ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9
1.1. Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» 9
1.2. Педагогические основания формирования здорового образа жизни
детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Роль семьи и детского сада в формирование здорового образа
жизни детей старшего дошкольного возраста 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1. Организация и проведение исследования 27
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования 34
2.3. Практическая работа по формированию здорового образа жизни
старших дошкольников 37
2.4. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов
исследования 43
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
Дошкольный возраст - это решающий возраст в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет интенсивно развиваются органы и происходит становление функциональных систем организма ребенка, происходит закладывание основных черт личности, формирование характера. Важно на этом этапе сформировать у детей основу знаний и практических навыков здорового образа жизни (далее - ЗОЖ), осмысленную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Приобщение к здоровьесберегающему и здоровьеукрепляющему осмысленному поведению детей старшего дошкольного возраста является актуальной проблемой воспитания дошкольников, так как в этом возрасте из-за высокой активности детей дошкольного возраста происходит формирование поведения, а также заложение привычек. Появляется потребность в практических путях по развитию детей дошкольного возраста ЗОЖ.
Одна из важных задач страны -укрепление и сохранение здоровья детей. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Федеральные законы «Об образовании в Российской Федерации» (33), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (34),а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др. ». Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее - ФГОС дошкольного образования) одной из основных задач является задача охраны жизни и укрепления психического и физического здоровья детей. В соответствии с ФГОС дошкольного образования образовательная область «Физическое развитие»одним из ключевых направлений организации жизнедеятельности детей является 3
«...формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)» [28]. Решение задач по
формированию осмысленного отношения к своему здоровью осуществляется в процессе образовательной деятельности и в режимных моментах.Система формирования знаний, умений и навыков обеспечения и поддержания здоровья позволяет успешно решать задачу развития собственной философии здоровья и формирования укрепляющих здоровье привычек, пока вредные еще не выработались, и тогда поведенческие навыки ЗОЖ становятся неотъемлемой частью бытия. Здоровье - это не только отсутствие болезни, это также состояние лучшей работоспособности, творческая отдача, эмоциональный тонус, того, что создает фундамент будущего благополучия ребенка [35]. Вследствие этого главными задачами по укреплению здоровья ребят в дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) являются вырабатывание у них представления о здоровье как одной из основных ценностей жизни, воспитание ЗОЖ. Педагоги учат ребенка правильному выбору во всякой ситуации только здорового и отказа от всего вредного, прививается детям с малых лет правильное отношение к своему здоровью, воспитывая чувство ответственности за свое здоровье.
«Хотя много лет в практике дошкольного образования проповедуется необходимость комплексного подхода к оздоровлению детей, эта проблема до сих пор должным образом не решена» отмечает В. Алямовская. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди детей дошкольного возраста. Это связано с множеством негативных явлений современной жизни: непростыми
социально-экономическими условиями, экологическим неблагополучием, 4
низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи. От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования здорового образа жизни детей представляется в современном обществе актуальной.
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.
Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).
Изучению вопросов формирования детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни посвящены исследования А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, М.И. Лисиной, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой. Анализ работ В.А. Деркунской, С.А. Козловой, Л.Г. Касьяновой, О.А. Князевой, И.М. Новиковой и др. показывает, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности.
Несмотря на многочисленные исследования, проблема формирования здорового образа жизни у дошкольников требует дальнейшего изучения, поиска новых подходов к реализации задач по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений, что обусловливает выбор выпускной квалификационной работы.
Актуальность исследования определяется рядом существующих противоречий между:
- социальным заказом общества на выполнение образованием функций, связанных с воспитанием личности, осознанно относящейся к своему здоровью, понимающей значение здорового образа жизни, влияние социально-экологической среды на здоровье человека, и недостаточной готовностью образовательных структур к их реализации;
-необходимостью теоретического обоснования формирования детей здорового образа жизни и отставанием в разработке этого вопроса в теории дошкольного воспитания;
-потребностью дошкольного образовательного учреждения в теоретически обоснованных педагогических технологиях формирования здорового образа жизни и недостаточной разработанностью таких технологий.
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
На основании противоречия и проблемы была сформулирована тема ВКР: «Педагогические условия формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста»
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно
экспериментальным путем проверить педагогические условия формирования основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Объект исследования: здоровый образ жизни детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО....
В выпускной квалификационной работемы рассмотрели
проблемуформирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
В первой главе рассмотрели теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Здоровый образ жизни рассматривается с двух позиций: как фактор здоровья, полноценного развития ребенка и как главное условие формирования у него навыков здорового поведения.Реализация работы по формированию здорового образа жизни у детей осуществляется через занятия, режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей. Важное значение в работе по формированию ЗОЖ приобретает организация работы с родителями, ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если семья не будет придерживаться принципов здорового образа жизни.
Во второй главе определили практическое значение разработанной системы формирования здорового образа жизни детей старшей группы. Для началаулучшилипредметно-развивающую среду, ориентированную на обогащение знаний детей о ЗОЖ, стимулирующую двигательную и познавательную активность. В работе учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей.Каждый новый день начинался с утренней зарядки, она поднимала всем настроение и заряжала энергией на весь день, создавая хорошее настроение.
Важными составляющими экспериментальной работы стали: личная гигиена детей; проветривание; соблюдение режима дня; режим питания;
48
обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни, приобщение родителей к формированию ЗОЖ.
Диагностика показала, что в результате работы у детей повысился уровень знаний в области здорового образа жизни, изменилось отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. В процессе наблюдений выяснилось, что дети осознанно стали относиться к укреплению своего здоровья. У родителей появилось понимание того, что очень важным фактором формирования здорового образа жизни у детей является пример взрослого.На родительских собраниях, консультациях родителям советовали литературу, брошюры. Для родителей оформляли в «Уголке здоровья» рекомендации, советы.
Родители стали больше уделять времени и внимания формированию у детей полезных привычек, стали внимательнее относиться к своему поведению, стараясь избавиться от вредных привычек.Просветительская работа среди родителей через уголок информации, консультации, родительские собрания дала положительные результаты.
Таким образом, экспериментально установлено, что если: проводить работу над расширением знаний детей о ЗОЖ, целенаправленно и систематически воспитывать привычки ЗОЖ, а также проводить работу по развитию ценностного отношения к ЗОЖ, все это будет способствовать формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. 144 с.
2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: 1993. 122с.
3. Бодалев, А.А. Личность и общение. М.: Педагогика. 1985. 217 с.
4. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. М.: Академический Проект, 2005. 240 с.
5. Васильева М.А., Гербова В.В. Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду М.: Мозаика-Синтез, 2010.
6. Венгер, Л.А. Психология: учебник для вузов / Л.А.Венгер, В.С.Мухина. М.: Академия, 2007. 446 с.
7. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников/ М. Воробьева // Дошкольное воспитание. 1998. №7. 7с.
8. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб.: Издательство «Союз», 2004, 224 с.
9. Деркунская, В.А. Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ (опыт создания словаря) // Управление дошкольным образовательном учреждением, 2005. № 3. с. 119-122.
10. Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005 96 с.
11. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. СПб.: Питер, 2013. 464 с
12. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека. М., 2000 396 с.
13. Касьянова Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста. Автореферат, дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2014. 35 с.
14. Колбанов, В.В. Формирование здоровья детей в образовательных учреждениях // Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - Владивосток: Дальнаука, 2006. С.139-147.
15. Кудрявцев, В. Г., Егоров, Г. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст). М.: Линка-Пресс, 2000. 296 с.....37