Развитие творческих способностей у школьников во внеурочной деятельности
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования творческих способностей во внеурочной деятельности 6
1.1. Характеристика и анализ сущности творческих способностей 6
1.2. Научные подходы исследований проблемы творческих способностей
в отечественной и зарубежной литературе 10
1.3. Особенности современных школьников: творческая деятельность и
мышление 18
1.4. Условия формирования творческих способностей ушкольников во
внеурочной деятельности 27
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Эмперическое исследование по разработке и реализации программы курса внеурочной деятельности «Рисование комиксов на историческую тематику» 34
2.1. Разработка и апробирование программы курса для
школьников:«Рисование комиксов на историческую
тему» 34
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 48
Выводы по второй главе 51
Заключение 52
Источники 55
Библиографический список 55
Приложение №1 Основы цвета 59
Приложение №2 Психология цвета 61
Приложение №3 Основы рисунка 63
Приложение №4 Методика «незаконченное предложение 67
Глава 1. Теоретические основы формирования творческих способностей во внеурочной деятельности 6
1.1. Характеристика и анализ сущности творческих способностей 6
1.2. Научные подходы исследований проблемы творческих способностей
в отечественной и зарубежной литературе 10
1.3. Особенности современных школьников: творческая деятельность и
мышление 18
1.4. Условия формирования творческих способностей ушкольников во
внеурочной деятельности 27
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Эмперическое исследование по разработке и реализации программы курса внеурочной деятельности «Рисование комиксов на историческую тематику» 34
2.1. Разработка и апробирование программы курса для
школьников:«Рисование комиксов на историческую
тему» 34
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 48
Выводы по второй главе 51
Заключение 52
Источники 55
Библиографический список 55
Приложение №1 Основы цвета 59
Приложение №2 Психология цвета 61
Приложение №3 Основы рисунка 63
Приложение №4 Методика «незаконченное предложение 67
Проблема творчества является одной из основных проблем для формирования личности. Сегодня очень важна готовность человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах - этот социальный запрос соответствует потребностям ребёнка быть самостоятельным, знать и уметь использовать свои возможности.
Актуальность темы исследования заключается в том, что современное общество испытывает потребность в творческих, креативных личностях, потому что именно они обладают более высоким уровнем адаптации к новым условиям жизни, что в большей мере соответствует постоянно изменяющемуся и обновляющемуся миру. Развитие творческих способностей учащихся является важным фактором их адаптации и включения в активную деятельность при изменчивости современного мира. Также через творчество можно мотивировать школьников на самостоятельную деятельность.
Степень научной разработанности темы можно проанализировать, по исследованиям следующих авторов: Гончаров С.З., Базыма Б.А. В ряде публикаций эту тему осветили Кондратьева Н.В., Кошелева Е.С., Безручко Т.Д.[15]
В монографии Гончарова С.З.[15] рассматриваются социальные и психологические компоненты формирования творческих способностей, выясняются роли природных задатков и социальных механизмов в процессе развития способностей и становления талантливой личности. Базыма Б.А. [1] в свою очередь изучал влияние цвета на психику, и также дал характеристику цвета.
В исследовании Кондратьевой Н.В. [7] раскрывается сущность понятия творческих способностей. В публикации Кошелевой Е.С. [8] содержится сравнительно-исторический анализ основных подходов к исследованию творческих способностей человека, традиционных для отечественной и зарубежной психологии. Также рассматриваются также причины возникновения концепций и их влияние на движение научной мысли в современной психологии. Василенко П.В.[4] в своей статье дал определение творческим способностям к изобразительной деятельности, предложил необходимые педагогические условия развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования к изобразительной деятельности. Безручко Т.Д. [5] раскрыла формирование и развитие творческих способностей средствами изобразительного искусства в системе дополнительного образования.
В своих работах В.И. Петрушин [5] рассмотрел исторические этапы становления психологии художественного творчества, раскрыл роль и значение искусства в жизни общества, дал основные положения современных подходов к психологии художественного творчества. В продолжении изучения психологии творчества раскрывается в трудах Е.И. Рогова [10], выделивший в работе познавательную сферу личности, в том числе и воображение. В своей статье И.И. Данилкина[5] проанализировала проявление визуализации в его разнообразных формах.
В свою очередь для материала приложений использовались исследования о цвете Иттена И.[6 ] И также учебное пособие Ли.Н.[9], где он представил материал об основах рисунка и композиции.
Цель исследования - изучить процесс формирования творческих способностей во внеурочной деятельности, разработать и апробировать программу курса по развитию творческих способностей школьников.
Цель определяет общие задачи исследования:
1. рассмотреть различные подходы изучения процесса творческих
способностей;
2. выявить факторы формирования творческих способностей;
3. раскрыть условия формирования творческих способностей школьников во внеурочной деятельности;
4. разработать программу курса «Рисование комиксов на историческую тематику» для развития творческих способностей и апробировать её;
Объектом исследования является - внеурочная деятельность в
образовательном учреждении.
Предметом исследования - развитие творческих способностей школьников во внеурочной деятельности.
Методы исследования: общетеоретические- анализ литературы, научных статей, учебно-методической документации по проблемам исследования (сравнение, сопоставлевние, анализ и обощение опыта специалистов по теме); эмпирические- педагогическое наблюдение, описание, педагогический эксперимент, фиксирование результатов исследования с последующим анализом (качественный и количественный анализ результатов исследования).
Научная новизна настоящей работы заключается в том, что раскрывается понятие совокупности творческих способностей, креативности, клипового мышления и воображения. Рассматриваются условия формирования творческих способностей во внеурочной деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты работы могут быть использованы педагогами школ, кружков, и дополнительного образования, для реализации программ художественноэстетической направленности.
Структура и объем работы. ВКР состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы. Текст исследования дополняется 3 приложениями.
Апробация на IV всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Вызовы современного образования в исследованиях молодых ученых» в рамках XIX международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века», кафедры педагогики.
Актуальность темы исследования заключается в том, что современное общество испытывает потребность в творческих, креативных личностях, потому что именно они обладают более высоким уровнем адаптации к новым условиям жизни, что в большей мере соответствует постоянно изменяющемуся и обновляющемуся миру. Развитие творческих способностей учащихся является важным фактором их адаптации и включения в активную деятельность при изменчивости современного мира. Также через творчество можно мотивировать школьников на самостоятельную деятельность.
Степень научной разработанности темы можно проанализировать, по исследованиям следующих авторов: Гончаров С.З., Базыма Б.А. В ряде публикаций эту тему осветили Кондратьева Н.В., Кошелева Е.С., Безручко Т.Д.[15]
В монографии Гончарова С.З.[15] рассматриваются социальные и психологические компоненты формирования творческих способностей, выясняются роли природных задатков и социальных механизмов в процессе развития способностей и становления талантливой личности. Базыма Б.А. [1] в свою очередь изучал влияние цвета на психику, и также дал характеристику цвета.
В исследовании Кондратьевой Н.В. [7] раскрывается сущность понятия творческих способностей. В публикации Кошелевой Е.С. [8] содержится сравнительно-исторический анализ основных подходов к исследованию творческих способностей человека, традиционных для отечественной и зарубежной психологии. Также рассматриваются также причины возникновения концепций и их влияние на движение научной мысли в современной психологии. Василенко П.В.[4] в своей статье дал определение творческим способностям к изобразительной деятельности, предложил необходимые педагогические условия развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования к изобразительной деятельности. Безручко Т.Д. [5] раскрыла формирование и развитие творческих способностей средствами изобразительного искусства в системе дополнительного образования.
В своих работах В.И. Петрушин [5] рассмотрел исторические этапы становления психологии художественного творчества, раскрыл роль и значение искусства в жизни общества, дал основные положения современных подходов к психологии художественного творчества. В продолжении изучения психологии творчества раскрывается в трудах Е.И. Рогова [10], выделивший в работе познавательную сферу личности, в том числе и воображение. В своей статье И.И. Данилкина[5] проанализировала проявление визуализации в его разнообразных формах.
В свою очередь для материала приложений использовались исследования о цвете Иттена И.[6 ] И также учебное пособие Ли.Н.[9], где он представил материал об основах рисунка и композиции.
Цель исследования - изучить процесс формирования творческих способностей во внеурочной деятельности, разработать и апробировать программу курса по развитию творческих способностей школьников.
Цель определяет общие задачи исследования:
1. рассмотреть различные подходы изучения процесса творческих
способностей;
2. выявить факторы формирования творческих способностей;
3. раскрыть условия формирования творческих способностей школьников во внеурочной деятельности;
4. разработать программу курса «Рисование комиксов на историческую тематику» для развития творческих способностей и апробировать её;
Объектом исследования является - внеурочная деятельность в
образовательном учреждении.
Предметом исследования - развитие творческих способностей школьников во внеурочной деятельности.
Методы исследования: общетеоретические- анализ литературы, научных статей, учебно-методической документации по проблемам исследования (сравнение, сопоставлевние, анализ и обощение опыта специалистов по теме); эмпирические- педагогическое наблюдение, описание, педагогический эксперимент, фиксирование результатов исследования с последующим анализом (качественный и количественный анализ результатов исследования).
Научная новизна настоящей работы заключается в том, что раскрывается понятие совокупности творческих способностей, креативности, клипового мышления и воображения. Рассматриваются условия формирования творческих способностей во внеурочной деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты работы могут быть использованы педагогами школ, кружков, и дополнительного образования, для реализации программ художественноэстетической направленности.
Структура и объем работы. ВКР состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы. Текст исследования дополняется 3 приложениями.
Апробация на IV всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Вызовы современного образования в исследованиях молодых ученых» в рамках XIX международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века», кафедры педагогики.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил рассмотреть сущность понятия творческих способностей, которые представляют собой синтез индивидуально психофизиологических особенностей личности и новых качественных состояний (изменений в мышлении, восприятии, опыте жизнедеятельности, мотивационной сфере), возникающих в процессе новой для индивида деятельности (в процессе решения новых проблем, задач), что ведет к её успешному выполнению или появлению субъективно/объективно нового продукта (идеи, предмета, художественного произведения и т.д.).
При анализе научных исследований и подходов к изучению творческих способностей рассмотрели процесс развития научной мысли по проблеме развития способностей с античного времени в котором считали, что способности - врожденное качество, мыслители Нового времени пришли к выводу, что способности являются приобретенным качеством в результате воспитания, с XIX века философы расширили идеи прошлых времен и пришли к выводу, что способности- это психические образования, которые являются результатом социального развития. В XX веке творческие способности приравняли к креативности, и выявили связь среды и развития способностей.
В ходе исследования выявили факторы формирования творческих способностей у современных школьников:
• наличие и стимулирование воображения, которое развивает творческие способности, также улучшает запоминание хода событий в истории, т.к. школьники уже не только оперируют образами, но и представляют, сами действия, их последовательность и ярко представляют события и деятелей истории;
• создание условий во внеурочной деятельности визуализация образов, которые могут быть использованы для представления исторического материала. Мышление современных школьников гибкое для восприятия информации и преобразовывание её в визуальный образ (картинку);
- актуализация и использование позитивных характеристик клипового мышления современных школьников, таких как семантическая спонтанная гибкость, оригинальность, подвижность, и учет отрицательных качеств.
Все перечисленные факторы используются для развития творческих способностей во внеурочной деятельности.
При формировании творческих способностей потребуются определение и реализация педагогических условий:
1. Создание обстановки, направленной на опережающее развитие школьников, атмосферы творческого поиска и эмоционального комфорта.
2. Разнообразная творческая деятельность, результатом которой является создание нового продукта.
3. Включение ребенка как можно с более раннего возраста в творческую деятельность.
4. Предоставление ребенку свободы в выборе форм и продолжительности занятия творческой деятельности.
5. Своевременная дозированная помощь и консультация со стороны взрослых при возникающих трудностях и сложных ситуациях.
Для реализации задач исследования нами был выбран метод для развития творческих способностей - создание комиксов - серии изображений, в которой рассказывается какая-либо история. Учитывая особенности современных школьников, их клиповое мышление, визуализацию образов и развитое воображение, этот метод оптимален тем, что оперирует работой с образами и при помощи воображения выстраивает повествование в картинках с сопровождающим текстом. Это наиболее оптимально при работе с исторической информацией, которую можно визуализировать в виде сюжета, событий, исторических персонажей.
В ходе исследования нами был разработан курс "Рисование комиксов на историческую тематику" для школьников обучающихся в 6 классе.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе «Школы профессионального самоопределения» (Советский район, г. Красноярск) с группой школьников 6 класса на факультативном занятии. Был выдан готовый дидактический материал по методике «фреймовых опор», и на основе него в ходе занятия был написан школьниками свой сценарий по теме «Поход Ермака в Сибирь» и зарисована одна страница комикса. В конце занятия проводилась диагностическая методика "Незаконченное предложение".
Исходя из ответов участников курса можно сделать вывод: работа по созданию комикса на историческом материале стимулировало интерес и усвоение исторических понятий и событий школьниками.
Результаты диагностической методики подтвердили, что участие в школьников в работе курса создавало условия для:
1. развития творческих способностей в процессе внеурочной деятельности; Интереса к истории Руси;
2. формирования умений рисовать комиксы и писать сценарий;
3. обучения работы с дидактическим материалом.
Таким образом, в работе были рассмотрены понятия клипового мышления, выявлены факторы и педагогические условия формирования творческих способностей школьников во внеурочной деятельности, разработан и частично апробирован курс по развитию творческих способностей школьников на основе рисования комиксов.
На основании теоретической и опытно-экспериментальной работы наша цель исследования была достигнута и задачи решены.
При дальнейшей работе можно апробировать курс в течении года для разных возрастных групп во внеурочной деятельности....
При анализе научных исследований и подходов к изучению творческих способностей рассмотрели процесс развития научной мысли по проблеме развития способностей с античного времени в котором считали, что способности - врожденное качество, мыслители Нового времени пришли к выводу, что способности являются приобретенным качеством в результате воспитания, с XIX века философы расширили идеи прошлых времен и пришли к выводу, что способности- это психические образования, которые являются результатом социального развития. В XX веке творческие способности приравняли к креативности, и выявили связь среды и развития способностей.
В ходе исследования выявили факторы формирования творческих способностей у современных школьников:
• наличие и стимулирование воображения, которое развивает творческие способности, также улучшает запоминание хода событий в истории, т.к. школьники уже не только оперируют образами, но и представляют, сами действия, их последовательность и ярко представляют события и деятелей истории;
• создание условий во внеурочной деятельности визуализация образов, которые могут быть использованы для представления исторического материала. Мышление современных школьников гибкое для восприятия информации и преобразовывание её в визуальный образ (картинку);
- актуализация и использование позитивных характеристик клипового мышления современных школьников, таких как семантическая спонтанная гибкость, оригинальность, подвижность, и учет отрицательных качеств.
Все перечисленные факторы используются для развития творческих способностей во внеурочной деятельности.
При формировании творческих способностей потребуются определение и реализация педагогических условий:
1. Создание обстановки, направленной на опережающее развитие школьников, атмосферы творческого поиска и эмоционального комфорта.
2. Разнообразная творческая деятельность, результатом которой является создание нового продукта.
3. Включение ребенка как можно с более раннего возраста в творческую деятельность.
4. Предоставление ребенку свободы в выборе форм и продолжительности занятия творческой деятельности.
5. Своевременная дозированная помощь и консультация со стороны взрослых при возникающих трудностях и сложных ситуациях.
Для реализации задач исследования нами был выбран метод для развития творческих способностей - создание комиксов - серии изображений, в которой рассказывается какая-либо история. Учитывая особенности современных школьников, их клиповое мышление, визуализацию образов и развитое воображение, этот метод оптимален тем, что оперирует работой с образами и при помощи воображения выстраивает повествование в картинках с сопровождающим текстом. Это наиболее оптимально при работе с исторической информацией, которую можно визуализировать в виде сюжета, событий, исторических персонажей.
В ходе исследования нами был разработан курс "Рисование комиксов на историческую тематику" для школьников обучающихся в 6 классе.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе «Школы профессионального самоопределения» (Советский район, г. Красноярск) с группой школьников 6 класса на факультативном занятии. Был выдан готовый дидактический материал по методике «фреймовых опор», и на основе него в ходе занятия был написан школьниками свой сценарий по теме «Поход Ермака в Сибирь» и зарисована одна страница комикса. В конце занятия проводилась диагностическая методика "Незаконченное предложение".
Исходя из ответов участников курса можно сделать вывод: работа по созданию комикса на историческом материале стимулировало интерес и усвоение исторических понятий и событий школьниками.
Результаты диагностической методики подтвердили, что участие в школьников в работе курса создавало условия для:
1. развития творческих способностей в процессе внеурочной деятельности; Интереса к истории Руси;
2. формирования умений рисовать комиксы и писать сценарий;
3. обучения работы с дидактическим материалом.
Таким образом, в работе были рассмотрены понятия клипового мышления, выявлены факторы и педагогические условия формирования творческих способностей школьников во внеурочной деятельности, разработан и частично апробирован курс по развитию творческих способностей школьников на основе рисования комиксов.
На основании теоретической и опытно-экспериментальной работы наша цель исследования была достигнута и задачи решены.
При дальнейшей работе можно апробировать курс в течении года для разных возрастных групп во внеурочной деятельности....
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности художественно-эстетического направления
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - Внеурочная деятельность как средство формирования творческих способностей младших школьников
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной музыкальной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017





