Современные подходы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА.
1.1 Психологические особенности детей-сирот, проживающих в условиях детского дома
1.2 Анализ существующих психолого-педагогических подходов к сопровождению детей-сирот, проживающих в условиях детского дома
1.3 Альтернативные формы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома
1.4 Сопровождение детей-сирот, проживающих в условиях детского дома посредством технологии наставничества
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА СТРУТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
2.1 Психолого-педагогическая характеристика авторской технологии психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА.
1.1 Психологические особенности детей-сирот, проживающих в условиях детского дома
1.2 Анализ существующих психолого-педагогических подходов к сопровождению детей-сирот, проживающих в условиях детского дома
1.3 Альтернативные формы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома
1.4 Сопровождение детей-сирот, проживающих в условиях детского дома посредством технологии наставничества
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА СТРУТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
2.1 Психолого-педагогическая характеристика авторской технологии психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
В настоящее время проблема психолого-педагогического сопровождения детей сирот, проживающих в условиях детского дома, в процессе их подготовки к самостоятельной жизни остается в ряду национальных проблем.
Анализ литературы по проблеме показал, что почти у половины поступающих в детский дом воспитанников выявляются нарушение развития психики в целом или ее отдельных составляющих, нарушение темпов и сроков развития отдельных сфер психики и их компонентов, вызванное генетическими, биологическими или социальными факторами.
Другая причина проблем - психологическая депривация, вызванная недостатком родительской ласки и любви, отсутствием достаточного общения с взрослыми, что накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования личности.
На формирование личности ребенка, проживающего в условиях детского дома, накладывает отпечаток и организация жизни в этих учреждениях. В детском доме ребенка окружают лаской и заботой понимающие и любящие педагоги, которые направляют, контролируют, планируют за него его жизнь.
Все эти факторы являются причинами различных отклонений в развитии детей-сирот, воспитывающихся в детских домах, что представляет значительные трудности их социальной адаптации. Выпускник детского дома, оказываясь на пороге самостоятельной жизни, сталкивается с различными проблемами. Оказывается, что он просто не готов к другому образу жизни, он не готов к трудностям, он не готов думать, принимать решения, не готов отвечать за свои поступки. У большинства воспитанников- выпускников нет опыта социальных контактов с людьми, они пассивны во взаимодействии с внешним положительным миром, и наоборот, проявляют повышенную активность во взаимодействии с асоциальными компаниями. У выпускников детских домов проявляется равнодушие к происходящему в жизни, ярко выделяется недостаток критичности, завышенная или слишком заниженная самооценка; повышенная внушаемость и готовность принимать асоциальные формы поведения - алкоголизм, наркомания, курение, бродяжничество, иждивенчество.
Современная психологическая, педагогическая и учебно-методическая литература предлагает ряд практических методик психолого¬педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома, но их арсенал недостаточен. Очень трудно найти целостный подбор средств, приёмов и методов воспитания с учётом специфики проживания детей в условиях детского дом, где процесс социализации протекает очень неравномерно и чреват появлением трудностей, обусловленных самой организацией жизнедеятельности детей-сирот, формирующей у них преимущественно только одну ролевую позицию - позицию сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме.
Таким образом, актуальность проблемы определяется противоречием между необходимостью подготовки ребёнка-сироты, проживающего в условиях детского дома, к самостоятельной жизни вне стен учреждения - с одной стороны и сложностью обеспечения этого процесса в условиях детского дома - с другой стороны.
Исходя из вышесказанного следует, что с целью формирования социально-адаптированной личности воспитанника детского дома требуются альтернативные подходы психолого-педагогического сопровождения. Полагаясь на практический опыт работы некоммерческих организаций «Старшие братья Старшие сестры», «Солнечный город», «Счастливые дети» и других, считаем, что для того, чтобы успешно влиться в общественную жизнь, необходимо подготовить ребенка, проживающего в детском доме к самостоятельной жизни через установление долгосрочных отношений между конкретным специально подготовленным наставником и конкретным ребенком. В результате такой организации процесса у воспитанника появляется друг, старший товарищ, значимый взрослый. Наставник продуктивно влияет на воспитанника, помогает ему лучше ориентироваться на своем жизненном пути.
Цель: выявить современные подходы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома, способствующих их успешной социализации и социальной адаптации.
Объект: психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот, проживающих в условиях детского дома.
Предмет: альтернативные подходы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома.
Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта и предмета, нами были сформулированы следующие задачи.
1. Выявить психологические особенности детей-сирот, проживающих в условиях детского дома.
2. Проанализировать подходы исследователей к проблеме психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома.
3. Изучить альтернативные подходы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома.
4. Рассмотреть процесс психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома посредством технологии «наставничество».
5. Разработать проект по подготовке детей-сирот, проживающих в условиях детского дома, к самостоятельной жизни посредством технологии наставничества.
Гипотеза исследования: подготовка детей-сирот, проживающих в условиях детского дома, к самостоятельной жизни будет более эффективной, если будет осуществляться посредством технологии наставничества - как альтернативного подхода психолого-педагогического сопровождения.
Методологическая основа исследования: принципы единства сознания и деятельности, детерминизма, системности, развития, личностного подхода (В.С. Выготский, C.-Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и другие).
Теоретическая основа исследования:
- исследования в области психологических особенностей детей-сирот проживающих в условиях детского дома (Й.Лангмейер, B.C.Mухина, Л.В. Петрановская, А.М. Прихожан, Н.К. Радина, С.В. Сильченкова, Н.Н. Толстых и другие);
- концепции психолого-педагогического сопровождения (Е.И. Гусева, И.В. Дубровина, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, Т.В. Луговская, А.К. Маркова, О.П. Мищенко, В.А. Сластенин, А.В. Федоров и другие);
- подходы к изучению технологии тьюторства(В.А. Адольф, Д.Р. Ахмерова, М.А. Дьячкова, М.И. Кабанова, Т.М. Ковалева, П.Г. Щедровицкий и другие); коучинга (В. Dueease^. Уитмор и другие);медиации (А.Н. Азарнова, М.Н. Садовникова, А.В. Лозовский, Э.Л. Раднаева, Ц.А. Шамликашвили, М.А. Юферова и другие); фасилититаторства (I. Bens, У.Т. Голви, S. Kaner, L. Lind, C.Toldi, S.Fisk, D. Berger); наставничества (Е.А. Дудина, Н.В. Ковалева, Н.В. Рыбалкина, БФ «Старшие братья Старшие сестры», БФ «Солнечный город» и другие);
- работы в области социализации детей-сирот, проживающих в условиях детского дома (В.А. Абельбейсова, С.Н. Авдеева, А.А. Архипова, И.А. Бобылева, Н.Н. Ершова, М.Н. Бородатая, М.И. Лучинина, Е.Е. Пушкарева, Н.М.Ткаченко и другие).
Этапы работы:работа проводилось в три этапа: I этап: определены цель и задачи исследования; выдвинута гипотеза; проанализированы психолого-педагогическая литература, диссертационные исследования по проблеме; II этап: разработан проект по подготовке детей-сирот, проживающих в условиях детского дома, к самостоятельной жизни посредством технологии наставничества; III этап: подведены итоги исследования, оформлена работы.
Методы работы: на каждом этапе работы и при решении отдельных задач применялись соответствующие методы исследования: на I этапе - теоретический анализ литературы по проблеме; на II этапе - метод проектирования; на III этапе - анализ результатов исследования.
Личное участие: проведен обзор психолого-педагогической литературы по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома; выявлены альтернативные формы психолого-педагогического сопровождения: коучинг, тьюторство, фасилитаторство, медиация, наставничество; разработан проект по психолого-педагогическому сопровождению детей-сирот посредством технологии наставничества.
Научная новизна работы. Обобщён и систематизирован материал по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома. Выявлены отличительные особенности таких альтернативных форм психолого-педагогического сопровождения, как коучинг, тьюторство, фасилитаторство, медиация, наставничество. Показано, что подготовка детей-сирот, проживающих в условиях детского дома будет более эффективной, если будет осуществляться через установление долгосрочных отношений между наставником и ребенком.
Теоретическая значимость работы: полученные данные расширяют представление о современных подходах психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома.
Практическая значимость работы: материалы могут быть использованы для практического применения некоммерческими организациями и педагогами детских домов при подготовке детей-сирот, проживающих в детском доме к самостоятельной жизни.
Апробация и внедрение результатов работы. Основные идеи и направления исследования были представлены на Международной дистанционной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной науки» и «Инновационные подходы в решении научных проблем» (Башкирия, 2019г.); на Краевом фестивале управленческих и педагогических практик специалистов краевых государственных казенных учреждений для детей-сирот (г.Лесосибирск, 2019г.); на окружном форуме «Актуальные проблемы наставничества и попечительства» краевых государственных казенных учреждений для детей-сирот центральной территории Красноярского края (пгт.Емельяново, 2019г).Проект внедрен в практическую деятельность региональной некоммерческой организации «Красноярье без сирот», о чем имеется акт о внедрении. Проект получил грантовую поддержку от благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко в I и II этапах конкурса «Курс на семью» с целью его реализации в детских домах Красноярского края в период с 01.07.2019г до 31.12.2020г.
Научная обоснованность обеспечивается: методологической и теоретической обоснованностью; внутренней логикой исследования.
Перспективы: дальнейшее изучение проблемы может быть направленно на сопровождения выпускниц детского дома от 16 до 23 лет в период их беременности и ухода за новорожденным ребенком по средством технологии наставничества.
По теме работы опубликованы статьи: «Наставничество в детском доме», «Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников детского дома в предпостинтернатный и постинтернатный период», «Альтернативные формы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома» (Вестник науки, Башкирия, 2019г.).
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (110 наименований), приложений Объем работы - 129 страниц.
Анализ литературы по проблеме показал, что почти у половины поступающих в детский дом воспитанников выявляются нарушение развития психики в целом или ее отдельных составляющих, нарушение темпов и сроков развития отдельных сфер психики и их компонентов, вызванное генетическими, биологическими или социальными факторами.
Другая причина проблем - психологическая депривация, вызванная недостатком родительской ласки и любви, отсутствием достаточного общения с взрослыми, что накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования личности.
На формирование личности ребенка, проживающего в условиях детского дома, накладывает отпечаток и организация жизни в этих учреждениях. В детском доме ребенка окружают лаской и заботой понимающие и любящие педагоги, которые направляют, контролируют, планируют за него его жизнь.
Все эти факторы являются причинами различных отклонений в развитии детей-сирот, воспитывающихся в детских домах, что представляет значительные трудности их социальной адаптации. Выпускник детского дома, оказываясь на пороге самостоятельной жизни, сталкивается с различными проблемами. Оказывается, что он просто не готов к другому образу жизни, он не готов к трудностям, он не готов думать, принимать решения, не готов отвечать за свои поступки. У большинства воспитанников- выпускников нет опыта социальных контактов с людьми, они пассивны во взаимодействии с внешним положительным миром, и наоборот, проявляют повышенную активность во взаимодействии с асоциальными компаниями. У выпускников детских домов проявляется равнодушие к происходящему в жизни, ярко выделяется недостаток критичности, завышенная или слишком заниженная самооценка; повышенная внушаемость и готовность принимать асоциальные формы поведения - алкоголизм, наркомания, курение, бродяжничество, иждивенчество.
Современная психологическая, педагогическая и учебно-методическая литература предлагает ряд практических методик психолого¬педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома, но их арсенал недостаточен. Очень трудно найти целостный подбор средств, приёмов и методов воспитания с учётом специфики проживания детей в условиях детского дом, где процесс социализации протекает очень неравномерно и чреват появлением трудностей, обусловленных самой организацией жизнедеятельности детей-сирот, формирующей у них преимущественно только одну ролевую позицию - позицию сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме.
Таким образом, актуальность проблемы определяется противоречием между необходимостью подготовки ребёнка-сироты, проживающего в условиях детского дома, к самостоятельной жизни вне стен учреждения - с одной стороны и сложностью обеспечения этого процесса в условиях детского дома - с другой стороны.
Исходя из вышесказанного следует, что с целью формирования социально-адаптированной личности воспитанника детского дома требуются альтернативные подходы психолого-педагогического сопровождения. Полагаясь на практический опыт работы некоммерческих организаций «Старшие братья Старшие сестры», «Солнечный город», «Счастливые дети» и других, считаем, что для того, чтобы успешно влиться в общественную жизнь, необходимо подготовить ребенка, проживающего в детском доме к самостоятельной жизни через установление долгосрочных отношений между конкретным специально подготовленным наставником и конкретным ребенком. В результате такой организации процесса у воспитанника появляется друг, старший товарищ, значимый взрослый. Наставник продуктивно влияет на воспитанника, помогает ему лучше ориентироваться на своем жизненном пути.
Цель: выявить современные подходы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома, способствующих их успешной социализации и социальной адаптации.
Объект: психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот, проживающих в условиях детского дома.
Предмет: альтернативные подходы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома.
Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта и предмета, нами были сформулированы следующие задачи.
1. Выявить психологические особенности детей-сирот, проживающих в условиях детского дома.
2. Проанализировать подходы исследователей к проблеме психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома.
3. Изучить альтернативные подходы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома.
4. Рассмотреть процесс психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома посредством технологии «наставничество».
5. Разработать проект по подготовке детей-сирот, проживающих в условиях детского дома, к самостоятельной жизни посредством технологии наставничества.
Гипотеза исследования: подготовка детей-сирот, проживающих в условиях детского дома, к самостоятельной жизни будет более эффективной, если будет осуществляться посредством технологии наставничества - как альтернативного подхода психолого-педагогического сопровождения.
Методологическая основа исследования: принципы единства сознания и деятельности, детерминизма, системности, развития, личностного подхода (В.С. Выготский, C.-Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и другие).
Теоретическая основа исследования:
- исследования в области психологических особенностей детей-сирот проживающих в условиях детского дома (Й.Лангмейер, B.C.Mухина, Л.В. Петрановская, А.М. Прихожан, Н.К. Радина, С.В. Сильченкова, Н.Н. Толстых и другие);
- концепции психолого-педагогического сопровождения (Е.И. Гусева, И.В. Дубровина, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, Т.В. Луговская, А.К. Маркова, О.П. Мищенко, В.А. Сластенин, А.В. Федоров и другие);
- подходы к изучению технологии тьюторства(В.А. Адольф, Д.Р. Ахмерова, М.А. Дьячкова, М.И. Кабанова, Т.М. Ковалева, П.Г. Щедровицкий и другие); коучинга (В. Dueease^. Уитмор и другие);медиации (А.Н. Азарнова, М.Н. Садовникова, А.В. Лозовский, Э.Л. Раднаева, Ц.А. Шамликашвили, М.А. Юферова и другие); фасилититаторства (I. Bens, У.Т. Голви, S. Kaner, L. Lind, C.Toldi, S.Fisk, D. Berger); наставничества (Е.А. Дудина, Н.В. Ковалева, Н.В. Рыбалкина, БФ «Старшие братья Старшие сестры», БФ «Солнечный город» и другие);
- работы в области социализации детей-сирот, проживающих в условиях детского дома (В.А. Абельбейсова, С.Н. Авдеева, А.А. Архипова, И.А. Бобылева, Н.Н. Ершова, М.Н. Бородатая, М.И. Лучинина, Е.Е. Пушкарева, Н.М.Ткаченко и другие).
Этапы работы:работа проводилось в три этапа: I этап: определены цель и задачи исследования; выдвинута гипотеза; проанализированы психолого-педагогическая литература, диссертационные исследования по проблеме; II этап: разработан проект по подготовке детей-сирот, проживающих в условиях детского дома, к самостоятельной жизни посредством технологии наставничества; III этап: подведены итоги исследования, оформлена работы.
Методы работы: на каждом этапе работы и при решении отдельных задач применялись соответствующие методы исследования: на I этапе - теоретический анализ литературы по проблеме; на II этапе - метод проектирования; на III этапе - анализ результатов исследования.
Личное участие: проведен обзор психолого-педагогической литературы по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома; выявлены альтернативные формы психолого-педагогического сопровождения: коучинг, тьюторство, фасилитаторство, медиация, наставничество; разработан проект по психолого-педагогическому сопровождению детей-сирот посредством технологии наставничества.
Научная новизна работы. Обобщён и систематизирован материал по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома. Выявлены отличительные особенности таких альтернативных форм психолого-педагогического сопровождения, как коучинг, тьюторство, фасилитаторство, медиация, наставничество. Показано, что подготовка детей-сирот, проживающих в условиях детского дома будет более эффективной, если будет осуществляться через установление долгосрочных отношений между наставником и ребенком.
Теоретическая значимость работы: полученные данные расширяют представление о современных подходах психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома.
Практическая значимость работы: материалы могут быть использованы для практического применения некоммерческими организациями и педагогами детских домов при подготовке детей-сирот, проживающих в детском доме к самостоятельной жизни.
Апробация и внедрение результатов работы. Основные идеи и направления исследования были представлены на Международной дистанционной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной науки» и «Инновационные подходы в решении научных проблем» (Башкирия, 2019г.); на Краевом фестивале управленческих и педагогических практик специалистов краевых государственных казенных учреждений для детей-сирот (г.Лесосибирск, 2019г.); на окружном форуме «Актуальные проблемы наставничества и попечительства» краевых государственных казенных учреждений для детей-сирот центральной территории Красноярского края (пгт.Емельяново, 2019г).Проект внедрен в практическую деятельность региональной некоммерческой организации «Красноярье без сирот», о чем имеется акт о внедрении. Проект получил грантовую поддержку от благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко в I и II этапах конкурса «Курс на семью» с целью его реализации в детских домах Красноярского края в период с 01.07.2019г до 31.12.2020г.
Научная обоснованность обеспечивается: методологической и теоретической обоснованностью; внутренней логикой исследования.
Перспективы: дальнейшее изучение проблемы может быть направленно на сопровождения выпускниц детского дома от 16 до 23 лет в период их беременности и ухода за новорожденным ребенком по средством технологии наставничества.
По теме работы опубликованы статьи: «Наставничество в детском доме», «Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников детского дома в предпостинтернатный и постинтернатный период», «Альтернативные формы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома» (Вестник науки, Башкирия, 2019г.).
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (110 наименований), приложений Объем работы - 129 страниц.
Теоретический анализ современных подходов психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома позволил нам сделать следующие выводы.
Психологическое развитие детей, проживающих в детском доме, отличается от сверстников, которые воспитываются в семье. Способствуют этому психический дизонтогенез, психическая депривация, организация жизни в детском доме.
Психический дизонтогенез - это нарушение развития психики в целом или ее отдельных составляющих. Дизонтогенез может быть вызван генетическими, биологическими и социальными факторами и прявляться в: отставании в развитии, поломке в развитии, асинхронии в развитии. В результате у детей-сирот, проживающих в условиях детского дома недостаточное развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления; примитивность и неустойчивость эмоций.
Психическая депривация понимается как лишение или ограничение возможности удовлетворения жизненно важных потребностей: недостаточного количество внешних впечатлении в младенческом возрасте; отсутствия необходимой информации, представлений о связях между предметами и явлениями; недостаточного общения с взрослыми; недостаточной возможности для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыве подобной связи, когда такая уже была создана. Последствием психической депривации у детей-сирот являются: нарушение привязанности, отсутствие базового доверия к миру, синдром госпитализма. В результате психической депривации ребенок утрачивает врожденный потенциал к развитию, становится пассивным, что приводит к запоздалому развитию движений, низким антропометрическим показателям, замедленному и неполноценному формировании высших психических функций; становится невозможным развитие таких важнейших новообразований личности, как: автономия, инициативность, социальная компетентность, умелость в труде, половая идентичность.
На психологические особенности детей-сирот, проживающих в условиях детского дома, оказывает влияние и специфическая организация жизни в них: режимная жизнь, отсутствие личного пространства, отсутствие свободы выбора и понятия ответственности, неумение обращаться с деньгами; неверные представления о внешнем мире; неверные образы социальных ролей; преобладание в системе отношений «ребенок-взрослый» директивно-опекающего стиля; обеднение контактов с семьей и родственниками.
У детей, проживающих в условиях детского дома, все эти факторы не действуют поодиночке, они находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, влияя на развитие детей-сирот на всех возрастных этапах онтогенеза. В результате влияния вышеперечисленных факторов, детям, проживающим в условиях детского дома, присущи следующие поведенческие особенности: иждивенческое отношение к взрослым; нежелательные привычки; неумение быть благодарным; отсутствие способности к отложенному поведению; беспорядочное дружелюбие; несоответствие выражения эмоции и эмоционального состояния.
Исходя из вышесказанного, детям, проживающим в условиях детского дома, просто необходимо психолого-педагогическое сопровождение. В психолого-педагогической деятельности под сопровождением понимается помощь ребенку в психологическом развитии, а также создание оптимальных психолого-педагогических условий для успешной жизни в социальной среде. Направлениями психолого-педагогического сопровождения являются: профилактика, консультирование, диагностика, коррекционно-развивающая работа, просвещение, экспертиза. Выделяют педагогическая, социальная, психологическая, диагностическая, медицинская.
Анализ альтернативных подходов психолого-педагогического сопровождения: - показал, что в современных условиях и с учетом психологических особенностей детей-сирот, проживающих в условиях детского дома, рассмотренные подходы психолого-педагогического сопровождения (коучинг, тьюторство, фасилитаторство, медиация, наставничество), в классическом их понимании, практически исчерпали себя. Дети, проживающие в условиях детского дома требуют к себе особых подходов в психолого-педагогическом сопровождении. Они нуждаются в применении индивидуального подхода, без которого решение проблемы является невозможным. Обеспечить такой подход в сопровождении возможно внедрением в систему деятельности детских домов технологии индивидуального наставничества. Наставник - это друг, который всегда рядом, готовый выслушать и дать совет, поделиться собственным опытом и обсудить события в жизни подопечного; с наставником легче выбрать путь и принять решение. Под словами «наставник ребенка» передается совершенно новая роль взрослого по отношению к ребенку - возможность передачи личного опыта и знаний через постоянное тесное и целенаправленное взаимодействие. Наставник помогает ребенку в жизненном самоопределении - выборе приоритетов, профессии, жизненного уклада. Основная цель работы наставника - адаптация ребенка в условиях современного мира.
Технология наставничества, представленная нами, позволяет решить проблемы: социальной дезадаптации детей и подростков, отсутствия опыта здоровых отношений со значимым взрослым, отсутствия познавательного интереса и мотивации к учебе или иной деятельности, агрессивного поведения, тревожности.
Таким образом, проведенная нами работа позволила выполнить все поставленные задачи, а результаты данной работы подтвердили верность нашей гипотезы.
Полученные результаты и сформулированные на их основании выводы не претендуют на исчерпывающее представление рассматриваемой проблемы. Материал исследования требует дальнейшего развития и уточнения.
В перспективе возможно проведение исследования проблемы психолого-педагогического сопровождения девушек-выпускниц детского дома от 16 до 23 лет в период их беременности и ухода за новорожденным ребенком посредством технологии наставничества.
Психологическое развитие детей, проживающих в детском доме, отличается от сверстников, которые воспитываются в семье. Способствуют этому психический дизонтогенез, психическая депривация, организация жизни в детском доме.
Психический дизонтогенез - это нарушение развития психики в целом или ее отдельных составляющих. Дизонтогенез может быть вызван генетическими, биологическими и социальными факторами и прявляться в: отставании в развитии, поломке в развитии, асинхронии в развитии. В результате у детей-сирот, проживающих в условиях детского дома недостаточное развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления; примитивность и неустойчивость эмоций.
Психическая депривация понимается как лишение или ограничение возможности удовлетворения жизненно важных потребностей: недостаточного количество внешних впечатлении в младенческом возрасте; отсутствия необходимой информации, представлений о связях между предметами и явлениями; недостаточного общения с взрослыми; недостаточной возможности для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыве подобной связи, когда такая уже была создана. Последствием психической депривации у детей-сирот являются: нарушение привязанности, отсутствие базового доверия к миру, синдром госпитализма. В результате психической депривации ребенок утрачивает врожденный потенциал к развитию, становится пассивным, что приводит к запоздалому развитию движений, низким антропометрическим показателям, замедленному и неполноценному формировании высших психических функций; становится невозможным развитие таких важнейших новообразований личности, как: автономия, инициативность, социальная компетентность, умелость в труде, половая идентичность.
На психологические особенности детей-сирот, проживающих в условиях детского дома, оказывает влияние и специфическая организация жизни в них: режимная жизнь, отсутствие личного пространства, отсутствие свободы выбора и понятия ответственности, неумение обращаться с деньгами; неверные представления о внешнем мире; неверные образы социальных ролей; преобладание в системе отношений «ребенок-взрослый» директивно-опекающего стиля; обеднение контактов с семьей и родственниками.
У детей, проживающих в условиях детского дома, все эти факторы не действуют поодиночке, они находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, влияя на развитие детей-сирот на всех возрастных этапах онтогенеза. В результате влияния вышеперечисленных факторов, детям, проживающим в условиях детского дома, присущи следующие поведенческие особенности: иждивенческое отношение к взрослым; нежелательные привычки; неумение быть благодарным; отсутствие способности к отложенному поведению; беспорядочное дружелюбие; несоответствие выражения эмоции и эмоционального состояния.
Исходя из вышесказанного, детям, проживающим в условиях детского дома, просто необходимо психолого-педагогическое сопровождение. В психолого-педагогической деятельности под сопровождением понимается помощь ребенку в психологическом развитии, а также создание оптимальных психолого-педагогических условий для успешной жизни в социальной среде. Направлениями психолого-педагогического сопровождения являются: профилактика, консультирование, диагностика, коррекционно-развивающая работа, просвещение, экспертиза. Выделяют педагогическая, социальная, психологическая, диагностическая, медицинская.
Анализ альтернативных подходов психолого-педагогического сопровождения: - показал, что в современных условиях и с учетом психологических особенностей детей-сирот, проживающих в условиях детского дома, рассмотренные подходы психолого-педагогического сопровождения (коучинг, тьюторство, фасилитаторство, медиация, наставничество), в классическом их понимании, практически исчерпали себя. Дети, проживающие в условиях детского дома требуют к себе особых подходов в психолого-педагогическом сопровождении. Они нуждаются в применении индивидуального подхода, без которого решение проблемы является невозможным. Обеспечить такой подход в сопровождении возможно внедрением в систему деятельности детских домов технологии индивидуального наставничества. Наставник - это друг, который всегда рядом, готовый выслушать и дать совет, поделиться собственным опытом и обсудить события в жизни подопечного; с наставником легче выбрать путь и принять решение. Под словами «наставник ребенка» передается совершенно новая роль взрослого по отношению к ребенку - возможность передачи личного опыта и знаний через постоянное тесное и целенаправленное взаимодействие. Наставник помогает ребенку в жизненном самоопределении - выборе приоритетов, профессии, жизненного уклада. Основная цель работы наставника - адаптация ребенка в условиях современного мира.
Технология наставничества, представленная нами, позволяет решить проблемы: социальной дезадаптации детей и подростков, отсутствия опыта здоровых отношений со значимым взрослым, отсутствия познавательного интереса и мотивации к учебе или иной деятельности, агрессивного поведения, тревожности.
Таким образом, проведенная нами работа позволила выполнить все поставленные задачи, а результаты данной работы подтвердили верность нашей гипотезы.
Полученные результаты и сформулированные на их основании выводы не претендуют на исчерпывающее представление рассматриваемой проблемы. Материал исследования требует дальнейшего развития и уточнения.
В перспективе возможно проведение исследования проблемы психолого-педагогического сопровождения девушек-выпускниц детского дома от 16 до 23 лет в период их беременности и ухода за новорожденным ребенком посредством технологии наставничества.
Подобные работы
- Современные подходы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, К ПЕРЕДАЧЕ В СЕМЬЮ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2018 - ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ В
УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2016 - Формирование жизненных компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Формирование жизненных компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



