Введение 3
ГЛАВАХ. Теоретические аспекты совершенствования языковой личности младшего школьника
§ 1.1 Психологические предпосылки формирования языковой личности младшего школьника 6
§ 1.2 Понятие языковой личности 12
§ 1.3 Тексты о Родине как средство совершенствования языковой личности младшего школьника 14
§ 1.4 Изучение языковой личности в педагогическом аспекте 19
Выводы по 1главе 21
Глава II. Изучение языковой личности младших школьников на основе представлений о Родине
§ 2.1. Определение актуального уровня языковой личности младших школьников на основе представлений о Родине 23
§ 2.2. Программа совершенствования языковой личности младших школьников на основе представлений о Родине 35
Выводы по II главе 44
Заключение 46
Список литературы 48
Приложения 52
В последние десятилетия ХХ века в лингвистике происходит уточнение представлений о том, как картина мира человека находит отражение в его языке. Этот процесс начинают обозначать термином «языковая личность». Изучаются вопросы, связанные с языковой личностью как социальных групп, так и отдельных людей. Развитие представлений о языковой личности нашло выражение в трудах Ю.Н. Караулова, Г.И. Богина, Е.В. Иванцовой, Н.Ф. Алефиренко и др.
Новейшие исследования в области коммуникативной лингвистики открыли перспективы изучения проблемы языковой личности. В последнее время вопросы, связанные с характеристикой языковой личности, нашли отражение и в педагогической науке при изучении языковой личности школьника. Вопросами изучения языковой личности школьника занимались такие исследователи, как Ж.Б. Есмурзаева, Н.Д. Десяева, Н.А. Лемяскинаи др. Данная проблема в настоящее время является недостаточно изученной, что определяет ее актуальность.
Актуальность изучения языковой личности младшего школьника связана также с тем, что позволяет выявить когнитивные особенности учащихся, отраженные в их языке, выяснить, насколько они осознают себя и свое место в мире, свою роль в практической деятельности и языковом общении.
Цель: определить основные направления работы над совершенствованием языковой личности младших школьников на основе развития представлений о Родине.
Объектом исследования является процесс совершенствования языковой личности младшего школьника.
Предметом исследования являются представления о Родине как средство совершенствования языковой личности младших школьников.
Задачи:
1. Дать анализ теоретической литературы по исследуемой проблеме;
2. Определить актуальный уровень развития языковой личности на основе изучения их представлений о Родине;
3. Разработать программу совершенствования языковой личности младших школьников на основе представлений о Родине с использованием учебного материала на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства и музыки;
Нами были предприняты такие методы исследования, как:
Общенаучные методы:
1. Общетеоретические: конкретизация понятий, анализ теоретической литературы и ФГОС НОО, анализ программ и учебников для начальной школы, сравнение ответов школьников;
2. Социологические: рейтинг в шкале ответов, вопросы и задания для выявления уровня развития языковой личности.
Конкретно-научные методы:
1. Теоретические: построение гипотезы, анализ литературы, понятийно¬
терминологической системы, результатов деятельности;
2. Эмпирические: наблюдение за поведением и ответами учащихся, беседа, создание диагностических ситуаций.
Гипотеза:
Совершенствование языковой личности младшего школьника на основе представлений о Родине будет успешным, если:
1) определить основные компоненты понятия «Родина»;
2) выяснить их содержание на основе материала учебных текстов разнопредметной направленности;
3) провести работу над формированием понятия «Родина» в вербально - семантическом, когнитивном и мотивационном аспектах.
Апробация работ по теме исследования нашла отражение в следующих публикациях и докладах на научных конференциях:
1. «Определение уровня развития языковой личности младших школьников на основе их представлений о Родине». ХУ1 Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука ХХ1 века», секция «Методика преподавания филологических дисциплин в современной начальной школе», диплом 3 степени.
2. «Совершенствование языковой личности младших школьников на основе представлений о Родине». ХУШ Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука ХХ1 века, посвященный 85-летию КГПУ им. В.П. Астафьева», доклад «Пути развития языковой личности младшего школьника», диплом 1 степени.
В ходе анализа теоретической литературы дан обзор по проблеме формирования языковой личности младшего школьника на основе анализа текстов о Родине. Изучены психологические предпосылки формирования языковой личности младшего школьника, дано понятие языковой личности и текстов о Родине, на основе которых эта личность и формируется. Представлены подходы к формированию языковой личности младшего школьника. Также показано значение развитой языковой личности для самого ребенка, для страны, народа и языка в целом.
Младший школьник как языковая личность в процессе социального развития с каждым годом приобретает новые знания, обогащается его словарный запас, способ выражения мыслей, меняется стиль поведения и уровень стремления стать личностью.
1. Языковая личность включает три уровня:
1) вербально-семантический уровень,
2) когнитивный уровень,
3) мотивационный уровень.
Анализ функциональной реализации языковой личности по трем её уровням имеет целью создание речевого портрета конкретной личности. Для наиболее полного и точного описания языковой личности требуется описание ее речевого портрета.
Тексты о Родине в процессе формирования личности выступают как основной материал и средство осуществления. Они представляют не просто большой интерес со стороны учителей, но также народное достояние. Язык отражает культуру народа, поэтому формирование языковой личности учащегося начальной школы формирует культуру нашей страны. И осознание широких возможностей развития языка является отправным пунктом действия лингвистов и учителей для вклада в младшего школьника всех знаний.
Для определения актуального уровня языковой личности младшего школьника было предложено несколько заданий:
1. Написать мини-сочинение на тему «Что такое Родина»;
2. Раскрыть смысл пословицы «Родина - мать, умей за нее постоять»;
3. Ответить на вопрос «Для чего нужно изучать историю своей страны?»
В ходе экспериментального исследования нами были получены следующие результаты: 10 % учащихся находятся на высоком уровне развития языковой личности, 60 % - на среднем и 30 % учащихся - на низком уровне.
Поэтому нами была разработана программа работы над совершенствованием языковой личности младших школьников. Структура программы соответствовала выделенным Ю.Н. Карауловым показателям развития языковой личности: вербально-семантическому, когнитивному и мотивационному. Вслед за Ж.Б. Есмурзаевой были выделены основные признаки концепта «Родина»: «Россия», «Родина-мать», «малая Родина», «гражданская Родина», «географическая среда обитания», «личностные чувства», «долг/обязанность», «люди».
В соответствии с этими признаками был распределен материал, предлагаемый к использованию на разных предметах: русского языка и литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства и музыки.
На соответствующих уроках предполагалось проведение бесед, анализ языкового и научного материала, стимулирование эмоциональных переживаний, что должно способствовать совершенствованию языковой личности младшего школьника.
1. Аниськина, Н.В. Языковая личность современного старшеклассника: автореф. дис... канд. филол. н. / Н.В. Аниськина. - Ярославль, 2001.- 288 с.
2. Богин, Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: дис... д. филол. н. / Г.И. Богин. - Ленинград, 1984. - 310 с.
3. Виноградов, В.В. О языке художественной прозы: избранные труды / В.В. Виноградов. - М.: Наука, 1980. - 360 с.
4. Володина, Е.Н. Стратегия языкового развития личности в начальной школе / Е.Н. Володина // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 5 (112). - С. 133-140.
5. Володина, Е.Н. Языковое развитие личности в системе общего образования: проблемы и некоторые пути их решения / Е.Н. Володина // Вестник Тюменского государственного университета. - 2014. - № 9. Педагогика. Психология. Тюмень: ТюмГУ. - С. 101-113.
6. Ворожбитова, А.А. Начальное лингвориторическое образование. Методика преподавания русского языка: Таблицы, схемы, алгоритмы: учебное пособие / А.А. Ворожбитова. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 247 с.
7. Выготский, Л.С. Мышление и речь: сборник / Л.С. Выготский. - М.: АСТ: Хранитель, 2008. - 668 с.
8. Голубева, Е.В. Развитие языковой личности на «Уроке одного слова» / Е.В. Голубева, И.В. Голубева // Начальная школа. - 2014. - № 3. - С. 23-27.
9. Горовая, В.И. Культура речи как компонент коммуникативной культуры и коммуникативной компетентности языковой личности / В. И. Горовая, Л.В. Григорова // Наука и школа. - 2016. - № 5. - С. 153-157.
10. Давыдов, В.В. Развитие мышления в школьном возрасте / В.В. Давыдов, А.К. Маркова // Принцип развития в психологии. - М., 1978. - С. 295-316.
11. Демышева, А.С. Развитие языковой личности младшего школьника в процессе лингвистического образования: дис. ... к. пед. н. / А.С. Демышева. - Екатеринбург, 2007. - 169 с.
12. Десяева Н.Д. Языковая личность ребенка и пути ее формирования в начальной школе / Н.Д. Десяева // URL: http://yspu.Org/images/5/53/DesyaevaND. pdf.
13. Ейгер, Г.В. Механизмы контроля языковой правильности высказывания / Г.В. Ейгер. - Харьков: Основа, 1990. - 184 с.
14. Есмурзаева, Ж.Б. Актуализация периферийных признаков концепта Родина (на материале текстов педагогического дискурса начала XXI века) [Текст]/ Ж.Б. Есмурзаева, Т.П. Рогожникова // Вестник ЮУрГУ. Серия: лингвистика. - 2010. - № 10. - С. 13-17.
15. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2005. - 382 с.
16. Иванцова, Е.В. Лингвоперсонология: основы теории языковой личности: учебное пособие / Е.В. Иванцова. - Томск: Издательство Томского университета, 2010. - 158 с.
17. Карасик, В.И. Языковое проявление личности / В.И. Карасик. - М.: Гнозис, 2015. - 382 с.
18. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов; отв. ред.: Д. Н. Шмелев. - М.: Наука, 1987. - 261 с.
19. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. - 3-е изд., стереотип. - M.: Едиториал, 2003. - 264 с.
20. Квасных, Г.С. Развитие языковой личности младшего школьника /
Г.С. Квасных // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2013. - №1 (12).
21. Кирилина, Л.И. Актуальные проблемы языкового образования школьников на современном этапе / Л. И. Кирилина // Сибирский учитель. - 2014. - № 6. - С. 69-71.
22. Киселева, Ю.С. Формирование языковой личности младшего школьника средствами предметов «русский язык» и «английский язык» / Ю.С. Киселева, И.А. Руфеева, А.В. Мелешко // Научно-методический электронный журнал
«Концепт». - 2015. - Т. 13. - С. 3091-3095.
23. Климанова, Л.Ф. Литературное чтение 4 кл. В 2 ч. Ч. 1: учеб. пособие / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2015. - 223 с.
24. Красных, В.В. Словарь и грамматика лингвокультуры: основы
психолингвокультурологии / В.В. Красных. - М.: Гнозис, 2016. - 493 с.
25. Леонтьев, А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А.А. Леонтьев. - М.: КРАСАНД: URSS, 2014. - 306 с.
26. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. - 4-е изд., стер. - М.: КомКнига, 2007. - 214 с.
27. Лукьянова, Н.Н. Развитие языковой личности школьника в условиях реализации нового стандарта начального образования / Н.Н. Лукьянова // Начальная школа. - 2015. - № 11. - С. 35-38.
28. Лутовинова, О.В. Становление понятия «языковая личность»: от «языка в человека» до «человека в языке» / О.В. Лутовинова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2017. - № 1 (114). - С. 82¬89.
29. Милованова, Л.А. Языковая личность: лингводидактические характеристики / Л.А. Милованова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2005. - № 3. - С. 119-124.
30. Немов, Р.С. Психология: учебник для бакалавров / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2014. - 639 с.
31. Плешаков, А.А. Окружающий мир, 4 кл. В 2 ч. Ч. 2: учеб. пособие / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. - М.: Просвещение, 2013. - 224 с.
32. Пузырев, А.В. О системном подходе в лингвистике: учебное пособие / А.В. Пузырев. - М.: ВНИИ геосистем, 2014. - 514 с.
33. Рамзаева, Т.Г. Русский язык, 4 кл. В 4 ч. Ч. 1: учеб. Пособие / Т.Г. Рамзаева. - М.: Дрофа, 2007. - 63, [1] с.
34. Сахипова, З.Г. Учебник нового поколения как средство формирования современной языковой личности / З.Г. Сахипова // Педагогика. - 2011. - № 1. - С. 56-63.
35. Туранина, Н.А. Этнокультурно-краеведческий подход к формированию языковой личности бакалавра в региональном вузе / Н.А. Туранина, Г.А. Кулюпина; НИУ БелГУ // Интеграция образования. - 2010. - №2. - С. 69-71.
36. Федеральные государственные образовательные стандарты Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. -Режим доступа:ййр://хп--80аЬис]иЬйу9а.хп--р1а1/, свободный.
37. Хованская, Е.А. Речевое развитие учащихся в различных моделях начального образования / Е.А. Хованская // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. - № 13. - С. 313-330.
38. Шаталова, О.В. Синтаксическая характеристика языковой личности:
монография / О.В. Шаталова. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. - 200 с.
39. Шевченко, О.Н. Языковая личность переводчика (на материале дискурса Б.В. Заходера): автореф. дисс. ... к. филол. н. / О.Н. Шевченко. - Волгоград, 2005. — 13 с.
40.Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.Б.Эльконин; под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 221 с.