Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования гражданской позиции младших подростков 8
1.1 Гражданская позиция школьников: сущность, содержание, структурные
характеристики 8
1.2 Особенности формирования гражданской позиции у младших
подростков 15
1.3 Роль поискового движения в становления гражданской позиции младших
подростков 24
Выводы по первой главе 31
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по определению и обеспечению психолого-педагогических условий становления гражданской позиции младших подростков в условиях туристско-поискового отряда 33
2.1 Разработка и организация формы внеурочной деятельности туристско-
поискового отряда «Клуб Сибирских следопытов» на базе МБОУ №98 г. Красноярска 33
2.2 Результаты разработки и апробации программы туристско-поискового отряда «Клуб Сибирских следопытов» на базе МБОУ №98 г.
Красноярска 42
Выводы по второй главе 50
Заключение 51
Список литературы 53
Приложения 56
Построение правового демократического государства, становление полноценного гражданского общества России обострили потребность в воспитании нового поколения граждан, образованных, обладающих высоким уровнем социальной активности, уважающих и соблюдающих законы государства, национальные и личностные свободы, как окружающих, так и свои, способных к разнообразной, продуктивной, творческой деятельности на благо государства, общества, личности.
В таких документах, как Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании» отмечается, что наивысшей ценностью является человек, его права и свободы. Указывается на необходимость воспитания высоконравственного, творческого,
компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны. Важность воспитания гражданской позиции нового поколения россиян отражена также в таких правовых актах как «Национальная доктрина образования до 2025 года», «О федеральной целевой программе развития на 2016-2020 годы».
В обновленном образовательном процессе большую роль отводят воспитанию. Формирование гражданской позиции школьников, обеспечивающее решение многочисленных комплексных задач, становится одним из самых актуальных направлений работы школы. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте, который чётко определяет личностные результаты освоения основной образовательной программы, среди первых результатов указано становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности [ФГОС, 2012]. Всё это подтверждает актуальность данной работы.
Проблема формирования гражданской позиции занимает одно из важных мест в гуманитарных исследованиях. Формирования гражданской позиции представляет собой многоплановый процесс и рассматривается в философии, психологии, социологии, педагогике и других науках в различных вариациях этого термина. В настоящее время многие авторы интерпретируют его, как «осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия в отношении окружающего в личном и общественном плане»
Становлению гражданина уделяется внимание в работах Ж.-Ж. Руссо, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, А.Г. Асмолова, Б.З. Вульфова, Н.Д. Никандрова, Г.Н. Филонова, И.Д. Фрумина, А.В. Беляева, А.С. Гаязова, Г.Я. Гревцевой, Б.Т. Лихачева и других. Психолого-педагогический аспект становления позиции личности рассматривают в своих работах как отечественные педагоги и психологи (Л.С. Выготский, Э.Ф. Зеер, В.В. Игнатова, Т.Н. Мальковская, В.И. Слободчиков и др.), так и зарубежные (К. Роджерс, Дж. Патрик, С. Шехтер,
Э. Фромм и др.). Различные аспекты гражданской позиции обсуждаются в исследованиях Л.Н. Боголюбова, Н.М. Воскресенской, Б.Ф. Горелик, А.Ю. Лазебниковой, Я.В. Соколова, Р.И. Хмелюк, Л.К. Фомичевой, Ю.А. Маринкиной, А.Ф. Шалич и др.
На данный момент интерес к вопросу о гражданском воспитании школьников только возрастает. На современном этапе данное направление разрабатывается в исследованиях И. В. Следзевского, Н. Ю. Синягиной, Л. В. Кузнецовой, Е. Е. Вяземского, Т. М. Толкачевой, С. В. Колотий и др.
Проблемы формирования активной позиции школьников рассматривали такие авторы как, И.Л. Судакова, Н.С. Попов, Н.А. Савотина, И.В. Молодцова и другие.
Анализ современных психолого-педагогических исследований, образовательной практики позволяет утверждать, что формирование гражданской позиции школьников рассматривается как в аспекте гражданско-правового обучения, так и в аспекте внеурочной деятельности. Мы предлагаем рассмотреть становление гражданской позиции младших подростков во внеурочной деятельности, в условиях туристско-поискового отряда.
Объект исследования: процесс становления гражданской позиции младших подростков в условиях туристско-поискового отряда.
Предмет исследования: педагогические условия формирования гражданской позиции младших подростков в деятельности туристско- поискового отряда.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и опытным путем подтвердить психолого-педагогические условия становления гражданской позиции в условиях туристско-поискового отряда.
Гипотеза исследования: становление гражданской позиции младших подростков в условиях туристско-поискового отряда будет успешным, если будут определены и обеспечены психолого-педагогические условия:
• целенаправленная включенность в туристско-поисковую деятельность;
• обеспечение психологической комфортности в туристско- поисковом отряде;
• стимулирование развития интереса к истории страны;
• педагогическое сопровождение младших подростков в туристско- поисковой деятельности.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования предопределили постановку и решение следующих задач исследования:
1. На основе анализа научной литературы изучить понятие «гражданская позиция младшего подростка» с позиции современной системы ценностей, раскрыть её основные характеристики, структуру и содержание.
2. Выделить особенности формирования гражданской позиции у младших подростков.
3. Охарактеризовать туристско-поисковый отряд, как форму внеурочной деятельности....
В ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы было рассмотрено становление понятия «гражданская позиция». На основе анализа различных источников было выделено сформулированное следующие рабочее определение: гражданская позиция - это интегративное качество личности, отвечающее за моральные убеждения, общечеловеческие ценности и общественно важные поступки, проявляющиеся по отношению к государству, другим людям, к самому себе. Одной из целей педагогического процесса является создание условий и оказания помощи для становления гражданской позиции, гражданской идентичности, что способствует осуществлению ее позитивных последствий.
Гражданская позиция включает в себя такие компоненты, как гражданская позиция включает в себя три компонента: познавательный компонент (знания о гражданственности, гражданской позиции, о гражданских правах и обязанностях, понимание социально-политических процессов и явлений; умение анализировать социальные ситуации и проблемы, высказывать собственную точку зрения), мотивационно - ценностный (гуманистическое отношение личности к обществу, труду, к людям и самому себе; формированием гражданских ценностных ориентаций, обеспечивающих усвоение ею норм социального поведения), деятельностный (выполнение своих гражданских обязанностей, соблюдение социальных и правовых норм, т.е. реальным поведением человека и участие в различных видах общественной деятельности и на разных уровнях).
В процессе теоретического анализа было обосновано, что процесс становления гражданской позиции происходит не только в гражданско- правовом обучении, но и во внеурочной деятельности. В последней это происходит более полно, так как в ней создаются условия комфортной среды для школьников, общение со сверстниками в неформальной обстановке, где учитель выступает в роли наставника.
В младшем подростковом возрасте ведущей деятельность становится социально-значимая деятельность, которая реализуется через учение, общение, общественно-полезный труд.
Реализация этих потребностей была организована через туристско- поисковый отряд, программа которого была разработана и апробирована на базе МБОУ №98 г. Красноярска для учащихся 6 класса. Целью деятельности данного отряда является создание условий для формирования всесторонне развитой личности, формирование гражданско-патриотических ценностей, бережного отношения к историческому и культурному наследию своей страны, уважения к своим предкам, участие в социальных и творческих проектах, акциях. Туристско-поисковый отряд как форма внеурочной деятельности соответствует требованиям и целям, прописанным в образовательном стандарте.
По результатам опытно-экспериментальной работы с использованием диагностических методик и процедур, методики включенного наблюдения при разработке и апробации программы туристско-поискового отряда «Клуб Сибирских следопытов» была установлена положительная динамика процесса становления гражданской позиции младшего подростка.
Таким образом, участие школьников в деятельности туристско- поискового отряда способствует повышению у них интереса к изучению истории не только своей семьи, но и истории Отечества, создает условия для проявления личного эмоционально-ценностного отношения к этим знаниям, стимулирует их к поисково-исследовательской деятельности.
Итак, позитивные результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают правомерность выдвинутой гипотезы о том, что становление гражданской позиции младших подростков в условиях туристско-поискового отряда будет успешным, если будут определены и обеспечены психологопедагогические условия ее формирования.
1. Божович, Л.И. Психология подростка: Учеб. пособие для вузов. — М.: Академический проект, 2005. — 208 с.
2. Верпшовский, С.Г. Воспитание активной позиции личности.:Лениздат, 1981.
3. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков./ Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. — М.: Просвещение, 1997. — 360 с.
4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2006-2010 годы» // Воспитание школьников. 2006.
№ 2. С. 2-8.
5. Грищук, М.В. Самореализация молодёжи в условиях общественного объединения: автореф. дис ... канд. пед. наук. Челябинск, 2007.
4. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. М.: Эксмо, 2016.
5. Декларация прав и свобод человека и человека. [Электронный ресурс] / режим доступа:
http: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения 07.06.17г).
6. Закон «Об образовании 2012». [Электронный ресурс] / режим доступа: http: //zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения 07.06.17г).
7. Игумен Г. «О проблеме духовно-нравственного воспитания личности в школе». [Электронный ресурс] / режим доступа: http://www/portal- slovo.ru/pedagogy/37893.php. (дата обращения 07.06.17г).
8. Кириллов, Д.В.Формирование гражданской позиции старшеклассников в обучении гуманитарным дисциплинам: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2005.
9. Классному руководителю о самоуправлении в классе: методические рекомендации/ авт. сост. М.А. Александрова, Е.И. Баранова, Е.В. Володина, E.H. Степанов. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
10. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. М.: Изд. Дом ИНФРА - М, 20016.
11. Красноок, З.П. Формирование гражданственности у студенческой молодежи в образовательном процессе: автореф. дис... канд. пед. наук. Майкоп, 2007.
12. Краткий философский словарь.-2-е изд.-М.:Оригинал-Макет,2016.
13. Максимцева, Т.А. Воспитываем гражданина. Система гражданского образования в школе. 2-е изд., дополненное. - М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.
14. Молодцова, И.В. Становление гражданской позиции старших подростков.: дис. канд. пед. наук. Красноярск, 2007.
15. Мягкова, А.П. Психолого-педагогические особенности формирования гражданской компетентности школьников. М., 2014...32