Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческих способностей у школьников во внеурочной деятельности

Работа №154947

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2018
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования творческих способностей во внеурочной деятельности 6
1.1. Характеристика и анализ сущности творческих способностей 6
1.2. Научные подходы исследований проблемы творческих способностей
в отечественной и зарубежной литературе 10
1.3. Особенности современных школьников: творческая деятельность и
мышление 18
1.4. Условия формирования творческих способностей ушкольников во
внеурочной деятельности 27
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Эмперическое исследование по разработке и реализации программы курса внеурочной деятельности «Рисование комиксов на историческую тематику» 34
2.1. Разработка и апробирование программы курса для
школьников:«Рисование комиксов на историческую
тему» 34
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 48
Выводы по второй главе 51
Заключение 52
Источники 55
Библиографический список 55
Приложение №1 Основы цвета 59
Приложение №2 Психология цвета 61
Приложение №3 Основы рисунка 63
Приложение №4 Методика «незаконченное предложение 67

Проблема творчества является одной из основных проблем для формирования личности. Сегодня очень важна готовность человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах - этот социальный запрос соответствует потребностям ребёнка быть самостоятельным, знать и уметь использовать свои возможности.
Актуальность темы исследования заключается в том, что современное общество испытывает потребность в творческих, креативных личностях, потому что именно они обладают более высоким уровнем адаптации к новым условиям жизни, что в большей мере соответствует постоянно изменяющемуся и обновляющемуся миру. Развитие творческих способностей учащихся является важным фактором их адаптации и включения в активную деятельность при изменчивости современного мира. Также через творчество можно мотивировать школьников на самостоятельную деятельность.
Степень научной разработанности темы можно проанализировать, по исследованиям следующих авторов: Гончаров С.З., Базыма Б.А. В ряде публикаций эту тему осветили Кондратьева Н.В., Кошелева Е.С., Безручко Т.Д.[15]
В монографии Гончарова С.З.[15] рассматриваются социальные и психологические компоненты формирования творческих способностей, выясняются роли природных задатков и социальных механизмов в процессе развития способностей и становления талантливой личности. Базыма Б.А. [1] в свою очередь изучал влияние цвета на психику, и также дал характеристику цвета.
В исследовании Кондратьевой Н.В. [7] раскрывается сущность понятия творческих способностей. В публикации Кошелевой Е.С. [8] содержится сравнительно-исторический анализ основных подходов к исследованию творческих способностей человека, традиционных для отечественной и зарубежной психологии. Также рассматриваются также причины возникновения концепций и их влияние на движение научной мысли в современной психологии. Василенко П.В.[4] в своей статье дал определение творческим способностям к изобразительной деятельности, предложил необходимые педагогические условия развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования к изобразительной деятельности. Безручко Т.Д. [5] раскрыла формирование и развитие творческих способностей средствами изобразительного искусства в системе дополнительного образования.
В своих работах В.И. Петрушин [5] рассмотрел исторические этапы становления психологии художественного творчества, раскрыл роль и значение искусства в жизни общества, дал основные положения современных подходов к психологии художественного творчества. В продолжении изучения психологии творчества раскрывается в трудах Е.И. Рогова [10], выделивший в работе познавательную сферу личности, в том числе и воображение. В своей статье И.И. Данилкина[5] проанализировала проявление визуализации в его разнообразных формах.
В свою очередь для материала приложений использовались исследования о цвете Иттена И.[6 ] И также учебное пособие Ли.Н.[9], где он представил материал об основах рисунка и композиции.
Цель исследования - изучить процесс формирования творческих способностей во внеурочной деятельности, разработать и апробировать программу курса по развитию творческих способностей школьников.
Цель определяет общие задачи исследования:
1. рассмотреть различные подходы изучения процесса творческих
способностей;
2. выявить факторы формирования творческих способностей;
3. раскрыть условия формирования творческих способностей школьников во внеурочной деятельности;
4. разработать программу курса «Рисование комиксов на историческую тематику» для развития творческих способностей и апробировать её;
Объектом исследования является - внеурочная деятельность в
образовательном учреждении.
Предметом исследования - развитие творческих способностей школьников во внеурочной деятельности.
Методы исследования: общетеоретические- анализ литературы, научных статей, учебно-методической документации по проблемам исследования (сравнение, сопоставлевние, анализ и обощение опыта специалистов по теме); эмпирические- педагогическое наблюдение, описание, педагогический эксперимент, фиксирование результатов исследования с последующим анализом (качественный и количественный анализ результатов исследования).
Научная новизна настоящей работы заключается в том, что раскрывается понятие совокупности творческих способностей, креативности, клипового мышления и воображения. Рассматриваются условия формирования творческих способностей во внеурочной деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты работы могут быть использованы педагогами школ, кружков, и дополнительного образования, для реализации программ художественно­эстетической направленности.
Структура и объем работы. ВКР состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы. Текст исследования дополняется 3 приложениями.
Апробация на IV всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Вызовы современного образования в исследованиях молодых ученых» в рамках XIX международного научно-­практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века», кафедры педагогики.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил рассмотреть сущность понятия творческих способностей, которые представляют собой синтез индивидуально психофизиологических особенностей личности и новых качественных состояний (изменений в мышлении, восприятии, опыте жизнедеятельности, мотивационной сфере), возникающих в процессе новой для индивида деятельности (в процессе решения новых проблем, задач), что ведет к её успешному выполнению или появлению субъективно/объективно нового продукта (идеи, предмета, художественного произведения и т.д.).
При анализе научных исследований и подходов к изучению творческих способностей рассмотрели процесс развития научной мысли по проблеме развития способностей с античного времени в котором считали, что способности - врожденное качество, мыслители Нового времени пришли к выводу, что способности являются приобретенным качеством в результате воспитания, с XIX века философы расширили идеи прошлых времен и пришли к выводу, что способности- это психические образования, которые являются результатом социального развития. В XX веке творческие способности приравняли к креативности, и выявили связь среды и развития способностей.
В ходе исследования выявили факторы формирования творческих способностей у современных школьников:
• наличие и стимулирование воображения, которое развивает творческие способности, также улучшает запоминание хода событий в истории, т.к. школьники уже не только оперируют образами, но и представляют, сами действия, их последовательность и ярко представляют события и деятелей истории;
• создание условий во внеурочной деятельности визуализация образов, которые могут быть использованы для представления исторического материала. Мышление современных школьников гибкое для восприятия информации и преобразовывание её в визуальный образ (картинку);
- актуализация и использование позитивных характеристик клипового мышления современных школьников, таких как семантическая спонтанная гибкость, оригинальность, подвижность, и учет отрицательных качеств.
Все перечисленные факторы используются для развития творческих способностей во внеурочной деятельности.
При формировании творческих способностей потребуются определение и реализация педагогических условий:
1. Создание обстановки, направленной на опережающее развитие школьников, атмосферы творческого поиска и эмоционального комфорта.
2. Разнообразная творческая деятельность, результатом которой является создание нового продукта.
3. Включение ребенка как можно с более раннего возраста в творческую деятельность.
4. Предоставление ребенку свободы в выборе форм и продолжительности занятия творческой деятельности.
5. Своевременная дозированная помощь и консультация со стороны взрослых при возникающих трудностях и сложных ситуациях.
Для реализации задач исследования нами был выбран метод для развития творческих способностей - создание комиксов - серии изображений, в которой рассказывается какая-либо история. Учитывая особенности современных школьников, их клиповое мышление, визуализацию образов и развитое воображение, этот метод оптимален тем, что оперирует работой с образами и при помощи воображения выстраивает повествование в картинках с сопровождающим текстом. Это наиболее оптимально при работе с исторической информацией, которую можно визуализировать в виде сюжета, событий, исторических персонажей.
В ходе исследования нами был разработан курс "Рисование комиксов на историческую тематику" для школьников обучающихся в 6 классе.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе «Школы профессионального самоопределения» (Советский район, г. Красноярск) с группой школьников 6 класса на факультативном занятии. Был выдан готовый дидактический материал по методике «фреймовых опор», и на основе него в ходе занятия был написан школьниками свой сценарий по теме «Поход Ермака в Сибирь» и зарисована одна страница комикса. В конце занятия проводилась диагностическая методика "Незаконченное предложение".
Исходя из ответов участников курса можно сделать вывод: работа по созданию комикса на историческом материале стимулировало интерес и усвоение исторических понятий и событий школьниками.
Результаты диагностической методики подтвердили, что участие в школьников в работе курса создавало условия для:
1. развития творческих способностей в процессе внеурочной деятельности; Интереса к истории Руси;
2. формирования умений рисовать комиксы и писать сценарий;
3. обучения работы с дидактическим материалом.
Таким образом, в работе были рассмотрены понятия клипового мышления, выявлены факторы и педагогические условия формирования творческих способностей школьников во внеурочной деятельности, разработан и частично апробирован курс по развитию творческих способностей школьников на основе рисования комиксов.
На основании теоретической и опытно-экспериментальной работы наша цель исследования была достигнута и задачи решены.
При дальнейшей работе можно апробировать курс в течении года для разных возрастных групп во внеурочной деятельности....


1. Базыма, Б. А. Цвет и психика: монография. - Харьков : Изд-во ХГАК, 2001.-172 с.
2. Безручко, Т.Д. Формирование и развитие творческих способностей средствами изобразительного искусства в системе дополнительного образования [Электронный ресурс]. - http://dk- almanah.ru/index.php/talant/item/722-bezruchko - статья в интернете
3. Беспалов, Ю.А. Условия развития творческих способностей детей [Электронный ресурс]. - https://www.scienceforum.ru/2014/pdf/4174.pdf- статья в интернете.
4. Василенко П.В. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности //Теория и практика общественного развития. - 2012.-№8. -С.148-151.
5. Данилкина И.И. Герменевтический анализ природы визуального воображения// Аналитика культурологии. - 2008.- №11.- С. 150-157.
6. Иттен И. Искусство цвета. - М.: Учебное пособие, 2004. - с.53
7. Кондратьева Н. В. Сущность понятия «творческие способности» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 9 - С. 106-110.
8. Кошелева Е. С. Эволюция подходов к исследованию творческих способностей в России и за рубежом //Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2013.- №5.-С. 145-151.
9. Ли.Н.Г. Основы учебного академического рисунка. - М.: Учебное пособие, 2009. - 480с.
10. Лозицкий, В.Л. Научные труды республиканского института высшей школы [Электронный ресурс]. - http://www.polessu.by/sites/default/files/sites/default/files/02per/03document/3 75.pdf - статья в интернете.
11.Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования/под ред. Е.И. Рогов - М.:Гуманит.изд.центрВладос, 1998.­448с.
12. Пси-фактор [Электронный ресурс]. - http://psyfactor.org/color.htm
13. Психология и педагогика художественного творчества: учебное пособие для вузов. - М:Академический проект, 2008. - 490с.
14. Ромашина Е.Ю., Тетерин И.И. Феномен клипового мышления в условиях современного информационного пространства [Электронный ресурс]. - https://ieducation.livejournal.com/2480.html - статья в интернете.
15. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность: учеб. пособие для студ. Вузов/ под ред. С.З. Гончаров — Свердловск.: Свердл. инж.-пед. ин-т, 1990.— 160 с.
16. Яковлева, А.Я. Клиповое чтение: текст как изображение-симулякр [Электронный ресурс]. http://sias.ru/en/publications/magazines/kultura/2015 - 2/yazyki/4492.html- статья в интернете.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ