детей младшего школьного возраста с разным уровнем самооценки различаются представления о ценностях.
Подобные работы
- Влияние средств массовой информации на становление самооценки детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Игровой тренинг в развитии межличностных отношений детей
младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2023 - Теоретические основы развития чувства ритма у детей 8-9 лет
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2016 - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Формирование учебной самооценки у младших школьников
на уроках в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021





