ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ 7
1.1. Особенности развития детей раннего возраста 7
1.2. Особенности развития игровой деятельности в раннем возрасте 13
1.3. Организация игровой деятельности детей раннего возраста в детском саду 24
Выводы по главе 1 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 2 - 3 ЛЕТ В
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 33
2.1. Организация эмпирического исследования 33
2.2. Результаты констатирующего этапа эмпирического исследования 39
2.3. Организация педагогических условий развития игровой деятельности
детей раннего возраста 49
2.4. Анализ результатов контрольного этапа эмпирического исследования 57
Выводы по главе 2 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
Игра, являясь видом человеческой деятельности, имеет многофункциональный характер, что проявляется междисциплинарном её изучении специалистами разных сфер науки: педагоги, психологи, философы, биологи и социологии. Поэтому игру следует считать особым типом человеческой деятельности. Многие научные работы посвящены сравнению взрослой и детской игры, а именно установлению их свойств и различий, что способствует повышению практического потенциала её применения.
Отечественные психологи такие как, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин считали игру ведущей деятельностью ребёнка, на формирование которой оказывают влияние различные факторы, в том числе особенности психического развития ребёнка, социальных условий, и др. В этом смысле игру считают стимулом для совершенствования различных сторон психики, в особенности развитие представлений о окружающей среде, умения мысленно выполнять действия, отработка умений манипуляции предметов, исследование свойств предметов. По мнению Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Е.В. Зворыгиной дети раннего детского возраста используют игровые действия с игрушками, предметами-заменителями.
Учитывая вышесказанное, в дошкольной педагогике рекомендуется использовать игру не только в качестве способа досуга, но и в качестве способа формирования знаний о предметах и первичного социального опыта. В детских сада дети проводят достаточно времени в игре. При этом основная задача воспитателя создать в игре познавательные условия, чтобы ребёнок, играя, мог расширять своё мировоззрение и предметные представления. Также можно научить ребёнка играть правильно, способствуя увеличению числа игровых действий, расширения функционала применяемых в игре предметов и улучшения других аспектов игры. Н.М. Аскарина, Ф.А. Фрадкина, С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина подчёркивают, что при организации детской игры необходимо создавать специальные проблемные ситуации, стимулирующие более эффективное использование игровых предметов. Таким образом, проблемой данного исследования является правильная организация игры ребёнка раннего детского возраста, способствующая совершенствованию игровой деятельности.
Объектом исследования является игровая деятельность детей раннего возраста.
Предметом исследования являются педагогические условия развития игровой деятельности детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации (на примере детей третьего года жизни).
Целью исследования является выявление педагогических условий развития игровой деятельности детей в раннем возрасте в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: предполагаем, что развитие игровой
деятельности детей раннего возраста будет более эффективным, если будут созданы следующие педагогические условия:
• вовлечение ребенка в игровую деятельность, в его активное общение и активную игровую деятельность;
• использование проблемных ситуаций и устных инструкций в процессе занятий с детьми и их самостоятельной игровой деятельности;
• обогащение игрового опыта ребенка в самостоятельной деятельности, в детском саду, дома с родителями;
• включение родителей в педагогический процесс организации игровой деятельности с детьми 2 - 3 лет в условиях семьи.
В соответствии с гипотезой исследования были определены задачи исследования.
...
Во-первых, ранний детский возраст охватывает период жизни ребёнка от 1 до 3 лет. В этом периоде начинается ранний этап социальной адаптации, что проявляется в том, что ребёнок, копируя поведенческие особенности взрослых, перенося их на своё поведение и деятельность. С позиции поведения отмечается появление самостоятельности и независимости от взрослого. Наиболее ярко это проявляется по мере кризиса 3 лет, где самостоятельность усиливается до упрямства, строптивости, негативизма, своеволия и др. Если говорить о деятельности, то ведущей принято считать игровую деятельность с предметами. Сначала с 1 до 2 лет ребёнок оттачивает умения манипулировать предметам, затем с 2 - 3 лет все полученные представления и умения переносятся в игру, тем самым обогащая перечень игровых действий. Кроме этого, в этом возрасте развиваются многие психические процессы: от речевой деятельности до познавательных процессов.
Во-вторых, несмотря на то, что игра является ведущей деятельностью всего детского возраста, по мере разных периодов детства меняется характер игры. В раннем детском возрасте игра является процессуальной, основанная на манипулировании игрушками, в которых реализуются как особенности воображения ребёнка, так и его социальный опыт. Реализация в игре социального опыта проявляется в копировании действий с предметами у взрослых. Такие игры способствуют не только познавательному развитию, но и первичному осмыслению социального опыта. Особую роль в таких играх имеет взрослый. Для ребёнка раннего детского возраста, несмотря на его стремление к самостоятельности, взрослый является предметом сильной привязанности и носителем социальной опыта, поэтому прямое или косвенное участие взрослого в игре вызывает интерес у ребёнка.
В-третьих, в детском саду, несмотря наличие познавательной деятельности, уделяется много внимания играм. Как правило, в детских сада очень много игрушек. Приходя туда, дети могут играть либо в организованные воспитателем игры, либо самостоятельно. В первом случае сюжет игры придумывает воспитатель, а игрушки в этом сюжете являются персонажами. Во втором случае сюжет игры придумывает сам ребёнок, а игра может быть индивидуальной, парной или коллективной. Индивидуальные игры предполагают манипулирование игрушкой самостоятельно, где ребёнок может погрузиться во всю глубину своего воображения. В парных играх участвуют два ребёнка, между которыми формируются тёплые взаимоотношения. Коллективные игры предполагают участие нескольких детей и наличие сложного сюжета. Кроме игр в помещение, дети в детских садах играют на улице, для этого используется специальные игрушки и места, организованные для уличной игры.
В-четвёртых, был изучен уровень сформированности игровой деятельности детей раннего возраста. Оно проводится на базе МБДОУ № ХХ для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата» г. Красноярска, в нём участвовали 14 детей 2-3 лет. Для этого используется методика Р.Р. Калининой, основанная за наблюдением из игровой деятельности детей. Чтобы дети смогли проявить свои игровые умения для них была организована игра «путешествие». Сюжет разрабатывался воспитателем и детьми. В игре дети используют игрушки, которые они выбирали самостоятельно. Воспитатель, как правило, выполняет в такой игре косвенную роль, наблюдая за детьми и при необходимости расширяя сюжет. Сам игровой процесс оценивается по следующим критериям: 1. распределение ролей; 2. основное содержание игры; 3. ролевое поведение; 4. игровые действия; 5. использование атрибутики и предметов-заместителей; 6. использование ролевой речи; 7. выполнение правил; 8. итог. Для оценки применяются баллы и соответствующие им уровни.
...
1. Аглямова И.Ф., Богомолова С.М. Развитие игровой деятельности дошкольников во взаимодействии субъектов образовательных отношений //Мир, открытый детству: актуальные проблемы развития современного образования. 2020. С. 71-75.
2. Бакина М. Современные дети, современные игры. // «Дошкольное воспитание». 2005. №4.
3. Белинова Н.В., Вершинина А.Ю. Использование дидактических игр в сенсорном воспитании детей раннего возраста //Проблемы современного педагогического образования. 2019. №. 65-4. С. 31-35.
4. Вологдина И.В. Игровая деятельность как средство воспитания культуры произвольного поведения у детей дошкольного возраста //Мир образования-образование в мире. 2019. №. 3. С. 92.
5. Воспитание и развитие детей раннего возраста. / под ред.
Г.М. Ляминой. М., 1981.
6. Вотинова Е.Г. Вариативные формы как фактор доступности дошкольного образования для детей раннего возраста //Электронный научный журнал. 2020. №. 1. С. 36-40.
7. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О., Ступени общения: от года до шести. М., 1996 (игры и игрушки).
8. Галигузова Л.Н., Мещерякова-Замогильная С.Ю. Дошкольная педагогика. 2020. С. 85-92.
9. Глазкова М.В. Развитие предметно-игровой деятельности у детей раннего возраста //Международная педагогическая дистанционная конференция «Педагогика и образование». 2020. С. 46.
10. Голубь И.Б., Гордиенко Н.А. Специфика игровой деятельности детей 2-3 лет //Международный научно-исследовательский журнал. 2020. №. 10-2 (100).
11. Грязнова Е.В. и др. Проблема трансформации игровой деятельности современного дошкольника //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. №. 2 (31).
12. Гурома В.А. Готовность педагогов к организации игровой деятельности детей и условия её формирования //Дошкольное образование в ракурсе современных методологических подходов и возрастных ценностей детей. 2021. С. 268-272.
13. Ермолаева Т.Н. Использование игр и образовательных ситуаций с
природным материалом во взаимодействии с детьми раннего и младшего возраста /Авторский коллектив: педагоги из образовательных учреждений Приморского, Пушкинского, Красногвардейского, Выборгского,
Адмиралтейского, Кировского, Центрального, Калининского районов Санкт- Петербурга. С. 97. 2021.
14. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. М., 1988.
15. Игрушки и пособия для детского сада. Под ред. Изгаршевой В.М. М., 1987.
... всего 29 источников