Введение
Глава I Теоретические аспекты преподавания интегрированных уроков по истории
1.1. Теория интегрированных уроков.
1.2. Подготовка и проведение интегрированных уроков.
Глава II Основные сюжеты для изучения темы «Просвещенный абсолютизм Екатерины II»
2.1. Забота о благе страны и народа. Законодательная деятельность. Крепостное право. Крестьянское восстание 1773-1775 гг.
2.2. Предотвращение "оскудения" дворянства. Генеральное межевание 1765 г. Жалованные грамоты.
Глава III Интегрированные уроки в практической деятельности учителя.
3.1. Обзор литературы и педагогический опыт работы по интеграции содержания, форм и методов общего образования детей.
3.2. Методические рекомендации по проведению интегрированных уроков по теме: «Просвещенный абсолютизм Екатерины II».
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения
Актуальность темы: в условиях современной жизни общество поставлено перед необходимостью выработки нового мировоззрения, в центре которого человек существует не сам по себе, а как органическая часть окружающего мира. Демократизация дала возможность учителю широкие возможности для творчества, он получил свободу действий, выбора, возможного активного поиска оптимальных форм, методов, приёмов обучения. Осуществление интеграции в обучении является одним из таких поисков. Интеграция ставит цель - дать ребёнку целостное представление об окружающем мире, а средством этого является комплексное изучение школьных дисциплин, вскрытие связей между ними.
Объектом исследования является: процесс изучения темы: «Просвещенный абсолютизм Екатерины II».
Предметом исследования является: методика преподавания интегрированных уроков на тему: Просвещенный абсолютизм Екатерины II.
Целью дипломной работы является выявление возможности проведения интегрированных уроков по истории на определенную тему.
Задачи дипломной работы:
- рассмотрение теоритических основ методики преподавания интегрированных уроков;
- рассмотрение эпохи правления Екатерины II Великой;
- анализ теоретического материала изученного в процессе написания дипломной работы.
- разработка методики преподавания интегрированных уроков.
Интеграция - (от латинского слова integer - целый, восстановление).
Интеграция как средство обучения учащихся способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний, является высшей формой воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. Как целостная единая система, интеграция является эффективным средством обучения детей на основе более совершенных методов, приёмов, форм и новых технологий в учебно-воспитательном процессе. Эта система обучения включает в себя элементы различных предметов, соединение которых способствует рождению качественно новых знаний, взаимообогащая предметы, способствуя эффективной реализации триединой дидактической цели. Кроме того, интенсифицируя учебный процесс, интеграция способствует снятию перенапряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. Проблема межпредметных связей в процессе обучения многократно поднималась, и история образования описывает так называемые «межпредметные движения» педагогов. Суть этих движений состояло в выдвижении идей согласования учебных предметов в трактовке тех или иных понятий и явлений, в ликвидации дублирования, снятии противоречий. Как только учебные дисциплины в образовательных учреждениях разного уровня достигали крайнего разрыва, а самих дисциплин при этом становилось больше, так в ответ на это с новой силой заявляли о себе «межпредметные движения». В движение были вовлечены и учёные, и практики образования.
Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. Интеграция идёт по нескольким направлениям и на разных уровнях. Принято выделять внутри предметную и межпредметную интеграцию. Известно, что многие школьные предметы издавна имеют интегративный характер, здесь уместно говорить о внутри предметной интеграции: литература и русский язык, химия и биология, история и общество, физика и математика.
Внутри предметная интеграция, на мой взгляд, необходима, так как ученики, к сожалению, каждый предмет воспринимают изолированно, и наша задача показать, что это неверное восприятие, что, наоборот, всё взаимосвязано.
Межпредметная интеграция - это не просто соединение близких понятий из разных предметов для прочных знаний, это объединение разных предметов при изучении одной темы, целого блока тем в одно целое на основе общего подхода.
Цели, которые ставятся при проведении интегрированных уроков:
Познавательные (содержательно-информационные). Научить искать связи между фактами, событиями, явлениями, делать выводы.
Развивающие (информационно-деятельностные). Научить анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать.
Одним из самых существенных результатов интегрированных уроков является единство в формировании у школьников ценностей, изучаемых в разных предметах: язык и речь, культура, взаимоотношения людей, физическое и нравственное здоровье, состояние здоровья как нормы жизни.
К использованию интегрированного урока учителя прибегают нечасто и главным образом в следующих случаях:
• при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках;
• при лимите времени на изучение темы и желании воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины;
• при изучении меж научных и обобщённых категорий (движение, время, развитие, величина и др.), законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности;
• при выявлении противоречий в описании и трактовки одних и тех же явлений, событий, фактов в разных науках;
• при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предмета;
• при создании проблемной, развивающей методики обучения предмету.
Конечно, есть и другие случаи мотивации использования интегрированных уроков. Прежде чем решиться на интегрированный урок, надо обратить в союзника учителя другого предмета, с которым затевается интеграция. Обоим учителям предстоит определить совместный интерес в интегрировании своих дисциплин. Оба педагога должны давать себе отчёт, что их ждёт большой труд и немалые затраты времени и сил, гораздо большие, чем при подготовке и проведении раздельных уроков.
Самое узкое место интегрированного урока - это технология взаимодействия двух учителей, последовательность и порядок их действий, содержание и методы преподнесения материала, продолжительность каждого действия. Взаимодействие их при этом может строиться по-разному. Оно может быть паритетным, с равным долевым участием каждого из них; один из них может выступать ведущим, а другой - ассистентом или консультантом; весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.
Интегрированные уроки, прежде всего, это межпредметная интеграция.
Урок - это часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры. Урок - момент жизни - это «кусок истории личностной судьбы ребёнка». Предметные программы, к сожалению, составлены так, что знания ребёнка остаются разрозненными, искусственно расчленёнными по предметному признаку. Потребность преодолеть эти противоречия привела к попытке разработать систему интегрированных уроков. На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объёму материал. Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего- либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Разумеется, увидеть что-то по-новому, и не так, как ты видел раньше, - очень непростая задача. Но этому можно научиться, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей учащихся. Введение интегрированной системы может с большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать развитию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем. Этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребёнка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, методистов, психологов - всех, кто хочет и умеет работать, кто может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто их любит и отдаёт им себя!
Итак, эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них.
Интегрированное обучение:
- способствует развитию научного стиля мышления учащихся;
- даёт возможность широкого применения учащимися естественно-научного метода познания;
- формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;
- повышает качество знаний учащихся;
- повышает и развивает интерес учащихся к предметам (формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;
- позволяет использовать авторские компьютерные программы учащихся (созданные на базе интеграции) в дальнейшем учебном процессе;
- расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала, приобщает школьников к научно¬исследовательской деятельности.
Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения.
Во-первых, мир обучающихся познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
Во-вторых, интегрированные уроки развивают потенциал самих обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
В-третьих, форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание обучающихся на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение обучающихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
В-четвертых, интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты.
В-пятых, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, способствует раскрытию способностей.
Проблема интеграции является актуальной для современной школы.
Проанализировав существующую литературу, опыт работы учителей по проблеме исследования, и проведя несколько интегрированных уроков я пришла к следующим выводам:
1. Современный уровень развития науки и общества обуславливает необходимость использования системного подхода к теории и практике обучения, направленного на интеграцию знаний и формирование системного мышления.
2. Интеграция - это естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов, тем разных учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений с глубоким последовательным и многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений.
3. При разработке системы интегрированных уроков учителю необходимо определить их цель, пересмотреть содержание изучаемого материала, выбрать методы, средства и формы организации обучения, адекватные поставленной цели, спрогнозировать результат.
4. Система интегрированных уроков должна занимать большую часть годовой программы учебной дисциплины, поскольку усвоение выдаваемого материала выше.
5. Многогранное раскрытие явлений и процессов, основанное на взаимодействии естественнонаучных, гуманитарных и художественно-эстетических знаний, способствует формированию личности ребенка, умеющей мыслить, чувствовать, сопереживать, действовать в окружающей среде.
6. Способствовать повышению знаний, умений и навыков.
Интеграция - большая возможность расширения средств развития воспитывающей и развивающей стороны обучения.
Интегрированные уроки нужно проводить не только в классе, но и в парке, в сквере. Для ребят интересны встречи с людьми разных профессий, экскурсии.
1. Антонов Н.С. О межпредметных связях в учебном процессе М.:
Просвещение. 1964г. - С. 70-78.
2. Асимов М.С., Турсунов А. Современные тенденции наук. Вопросы философии. М.: 1981 г. №3. - С 58-69.
3. Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий школе на краеведческой основе. М. 1991 г. №8. С. 48-51.
4. Борзаковский П. Императрица Екатерина Вторая Великая. М.: Панорама. 1991 г. - 48 с.
5. Брикнер А. История Екатерины Второй. М.: Современник. 1991 г. - 258 с.
6. Воздвиженский А. Шёл Пугачёв через Кокшайск. Ист. повесть. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1979 г. - 112 с. илл.
7. Грищенко Н.В. Интегрированные уроки - одно из средств привития интереса к учебным предметам. М.: 1995 г. №11. - С. 21-28.
8. Данилюк А.Я. Учебный предмет как интегрированная система М.:
Педагогика. 1997 г. №4. - С. 24-28.
9. Дик Ю.И., Пинский А.А. Усанов В.В. Интеграция учебных предметов. Советская педагогика. 1987 г. № 9. - С. 42-47.
10. Дьяченко В. К. Организационные формы обучения и их развитие. Советская педагогика. 1985 г. № 9. - С. 134.
11. Каменский А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой.М.: 1997 г. - Монография. С. 37.
12. Карпухина Е.С. Межпредметные связи в процессе обучения М.: Просвещение. 1981г. - С. 98-101.
13. Колягин Ю.М., Алексеенко О.Л. Интеграция школьного обучения.М.: 1990 г. №9. - 28 с.
14. Кукушин В.С. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей. Ростов - на - Дону, 2002г. (серия «Педагогическое образование»). - 256 с.
15. Кулаченко М. В., Сорокина Л. В. Интегрированный урок литературы и истории как один из способов формирования межпредметных связей. Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство,
2015. — С. 99-101. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9300/ (дата обращения: 04.06.2018).
16. Лазарева О.Т. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании. Педагогика. №2. 1989г. - С. 11.
17. Мельник Э.Л. Корожнева Л.А. Интегрированное обучение в школе: Теория и практика. - СПб.: КАРО. 2003 г. - 192 с.
18. Мельник Э.Л. Корожиева (Исаева) Л.А. Интегрированные уроки в школе. Петрозаводск. 1995 г. - С. 78.
19. Омельченко О.А. Законная монархия Екатерины Второй. М.: 1993 г. - 428 с. илл.
20. Павленко Н.И. Екатерина Великая. М.: Молодая гвардия. 1999 г. - 512 с.
21. Пушкин А.С. История Пугачевского бунта. - М.: «Просвещение». 1989 г. - Соч. 3 т.
22. Разумный В.Т. Об интеграции. Мир образования. №2. 1996г. - С. 12.
23. Светловская Н.Н. Об интеграции как методическом явлении и её возможностях в обучении. М.: 1990 г. №5. - С. 57-60.
24. Сухаревская Е.Ю. «Технология интегрированного урока». Ростов - на - Дону «Учитель». 2003г.
25. Федорец Г.Ф. «Межпредметные связи в процессе обучения» Л.: 1983г. - 86 с.
26. Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения. Л.: РГПУ, 1989 г. - 94 с.
27. Харунжев А.А. Интегрированный урок как один из способов формирования информационной культуры. Интеграция образования. 2003г. №3. - С. 92 - 95.
28. Чепиков М.Г. Интеграция науки. М.: «Просвещение». 1979г. - 276с.
29. Шоган В.В. Методика преподавания истории. Уроки истории нового поколения. - Ростов - на - Дону: «Феникс». 2005 г. - 471 с.
30. История государства Российского: Жизнеописания. XVIII век/ Рос. нац. б-ка.- М.: Изд-во “Кн. палата”, 1996 г. - 445 с.
31. Учебник. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др. /Под ред. Торкунова А.В. История России. 7 класс. Учебник в 2-х частях. М.: «Просвещение». с 2016г. - Ч. 1 - 112 с. - Ч. 2 - 128 с.
32. Атлас. Курукин И.В. История России. 7 класс. Иллюстрированный атлас. — М.: «Просвещение», 2017г. - 24 с.
33. Атлас. История нового времени. 7 класс. — Издательство «Дрофа, ДиК», (последнее издание). - 28 с.
34. Рабочая тетрадь. Данилов А.А., Лукутин А.В., Артасов И.А.
История России. 7 класс. Рабочая тетрадь. ФГОС. — М.: «Просвещение», с 2016 г. - 110 с.
35. Рабочая тетрадь. Данилов Д.Д., Сизова Е.В. Рабочая тетрадь к учебнику «Всеобщая история. История нового времени». 7 класс. ФГОС. (последнее издание). - 96 с.
36. Учебник. Данилов Д.Д., Лисейкин Д.В., Павлов Н.С., Рогожкин В.А. История России. XVI - XVIII вв. Учебник для 7 кл. основной школы. - М.: Баласс. 2011 г. - 304 с.
37. Учебник. К. Данилов Д.Д., Сизова Е.В. Всеобщая история. История нового времени. 7 класс. ФГОС. Учебник. — М.: «Баласс». (последнее издание). - 304 с.
38. Энциклопедия для детей (История России, 5 том). М.: Аванта+.1997 г. - 704 с.
39. Энциклопедия для детей. Т.5. История России и её ближайших соседей. Ч. 2. От дворцовых переворотов до Великих реформ / Гл. ред. М.Д. Аксёнова. М.: Аванта +. 1997г. - С. 8.