Введение 3
Глава 1. Понятие и основные черты власти в современной философии 5
1.1 Понятие власти в современной философии 5
1.2 Основные черты власти в современной философии 8
Глава 2. Современные философские концепции власти в медицине 12
2.1 Теория символической власти 12
2.2 Концепция дисциплинарной власти 13
2.3 Биовласть 16
Заключение 20
Список использованных источников и литературы 22
Актуальность данной темы заключена в том, что природа власти и механизм ее функционирования – один из основных вопросов философии, поэтому существует множество теорий о возникновении и сущности власти. От политико-философских трактатов Платона и Аристотеля до концепций представителей философии постмодерна власть означала больше, чем просто предмет исследования мыслителей и интеллектуалов. Властные отношения, господствующие в обществе, определяли векторы развития государства, уровень культуры социума и систему мышления каждого отдельного гражданина.
Проблемам возникновения и функционирования власти уделяли большое внимание в своих работах такие философы, как Аристотель, Платон, мыслители средневековья: Н. Макиавелли, Ж. Боден, Т. Мор, Т. Кампанелла, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ф. Вольтер, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель, Ф. Ницше и многие другие авторы. Механизмы функционирования власти широко рассматривались и рассматриваются в работах представителей современной философии, например, в работах З. Фрейда, М. Фуко, Р. Барта, Ж. Делёза, Ж. Бодрийара.
Цель настоящей работы – анализ власти как проблемы современной философии.
Объект исследования – власть.
Предмет исследования – власть как проблема современной философии.
Задачи исследования:
проанализировать понятие власти в современной философии;
проанализировать основные черты власти в современной философии;
проанализировать современные философские концепции власти.
Информационной базой для написания работы послужили: учебная, научная, методическая литература по рассматриваемому вопросу, в том числе, работы таких авторов, как Фуко М., Балаклеец Н. А., Барт Р., Егоричев В. А., Исаченко Н.Н., Луман Н., Новиков Т. В., Новикова О. В. и пр.
Структура данной работы соответствует поставленным задачам и включает введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список использованных источников, состоящий из 15-ти позиций.
Власть является одним из наиважнейших элементов социальной жизни. На основе проанализированных в работе идей и оснований предлагаем общее определение явления власти как объективно-необходимого способа, способствующего установлению ценностно-нормативного порядка взаимодействия в обществе.
На современном этапе в философии власти данное понятие наделяется такими основными чертами, как:
а) субстанциальная природа;
б) наличие и активное влияние внерациональных оснований властных отношений;
в) диффузия и децентрация властных отношений;
г) корпоративная принадлежность;
д) установка на предотвращение социальных конфликтов, однако если они все же возникают, то установка на мирную форму их разрешения;
е) применение преимущественно опосредованных форм принуждения;
ж) создание и использование в социальной практике специальной системы знания.
Представители символической концепции понимают власть как возможность заявить о себе и утвердить себя во взаимодействии и общении с иными людьми. Основа символической власти – это символический капитал, представляющий общественную духовную собственность – моральные нормы и ценности, обычаи и традиции, нравы и ритуалы, а так же мировоззренческие установки, социальные идеалы и иные феномены духовной культуры и коллективной памяти общества.
Представители концепции дисциплинарной власти власть трактуют не как атрибутивное свойство субъекта, который устанавливает вертикальные отношения господства над объектом, но как «вездесущность», пронизывающую и производящую социальную реальность in toto. Власть, в соответствии с указанной концепцией, не является вещью, которой обладают и к которой стремятся; это не товар, который можно купить. Цель дисциплинарной власти – производство покорных тел и осуществление контроля за ними. Используемые дисциплинарной властью техники подчинения индивидов направлены на повышение эффективности управления современным обществом, которое вовлечено в процессы порождения и трансляции властных отношений на самых разных уровнях.
Представители концепции биовласти придерживаются позиции о том, что биовласть есть механизм реализации биополитики. В упрощенном виде биполитика расшифровывается как контроль над человеческим родом, над его смертностью, продолжительностью жизни, уровнем и характером заболеваний и т. п.