Работа по развитию коммуникативной компетенции в процессе обучения
использованию этикетных клише в диалогической речи на уроке
английского языка в 5 классе
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации работы по развитию коммуникативной компетенции в процессе обучения использованию этикетных клише в диалогической речи на уроке английского языка8
1.1. Понятие коммуникативной компетенции ее значение в обучении
иностранному языку 8
1.2. Понятие этикетных клише и их роль в диалогической речи 11
1.3. Особенности обучения диалогической речи на уроках
иностранного языка в средней общеобразовательной школе 17
Глава 2. Методы и приемы развития коммуникативной компетенции в процессе обучения использованию этикетных клише в диалогической речи на уроке английского языка в 5 классе 22
2.1. Применение системы методов и приемов развития коммуникативной компетенции в процессе обучения использованию этикетных клише в диалогической речи на уроке английского языка в 5 классе 22
2.2 Работа с примерами употребления этикетных клише в диалогической речи на уроке английского языка в 5 классе 26
Заключение 37
Библиографический список 39
Приложение А 45
Приложение Б 46
Приложение В 48
Приложение Г 50
Приложение Д 51
Приложение Е 52
Приложение Ж 53
Приложение З
Актуальность исследования. Инновации в педагогике, которые реализуются в педагогических технологиях, связаны с общими процессами в обществе, глобальными проблемами, интеграцией знаний и являются неотъемлемой частью постоянного прогресса общества. Поэтому
современная педагогика, являющаяся основой актуальной системы
образования, характеризуется инновационностью, то есть способностью к обновлению, что является ответом на вызов времени - потребность в легкой адаптации и импровизации, рассмотрение объектов явления не изолированно, а в единстве. Таким образом, осуществляется обновление содержания образования на государственном и международном уровнях, разрабатываются новые требования к уровню знаний учащихся, ведется поиск новых подходов к изучению школьных предметов.
Концепция обучения иностранному языку предполагает опору на фундаментальность современной дидактики, психологии и методики, учитывая то, что разные точки зрения функционируют на основе взаимодополняемости и приобретают максимальную эффективность при определенных условиях организации учебного процесса. Важным успехом изучения иностранного языка является понимание того, что язык лучше усваивается, когда учащимся предлагается индивидуальное методическое внимание и участие, основанные на анализе личностных учебных потребностей и ответственности, обеспечении учебного процесса видами и типами деятельности, способствующими использованию языка. В новой реальности главной целью обучения иностранному языку является формирование у обучающихся коммуникативной компетенции, что означает овладение языком как средством межкультурного общения, формирование и развитие умений использовать иностранный язык в диалоге культур современного мира, а также уметь строить диалог с носителями иностранного языка [Пассов, 1985].
В настоящее время в период глобализации очень важно владеть иностранным языком во всех четырех видах речевой деятельности. Главный вид речевой деятельности - говорение - играет одну из самых важных ролей в процессе обучению иностранному языку, так как на основе диалога, диалога- беседы, диалога-инсценировки строится весь образовательный процесс, начиная с понимания установок к заданиям, самих заданий, так и созданного самим обучающимся диалога. На сегодняшний день проблема совершенствования навыков говорения и в особенности овладения диалогической речью как средством коммуникации на иностранном языке весьма актуальна и составляет одну из главных практических целей обучения иностранному языку. Но для того, чтобы правильно составить диалог, необходимо помнить об этикете.
...
Изучение лексического аспекта с точки зрения вежливости уже давно анализируется известными методистами. Поэтому, можно сделать вывод о том, что данная тема очень актуальна и всегда открыта для новых исследований.
В нашем исследовании было рассмотрено понятие «диалогическая речь», с точки зрения методистов и ученых. Определили основные подходы к обучению диалогической речи с использованием этикетных клише для повседневной жизни. И назвали основные способы использования этикетных клише в современном английском языке.
Процесс непосредственного общения двух или более участников коммуникации - это диалог, где каждый из участников поочередно выступает в роли говорящего и слушающего.
Изучение различных устойчивых этикетных клише, применяемых в английском языке, позволило нам создать интересные упражнения для предупреждения ошибок, которые могут появиться у учащихся 5 классов на уроках английского языка.
Нельзя не отметить, что, если ребенок не будет использовать в своей речи фразы вежливости, его собеседнику будет сложно понять о чём вы говорите. Вследствие этого, каждый учащийся должен понимать, в каких ситуациях ему необходимо использовать ту или иную фразы вежливости. Это позволит наладить крепкий и дружный контакт с иностранцем.
Проанализировав материал УМК «Spotlight» для учеников 5 классов, мы сделали вывод о том, что в данном учебно-методическом комплексе присутствуют диалоги, содержащие достаточное количество фраз вежливости, но есть и недостатки. Например, отсутствие соответствующих упражнений, которые помогли бы подчеркнуть особенности данных фраз и попрактиковаться в их применении.
Исходя из этого, разработанные нами упражнения и сюжетно-ролевые игры-диалоги помогут разобраться в некоторых важных аспектах изучения английского языка, получить новые и интересные знания, активизировать мышление и фантазию и расширить словарный запас.
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. «Новый словарь методических терминов
и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.:
Издательство ИКАР. 2009. - 448 с.
2. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. - 97 с.
3. Акулова и др. Современная школа: опыт модернизации / О. В. Акулова, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова, А. П. Тряпицина - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. - 290 с.
4. Александрова З.В. Методика проведения игровых лекций с применением мультимедиа-технологии обучения [Электронный ресурс]//иВЕ:ййр://е4и1еасйег7У.исо7.ги/риЬ1/тпоуасюппуе_1екЬпо1 ogii_obuchenija/metodika_provedenija_interaktivnykh_1ekcij_s_primen eniem_multimedia_tekhnologii_obuchenij a/3-1-0-53.(Дата обращения: 14.03.2021)
5. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление//
Развитие личности. 2012, №2
6. Алексеева, Л. Е. Методика обучения профессиональноориентированному иностранному языку / Л. Е. Алексеева. - СПб. : Филологический факультет СПбГУ, 2017. - 25 с.
7. Андреева О.И., Николаева А.И., Леснякова Т.С. Основы развития
критического мышления учеников [Электронный ресурс] // URL: /http://culture19.narod.ru/page/02/trkm.pdf. (Дата обращения:
14.02.2021)
8. Анохина С.О. Подходы в обучении лексике студентов полиграфических специальностей //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. №1 том 6. С. 63-66
9. Ариан М.А. и др. Методика преподавания иностранных языков: Общий курс. Н.Новгород: НГЛУ, 2014.190с.
10. Аронова, Г. А. Методика обучения взрослых: особенности
лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - 2012. URL:
http://festival.1september.ru/articles/513950/. (Дата обращения:
17.02.2021)
11. Артюхина М.С., Артюхин О.И Теоретико-методологические
основы проведения игровых лекций // Педагогические науки. - 2013. - № 11. - С. 304 - 308.
12. Арыкова, О. Б. Мотивация успешной деятельности учащихся посредством совершенствования профессиональной компетенции учителя // Инновационные проекты в языковом образовании: сборник научных статей / О. Б. Арыкова; под ред. Ю. Б. Кузьменковой. - М.: Центр по изучению взаимодействия культур ФИЯР МГУ им. М. В. Ломоносова, 2017. - С. 136 - 145.
13. Асмолов, А. Г. Методология личностно-ориентированного
образования // Построение модели личностно-ориентированной школы: сб. трудов; под ред. И. С. Якиманской / А. Г. Асмолов, И. С. Якиманская. - М.: КСП, 2011. - С. 13-18.
14. Аудиовизуальный метод/А.А.Миролюбова// Иностранные языки в школе. 2013.№5.С.2223.
15. Беляев Б.В. «Очерки по психологии обучения иностранным языкам» М. Просвещение, 1985. - 227 с.
... всего 60 источников