ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА.
1.1 Психологические особенности детей-сирот, проживающих в условиях детского дама
1.2 Анализ существующих психолого-педагогических подходов к сопровождению детей-сирот, проживающих в условиях детского дома
1.3 Альтернативные формы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома
1.4 Сопровождение детей-сирот, проживающих в условиях детского дома посредством технологии наставничества
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА СТРУТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
2.1 Психолого-педагогическая характеристика авторской технологии психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома
2.2 Стратегические условия реализации технологии наставничества детей-сирот, проживающих в условиях детского дома силами Красноярского регионального фонда «Красноярье без сирот»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Приложение
В настоящее время проблема психолого-педагогического сопровождения детей сирот, проживающих в условиях детского дома, в процессе их подготовки к самостоятельной жизни остается в ряду национальных проблем.
Анализ литературы по проблеме показал, что почти у половины поступающих в детский дом воспитанников выявляются нарушение развития психики в целом или ее отдельных составляющих, нарушение темпов и сроков развития отдельных сфер психики и их компонентов, вызванное генетическими, биологическими или социальными факторами.
Другая причина проблем - психологическая депривация, вызванная недостатком родительской ласки и любви, отсутствием достаточного общения с взрослыми, что накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования личности.
На формирование личности ребенка, проживающего в условиях детского дома, накладывает отпечаток и организация жизни в этих учреждениях. В детском доме ребенка окружают лаской и заботой понимающие и любящие педагоги, которые направляют, контролируют, планируют за него его жизнь.
Все эти факторы являются причинами различных отклонений в развитии детей-сирот, воспитывающихся в детских домах, что представляет значительные трудности их социальной адаптации. Выпускник детского дома, оказываясь на пороге самостоятельной жизни, сталкивается с различными проблемами. Оказывается, что он просто не готов к другому образу жизни, он не готов к трудностям, он не готов думать, принимать решения, не готов отвечать за свои поступки. У большинства воспитанников- выпускников нет опыта социальных контактов с людьми, они пассивны во взаимодействии с внешним положительным миром, и наоборот, проявляют повышенную активность во взаимодействии с асоциальными компаниями. У выпускников детских домов проявляется равнодушие к происходящему в жизни, ярко выделяется недостаток критичности, завышенная или слишком заниженная самооценка; повышенная внушаемость и готовность принимать асоциальные формы поведения - алкоголизм, наркомания, курение, бродяжничество, иждивенчество.
Современная психологическая, педагогическая и учебно-методическая литература предлагает ряд практических методик психолого¬педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома, но их арсенал недостаточен. Очень трудно найти целостный подбор средств, приёмов и методов воспитания с учётом специфики проживания детей в условиях детского дом, где процесс социализации протекает очень неравномерно и чреват появлением трудностей, обусловленных самой организацией жизнедеятельности детей-сирот, формирующей у них преимущественно только одну ролевую позицию - позицию сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме.
Таким образом, актуальность проблемы определяется противоречием между необходимостью подготовки ребёнка-сироты, проживающего в условиях детского дома, к самостоятельной жизни вне стен учреждения - с одной стороны и сложностью обеспечения этого процесса в условиях детского дома - с другой стороны.
Исходя из вышесказанного следует, что с целью формирования социально-адаптированной личности воспитанника детского дома требуются альтернативные подходы психолого-педагогического сопровождения. Полагаясь на практический опыт работы некоммерческих организаций «Старшие братья Старшие сестры», «Солнечный город», «Счастливые дети» и других, считаем, что для того, чтобы успешно влиться в общественную жизнь, необходимо подготовить ребенка, проживающего в детском доме к самостоятельной жизни через установление долгосрочных отношений между конкретным специально подготовленным наставником и конкретным ребенком. В результате такой организации процесса у воспитанника появляется друг, старший товарищ, значимый взрослый. Наставник продуктивно влияет на воспитанника, помогает ему лучше ориентироваться на своем жизненном пути.
Цель: выявить современные подходы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома, способствующих их успешной социализации и социальной адаптации.
Объект: психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот, проживающих в условиях детского дома.
Предмет: альтернативные подходы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома.
Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта и предмета, нами были сформулированы следующие задачи.
1. Выявить психологические особенности детей-сирот, проживающих в условиях детского дома.
2. Проанализировать подходы исследователей к проблеме психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома.
3. Изучить альтернативные подходы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома.
4. Рассмотреть процесс психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома посредством технологии «наставничество».
5. Разработать проект по подготовке детей-сирот, проживающих в условиях детского дома, к самостоятельной жизни посредством технологии наставничества.
Гипотеза исследования: подготовка детей-сирот, проживающих в условиях детского дома, к самостоятельной жизни будет более эффективной, если будет осуществляться посредством технологии наставничества - как альтернативного подхода психолого-педагогического сопровождения.
Методологическая основа исследования: принципы единства сознания и деятельности, детерминизма, системности, развития, личностного подхода (В.С. Выготский, C.-Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и другие).
Теоретическая основа исследования:
- исследования в области психологических особенностей детей-сирот проживающих в условиях детского дома (Й.Лангмейер, B.C.Mухина, Л.В. Петрановская, А.М. Прихожан, Н.К. Радина, С.В. Сильченкова, Н.Н. Толстых и другие);
- концепции психолого-педагогического сопровождения (Е.И. Гусева, И.В. Дубровина, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, Т.В. Луговская, А.К. Маркова, О.П. Мищенко, В.А. Сластенин, А.В. Федоров и другие);
- подходы к изучению технологии тьюторства(В.А. Адольф, Д.Р. Ахмерова, М.А. Дьячкова, М.И. Кабанова, Т.М. Ковалева, П.Г. Щедровицкий и другие); коучинга (В. Dueease^. Уитмор и другие);медиации (А.Н. Азарнова, М.Н. Садовникова, А.В. Лозовский, Э.Л. Раднаева, Ц.А. Шамликашвили, М.А. Юферова и другие); фасилититаторства (I. Bens, У.Т. Голви, S. Kaner, L. Lind, C.Toldi, S.Fisk, D. Berger); наставничества (Е.А. Дудина, Н.В. Ковалева, Н.В. Рыбалкина, БФ «Старшие братья Старшие сестры», БФ «Солнечный город» и другие);
- работы в области социализации детей-сирот, проживающих в условиях детского дома (В.А. Абельбейсова, С.Н. Авдеева, А.А. Архипова, И.А. Бобылева, Н.Н. Ершова, М.Н. Бородатая, М.И. Лучинина, Е.Е. Пушкарева, Н.М.Ткаченко и другие).
Этапы работы:работа проводилось в три этапа: I этап: определены цель и задачи исследования; выдвинута гипотеза; проанализированы психолого-педагогическая литература, диссертационные исследования по проблеме; II этап: разработан проект по подготовке детей-сирот, проживающих в условиях детского дома, к самостоятельной жизни посредством технологии наставничества; III этап: подведены итоги исследования, оформлена работы.
Методы работы: на каждом этапе работы и при решении отдельных задач применялись соответствующие методы исследования: на I этапе - теоретический анализ литературы по проблеме; на II этапе - метод проектирования; на III этапе - анализ результатов исследования.
Личное участие: проведен обзор психолого-педагогической литературы по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома; выявлены альтернативные формы психолого-педагогического сопровождения: коучинг, тьюторство, фасилитаторство, медиация, наставничество; разработан проект по психолого-педагогическому сопровождению детей-сирот посредством технологии наставничества.
Научная новизна работы. Обобщён и систематизирован материал по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома. Выявлены отличительные особенности таких альтернативных форм психолого-педагогического сопровождения, как коучинг, тьюторство, фасилитаторство, медиация, наставничество. Показано, что подготовка детей-сирот, проживающих в условиях детского дома будет более эффективной, если будет осуществляться через установление долгосрочных отношений между наставником и ребенком.
Теоретическая значимость работы: полученные данные расширяют представление о современных подходах психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома.
Практическая значимость работы: материалы могут быть использованы для практического применения некоммерческими организациями и педагогами детских домов при подготовке детей-сирот, проживающих в детском доме к самостоятельной жизни.
Апробация и внедрение результатов работы. Основные идеи и направления исследования были представлены на Международной дистанционной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной науки» и «Инновационные подходы в решении научных проблем» (Башкирия, 2019г.); на Краевом фестивале управленческих и педагогических практик специалистов краевых государственных казенных учреждений для детей-сирот (г.Лесосибирск, 2019г.); на окружном форуме «Актуальные проблемы наставничества и попечительства» краевых государственных казенных учреждений для детей-сирот центральной территории Красноярского края (пгт.Емельяново, 2019г).Проект внедрен в практическую деятельность региональной некоммерческой организации «Красноярье без сирот», о чем имеется акт о внедрении. Проект получил грантовую поддержку от благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко в I и II этапах конкурса «Курс на семью» с целью его реализации в детских домах Красноярского края в период с 01.07.2019г до 31.12.2020г.
Научная обоснованность обеспечивается: методологической и теоретической обоснованностью; внутренней логикой исследования.
Перспективы: дальнейшее изучение проблемы может быть направленно на сопровождения выпускниц детского дома от 16 до 23 лет в период их беременности и ухода за новорожденным ребенком по средством технологии наставничества.
По теме работы опубликованы статьи: «Наставничество в детском доме», «Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников детского дома в предпостинтернатный и постинтернатный период», «Альтернативные формы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома» (Вестник науки, Башкирия, 2019г.).
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (110 наименований), приложений Объем работы - 129 страниц.
Теоретический анализ современных подходов психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома позволил нам сделать следующие выводы.
Психологическое развитие детей, проживающих в детском доме, отличается от сверстников, которые воспитываются в семье. Способствуют этому психический дизонтогенез, психическая депривация, организация жизни в детском доме.
Психический дизонтогенез - это нарушение развития психики в целом или ее отдельных составляющих. Дизонтогенез может быть вызван генетическими, биологическими и социальными факторами и прявляться в: отставании в развитии, поломке в развитии, асинхронии в развитии. В результате у детей-сирот, проживающих в условиях детского дома недостаточное развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления; примитивность и неустойчивость эмоций.
Психическая депривация понимается как лишение или ограничение возможности удовлетворения жизненно важных потребностей: недостаточного количество внешних впечатлении в младенческом возрасте; отсутствия необходимой информации, представлений о связях между предметами и явлениями; недостаточного общения с взрослыми; недостаточной возможности для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыве подобной связи, когда такая уже была создана. Последствием психической депривации у детей-сирот являются: нарушение привязанности, отсутствие базового доверия к миру, синдром госпитализма. В результате психической депривации ребенок утрачивает врожденный потенциал к развитию, становится пассивным, что приводит к запоздалому развитию движений, низким антропометрическим показателям, замедленному и неполноценному формировании высших
психических функций; становится невозможным развитие таких важнейших новообразований личности, как: автономия, инициативность, социальная компетентность, умелость в труде, половая идентичность.
На психологические особенности детей-сирот, проживающих в условиях детского дома, оказывает влияние и специфическая организация жизни в них: режимная жизнь, отсутствие личного пространства, отсутствие свободы выбора и понятия ответственности, неумение обращаться с деньгами; неверные представления о внешнем мире; неверные образы социальных ролей; преобладание в системе отношений «ребенок-взрослый» директивно-опекающего стиля; обеднение контактов с семьей и родственниками.
У детей, проживающих в условиях детского дома, все эти факторы не действуют поодиночке, они находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, влияя на развитие детей-сирот на всех возрастных этапах онтогенеза. В результате влияния вышеперечисленных факторов, детям, проживающим в условиях детского дома, присущи следующие поведенческие особенности: иждивенческое отношение к взрослым; нежелательные привычки; неумение быть благодарным; отсутствие способности к отложенному поведению; беспорядочное дружелюбие; несоответствие выражения эмоции и эмоционального состояния.
Исходя из вышесказанного, детям, проживающим в условиях детского дома, просто необходимо психолого-педагогическое сопровождение. В психолого-педагогической деятельности под сопровождением понимается помощь ребенку в психологическом развитии, а также создание оптимальных психолого-педагогических условий для успешной жизни в социальной среде. Направлениями психолого-педагогического сопровождения являются: профилактика, консультирование, диагностика, коррекционно-развивающая работа, просвещение, экспертиза. Выделяют педагогическая, социальная, психологическая, диагностическая, медицинская.
Анализ альтернативных подходов психолого-педагогического сопровождения: - показал, что в современных условиях и с учетом психологических особенностей детей-сирот, проживающих в условиях детского дома, рассмотренные подходы психолого-педагогического сопровождения (коучинг, тьюторство, фасилитаторство, медиация, наставничество), в классическом их понимании, практически исчерпали себя. Дети, проживающие в условиях детского дома требуют к себе особых подходов в психолого-педагогическом сопровождении. Они нуждаются в применении индивидуального подхода, без которого решение проблемы является невозможным. Обеспечить такой подход в сопровождении возможно внедрением в систему деятельности детских домов технологии индивидуального наставничества. Наставник - это друг, который всегда рядом, готовый выслушать и дать совет, поделиться собственным опытом и обсудить события в жизни подопечного; с наставником легче выбрать путь и принять решение. Под словами «наставник ребенка» передается совершенно новая роль взрослого по отношению к ребенку - возможность передачи личного опыта и знаний через постоянное тесное и целенаправленное взаимодействие. Наставник помогает ребенку в жизненном самоопределении - выборе приоритетов, профессии, жизненного уклада. Основная цель работы наставника - адаптация ребенка в условиях современного мира.
Технология наставничества, представленная нами, позволяет решить проблемы: социальной дезадаптации детей и подростков, отсутствия опыта здоровых отношений со значимым взрослым, отсутствия познавательного интереса и мотивации к учебе или иной деятельности, агрессивного поведения, тревожности.
Таким образом, проведенная нами работа позволила выполнить все поставленные задачи, а результаты данной работы подтвердили верность нашей гипотезы.
Полученные результаты и сформулированные на их основании выводы не претендуют на исчерпывающее представление рассматриваемой проблемы. Материал исследования требует дальнейшего развития и уточнения.
В перспективе возможно проведение исследования проблемы психолого-педагогического сопровождения девушек-выпускниц детского дома от 16 до 23 лет в период их беременности и ухода за новорожденным ребенком посредством технологии наставничества.
1. Абельбейсов, В.А. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детском доме: социологический анализ проблемы [Текст] / В.А. Абельбейсов, В.А. // Социосфера.- 2011. - № 1. - С. 53-58.
2. Авдеева, С.Н. Психолого-педагогические проблемы воспитания детей в домах ребенка [Текст] // С.Н. Авдеева, А.А. Криванчикова, С.В. Чистякова / Современная психология: материалы ШМеждунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014г.). - Казань; Бук, 2014. - С. 21-24.
3. Авдеева, Н.Н. Социальная психология развития. Учебник для бакалавриата и магистратуры [Текст] / Н.Н. Авдеева, под общ.ред. Н.Н. Толстых. - М.: ЮРАЙТ, 2014. - 603с.
4. Адольф, В.А. Тьюторское сопровождение студентов: практический опыт [Текст] / В.А. Адольф, Н. В. Пилипчевская // Высшее образование в России. - 2011. - № 4. - C. 143 - 147.
5. Адушкина, К. В. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования. Учебное пособие [Электронный ресурс] / К. В. Адушкина, О.В. Лозгачёва. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2017. - 1 электрон.опт. диск.
6. Азарнова, А.Н. Медиация: искусство примирять: технология посредничества в урегулировании конфликтов [Текст] / А.Н. Азарнова. - М.: Инфотропик Медиа, 2015. - 288 с.
7. Архипова, А.А. Социально-педагогическое сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе социализации [Текст]: диссертация канд. пед. наук: 13.00.01 / А.А. Архипова. - СПб. 2005. - 165 с.
8. Ахмерова, Д.Р. Тьюторство как одно из перспективных направлений в современной системе образования [Текст] / Д.Р. Ахмерова, Т.А. Нусратуллин, И.А. Веревкин // Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности, материалы I Междунар. науч.практ. конф. - М.:Перо НИЦ «Апробация», 2013. - С. 6 - 10.
9. Безуглова, Н.П., Профилактика конфликтов по средствам деловой игры в условиях реабилитационного центра [Текст] / Н.П. Безуглова, Е.В. Слизкова // Образование и наука в современных условиях. - 2014. - №1 (1). - С. 38-39.
10. Белова, И.А. Наставничество в детском доме [Электронный ресурс] / И.А. Белова, А.О. Ильцевич // Вестник науки (по материалам Международной научно-практической конференции «Теоретические и практические аспекты развития современной науки»). - 2019. - URL: https://perviy-vestnik.ru/
11. Белова, И.А. «Психолого-педагогическое сопровождение воспиатнников детского дома в предпостинтернатный и постинтернатный период» [Электронный ресурс] / И.А. Белова, А.О. Ильцевич // Вестник науки (по материалам Международной научно-практической конференции «Теоретические и практические аспекты развития современной науки»). - 2019. - URL:https://perviy-vestnik.ru/
12. Белова, И.А. «Альтернативные подходы психолого-педагогического сопровождения сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дом» [Электронный ресурс] / И.А. Белова, А.О. Ильцевич // Вестник науки (по материалам Международной научно-практической конференции «Инновационные подходы в решении научных проблем»). - 2019. - URL: https://perviy-vestnik.ru
13. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова. - М. : Совершенство, 2011. - 298 с.
14. Бобылева, И.А. Социально-педагогическая поддержка воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот: Монография. - М.: БФ «Расправь крылья!», 2016. - 288 с.
15. Боулби, Дж. Привязанность [Текст] / Дж. Боулби. - М.: Гардарики, 2003. - 480 с.
16. Буксина, Е.А. К вопросу о профилактике асоциального поведения у подростков в учебно-воспитательном процессе школы [Текст] / Е.А. Буксина, Е.В. Слизкова //Научный поиск в современном мире, сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 193-194
17. Винникотт, Д.В. Игра и реальность [Текст] / Д.В. Винникотт. - М.: Изд-во Института общегуманитарных исследований, 2002 . - 267 с.
18. Всероссийский форум «Наставник» [Электронный ресурс]// Агентство стратегических инициатив URL: https://asi.ru/nastavniki/forum/(дата обращения: 27.02.2018)
19. Выготский, Л.С. Детская психология: собрание сочинений в 6 т. [Текст] / Л.С. Выготский, под ред. Д.Б. Эльконина. - Т. 4. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
20. Газман, О.С. Педагогическая поддержка ребенка в образовании [Текст] / О. С. Газман // Директор школы. - 2011. - № 3. - С. 51-58.
21. Голви, У.Т. Работа как внутренняя игра[Пер. с англ.] [Текст] / УТ. Голви. - Альпина Паблишер, 2013. - 270 с.
22. Горбатюк, А.Н. процесс адаптации первокурсников и профессионально-личностное развитие студентов в условиях психолого-педагогического сопровождения в вузе [Текст] / А.Н. Горбатюк // Известия Академии педагогических и социальных наук. - Часть II. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2008. - С. 213 -217.
23. Гусева, Е.И. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения школьников[Текст] /Е.И. Гусева, О.И. Мигович, Л.Ф. Тихомирова, Г.В. Хитрова // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 2. - С. 43 - 49
24. Дружественное к ребенку правосудие и восстановительные технологии. Материалы V Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию Бурятского государственного университета [Текст] / Науч. ред. Э.Л. Раднаева, М.Н. Садовникова. Улан- Удэ: Изд-во БГУ, 2015. - 288 с.
25. Дубровина, И.В. Психологическая служба в современном образовании. Рабочая книга [Текст] / И.В. Дубровина и др. (под редакцией И.В. Дубровиной). - М.: Питер, 2009. - 400с.
26. Дудина, Е.А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности. Сущностные характеристики и структура [Текст] / Е.А. Дудина // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2017. - том 7.- № 5. - С. 25-36.
27. Дьячкова, М.А. Тьюторское сопровождение образовательной деятельности. Учебное пособие. Практикум [Текст] / М.А. Дьячкова, О.Н. Томюк // ФГБОУ ВО «УрГПУ». - Екатеринбург, 2016 - 184 с.
28. Замалдинова, Г.Р. Социально-педагогическая поддержка детей- сирот в условиях взаимодействия государственных и общественных структур [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05. - СПб., 2012. - 168 с.
29. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования [Текст] / Э.Ф.Зеер. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издатель ский центр «Академия», 2013. — 416 с.
30. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] : учебник для вузов / И. А. Зимняя. - 2-е изд., доп., испр. и перераб. - М. : Логос, 2003. - 384 с.
31. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин // СПб.: Питер, 2011. - 512 с.
32. Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя [Текст] : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Ф. Исаев. - М. : Академия, 2004. - 176 с.
33. Кабанова, М.И. Применение групповых форм организации образовательного процесса в рамках тьюторского сопровождения старшеклассников [Текст] / М. И. Кабанова // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: разработка профессиональных стандартов тьюторской деятельности: материалы Третьей междунар. науч.-практ. Конф. М-во образования и науки Рос. Федерации, Московский пед. гос. ун-т. - М.: МПГУ Прометей, 2011. - С. 76 - 84.
34. Казакова, Е. Искусство помогать: Что скрывается за термином «Сопровождение развития детей» [Текст] / Е. Казакова // Лидеры образования. - 2004. - № 9-10. - С. 95-97.
35. Ковалева, Н.В. Наставничество как процесс сопровождения детей и подростков «групп риска».Сборник научно-методических материалов [Текст] / Н.В. Ковалева, И.В.Деткова, А.В. Леонтьева, и др.; Под общей ред. Е.Н. Панченко. - Москва: Майкоп, 2006 - 180 с.
36. Ковалева, Т.М. Не учитель, не психолог, не классный руководитель: тьюторство как одно из направлений преодоления формал. Педагогики [Текст] / Т. Ковалева // Первое сент. - 2004. - № 66. - С. 3
37. Ковалева, Т.М. Тьюторство как ресурс для системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова [Текст] / Т.М. Ковалева. - М.: Author'sClub, 2015. - 56 с.
38. Кождаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст] / Г.М. Кождаспирова. - М.: Академия, 2005. - 152 с.
39. Красило, А.И. Хрестоматия по педагогической психологии / А.И. Красило, А.П. Новгородцева. - М.: Междунар. пед. акад., 1995. - 412с.
40. Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя [Текст] / Н.В. Кузьмина. - Л.: ЛГУ, 1985. - 251 с.
41. Кучерова, О.Е. Становление Человека и основные каноны педагогической поддержки личности [Текст] / О.Е. Кучерова // Известия Академии педагогических и социальных наук. - 2008. - № 2.- С. 174-178.
42. Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте [Текст] / Й. Лангмейер, З. Матейчек. - Прага: Авиценум, 1984. - 334с.
43. Лишенные родительского попечительства. Учебное пособие [Текст] / Ред.-сост. B.C. Мухина. - M.: Просвещение, 1991. - 223с.
44. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте. Учебное пособие для вузов [Текст] / В.В. Лебединский, К. Лебединская. - М.: Академический проспект, 2013. - 303с.
45. Луговская, Т.В. Система психолого-педагогического сопровождения воспитанников детского дома [Текст] / Т.В. Луговская // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2009. - №112. -С 234 - 240.
46. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] /
А.К. Маркова. - М.: «Знание», 1996. - 308с.
47. Менторство - что это такое, кто такой ментор, как его найти, как стать ментором? [Электронный ресурс] // Саморазвитие Самосовершенствование Личный рост. - URL: http://kak-bog.ru/mentorstvo- с111о-е1о-1а1<ое-1<1о-1а1<оу-те111о1Н<а1<-едо-11ау11-1<а1<^1а1-те111огот(дага обращения: 10.10.2019)
48. Михайлова, Н.Н. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие [Текст] / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин.-- М.: МИРОС, 2001. - 208 с.
49. Мищенко, О.П. Психолого-педагогическое сопровождение как условие социальной адаптации воспитанников детских домов [Текст] / О.П. Мищенко// Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 05. - С. 1 - 5.
50. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / А.В.Мудрик., 8-е изд., испр. и доп. - М.: «Академия», 2013 - 240 с.
51. Мухина, В.С. Особенности развития личности детей воспитывающихся в интернатных учреждениях [Текст] / И.А.Мухина// Воспитание и развитие детей в детском доме. - М. - 2002.- С.11.
52. Мухина, Т.Г. Психология и педагогика: учеб.пособие для студентов техн. вузов [Текст] / Т.Г. Мухина. Нижегор. гос. архитектур.- строит. ун-т. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2015. - 227с.
53. Нагорная, Г.А. Методологические и технологические основы психолого - педагогического сопровождения молодого поколения в процессе формирования профессионального мышления личности на этапе межпоколенческого перехода [Текст] / Г.А. Нагорная // Известия академии педагогических и социальных наук. - 2008. - Ч. 2.- С. 169 -173.
54. Наставничество [Электронный ресурс] // БФ Старшие братья Старшие сестры URL: https://www.nastavniki.org/o-nas/komanda/vsya-кошапба/(дата обращения: 27.12.2018)
55. Нацпроект «Образование»: как организовать наставничество в школе [Электронный ресурс] // Национальный ресурсный центр наставничества «Ментори». - URL: https://mentori.ru/ (дата обращения: 21.10.2019)
56. Николаева, Н.Б. Психолого-педагогическое сопровождение подростков с девиантным поведением в условиях детского дома [Текст] / Н.Б. Николаева // НИЦ и редакция журнала «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук». - 2016. - № 6. - С. 92-95.
57. О применении в отношении несовершеннолетних медиативных технологий и работе служб медиации: сборник материалов по результатам III Всероссийского совещания по вопросу организаций деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав [Текст] / Е.В. Ильгова (отв. ред.) и др.; ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия». - Саратов: Изд-во ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2016. - 184 с.
58. Основы социального наставничества»: практическое пособие [Текст] / под общей редакцией Коневой Е.В - д.пс.н., доцента кафедры общей психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. - Ярославль, 2014 г. - 127 с.
59. Петрановская, Л.В. Большая книга про вас и вашего ребенка [Текст] / Л.В. Петрановская. - М.: АСТ, 2017. - 432с.
60. Поляков С.Д. О системном подходе к социальному воспитанию [Текст] / С.Д. Поляков // Вопр. воспитания. - 2014. - № 4 (21). - С. 52 - 56.
61. Попова, О.С. Теоретико-методологические основания модели психолого-педагогического сопровождения учащихся в процессе профессионального образования [Текст] /О.С. Попова// Психологическое сопровождение образовательного процесса: сб. науч. Статей ред. кол.: О.С. Попова (отв. ред.) [и др.]. - Минск: РИПО. - 2011. - С. 7-14.
62. Прихожан, А.М. Особенности младших школьников, воспитывающихся вне семьи [Текст] / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых // Вопросы психологии. - 1998. - № 2. - С. 80 -86
63. Прихожан, А.М. Психология сиротства [Текст] / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - 2-е изд. — СПб.: Питер, 2005. - 400 с.
64. Программа «Находим наставников» [Электронный ресурс] // официальный сайт БФ «Арифметика добра» URL: https://www.a-dobra.ru/prog/mentor/(дата обращения: 21.02.2019)
65. Пушкарева, Е.Е. Актуальные формы и методы социализации детей- сирот в современном российском обществе [Электронный ресурс] / Е.Е. Пушкарева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 4021-4025. - URL:http://e-koncept.ru/2016/86843.htm.(дата обращения: 21.03.2019)
66. Радина, Н К. Современные психолого-педагогические исследования о проблемах развития воспитанников закрытых образовательных учреждений [Электронный ресурс] / Н.К. Радина // ИТС. - 2004. - №4 (37). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-psihologo- pedagogicheskie-issledovaniya-o-problemah-razvitiya-vospitannikov-zakrytyh- obrazovatelnyh-uchrezhdeniy (дата обращения: 17.11.2019)
67. Раскалинос, В.Н. Психолого-педагогическое сопровождение: методологический аспект [Электронный ресурс]/ В.Н. Раскалинос // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2019. №1 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo- pedagogicheskoe-soprovozhdenie-metodologicheskiy-aspekt(дата обращения: 13.04.2019).
68. Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст]/ К.Р. Роджерс. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 480 с.
69. Рыбалкина, Н.В. Идея тьюторства - идея педагогического поиска (Идентификация пространства полагания) [Текст] / Н.В. Рыбалкина // Тьюторство: идея и идеология. - Томск, 1996. - С. 15-30.
70. Садовникова, М.Н. Восстановительный подход в работе с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом. Методические рекомендации : метод.пособие для практических работников [Текст] / М.Н. Садовникова, А.В. Лозовский, Э.Л. Раднаева. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2015. - 258 с.
71. Селиванова, Н.Л. Возможные направления изменения воспитания в современной социальной ситуации [Текст] / Н.Л. Селиванова // Вопр. воспитания. - 2015. - № 1. - С. 54 - 68.
72. Семаго, М.М. Сопровождение ребенка в образовательной среде. Структурно-динамическая модель [Текст] / М. М. Семаго // Сб. науч. тр. кафедры коррекционной педагогики и спец. психологии. - М. : Изд-во АПКиПРО РФ, 2010. - С. 24-37.
73. Сергеева, О.А.
Система педагогического сопровождения эмоционально-чувственной сферы старшеклассников /[Текст]: дис. ...д. пед. наук: 13.00.05. - М., 2013. - 320с.