Введение 4
1. Теоретические основы формирования лексического навыка
на основе чтения текста 8
1.1. Роль и место лексики в процессе обучения иностранному языку 8
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования лексических
навыков у учащихся основной школы 11
1.3. Требования, предъявляемые к лексической стороне речи учащихся
основной школы 14
1.4. Сущность понятия «лексический навык», его структура 17
1.4.1. Специфика формирования рецептивного лексического навыка в
процессе чтения текста 20
1.4.2. Критерии оценки сформированности рецептивного лексического
навыка 24
Выводы по главе 1 27
2. Практические аспекты обучения лексике на уроках английского
языка в основной школе 29
2.1. Анализ учебно-методического комплекса «Spotlight-8» на предмет
упражнений, формирующих рецептивный лексический навык 29
2.2. Разработка и апробация комплексадополнительных упражнений к
тематическому блоку «FoodandShopping» к УМК «Английский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений» (Авторы:Ю. Е. Ваулина, Д.Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс) 32
2.3. Результат проведенного исследования и его анализ 41
Выводы по главе 2 44
Заключение 45
Список использованных источников 46
Приложение А 51
Приложение Б 52
Приложение В 53
Приложение Г 54
Приложение Д 55
Приложение Е 57
Приложение Ж 58
Обучение иностранному языку рассматривается как одно из приоритетных направлений современного школьного образования. Изучениелексического материала является одной из наиболее важных проблем в обучении иностранному языку в основной школе. Актуальность данного исследования определяется несколькими факторами: во -первых, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования для 5-9 классов (далее - ФГОС ООО), изучение предметной области «Иностранные языки» должно обеспечить формирование, совершенствование и достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизацию знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса; дальнейшее овладение общей речевой культурой [Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, 2010]. Во- вторых, большинство методистов описывают работу с лексикой, как правило, только на начальном и старшем этапах, в то время как средний этап обучения исследован в меньшей степени. В третьих, исходя из личного опыта работы, мы приходим к выводу о том, что в используемых в школе УМК «Английский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений» (Авторы:Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс) количество упражнений, направленных на формирование и совершенствование лексического навыка, не достаточно для того, чтобы в полной мере усвоить новые лексические единицы.
Изучению формирования лексического навыка, а также методике обучения лексике на среднем этапе посвящены труды таких ученых как: А.Х.Бадалян, В.С.Бронская, И.Н.Дмитрусенко, И.Ю.Родионова,
Е.В.Сусиенко, С.О.Хамдамова , N Schmitt.
Объектом исследования является процесс обучения лексике на примере англоязычных текстов.
В качестве предмета исследования мы рассматриваем чтение текста как одного из способов формирования лексического навыка.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность разработанного комплекса упражнений, направленного на формирование лексического навыка при чтении текста на уроках английского языка в 8 классе основной школы.
Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы формирования лексического навыка с помощью чтения текста.
2. Проанализировать УМК «Spotlight-8» на предмет упражнений, формирующих рецептивный лексический навык.
3. Разработать и апробировать комплекс дополнительных упражнений к тематическому блоку «Food and shopping» к УМК «Английский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений» (Авторы:Ю. Е. Ваулина, Д.Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс).
4. Произвести анализ результатов проведенного исследования.
Теоретическую основу исследования составили труды в сфере методики преподавания иностранных языков В.А.Бухбиндера, М.Л.Вайсбурда, Н.Д.Гальсковой, Е.И.ПассоваЕ.Н. Солововой, Л. В Щербы, А.А. Миролюбова; в сфере обучения лексике и развития лексического навыка: Л.В. Щербы, А.Х.Бадаляна, В.С.Бронской, И.Н.Дмитрусенко,
И.Ю.Родионова, Е.В.Сусиенко, С.О.Хамдамовой , N.Schmitt.
Методы, используемые в ходе исследования: анализ, дедукция, обобщение, наблюдение, сравнение, описание.
...
В выпускной квалификационной работе мы доказали эффективность разработанного комплекса упражнений как средства формирования рецептивного лексического навыка учащихся основной школы на уроках английского языка.
Прежде всего, мы изучили теоретические основы обучения иноязычной лексике, рассмотрели психолого-педагогическую
характеристики среднего школьного возраста, раскрыли понятие «лексический навык» и выявили его структуру,описали специфику формирования рецептивного лексического навыка в процессе чтения текста. Выяснилось, что формирование лексического навыка происходит в течении всего процесса обучения иностранному языку, залогом сформированности рецептивных лексических навыков является выполнение учащимися разнообразных и интересных послетекстовых упражнений.
На основе полученных данных мы разработали комплекс упражнений по формированию рецептивного лексического навыка для 8 класса к тематическому блоку «Foodandshopping» к УМК «Английский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений» (Авторы: Ю. Е. Ваулина, Д.Дули, О.Е.Подоляко, В. Эванс).
Апробация комплекса доказала, что включение данных упражнений в работу на уроке существенным образом повлияет на формирование лексического навыка учащихся.
Дальнейшая перспектива исследования состоит в разработке авторского комплекса упражнений по формированию лексического навыка для 8 класса к другим тематическим блокам УМК «Английский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений» (АвторыЮ. Е. Ваулина, Д.Дули, О.Е.Подоляко, В. Эванс).
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР. 2009. 448 с.
2. Английский язык. 8 класс; учеб.для общеобразоват. учреждений/ [Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс]. - М.: Express Publishing : Просвещение, 2012. -216 с.: ил. - (Английский в фокусе).
3. Бадалян, А. Х. Формирование и развитие лексических навыков в процессе обучения иностранному языку / А. Х. Бадалян. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2018. — № 13 (199). — С. 111-113. — URL: https://moluch.ru/archive/199/49000/ (дата обращения: 02.05.2020).
4. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 156-157.
5. Бронская В. С. Теоретические основы формирования и развития
лексических навыков у школьников // СИСП. 2011. № 4. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n7teoreticheskie-osnovy-formirovaniya-i-razvitiya- leksicheskih-navykov-u-shkolnikov (дата обращения: 02.05.2020).
6. Бухбиндер В.А., Миролюбов А.А. Основы перестройки школьного курса иностранных языков// Педагогика. 2012. № 10. С. 16-21.
7. Вайсбурд, М.Л. Теоретические основы методики обучения
иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 2001г. - 278 с.
8. Верещагина И.Н., Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. - М.: Просвещение, 1998. - С. 19-34.
9. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языка/ Н.Д. Гальскова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
10. Гуреева, Л.В. Упражнения, направленные на предъявление и активизацию лексического материала на занятиях со студентами специальности энергетический менеджмент [Текст] / Л.В. Гуреева, Н.А. Козьмина // Филология и лингвистика: проблемы и перспективы: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 48 - 50.
11. Дмитрусенко, И.Н. Структура и специфика формирования рецептивных лексических навыков и умений в процессе чтения иноязычной профессиональной литературы / И.Н. Дмитрусенко, Н.В. Баграмова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2017. - Т. 9, № 3. - С. 69-77. DOI: 10.14529/ped170307
12. Жеребило, Т.В. Словарь лингвистических терминов: Издательство ООО «Пилигрим» / Т.В. Жеребило. - Назрань, 2010. - 488 с.
13. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1991. - 200 с.
14. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский
терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. - СПб., 2001.
15. Комарова Е.В. Социокультурная компетенция как часть языкового поликультурного образования средствами иностранного языка // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/01/9423 (дата обращения: 02.05.2020).
... всего 39 источников