Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Современная антиутопия: проблематика, черты жанра, возможности школьного изучения

Работа №154853

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2017
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Литературная антиутопия как жанр 6
1.1 . От утопии к антиутопии 6
1.2. Становление жанра антиутопии 10
1.3. Жанровые черты литературной антиутопии 12
1.4. Русская антиутопия конца 1980-х - 1990-х годов 14
ГЛАВА 2. Жанровые разновидности антиутопии последней четверти ХХ века
2.1. Экстраполяция политических событий в повести А. Кабакова «Невозвращенец»
2.2. Нравственный выбор интеллигенции в антиутопии В. Маканина «Лаз»
2.3. Роман Т. Толстой «Кысь» как ироническая антиутопия в национальном ключе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
Литература 56
Приложение

Антиутопии появляются, когда общество пытается прогнозировать будущее, исходя из тех сложных реалий, которые оно претерпевает в тот кризисный для него момент. Вторая половина 80-х годов XX века - очень сложное время для России: перестройка, крушение «железного занавеса» и подрыв прежних авторитетов. Художественные антиутопии осуществляют функцию прогнозирования, имея явно пессимистическую позицию относительно человеческого будущего.
Существует большое количество определений жанра антиутопии. Антиутопия - «художественное произведение (не обязательно литературное), в котором представлена ценностно- и эмоционально-неприемлемая для автора и читателя социальная модель, номинально несущая гуманистические функции предупреждения негативных вариантов развития общества в будущем или на основе альтернативных социально-политических, экономических и культур- философских концепций»[59, 137].
Учёт проблемы жанра при изучении утопической и антиутопической литературы в школе является важнейшим условием для постижения авторской концепции, проникновения в идейно-художественную структуру произведения. Внимание к жанровому своеобразию утопических и антиутопических произведений усиливает интерес учащихся к литературе, активизирует их мыслительный процесс, формирует у них самостоятельные суждения и оценки, вооружает учеников навыками анализа произведения в единстве формы и содержания, способствует литературному развитию старшеклассников.
Изучение утопической и антиутопической литературы в старших классах определяется возрастными и психологическими особенностями восприятия школьниками художественных произведений, их интересами, потребностями, ценностными ориентирами, а также художественной природой произведений.
Сопоставление утопий и антиутопий с другими произведениями данных жанров обеспечивает поэтапное формирование представлений об утопической и антиутопической литературе, стимулирует интерес школьников к такого рода литературе, способствует развитию эстетических и творческих способностей учащихся.
Изучение произведений утопического и антиутопического жанров способствует формированию идеалов, подводит учащихся к осознанию их места в социуме, личностному самоопределению, оказывает влияние на формирование мировоззрения и художественного вкуса старшеклассников, их общекультурного уровня.
Актуальность данного исследования - в настоящее время по- прежнему важным остаётся вопрос о жанре антиутопии, его трансформации, а также очевиден интерес учащихся к произведениям, сочетающим остросоциальную проблематику с привлекательной художественной формой.
Методологической и теоретической основой настоящего исследования явились труды Б.А. Лaнина, М.М. Боришанской, М. Липовецкого, И. Лейдермана, М.А. Черняк и др.
Объект исследования - произведения-антиутопии: «Невозвращенец» А. Кабакова (1989), «Лаз» В. Маканина (1991), «Кысь» Т. Толстой (2000).
Предмет исследования - черты литературной антиутопии, представленные в данных произведениях русской литературы 80-90 годов XX века.
Цель - рассмотреть основные жанровые черты произведений- антиутопий и их индивидуальное воплощение в зависимости от авторской манеры (на примере произведений А. Кабакова «Невозвращенец», В. Маканина «Лаз», Т. Толстой «Кысь»).
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: •установить причины возникновения жанра антиутопии;
•выявить основные черты жанра произведения-антиутопии;
•изучить особенности русской литературной антиутопии конца XX века;
•осветить литературно-исторический контекст произведений А. Кабакова «Невозвращенец», В. Маканина «Лаз», Т. Толстой «Кысь»;
•выявить в каждом из трёх анализируемых образцов антиутопии основную авторскую идею;
•рассмотреть проявления различных черт антиутопии в анализируемых произведениях.
Методы исследования - сравнительно-типологический (описание типологии жанра), метод комплексного анализа, систематизации и обобщения исследуемого материала.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:
рассмотрено одно из перспективных направлений методики преподавания литературы - изучение произведений антиутопического жанра;
с опорой на литературоведческие, психологические, методические концепции теоретически разработана и обоснована система изучения антиутопических произведений с учётом их жанрового своеобразия.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Все исследователи указывают на связь антиутопии с утопией. Антиутопию определяют как пародию на утопию, «утопию навыворот», в которой образ будущего не идеализируется, а критикуется.
Выявлена связь антиутопии со временем, в котором произведение написано. Становление и развитие антиутопии обусловлено, в первую очередь, характером процессов, происходящих в жизни общества. И прежде всего советского и постсоветского общества, где планы настойчиво претворялись в жизнь. Однако результатом этого становилось не подтверждение тех высоких принципов, которыми руководствовались авторы утопий, а напротив - вытеснение из жизни здравого смысла, торжество абсурда, принимающего разнообразные обличия и формы. Судьбу антиутопии - тематику, проблематику, структурные особенности произведений, укладывающихся в ее жанровые рамки, можно понять лишь в контексте породившего её времени.
Исследуя жанр антиутопии, мы выделили его характерные черты: спор с утопией, карнавализация, эксцентричность главного героя, ритуализация жизни, регламентация интимной сферы, социальная среда и личность как основной конфликт, аллегоричность, наличие элементов условности, метафоричности, фантастики, локализация событий во времени и Пространстве, абсолютный страх, мотив недовольства, монофакторная природа произведения, рамочное устройство повествования, квазиноминация.
«Невозвращенец» (1989) Александра Кабакова - задуман как киносценарий, является ярким примером анализируемого жанра. Естественное состояние жителей города - страх, так как их жизнь в постоянной опасности: на улицу без «Калашникова» лучше не выходить. После путча действует план «радикального политического выравнивания», в основе которого лежит утопическая идея всеобщего равенства и справедливого распределения. Как во всякой антиутопии, благие цели достигаются чудовищными античеловеческими методами: ради достижения райского будущего не жалко
жизни, особенно чужой, можно даже вопреки логике объявить живых людей «несуществующими» и уничтожить их. Судебные процессы в произведении принимают псевдокарнавальные, ритуализированные формы: бывших партфункционеров расстреливают в здании МХАТа на Тверском. Эта сцена из повести отсылает читателя к одной из основных фигур псевдокарнавала - к «развенчанию шутовского карнавального короля».
В. Маканин в повести «Лаз» показывает «антиутопический мир», используя разнообразные приёмы. Совершенно особая атмосфера создана с помощью страха (основы псевдокарнавала), пронизывающего всё произведение. Это тотальный страх, он вошёл в быт. Так, например, городской автобус прибавляет скорость на остановке и мчит мимо «троих мужчин, размахивавших руками и показавшихся водителю агрессивными». Надвигающаяся ночь несёт некий общий страх:, и для Ключарева, и для ночного вора, и для молодой женщины, за которую вступается Ключарев. Сильнее остального для всех оказывается страх перед толпою, когда «люди вдруг набегут. Набегут и затопчут».
Ключарев, как и типичный герой антиутопии, непременно ощущает себя в сложнейшем взаимодействии с установленным ритуализованным общественным порядком. Его личная, интимная жизнь часто оказывается чуть ли не единственным способом проявить своё «я». Отсюда - элементы эротики, присущие многим антиутопиям. Герой живёт по законам аттракциона, аттракционом же выглядит вся жизнь на поверхности для обитателей подземной страны. Заимствуя статичность у утопии, автор показывает опустевший мёртвый город, в котором нет ни движения, ни действия, ни жизни. К маканинской метафоре критики прилагали разные «отмычки», дешифруя ее как отношение эмиграции и метрополии, андеграунда и официоза, прошлого и будущего.
В романе «Кысь» все основные черты антиутопии представлены ярко и выпукло, будто Т. Толстая писала его по заранее размеченной парадигме. Кысь понимается нами как метафора России и русской судьбы («кысь - брысь - рысь - Русь). Действие «Кыси» происходит после Взрыва - точки отсчёта антиутопической действительности. Согласно антиутопической парадигме, пространство «Кыси» локализовано (город Фёдор-Кузьмичск, который раньше «звался» Иван-Порфирьичск, а ещё до того - Сергей-Сергеичск, а прежде имя ему было Южные Скалы, а совсем прежде - Москва; здесь же - квазиноминация).Герои «Кыси» живут по законам «аттракциона». Аттракционом становятся казнь, суд, построенные по ритуальным нормам, сцены похорон Анны Петровны.В социальной антиутопии бунт всегда обречён. У Т. Толстой бунт вроде свершается: Фёдор Кузьмич свергнут, убит. Его место занимают дурно пахнущий Генеральный Санитар Кудеяр Кудеярыч. Сам же Бенедикт терпит поражение, система подминает его так, как и должно быть в антиутопии.
Проанализировав выбранные произведения русской литературы последней четверти XX века, приходим к выводу, что все они относятся к антиутопии. Однако антиутопия конца XX столетия претерпевает заметные изменения как литературный жанр. Она уже тяготеет к взаимодействию с другими жанрами, идёт процесс размывания представлений о границах антиутопического жанра. В классических антиутопиях всегда изображалось усовершенствованное, устоявшееся общество будущего, в котором царит порядок, но отнята свобода. В современной антиутопии действительность представляется хаотичной, все связи - социальные, экономические, нравственные - разрушенными. Никакого оптимистического выхода из такой ситуации писатели не дают. В прежних антиутопиях формой освобождения личности мог быть индивидуальный бунт, теперь же хаос настолько подавляет, что бунт просто бессмыслен там, где бунтуют все и по разным соображениям.
Современные авторы пишут новые антиутопии как документальные рассказы о сегодняшней жизни или как сатиру на неё. В настоящее время можно говорить об антиутопизме как свойстве разных произведений, включая сюда и фантастические романы, и литературные киносценарии. Художественное новаторство в жанре антиутопии можно объяснить изменением и развитием общественных структур, стремлением писателей избежать устоявшихся форм.
Но, несмотря на отличия и преобразования в жанре, связанные с его развитием, русская антиутопия последней четверти XX века продолжает следовать традициям жанра. Многие мотивы, включая стержневое для антиутопии понятие «псевдокарнавала», отсылки к утопии, локализацию действия во времени и пространстве, заявленные в классических образцах антиутопии, традиционно присутствуют и в анализируемых произведениях.
В методике преподавания литературы проблема изучения произведений утопического и антиутопического жанров мало исследована. На сегодняшний день существуют только методические рекомендации к урокам, посвященным изучению утопической и антиутопической литературы (Б.А. Лцнин, М.М. Боришанская, Е.Б. Скороспелова, О.Н. Харитонова, И. Шайтанов, В. Лакшин, Л.С. Айзерман, М.А. Нянковский) и разработки отдельных уроков (З.Б. Блинова, В.И. Бочкова, М.А.Черняк). Но теоретические обобщения по рассматриваемой нами проблеме пока отсутствуют. В связи с этим рекомендуем использовать данный материал при создании элективного курса по изучению антиутопии в школе.



1. Агеев А. Истина и свобода. Владимир Маканин: взгляд из 1990 года. -// Литературное обозрение, 1990, № 9.
2. Аинса Ф. Реконструкция утопии. - М.: Наследие, 1999.
3. Александер Дж. Прочные утопии и гражданский ремонт. Пер. с англ.
//International Sociology, 2002, №.4.
http://www/iu.ru/biblio/archive/aleksander pr/
4. Арбитман Р. Мы одни плюс разбитое зеркало // Дружба народов, 1994, №9.
5. Бугров Д.В. Полет с наступлением сумерек (генезис и характер
российского консервативного утопизма). // Известия Уральского государственного университета, 2007, № 53.
6. Василевский А. Опыты занимательной футуро(эсхато)логии. // Новый мир, 1990, № 5.
7. Воробьёва А.Н. Личность в переходной «зоне» русской антиутопии
конца 1980-х - 1990-х годов
http://apdavydov.info/discuss/forumposts.asp? TID=46
8. Гальцева P., Роднянская И. Помеха - человек. // Новый мир, 1988, №12.
9. Гаррос А. Между анти- и утопией // Эксперт, 2006, №42.
10. Геворкян Э. Чем вымощена дорога в рай? Антиутопии XX века: Евгений Замятин, Олдос Хаксли, Джордж Оруэлл.- М.: Кн. палата, 1989. Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2003.
11. Геллер Л., Нике М. Утопия в России. Пер. с фр. СПБ: Гиперион, 2003.
12. Грицанов А.А. Новейший философский словарь. - Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998.
13. Дмитриченко Е.В. Проза позднего В.Маканина: (В контексте антиутоп. тенденций конца XX в.): Автореф. дис. канд. филол. наук; Рос. гос. пед. ун-т им. A.И.Герцена. - СПБ, 1999.
14. Егоров Б. Ф. Российские утопии: Исторический путеводитель. - С.-
Петербург: Искусство-СПБ, 2007.
15. Золотоносов М. Какотопия // Октябрь, 1990, № 7.
16. Иванова Н. Ускользающая современность. Русская литература XX¬XXI веков: от «внекомплектной» к постсоветской, а теперь и всемирной. // Вопросы литературы, 2007, №3.
17. Иванова Н. Ностальящее. // Знамя, 1997, № 9.
18. Кабаков А.А. Заведомо ложные измышления. Повести. - М.: Книжная палата, 1989.
19. Кабаков А. Похождения настоящего мужчины в Москве и других невероятных местах. - М.: Вагриус, 1993.
20. Кантор В. Принцип «христианского реализма», или Против
утопического своеволия //Вопросы литературы ,1998, №6.
21. Керопян Ц.А. Новый мир в романах-антиутопиях Замятина и Оруэлла //Вестн. РАУ. Сер.: Гуманитар, и обществ. Науки, 2008, № 1.
22. Ковтун Н.В. Русская литературная утопия второй половины XX века. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора филологических наук. Томск, 2005.
23. Кузнецов С. 1994: юбилей неслучившегося года // Иностранная литература, 1994, №11.
24. Кукулин И. Про мое прошлое и настоящее // Знамя, 2002, №10.
25. Кярова М.А. Утопия: социальное содержание и функции: диссертация кандидата философских наук. / Кярова М. А. - Нальчик, 2005.
26. Ланин Б. Анатомия современной антиутопии. Моногр. - М., 1993.
27. Ланин Б. Антиутопия в литературе русского зарубежья.
http://netrover.narod.ru/lit3 wave/1_5 .htm
28. Ланин Б.А., Боришанская М.М. Русская антиутопия XX века, - М.: Онега, 1994.
29. Латынина А. А вот вам ваш духовный ренессанс // Литературная газета, 2000, № 47.
30. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н.. Русская литература XX века
(1650- 1990-е годы): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 т. Т. 2. 1968-1990/ -4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
31. Липков А.И. Проблемы художественного воздействия: принцип
аттракциона. - М., 1990.
32. Любимова, А.Ф. Утопия и антиутопия: опыт жанровых дефиниций // Традиции и взаимодействия в зарубежных литературах: межвуз. сб. науч. трудов / Перм. гос. ун-т. - Пермь: Изд-во ПТУ, 1994.
33. Маканин B.C. На первом дыхании. Повести и рассказы. - Курган: Зауралье, 1998.
34. Маркова Т.Н. Формотворческие тенденции в прозе конца XX века (В.
Маканин, Л. Петрушевская, В. Пелевин). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук.
Екатеринбург ,2003.
35. Маркузе Г. Конец утопии. // Логос, 2004, №6.
36. Морщихина, Л.А. Классические и неклассические утопии в контексте
социально-философских исследований: диссертация кандидата
философских наук. / Морщихина Л.А. - Архангельск, 2004.
37. Невский Б. Грезы и кошмары человечества. Утопия и антиутопия. // Мир фантастики, 2007, №49.
38. Немзер А.С. Азбука как азбука, Татьяна Толстая надеется обучить грамоте всех буратин.http: //www.ruthenia.ru/nemzer/kY s .html
39. Немзер А.С. Литературное сегодня: О русской прозе: 1990-е . - М., 1998.
40. Нефагина Г.Л. Русская проза конца XX века: Учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 2003.
41. Новикова Т. Необыкновенные приключения науки в утопии и антиутопии (Уэллс, Хаксли, Платонов) //Вопросы литературы, 1998, №4.
42. Одинцова С.М. Читая Маканина.,. На первом дыхании. Курган:
Зауралье, 1998.
43. Одинцова С.М. Автор, герой и текст в прозе В. Маканина // Этнограф, культура, текст: Материалы лингв, науч. конф.: - Курган, 1995.
44. Оруэлл Дж. «1984». - СПБ: Азбука, 2003.
45. Парамонов Б. Русская история наконец оправдала себя в литературе. // Время MN, 2000, № 17.
46. Плахов А. Коллективные мечтания, или Подход Кабакова. // Знамя, 1990, №3.
47. Плех, 3. И. Становление жанра антиутопии в русской литературе 20-х гг. XX века (на материале произведений Е. Замятина, А. Платонова, М Булгакова): автореферат дис. кандидата филологических наук. / Плех- З.И. Бишкек, 2008.
48. Пономарева О.А. Диалогизм романа «Кысь» Т. Толстой
(фольклорный, литературный и историко-культурный аспекты). Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Майкоп, 2008.
49. Рабинович Е. Татьяна Толстая. «Кысь», Новая русская книга,2000,№6.
50. Роднянская И. Сюжеты тревоги: Маканин под знаком «новой жестокости» // Новый мир, 1997, № 4.
51. Романов С.С. Антиутопические традиции русской литературы и вклад Е. И. Замятина в становление жанра антиутопии: диссертация кандидата филологических наук. / Романов С.С.. - Курск, 1998.
52. Романчук Л. Утопии и антиутопии: их прошлое и будущее// Порог, 2003, №2.
53. Русская проза конца XX века: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/В.В.Агеносов, Т.М.Колядич, Л.А.Трубина и др.; под ред. Т.М.Колядич. - М.: Издательский центр «Академия», 2005,
54. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: Учеб. пособие. 3-е изд., изд., и доп. - М.: Флинта: Наука, 2001.
55. Славникова О. Пушкин с маленькой буквы. // Новый мир, 2001, № 3.
56. Тимофеева А В. Жанровое своеобразие романа-антиутопии в русской
литературе 60-80-х годов XX века: диссертация кандидата
филологических наук. - Москва, 1995.
57. Толстая Т.Н. Кысь: Роман. - М.: Подкова, Иностранка, 2000.
58. Толстая Н.Н., Толстая Т.Н. Двое: разное. - М.: Подкова, 2001.
59. Тузовский И. Д. Светлое завтра? Антиутопия футурологии и футурология антиутопий; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2009.
60. Философский век. Альманах. Вып. 12. Российская утопия: От идеального государства к совершенному обществу. / Отв. редакторы Т. В. Артемьева,М. И. Микешин. ~ СПБ: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2000.
61. Фишман Л. В системе «двойной антиутопии». // Дружба Народов, 2008, №3.
62. Фролова И.В. Утопия: сущность и развитие (опыт социально-философской концептуализации): диссертация доктора философских наук./ Фролова И.В.-Уфа, 2005.
63. Харитонов Е. «Русское поле» утопий: [Россия в фантазиях утопистов и фантастов; построение нового общества в утоп, и антиутоп. лит.]: Серия очерков // Если, 2001, № 6 - 8.
64.Чаликова В. Утопия и утопическое мышление: Антология зарубежной литературы. - М.: Прогресс, 1991.
65.Чанцев А. Фабрика антиутопий: Дистопический дискурс в российской литературе середины 2000-х//Новое литературное обозрение, 2007, №4.
66. Шадурский М. Литературная утопия от Мора до Хаксли: Проблемы жанровой поэтики и семиосферы. Обретение острова. - М.: Изд-во ЛКИ,. 2007.
67. Шестаков В.П. Эсхатология и утопия (очерки русской философии и культуры). - М.: Владос, 1995.
68. Шилина К.О. Поэтика романа В. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени» (Проблема героя). Автореферат. Тюмень, 2005.
69. Щитов А.Г. Мотив страха в повести В, Маканина «Лаз».
Преподавание литературы в школе: научно-методические статьи, рефераты, уроки, программы / Сост. Комарова Н.А., Малярова С.Г. Под ред. Доманского В.А. Томск, 2004.
70. Юдин Б.Г. От утопии к науке: конструирование человека. Вызов познанию: Стратегии развития науки в современном мире. - М.: Наука,2004.
71. Юревич А.В. Асимметричное будущее // Вопросы философии, 2008, № 7.
72. Якимович А. Пансион мадам Гайар, или безумие разума» // Иностранная литература, 1992, №4.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ