ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНИХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 8
1.1. Понятие «профессиональное самоопределение» 8
1.2. Личность студента, обучающегося в средних профессиональных
учебных заведениях 16
1.3. Профессиональное самоопределение обучающихся средних
профессиональных учебных заведений 28
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 37
ГЛАВА2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 39
2.1. Этапы и методы исследования 39
2.2. Анализ результатов исследования 43
2.3. Научно - практические рекомендации по психологическому сопровождению профессионального самоопределения обучающихся средних
профессиональных учебных заведений 51
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Error! Bookmark not defined.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНИХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 8
1.1. Понятие «профессиональное самоопределение» 8
1.2. Личность студента, обучающегося в средних профессиональных
учебных заведениях 16
1.3. Профессиональное самоопределение обучающихся средних
профессиональных учебных заведений 28
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 37
ГЛАВА2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 39
2.1. Этапы и методы исследования 39
2.2. Анализ результатов исследования 43
2.3. Научно - практические рекомендации по психологическому сопровождению профессионального самоопределения обучающихся средних
профессиональных учебных заведений 51
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Error! Bookmark not defined.
ПРИЛОЖЕНИЯ
В современной жизни выбор своего профессионального пути является ответственным решением, во многом определяющим значительную часть последующей профессиональной жизни. От того, как именно сложится процесс профессионального самоопределения, как он будет развиваться и корректироваться, в значительной степени может зависеть результативность дальнейшего профессионального становления. Особенно актуальной является эта проблема для обучающихся средних профессиональных учебных заведений, так как выбор актуального профессионального направления в дальнейшем, после окончания профессионального обучения, может быть уже вовсе и не связан с первичным профессиональным предпочтением. В результате могут быть потеряны время, силы, средства обучающихся, на изучение ими определенной профессиональной области, которая впоследствии не вызывает у них интереса, и как итог - может быть потерян перспективный будущий профессионал. Это может быть вызвано разными причинами, и установить их все не представляется возможным, но при этом у современных обучающихся средних профессиональных учебных заведений можно изучить особенности профессионального самоопределения, чтобы сделать профессиональный выбор более осознанным, и в нужный момент подкрепить его. Поэтому важность изучения проблемы профессионального самоопределения обучающихся средних
профессиональных учебных заведений очевидна.
Исследование проблемы осложняется наличием ряда противоречий. Так, существует противоречие между растущей потребностью в изучении профессионального самоопределения обучающихся средних
профессиональных учебных заведений, и несогласованностью теоретических представлений о профессиональном самоопределении у исследователей, так как большая часть исследований, касающихся периода студенчества, ориентирована на изучение обучающихся ВУЗов. При этом самоопределение обучающихся средних профессиональных учебных заведений рассматривается преимущественно только с точки зрения возрастного аспекта профессионального самоопределения, что не совсем корректно с научной точки зрения - ведь сам факт профессионального обучения уже свидетельствует о несколько другом процессе самоопределения, чем в школе или в ВУЗе. То есть с теоретической точки зрения особенности именно этой категории обучающихся не объяснены полноценно в настоящее время.
Есть также проблема практического характера - изучение профессионального самоопределения обучающихся средних
профессиональных учебных заведений ограничивается отсутствием адекватного диагностического инструментария, и поэтому любые результаты, полученные в практическом исследовании, могут быть спорными, и требовать теоретического объяснения, которое, как ранее было уже упомянуто, также не является до конца согласованным.
Существует также проблема применения выявленных практических результатов - они могут быть использованы как дополнительные сведения при организации работы по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся средних профессиональных учебных заведений, но не могут быть положены в основу всей системы профессиональной подготовки, так как система профессиональной подготовки в настоящее время ориентирована не столько на профессиональное самоопределение обучающихся, сколько на существующий государственный и рыночный заказ обучения специалистов.
Таким образом, актуальность обозначенной проблемы обусловило проведение исследование по проблеме профессионального самоопределения обучающихся средних профессиональных учебных заведений.
Цель исследования: изучить особенности профессионального
самоопределения обучающихся средних профессиональных учебных заведений
Объект исследования: профессиональное самоопределение .
Предмет исследования: профессиональное самоопределение
обучающихся средних профессиональных учебных заведений.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «профессиональное самоопределение»
2. Рассмотреть особенности профессиональное самоопределение обучающихся средних профессиональных учебных заведений
3. Провести эмпирическое исследование профессионального самоопределения обучающихся средних профессиональных учебных заведений
4. Разработать научно - практические рекомендации по
психологическому сопровождению профессионального
самоопределения обучающихся средних профессиональных учебных заведений.
Гипотеза исследования: предполагается, что применение
разработанных научно-практических рекомендаций по психологическому сопровождению профессионального самоопределения обучающихся средних профессиональных учебных заведений, позволит развивать мотивы выбора своей профессии.
Теоретико-методологическая основа исследования
В исследовании взяты за основу несколько подходов: личностный подход, который рассматривает жизненный путь человека, в том числе и профессиональный, как ряд этапов и стадий, различающиеся типичными для каждого периода развития личности задачами. Также за основу взят системный подход, когда профессиональное самоопределение понимается как система, состоящая из множества детерминированных элементов, и изменение одного элемента влечет изменение всей системы - то есть всего профессионального самоопределения.
Проблему изучали представители множества направлений, среди которых мы за основу взяли труды иностранных исследователей и отечественных ученых. Иностранные исследования разрабатывались в следующих направлениях: диагностическое направление представлено исследованиями Р. Амтхауэра, Р. Кеттелла, Х. Тернера, воспитательное направление представлено в теоретических взглядах А. Валлона, Р. Заззо и А. Леона, психофизиологическое направление разрабатывалось С. Аксельродом, Ш. Бюлером, П. Лазарсфельдом и др. исследователями; социальное направление построено на идеях Ш. Бюлера, Д. Сьюпера и др., психологическое направление рассматривали А. Маслоу, и К. Ясперс, междисциплинарное направление представлено в концепции С. Фукуямы.
Отечественные исследования разрабатывались в следующих направлениях: профориентационное - представители Е.А. Климов (2004), Н.С. Пряжников (2008) и др., направление профессионального развития - представители Э.Ф. Зеер (2003), А.К. Маркова (1996), Ю.П. Поваренков (1991) и др., деятельностный подход представлен Д.А. Леонтьевым (2001); социологический подход (В.В. Водзинская, И.С. Кон), жизнедеятельностный подход (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург).....
профессиональных учебных заведений очевидна.
Исследование проблемы осложняется наличием ряда противоречий. Так, существует противоречие между растущей потребностью в изучении профессионального самоопределения обучающихся средних
профессиональных учебных заведений, и несогласованностью теоретических представлений о профессиональном самоопределении у исследователей, так как большая часть исследований, касающихся периода студенчества, ориентирована на изучение обучающихся ВУЗов. При этом самоопределение обучающихся средних профессиональных учебных заведений рассматривается преимущественно только с точки зрения возрастного аспекта профессионального самоопределения, что не совсем корректно с научной точки зрения - ведь сам факт профессионального обучения уже свидетельствует о несколько другом процессе самоопределения, чем в школе или в ВУЗе. То есть с теоретической точки зрения особенности именно этой категории обучающихся не объяснены полноценно в настоящее время.
Есть также проблема практического характера - изучение профессионального самоопределения обучающихся средних
профессиональных учебных заведений ограничивается отсутствием адекватного диагностического инструментария, и поэтому любые результаты, полученные в практическом исследовании, могут быть спорными, и требовать теоретического объяснения, которое, как ранее было уже упомянуто, также не является до конца согласованным.
Существует также проблема применения выявленных практических результатов - они могут быть использованы как дополнительные сведения при организации работы по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся средних профессиональных учебных заведений, но не могут быть положены в основу всей системы профессиональной подготовки, так как система профессиональной подготовки в настоящее время ориентирована не столько на профессиональное самоопределение обучающихся, сколько на существующий государственный и рыночный заказ обучения специалистов.
Таким образом, актуальность обозначенной проблемы обусловило проведение исследование по проблеме профессионального самоопределения обучающихся средних профессиональных учебных заведений.
Цель исследования: изучить особенности профессионального
самоопределения обучающихся средних профессиональных учебных заведений
Объект исследования: профессиональное самоопределение .
Предмет исследования: профессиональное самоопределение
обучающихся средних профессиональных учебных заведений.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «профессиональное самоопределение»
2. Рассмотреть особенности профессиональное самоопределение обучающихся средних профессиональных учебных заведений
3. Провести эмпирическое исследование профессионального самоопределения обучающихся средних профессиональных учебных заведений
4. Разработать научно - практические рекомендации по
психологическому сопровождению профессионального
самоопределения обучающихся средних профессиональных учебных заведений.
Гипотеза исследования: предполагается, что применение
разработанных научно-практических рекомендаций по психологическому сопровождению профессионального самоопределения обучающихся средних профессиональных учебных заведений, позволит развивать мотивы выбора своей профессии.
Теоретико-методологическая основа исследования
В исследовании взяты за основу несколько подходов: личностный подход, который рассматривает жизненный путь человека, в том числе и профессиональный, как ряд этапов и стадий, различающиеся типичными для каждого периода развития личности задачами. Также за основу взят системный подход, когда профессиональное самоопределение понимается как система, состоящая из множества детерминированных элементов, и изменение одного элемента влечет изменение всей системы - то есть всего профессионального самоопределения.
Проблему изучали представители множества направлений, среди которых мы за основу взяли труды иностранных исследователей и отечественных ученых. Иностранные исследования разрабатывались в следующих направлениях: диагностическое направление представлено исследованиями Р. Амтхауэра, Р. Кеттелла, Х. Тернера, воспитательное направление представлено в теоретических взглядах А. Валлона, Р. Заззо и А. Леона, психофизиологическое направление разрабатывалось С. Аксельродом, Ш. Бюлером, П. Лазарсфельдом и др. исследователями; социальное направление построено на идеях Ш. Бюлера, Д. Сьюпера и др., психологическое направление рассматривали А. Маслоу, и К. Ясперс, междисциплинарное направление представлено в концепции С. Фукуямы.
Отечественные исследования разрабатывались в следующих направлениях: профориентационное - представители Е.А. Климов (2004), Н.С. Пряжников (2008) и др., направление профессионального развития - представители Э.Ф. Зеер (2003), А.К. Маркова (1996), Ю.П. Поваренков (1991) и др., деятельностный подход представлен Д.А. Леонтьевым (2001); социологический подход (В.В. Водзинская, И.С. Кон), жизнедеятельностный подход (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург).....
Проведенное исследование профессионального самоопределения обучающихся средних профессиональных учебных заведений, показало, что профессиональное самоопределение - это многоплановый, подвижный процесс, сопровождающийся и развивающийся в соответствии с этапами профессионального развития личности, в ходе которого осуществляется коррекция ценностно-смысловой сферы, сопряженной с профессиональной деятельностью.
Возраст обучения в средних профессиональных учебных заведениях - это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости. Социальная ситуация развития состоит в необходимости самостоятельно выбирать свой жизненный путь. Основной ведущей деятельностью является учебная деятельность, подготовка к выбору профессии (либо продолжение учебы). В этом возрасте формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность, осознание своей индивидуальности и ее свойств; установка на сознательное построение собственной жизни; постепенное врастание в различные сферы жизни. Окончательно преодолевается зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности. В отношениях со сверстниками нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей.
Профессиональное самоопределение обучающихся средних профессиональных учебных заведений рассматривается как возрастной процесс качественного целенаправленного поэтапного перехода личности к трудовому развитию. Среди этапов этого процесса выделяются четыре основных: подготовительный этап, этап освоения, этап реализации, этап совершенствования. Результатом процесса профессионального
самоопределения является выбор будущей профессии. Показатели сформированное™ профессионального самоопределения обучающихся: мотивация, представления о профессии и личности профессионала, о себе как будущем профессионале, о возможном профессиональном будущем; проявление социальной активности, сформированность личностнопрофессиональной компетентности и профессиональной идентичности. Основные критерии сформированности профессионального самоопределения обучающихся: когнитивные; деятельно-практические; ценностно
психологические.
Эмпирическое исследование профессионального самоопределения обучающихся средних профессиональных учебных заведений, было направлено на проверку предположения о том, что использование разработанных научно-практических рекомендаций по психологическому сопровождению профессионального самоопределения обучающихся средних профессиональных учебных заведений, позволит развивать ценностносмысловую опору самоопределения через стимулирование развитие внутренних индивидуально и социально значимых мотивов выбора своей профессии.
Участники исследования - обучающиеся 4 и 1 курсов, имели незавершенный профессиональный выбор, из-за нечеткого видения своего профессионального пути, и в целом обладали несформированным и незрелым профессиональным самоопределением, и нуждались в помощи в формировании профессионального самоопределения. Для этого были разработаны и реализованы научно - практические рекомендаций по психологическому сопровождению профессионального самоопределения обучающихся. Вся экспериментальная работа была реализована в отношении обучающихся 1 курса, после окончания которой у обучающихся 1 курса произошли значительные изменения в структуре мотивов выбора профессии, в ведущих мотивах профессиональной деятельности, тогда как у обучающихся 4 курса значительных изменений ведущих мотивов профессиональной деятельности не выявлено. Эти результаты доказывают, гипотеза получила свое экспериментальное подтверждение.
Возраст обучения в средних профессиональных учебных заведениях - это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости. Социальная ситуация развития состоит в необходимости самостоятельно выбирать свой жизненный путь. Основной ведущей деятельностью является учебная деятельность, подготовка к выбору профессии (либо продолжение учебы). В этом возрасте формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность, осознание своей индивидуальности и ее свойств; установка на сознательное построение собственной жизни; постепенное врастание в различные сферы жизни. Окончательно преодолевается зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности. В отношениях со сверстниками нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей.
Профессиональное самоопределение обучающихся средних профессиональных учебных заведений рассматривается как возрастной процесс качественного целенаправленного поэтапного перехода личности к трудовому развитию. Среди этапов этого процесса выделяются четыре основных: подготовительный этап, этап освоения, этап реализации, этап совершенствования. Результатом процесса профессионального
самоопределения является выбор будущей профессии. Показатели сформированное™ профессионального самоопределения обучающихся: мотивация, представления о профессии и личности профессионала, о себе как будущем профессионале, о возможном профессиональном будущем; проявление социальной активности, сформированность личностнопрофессиональной компетентности и профессиональной идентичности. Основные критерии сформированности профессионального самоопределения обучающихся: когнитивные; деятельно-практические; ценностно
психологические.
Эмпирическое исследование профессионального самоопределения обучающихся средних профессиональных учебных заведений, было направлено на проверку предположения о том, что использование разработанных научно-практических рекомендаций по психологическому сопровождению профессионального самоопределения обучающихся средних профессиональных учебных заведений, позволит развивать ценностносмысловую опору самоопределения через стимулирование развитие внутренних индивидуально и социально значимых мотивов выбора своей профессии.
Участники исследования - обучающиеся 4 и 1 курсов, имели незавершенный профессиональный выбор, из-за нечеткого видения своего профессионального пути, и в целом обладали несформированным и незрелым профессиональным самоопределением, и нуждались в помощи в формировании профессионального самоопределения. Для этого были разработаны и реализованы научно - практические рекомендаций по психологическому сопровождению профессионального самоопределения обучающихся. Вся экспериментальная работа была реализована в отношении обучающихся 1 курса, после окончания которой у обучающихся 1 курса произошли значительные изменения в структуре мотивов выбора профессии, в ведущих мотивах профессиональной деятельности, тогда как у обучающихся 4 курса значительных изменений ведущих мотивов профессиональной деятельности не выявлено. Эти результаты доказывают, гипотеза получила свое экспериментальное подтверждение.
Подобные работы
- ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В КОНТЕКСТЕ НООСФЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ)
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ НАРОДНОГО КОСТЮМА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СРЕДНЕМ СПЕЦИАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2016 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-
СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - САМОРАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Кейс-метод в профессиональном самоопределении обучающихся средней школы
при изучении предмета технологии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - СВЯЗЬ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ С
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - Занятие творчеством преподавателей высших учебных заведений как фактор совладания с эмоциональным выгоранием
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - Институционализация социального механизма взаимодействия рынка
труда и образовательных услуг в Алтайском крае
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019





