Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Работа №154936

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2017
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНИХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 8
1.1. Понятие «профессиональное самоопределение» 8
1.2. Личность студента, обучающегося в средних профессиональных
учебных заведениях 16
1.3. Профессиональное самоопределение обучающихся средних
профессиональных учебных заведений 28
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 37
ГЛАВА2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 39
2.1. Этапы и методы исследования 39
2.2. Анализ результатов исследования 43
2.3. Научно - практические рекомендации по психологическому сопровождению профессионального самоопределения обучающихся средних
профессиональных учебных заведений 51
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Error! Bookmark not defined.
ПРИЛОЖЕНИЯ

В современной жизни выбор своего профессионального пути является ответственным решением, во многом определяющим значительную часть последующей профессиональной жизни. От того, как именно сложится процесс профессионального самоопределения, как он будет развиваться и корректироваться, в значительной степени может зависеть результативность дальнейшего профессионального становления. Особенно актуальной является эта проблема для обучающихся средних профессиональных учебных заведений, так как выбор актуального профессионального направления в дальнейшем, после окончания профессионального обучения, может быть уже вовсе и не связан с первичным профессиональным предпочтением. В результате могут быть потеряны время, силы, средства обучающихся, на изучение ими определенной профессиональной области, которая впоследствии не вызывает у них интереса, и как итог - может быть потерян перспективный будущий профессионал. Это может быть вызвано разными причинами, и установить их все не представляется возможным, но при этом у современных обучающихся средних профессиональных учебных заведений можно изучить особенности профессионального самоопределения, чтобы сделать профессиональный выбор более осознанным, и в нужный момент подкрепить его. Поэтому важность изучения проблемы профессионального самоопределения обучающихся средних
профессиональных учебных заведений очевидна.
Исследование проблемы осложняется наличием ряда противоречий. Так, существует противоречие между растущей потребностью в изучении профессионального самоопределения обучающихся средних
профессиональных учебных заведений, и несогласованностью теоретических представлений о профессиональном самоопределении у исследователей, так как большая часть исследований, касающихся периода студенчества, ориентирована на изучение обучающихся ВУЗов. При этом самоопределение обучающихся средних профессиональных учебных заведений рассматривается преимущественно только с точки зрения возрастного аспекта профессионального самоопределения, что не совсем корректно с научной точки зрения - ведь сам факт профессионального обучения уже свидетельствует о несколько другом процессе самоопределения, чем в школе или в ВУЗе. То есть с теоретической точки зрения особенности именно этой категории обучающихся не объяснены полноценно в настоящее время.
Есть также проблема практического характера - изучение профессионального самоопределения обучающихся средних
профессиональных учебных заведений ограничивается отсутствием адекватного диагностического инструментария, и поэтому любые результаты, полученные в практическом исследовании, могут быть спорными, и требовать теоретического объяснения, которое, как ранее было уже упомянуто, также не является до конца согласованным.
Существует также проблема применения выявленных практических результатов - они могут быть использованы как дополнительные сведения при организации работы по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся средних профессиональных учебных заведений, но не могут быть положены в основу всей системы профессиональной подготовки, так как система профессиональной подготовки в настоящее время ориентирована не столько на профессиональное самоопределение обучающихся, сколько на существующий государственный и рыночный заказ обучения специалистов.
Таким образом, актуальность обозначенной проблемы обусловило проведение исследование по проблеме профессионального самоопределения обучающихся средних профессиональных учебных заведений.
Цель исследования: изучить особенности профессионального
самоопределения обучающихся средних профессиональных учебных заведений
Объект исследования: профессиональное самоопределение .
Предмет исследования: профессиональное самоопределение
обучающихся средних профессиональных учебных заведений.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «профессиональное самоопределение»
2. Рассмотреть особенности профессиональное самоопределение обучающихся средних профессиональных учебных заведений
3. Провести эмпирическое исследование профессионального самоопределения обучающихся средних профессиональных учебных заведений
4. Разработать научно - практические рекомендации по
психологическому сопровождению профессионального
самоопределения обучающихся средних профессиональных учебных заведений.
Гипотеза исследования: предполагается, что применение
разработанных научно-практических рекомендаций по психологическому сопровождению профессионального самоопределения обучающихся средних профессиональных учебных заведений, позволит развивать мотивы выбора своей профессии.
Теоретико-методологическая основа исследования
В исследовании взяты за основу несколько подходов: личностный подход, который рассматривает жизненный путь человека, в том числе и профессиональный, как ряд этапов и стадий, различающиеся типичными для каждого периода развития личности задачами. Также за основу взят системный подход, когда профессиональное самоопределение понимается как система, состоящая из множества детерминированных элементов, и изменение одного элемента влечет изменение всей системы - то есть всего профессионального самоопределения.
Проблему изучали представители множества направлений, среди которых мы за основу взяли труды иностранных исследователей и отечественных ученых. Иностранные исследования разрабатывались в следующих направлениях: диагностическое направление представлено исследованиями Р. Амтхауэра, Р. Кеттелла, Х. Тернера, воспитательное направление представлено в теоретических взглядах А. Валлона, Р. Заззо и А. Леона, психофизиологическое направление разрабатывалось С. Аксельродом, Ш. Бюлером, П. Лазарсфельдом и др. исследователями; социальное направление построено на идеях Ш. Бюлера, Д. Сьюпера и др., психологическое направление рассматривали А. Маслоу, и К. Ясперс, междисциплинарное направление представлено в концепции С. Фукуямы.
Отечественные исследования разрабатывались в следующих направлениях: профориентационное - представители Е.А. Климов (2004), Н.С. Пряжников (2008) и др., направление профессионального развития - представители Э.Ф. Зеер (2003), А.К. Маркова (1996), Ю.П. Поваренков (1991) и др., деятельностный подход представлен Д.А. Леонтьевым (2001); социологический подход (В.В. Водзинская, И.С. Кон), жизнедеятельностный подход (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург).....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование профессионального самоопределения обучающихся средних профессиональных учебных заведений, показало, что профессиональное самоопределение - это многоплановый, подвижный процесс, сопровождающийся и развивающийся в соответствии с этапами профессионального развития личности, в ходе которого осуществляется коррекция ценностно-смысловой сферы, сопряженной с профессиональной деятельностью.
Возраст обучения в средних профессиональных учебных заведениях - это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости. Социальная ситуация развития состоит в необходимости самостоятельно выбирать свой жизненный путь. Основной ведущей деятельностью является учебная деятельность, подготовка к выбору профессии (либо продолжение учебы). В этом возрасте формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность, осознание своей индивидуальности и ее свойств; установка на сознательное построение собственной жизни; постепенное врастание в различные сферы жизни. Окончательно преодолевается зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности. В отношениях со сверстниками нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей.
Профессиональное самоопределение обучающихся средних профессиональных учебных заведений рассматривается как возрастной процесс качественного целенаправленного поэтапного перехода личности к трудовому развитию. Среди этапов этого процесса выделяются четыре основных: подготовительный этап, этап освоения, этап реализации, этап совершенствования. Результатом процесса профессионального
самоопределения является выбор будущей профессии. Показатели сформированное™ профессионального самоопределения обучающихся: мотивация, представления о профессии и личности профессионала, о себе как будущем профессионале, о возможном профессиональном будущем; проявление социальной активности, сформированность личностно­профессиональной компетентности и профессиональной идентичности. Основные критерии сформированности профессионального самоопределения обучающихся: когнитивные; деятельно-практические; ценностно­
психологические.
Эмпирическое исследование профессионального самоопределения обучающихся средних профессиональных учебных заведений, было направлено на проверку предположения о том, что использование разработанных научно-практических рекомендаций по психологическому сопровождению профессионального самоопределения обучающихся средних профессиональных учебных заведений, позволит развивать ценностно­смысловую опору самоопределения через стимулирование развитие внутренних индивидуально и социально значимых мотивов выбора своей профессии.
Участники исследования - обучающиеся 4 и 1 курсов, имели незавершенный профессиональный выбор, из-за нечеткого видения своего профессионального пути, и в целом обладали несформированным и незрелым профессиональным самоопределением, и нуждались в помощи в формировании профессионального самоопределения. Для этого были разработаны и реализованы научно - практические рекомендаций по психологическому сопровождению профессионального самоопределения обучающихся. Вся экспериментальная работа была реализована в отношении обучающихся 1 курса, после окончания которой у обучающихся 1 курса произошли значительные изменения в структуре мотивов выбора профессии, в ведущих мотивах профессиональной деятельности, тогда как у обучающихся 4 курса значительных изменений ведущих мотивов профессиональной деятельности не выявлено. Эти результаты доказывают, гипотеза получила свое экспериментальное подтверждение.


1. Абульханова- Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология и образ жизни. М: Наука, 2001. с.137 -145.
2. Ариас А.М., Карпова Е.А., Кукулите Т.Г. Динамика профессиональной идентичности студентов вуза (психологический анализ) // Знание. Понимание. Умение. 2016. №3. С.241-253
3. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для обучающихся вузов. 2 е изд., испр. и доп. М.: Академ. проект, 2001. 699 с.
4. Бабанова И. А. Технология мониторинга профессионального самоопределения студентов колледжей // Научные исследования в образовании. 2011. №10. С.3-8
5. Басхаева, И.И. Психологические детерминанты профессионального самоопределения обучающихся педагогического колледжа: дис. ... канд. психол. наук. М., 2005. 159 с.
6. Белоусова В.В. Самоопределение обучающихся и школьников в сфере профессий, связанных с информационными технологиями: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М.: МГУ. 2007. 26 с.
7. Беганцова С., Завражнов В. В., Щелина Т. Т. Психолого­педагогическое обеспечение профессионального самоопределения современных студентов: проблемы, подходы, технологии // Сибирский педагогический журнал. 2012. №7. С.158-164
8. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ, 2001. 511 с.
9. Боткова В. К., Григорьева Е. И.Сущность и специфика карьерного самоопределения студенческой молодежи // Вестник ТГУ. 2017. №3 (167). С.91- 96.
10. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для обучающихся / под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 516 с.
11. Болучевская В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий: Монография. Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. 264 с.
12. Боровикова С.А. Профессиональное самоопределение / Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Изд. СПбГУ, 1991. С. 6- 22.
13. Валитова Е. Ю. Проблемы профессионального самоопределения студентов в техническом университете // Вестник ТГПУ. 2014. №4 (145). С.157- 162
14. Глебова Г. Ф., Грачёва Ю. В. Исследование проблем и условий оптимизации процесса профессионального самоопределения студентов (из опыта Смоленского государственного университета) // Непрерывное образование: XXI век. 2015. №2 (10). С.48- 67.
15. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43- 52....56


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ