Введение 4
1 Теоретические аспекты изучения коррекции детских страхов у младших школьников из неполных семей средствами изотерапии 8
1.1 Детские страхи: определение, виды, причины проявления 8
1.2 Особенности проявления страхов у младших школьников 13
1.3 Изотерапия как метод коррекции страхов у младших школьников из неполных семей 16
2 Экспериментальное исследование детских страхов у младших школьников из неполных семей и их коррекция средствами изотерапии 24
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной диагностики 24
2.2 Коррекционная программа 38
2.3 Анализ результатов повторной диагностики 42
Заключение 50
Список использованных источников 53
Приложение А Упражнения для коррекционной программы детских страхов у младших школьников из неполных семей «Жизнь без страха» 58
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью обеспечения активного развития, эмоционального благополучия и позитивных психических состояний детей из неполных семей. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования делается акцент на обеспечении эмоционального благополучия детей.
Психологическое здоровье детей зависит от многих факторов: социально-экономических, психологических, культурных, экологических и др. Ребёнок как самая чувствительная часть социума, по мнению Л.И. Божович, А.А. Бодалёва, В.С. Мухиной, Т.А. Репиной, подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.
Обеспечение благополучного и защищенного детства - один из основных национальных приоритетов России.
Указом Президента РФ 2018 - 2027 годы объявлены «Десятилетием детства». Это программа, рассчитанная на совершенствование государственной политики в сфере защиты детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года», «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».
Проблемы детей из неполных семей исследовали А.И. Захаров, И.Н. Тартаковская, А.В. Мудрик и др. Они полагают, что неполная семья даже при самых благоприятных условиях не обеспечивает гармоничного и полноценного развития детей, так как нарушена естественная среда воспитания, которая создается совместно отцом и матерью. Неумение педагогически правильно выстроить отношения с ребенком в неполной семье, как правило, приводит к серьезным проблемам, как личностного, так и межпоколенного характера [3].
Е.М. Арнаутова, Н.Л. Малявко, Л.И. Савинов, Е.В. Кузнецова, В.М. Целуйко считают, что раннее включение ребенка и его семьи в процесс социально-педагогического сопровождения способствует нормальному функционированию семьи. Таким образом, необходимость разработки и использования коррекционной программы по устранению детских страхов средствами изотерапиии у младших школьников из неполных семей, является очевидной.
В связи с актуальностью проблемы цель нашего исследования - изучение детских страхов у младших школьников из неполных семей и возможности их коррекции.
Объект исследования - страхи.
Предмет исследования - возможности коррекции страхов у детей младшего школьного возраста из неполных семей средствами изотерапии.
Гипотеза исследования - коррекция детских страхов у младших школьников из неполных семей более эффективна, если использовать в работе средства изотерапии.
В соответствии с объектом, предметом и целью определены следующие задачи исследования:
1. Дать определение понятию «детский страх», описать виды и причины его проявления у детей младшего школьного возраста.
2. Описать особенности проявления страхов у младших школьников.
3. Описать способы использования изотерапии как метода коррекции детских страхов у младших школьников из неполных семей.
4. Разработать и апробировать программу по коррекции детских страхов у младших школьников из неполных семей средствами изотерапии.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы:
- анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- эмпирические методы: тестирование (с помощью «Методики диагностики детских страхов» (автор - А.И. Захаров), «Опросника детских страхов для детей младшего школьного возраста» (автор - Л.С. Акопян));
- метод качественной и количественной обработки данных....
В ходе проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Страх - это базовая эмоциональная реакция, возникающая в результате тревожности под влиянием опасности. Страхи можно подразделить на несколько видов: возрастные и невротические. На фоне ярких эмоциональных неразрешимых переживаний, острых психических потрясений дети подвержены страху, который может привести к необратимым процессам. Причинами появления страхов у ребенка могут быть: напряженная обстановка в семье, конфликты, агрессивное и неадекватное воспитание со стороны родителей, недопонимание и нарушение контакта с позиции родитель-ребенок, изоляция ребенка от семейного окружение, недостаток родительского внимания и др. Страхи в младшем школьном возрасте не являются устойчивой чертой характера и обратимы при адекватном подходе взрослых, поэтому данные состояния ребенка требуют незамедлительной помощи специалистов и родителей.
2. Страхи у младших школьников могут проявляться в разных формах: агорафобия, акрофобия, клаустрофобия, социофобия, демофобия, канцерофобия, кардиофобия, циклофобия и др. Данные проявления являются следствием сочетания социальных и инстинктивных страхов и, прежде всего страхов несоответствия общепринятым нормам на фоне формирующегося чувства ответственности, «магического мышления» и выраженной в этом возрасте внушаемости. Одним из эффективных методов коррекции является изотерапия.
3. Изотерапия - метод психокоррекции, с помощью которого моделируются взаимоотношения и выражения различных эмоций, как положительных, так и отрицательных, поэтому ее используют для снятия психического напряжения, формирования зоны жизненного комфорта, рефлексии индивидуальных потребностей, а также культуры взаимоотношений с окружающим миром. Изотерапия является наиболее понятным и действенным инструментом для коррекции детских страхов у детей младшего школьного возраста. Ребенку привычно выражать свои чувства в виде рисунка, это способствует комфортной и доверительной терапии. Через рисунок ребенок моделирует ситуацию или образ, который пугает, в данный момент значим для него, которого ребенок боится. Это сигналы, которые можно увидеть в образах и символах, то, что ребенок сам не помнит или просто не может выразить словами. Для этого можно использовать следующие методы и приемы изотерапии: печать от руки, рисование перышком, пальцем, методом тычка, кляксография, рисование мыльными пузырями и т.д.
4. Нами была разработана программа по коррекции детских страхов, способствующая снижению уровня эмоционального напряжения и страхов у детей, а также актуализации личностных ресурсов для преодоления и устранения страхов у детей младшего школьного возраста.
Данная программа состоит из 20 занятий. Продолжительность занятий составляет 40 минут, проводятся они 1 раз в неделю во второй половине дня. Структура каждого занятия программы включает в себя: вводную часть, основную и заключительную. Общая продолжительность занятий программы составляет 20 часов.
5. Экспериментальное исследование страхов у детей младшего школьного возраста проводилось нами в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 6 города Лесосибирска».
В исследовании приняло участие 20 детей младшего школьного возраста, из них 9 мальчиков и 11 девочек - ученики 3 класса.
Мы разделили детей на две группы - контрольную и экспериментальную. К экспериментальной группе отнесли детей младшего школьного возраста из неполных семей (6 девочек и 4 мальчика), к контрольной группе - детей, обучающихся в данной школе (младшие школьники), воспитывающихся в полной семье (5 девочек и 5 мальчиков). Исследование выполнялось с сентября 2021 по май 2022 года....
1. Акопян, Л. С. Детские страхи: теория, диагностика, коррекция : [монография] / Л. С. Акопян. - Самара, 2010. - 163 с. - ISBN 978-5-8428-0772-7.
2. Алексеева, Е. Е. Страхи у детей дошкольного возраста / Е. Е. Алексеева // Дошкольная педагогика. - 2018. - № 6. - С. 54-60.
3. Алексеева, М. Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя: учебно-методическое пособие для учителя / М. Ю. Алексеева. - Москва, 2003. - 88 с. - ISBN 978-5-8429-0099-2.
4. Андерсон, С. В. Изучение страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста / С. В. Андерсон // Молодой ученый. - 2016. - № 5, 6. - С. 2-5.
5. Арнаутова, Е. П. Поддержка воспитательных ресурсов семьи - стандарт работы образовательного учреждения / Е. П. Арнаутова // Начальная школа от А до Я. - 2020. - № 4. - С. 4-17.
6. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика : учебное пособие / А. А. Бодалев, В. В. Столин. - Москва : Издательство Московского университета, 1987. - 269 с.
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте : психологическое исследование / Л. И. Божович. - Москва : Просвещение, 1968. - 464 с. - ISBN 978-5-91180-846-4.
8. Вологодина, Н. Г. Детские страхи днем и ночью / Н. Г. Вологодина. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2019. - 224 с. - ISBN 5-222-08017-7.
9. Гаспарова, Е. М. Страх у дошкольников / Е. М. Гаспарова // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 4. - С. 75-80.
10. Дорохов, М. Б. Коррекция детских психоневротических расстройств с помощью игровой интерактивной изотерапии / М. Б. Дорохов // Вопросы психологии. - 2007. - № 10. - С. 11-12.
11. Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребенка» / А. И. Захаров. - Санкт-Петербург : «Издательство СОЮЗ», 2000. — 448 с. - ISBN 5-87852-130-7.
12. Захаров, А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А. И. Захаров. - Москва : ЭКСМО-Пресс, 2018. - 184 с. - ISBN 5-89815-704-2.
13. Иванова, А. Н. Особенности страха у младших школьников / А. Н. Иванова, М. К. Иванова // Международный студенческий научный вестник. - 2018. - № 5. - С. 519-520.
14. Изард, К. Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. - Санкт-Петербург : Питер, 1999. - 464 с. - ISBN 978-5-314-00067-0.
15. Каплан, Г. И. Клиническая психиатрия из синопсиса по психиатрии : учебное пособие / Г. И. Каплан, Б. Дж. Сэдок. - Москва : Издательский центр «Медицина», 2019. - 671 с. - ISBN 5-225-00533-0...(46)