СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
>••••••••••• >•••••••• >>• >••••••••••• >•••••••• >>• >••••••••••• >>• ^5
1.1. История развития оцеки качества образовательных результатов в России в период 19 - 21 веков.
1.2. Современная система оценивания качества образовательных результатов в общеобразвательных учреждениях Российской Федераци.... 12
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОЦЕНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ИСПОЛЬЗОВАННИЕМ МЕТОДА ПОРТОФОЛИО.
2.1. Организационно-методологические условия применения метода
Портфолио в общеобразовательном учреждении 21
2.2. Оценка личностных достижений обучающихся во внеурочной
деятельности на основе Портфолио 26
Выводы по второй главе 29
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Обеспечение качественного образования подрастающего поколения является сегодня жизненно важной задачей для страны. Любому развивающемуся обществу нужны современные, образованные, нравственные, предприимчивые молодые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, обладать чувством ответственности за судьбу своей страны.
Президент Российской Федерации В. В. Путин в ежегодном послании Федеральному собранию 1 декабря 2016 г., ставя задачу по повышению качества российского образования, говорил: «школьники должны учиться самостоятельно мыслить, работать индивидуально и в команде, решать нестандартные задачи, ставит перед собой цели и добиваться их, чтобы в будущем это стало основой их благополучной и интересной жизни».
Для того, чтобы вырастить граждан России, способных благополучно жить и эффективно действовать в интересах страны, мы должны понимать какие образовательные результаты необходимо формировать на каждом уровне образования.
Проблема оценки и оценочной деятельности- одна из самых актуальных проблем, как в педагогической теории, так и педагогической практике.
С 01.01.2010 года в системе общего образования Российской Федерации действуют новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования. (ФГОС НОО и ФГОС ООО). ФГОС НОО утверждены приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного стандарта начального общего образования». ФГОС ООО утверждены приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 №1897 г. «Об утверждении Федерального государственного
стандарта основного общего образования».
Существовавшая до введения ФГОС система оценивания образовательных результатов формировалась в рамках знаниевой парадигмы и отражала результаты усвоения знаний.
Федеральные государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования устанавливают требования к результатам освоения образовательных программ, к их структуре и условиям реализации программ.
Важной составляющей ФГОС являются требования к результатам освоения основных образовательных программ: личностным,
метапредметным, предметным.
С введением ФГОС остро встает вопрос о необходимости отслеживания индивидуального продвижения учащегося в процессе освоения знаний, умений, навыков, развития личностных процессов, формирования личностных ценностей, установок, выявления отношения к процессу обучения.
Оценка личностных результатов является наименее разработанной в отечественной педагогике. Данная система оценки только начинает создаваться, отсутствуют единые требования, способы, механизмы оценивания. На уровне каждого образовательного учреждения этот вопрос требует незамедлительного и целенаправленного решения.
Одним из средств механизма оценивания личностных результатов является «Портфолио».
Данный способ оценивания позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося достигнутый им в процессе получения образования, оценить его личностные образовательные достижения.
Опираясь на все вышеизложенное, была определена тема исследования: оценка качества образовательных результатов в современной школе.
Цель исследования: изучить особенности оценивания
образовательных результатов школьников и рассмотреть условия оценки личностных результатов на примере метода Портфолио.
Объект исследования: образовательный процесс в основной
общеобразовательной школе.
Предмет исследования: система оценивания качества
образовательных результатов в современной школе.
Задачи исследования:
1. Изучить эволюцию системы оценки качества образовательных результатов в России за период 19 -21 века.
2. Охарактеризовать особенности школьной системы оценки качества образовательных результатов.
3. Выделить и проанализировать условия оценки личностных результатов, обучающихся с использованием метода Портфолио.
Методы исследования:
Общетеоретические: - анализ литературы по проблеме исследования, обобщение и систематизация теоретического материала;
Статистические: -анализ и оценка образовательных результатов обучающихся, качественная и количественная обработка результатов исследования.
Методической основой исследования являются: научные разработки в области оценки образовательных результатов Л.П. Крившенко, В.М. Полонского, Ш. А. Амонашвили, Д.Д. Данилова, М.Н. Скаткина, М. М. Поташника, В.А. Болотова, А.В. Хуторского, С.Е. Шишова, В.А. Кальней, И.В. Гладкой и другие.
Эмпирическая база исследования: Образовательный процесс в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Косачинская основная общеобразовательная школа» (далее МКОУ «Косачинская ООШ»).
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе методических объединений, посвященных проблеме оценки качества образовательных результатов в современной школе, а также могут быть использованы для принятия администрациями школ управленческих решений, направленных на повышение качества образования в школе.
Апробация результатов исследования была представлена на IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Вызовы современного образования в исследованиях молодых ученых в рамках XIX Международного научно- практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XIX века»
Структура дипломной работы: выпускная квалификационная
работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя по два параграфа, заключения, списка используемой литературы. Общий объем работы 50 страниц. Работа иллюстрирована одной диаграммой, шестью приложениями. Список использованной литературы включает в себя 24 источника.
Проведенное теоретическое и практическое исследование по проблеме оценки качества образовательных результатов позволяет сделать следующие выводы.
Изменения, происходящие в социальной, политической, экономической жизни России оказывали влияние на развитие оценки образовательных результатов учащихся. Основной вектор развития был направлен на переход от оценки репродуктивных знаний учащихся, результатов заучивания, деятельности по образцу к оценке компетентностей, метапредметных умений, способностей к творческой и практической деятельности.
На современном этапе качество образования рассматривается как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным
государственным требованиям и потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной деятельности.
Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают требования к достижению предметных, метапредметметных и личностных результатов.
Для оценки достижения вышеназванных результатов сформирована многоступенчатая система их оценивания: на уровне государства, региона, муниципалитета, школы.
Наиболее разработанной является оценка предметных результатов. Основным инструментом их оценивания является традиционная пятибалльная система.
Механизмы оценивания метапредметных и личностных результатов, обучающихся находятся в стадии развития.
Перед каждой образовательной организацией стоит задача по построению школьной системы оценки качества образования, обеспечивающей положительную динамику качества образовательных результатов и положительную динамику развития каждого ученика.
Оценка личностных результатов является наименее разработанной в отечественной педагогике. Личностные результаты - это сформированные в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся в частности к себе, другим участника образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Личностные результаты не подлежат формализованному итоговому контролю и аттестации, они являются прерогативой внутренней системы оценки качества образования в образовательных учреждениях.
Перед каждым образовательным учреждением стоит задача по поиску инструментов по оцениванию личностных результатов.
Метод Портфолио позволил нам оценить уровень достижения отдельных личностных результатов обучающихся МКОУ «Косачинская ООШ», таких как, сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию, развитие опыта участия в социально значимом труде, освоение социально значимых норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах, сообществах, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности и др.
В результате исследования нами был сделан вывод о том, что включение Портфолио в систему работы образовательного учреждения позволяет:
• поддерживать высокую мотивацию школьников к учебной и внеурочной деятельности;
• развивать навыки рефлексии, умение анализировать результаты своей деятельности;
-анализировать собственные интересы, склонности и потребности и соотносить их со своими возможностями;
• создать ситуацию успеха для каждого ученика, повысить собственную самооценку;
-позволяет ученику самому участвовать в оценке результативности собственной деятельности.
К положительным качествам данного метода относиться простота заполнения и возможность его применения как учителем, так и обучающимся, позволяет прослеживать динамику личностного роста воспитанникам и их родителям за определенный период времени (учебная четверть, полугодие, год и т.д.).
К положительным качествам Портфолио относится его наглядность и прозрачность оценивания, так как показатели и критерии оценивания заранее известны всем участникам образовательного процесса.
Умеренная трудоемкость и умеренные временные затраты на проведение оценки и обработки результатов также свидетельствуют в пользу Портфолио.
Вместе с тем при проведении исследования выявлены и недостатки данного метода:
• ограниченное количество личностных результатов, которые можно оценить с помощью Портфолио;
• наличие определенной доли субъективности в оценке личностных результатов, которая всегда присутствует, когда оценивание осуществляет человек.
• условность критериев и показателей оценивания, а зачастую их несовершенство.
Итак, анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что метод Портфолио является эффективным при оценивании отдельных личностных результатов обучающихся.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, поставленные задачи решены.
1. Амонашвили, Ш.А. «Об оценках» М.: Амирта, 2012,368 с. https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/
2. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды- М.:Педагогика, М..989-с.558
3. Болотов, В.А. Ретроспективы и перспективы качества образования в России, «Управление школой», 2012, №5
4. И.В. Гладкая. Оценка образовательных результатов школьников. Учебно-методическое пособие. Издательство КАРО, Санкт-Петербург,2008
5. Голуб, Г.Б., Перелыгина Е.А. «Проектирование и оценка результатов освоения образовательных программ начального и основного общего образования», Самара
6. Данилов, Д.Д. Образовательные технологии. М.: Баласс, 2008
7. Звонников, В.И., Челышкова, М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения. Издательство: Издательский центр «Академия», 2007-224 с.
8. Иванов, В.А. Внутришкольная система оценки качества образования//Народное образование. -2010 №1 с.109-115
9. Ковалева Г.С. Оценка качества образования, «Школьные технологии», 2006, №5
10. Концепция общероссийской системы оценки качества образования//Вестник образования в России. -2007 №14.№15 с. 18-30
11. Крившенко, Л. П. Педагогика. М.: Проспект, 2012-432 с.
12. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973 гг., сост. А.А. Авакумов, Н.П. Кузин, Ф.И. Пузырев, А.Ф. Литвинов». М.: Педагогика, 1974-133 с.
13. Полонский, В.М. Оценка знаний школьников- М.: 1981
14. Положение о внутришкольной системе оценки качества образования// Практика административной работы в школе. - 2009 №1 с.5-10
15. Поташник, М.М. Качество образования: проблемы и технология управления, Педагогическое общество России, М.: 2002-352 с....25