Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВРЕМЕННАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА В ЧТЕНИИ ПОДРОСТКОВ: СИСТЕМА УРОКОВ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 7 КЛАССЕ

Работа №154851

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2020
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Специфика современной отечественной литературы для подростков 11
1.1 Тенденции современной подростковой литературы 11
1.2. Жанр рассказа в современной отечественной литературе для
подросткового чтения 26
Глава 2. Современный отечественный рассказ в системе внеклассного чтения
учащихся 7-х классов 35
2.1 Специфика организации внеклассного чтения современного подростка.
35
2.2. Система уроков внеклассного чтения в 7-м классе 44
2.3 Разработки уроков внеклассного чтения 47
2.3.1 Разработка урока по теме «Взаимоотношение поколений» по рассказу
Т.В. Михеевой «Шесть миллионов шагов» 47
2.3.2 Разработка урока по теме «Нравственные проблемы в рассказе 52
Н. Ключаревой «Юркино Рождество» 52
2.3.3 Разработка урока по теме «День смеха: иронический рассказ» 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
Список литературы 78
Приложение 1 84
Приложение 2 91

Литература как школьная дисциплина обладает уникальными возможностями для человеческого, личностного развития. Можно утверждать, что развитие личности обучающихся - одна из важнейших стратегических задач литературного образования. Традиционно литературе как гуманитарной учебной дисциплине отводится ведущая роль в духовно-нравственном, эмоциональном, эстетическом развитии школьника, в приобщении его к миру культуры на основе постижения вершинных художественных произведений.
В базовом документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования», определяющем содержание отдельных дисциплин школьного курса в контексте идей новой концепции государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, цель литературы определяется как «воспитание эстетически развитого и мыслящего в категориях культуры читателя, способного самостоятельно понимать и оценивать произведение как художественный образ мира, созданный автором» [Козлова, Кондакова, 2009, с. 24]. Для достижения поставленной цели в содержание школьного литературного образования в качестве обязательных компонентов входят основополагающие понятия, идеи, факты из области теории и истории литературы, определённый перечень фольклора, отечественной и мировой литературы.
Без чтения художественной литературы невозможно воспринять свою принадлежность к миру культуры, ощутить себя его частью, сформировать собственное субъектное начало. Чтение, как искусство, владеет душой человека, его эмоциями, заражает переживаниями и творит их [Кутейникова, 2016, с.5]. Несмотря на насыщенный перечень разного рода и жанров литературы, существует проблема приобщения детей к чтению. В особенности это происходит в подростковом возрасте, когда дети сталкиваются с проблемами и, не находя поддержки в школьной литературной классике, предпочитают искать путь решения самостоятельно, ориентируясь на мнение сверстников, взрослых, СМИ и даже на мнение незнакомых людей в Интернете. Такой путь поиска непредсказуем, и не всегда подростку попадают в руки по-настоящему стоящие, ценные книги, которые помогут разобраться с жизненными трудностями. Поэтому в подростковом возрасте большую роль играет руководство чтением обучающихся (регулируемое чтение). Формирование интереса к чтению предполагает использование различных мотиваций с учётом специфики (возрастной, территориальной, социальной) и предпочтений той или иной аудитории. При этом важно не вытеснять отечественную литературу западной, ведь в иностранной литературе читатель находит чужие реалии, которые в процессе чтения формируют его картину мира. Тенденция времени - в различных сферах больше интереса уделяется всему иностранному (реклама, одежда, гаджеты и т.д.). Поэтому одной из ключевых задач школьного учителя является популяризация современной отечественной литературы среди детей и приобщение к процессу чтения данной литературы. Ученики должны быть осведомлены о современных авторах, среди которых есть и лауреаты премий, и авторы, любимые за границей, и авторы, которые пишут о том, чем живут подростки, что им интересно.
В нашей работе использованы книги, пособия, статьи, написанные учёными XX и XXI вв., освещающие новые технологии, методы, приёмы работы с литературным текстом во внеклассной деятельности. Помимо этого, мы обращались к статьям ученых-методистов и педагогов-практиков, которые опубликованы в периодических изданиях («Литература в школе», «1 сентября», «Детские чтения»).
Одной из важных работ предыдущего столетия является учебник О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана «Методика преподавания литературы», который даёт основы понимания системы изучения литературы в школе. В книге О.Ю. Богдановой, С.А. Леонова, В.Ф. Чертова приведён опыт работы вузов и школ России, а также конкретные примеры изучения отдельных тем программы, моделирования уроков, ответов школьников.
Так как в нашем исследовании мы берём во внимание только подростковую литературу, мы обращались к работам авторов, которые являются специалистами в данной области. Например, Н.Е. Кутейникова - автор многих пособий по литературе, развитию речи, а также крупный исследователь в области современной детско-подростковой литературы. Одна из самых известных её работ «Навигатор по современной отечественной детско-подростковой и юношеской литературе» содержит обзор современной отечественной литературы для школьников, ориентированный на учительскую и родительскую аудиторию, в то же время учитывающий потребности педагогов-библиотекарей в критериях отбора литературы для библиотек образовательных организаций. В пособии анализируются произведения для обучающихся 5 - 11 классов с точки зрения литературоведения и методики преподавания литературы в школе, а также с позиции социализации личности школьника средствами художественной и массовой литературы XXI века. Автором предложены формы и приёмы работы с современной литературой, возможное использование современных педагогических технологий при изучении литературы нового столетия, а также вариант элективного курса по данной литературе. Мы ознакомились и с другими работами автора: «Формирование интереса к чтению современной литературы на уроках в средней школе (5 - 9 классы)», «К вопросу об изучении современной детско-подростковой литературы на уроках и внеклассных занятиях: историческая тема в литературе XXI столетия», «Чтение литературы о Великой Отечественной войне современными школьниками: размышления в процессе изучения прозы на уроках и вне их», «Элективный курс «Твой ровесник в мире современной художественной литературы» 6-9 класс» и др.
В своих публикациях в журнале «Литература в школе» Наталья Евгеньевна пишет не только о специфике современной отечественной прозы, но и знакомит с творчеством других современных авторов, анализирует их произведения, даёт некоторые методические рекомендации для их обсуждения с подростками. Составляя список литературы для внеклассного чтения, мы опирались на работу Н.Е. Кутейниковой «Рекомендуемый список современной отечественной и зарубежной детско-подростковой литературы (1990-е гг. - XXI в.)», который включает в себя художественную, научно¬познавательную (научно-художественную и научно-популярную) и массовую литературу, адресованную детям, подросткам и юношеству, которая была издана или переиздана, а также впервые вышла на русском языке в конце ХХ - начале XXI столетий.
Советский и российский литературовед, доктор филологических наук, профессор М.А. Черняк является автором книг и учебных пособий по литературе. Основной целью пособия «Актуальная словесность XXI века» является развитие у читателей восприимчивости к современной литературе, способности к интерпретации различных художественных текстов, а также формирование навыков мышления в рамках мультикультурализма. Данное пособие помогло нам при разработке внеклассных занятий по произведениям, в нем представлены интересные темы, которые можно обсуждать с подростками. В главе «Детский угол» описаны тенденции современной прозы для детей и подростков, дан анализ произведений разных жанров [Черняк, 2015, с.193].
Методическую ценность для настоящего исследования представляли учебно-методические комплекты Т.Г. Галактионовой «Учимся успешному чтению», «Учим успешному чтению. Проекты «Книжное дерево моей семьи», 5 кл., «Время открытий», 6 кл., которые содержат богатый материал по методике обучения смысловому чтению на основе междисциплинарной программы. Проблеме чтения в детской среде посвящены такие научные работы, как «Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования: проблемы исследования», «Положи своё сердце у чтения...» или «К вопросу определения научного предмета библиопедагогики», «Культура чтения: норма или достижение? К вопросу о разработке социально-педагогической концепции воспитания читателя».
В последние годы значительно увеличилось и продолжает расти число учебников, пособий, словарей и справочников по детской литературе. Среди них наиболее авторитетной на сегодняшний день представляется «Детская литература» И.Н. Арзамасцевой и С.А. Николаевой. Достоинства этого учебника: хронологический принцип изложения материала не исключает обзорного и монографического; органично введены вопросы, касающиеся теории и критики детской литературы; пособие завершается обширным рекомендательным списком и именным указателем. Авторы этой книги следуют традиции, связанной с именами Е.О. Путиловой, Е.Е. Зубаревой, А.В. Терновского, Т.Д. Полозовой.
Феномену подросткового чтения посвящены работы В.Я. Аскаровой, Н.К. Сафоновой, Т.Г. Галактионовой, М.И. Гриневой, А.П. Кашкарова, Л.В. Стасюк, Е.И. Голубевой, Н.Н. Сметанниковой.
Необходимо отметить, что проблемы культуры чтения и информационной культуры впервые широко были поставлены именно библиотекарями. Первым обратился к вопросам изучения читателя и книги на научной основе Н.А. Рубакин, а одними из первых работ, в которых использовалось понятие «информационная культура», стали статьи библиографов К.М. Войхановской, Б.А. Смирновой, Э.Л. Шапиро. Среди ведущих авторов, внесших вклад в разработку методологических проблем информационной культуры и культуры чтения, - М.Г. Вохрышева, Н.Г. Гендина, А.А. Гречихин. Н.Е. Добрынина, Н.В. Збаровская, Ю.П. Маркова, М. Д. Смородинская и многие другие.
Опыт передовых педагогов и творчески работающих современных учителей-словесников показывает, что выход в широкое внеклассное чтение, постоянная работа на индивидуальный читательский опыт учащихся, учёт их читательских интересов - это тот резерв литературного образования, использование которого может дать положительный эффект. В последнее десятилетие появляется художественная литература, посвящённая проблемам детей-подростков, и, к сожалению, отсутствует опыт включения данных произведений в школьную программу, а методические разработки для учителей не так многочисленны, как хотелось бы нам, учителям, работающим в современной школе. При этом сохраняется проблема отбора качественной современной отечественной литературы, уместной для включения в систему подросткового чтения.
Цель нашей магистерской диссертации - теоретически обосновать и разработать систему занятий внеклассного чтения для 7-го класса, основанную на изучении рассказов современных отечественных писателей.
Для достижения данной цели мы поставили перед собой следующие задачи:
1) определить специфику жанра рассказа в современной отечественной литературе для подростков;
2) обобщить методический опыт изучения современных рассказов отечественных авторов в школе;
3) сформировать тематический список произведений современных писателей для внеклассного чтения и апробировать его на занятиях в 7 классе.
Объектом дипломной работы является жанр рассказа в современной отечественной подростковой литературе.
Предметом является процесс восприятия и изучения подростками современных отечественных рассказов.
Основные методы, используемые в работе:
1) структурный;
2) типологический;
3) психологический;
4) экспериментальный: констатирующий эксперимент (беседа, анкетирование, опрос), поисковый эксперимент (проведение уроков).
Методологической базой исследования являются работы И.Н. Арзамасцевой, Н.А. Барской, О.Ю. Богдановой, Т.Г. Галактионовой, Н.Е. Кутейниковой, В.П. Маранцман, Ю.П. Мелентьевой, С.А. Николаевой, С.П. Оробий, М.А. Черняк, В.П. Чудиновой и др.
Художественным материалом исследования являются рассказы таких современных отечественных авторов, как Н.Ю. Абгарян, М.А. Ботева, М.Б. Бычкова, Э.Н. Веркин, Д.В. Вильке, Н.Г. Волкова, С.В. Волкова, Е.В. Габова, Гиваргизов А.А., Н.С. Дашевская, Б.П. Екимов, А.В. Жвалевский, Н.В. Ключарёва, В.Н. Крупин, Ю.Н. Кузнецова, В.В. Ледерман, Ю.Н. Малицкий, Е.А. Мамонтов, С.А. Матвеев, Б.Д. Минаев, Т.В. Михеева, Ю.В. Никитинский, Е.Б. Пастернак, А. Петрова, Л.Н. Подистова, А.К. Рекунова, И.С. Рогалёва, Л.А. Романова, Л.А. Романовская, Е.В. Рудашевский, М.А. Самарский, Е.А. Ярцева.
Практическая значимость заключается в том, что основные положения, рекомендации и выводы, изложенные в работе, могут быть использованы учителями-словесниками, классными руководителями, педагогами дополнительного образования, студентами-филологами как на традиционном уроке, так и в системе уроков внеклассного чтения, на занятиях элективного курса, во время педагогической практики. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы в рамках дисциплины «Детская литература».
Структура работы. Работа включает в себя введение, где определены актуальность, цель, задачи исследования; теоретическую главу, описывающую тенденции современной подростковой литературы и специфику жанра рассказа в современной отечественной литературе для подростков; практическую главу, посвященную разработке и апробации системы занятий внеклассного чтения в 7 классе; заключение, где подводятся итоги работы, списка литературы, включающего 61 источник, а также приложение, которое содержит результаты анкетирования подростков 5-8 класса на тему «Мои читательские предпочтения».
Материалы выпускной квалификационной работы представлены на XX Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых учёных «Молодёжь и наука ХХ! века» 2019 г. и на межрегиональной научно-практической конференции «XX Красноярские краевые и Рождественские образовательные чтения «Великая Победа: наследие и наследники» 2019 и 2020 г. По материалам работы опубликованы две статьи: «Тема взаимоотношений поколений в современной отечественной литературе для подростков: методические рекомендации к уроку внеклассного чтения в 7 классе», 2019; «Тема первой любви в современной отечественной литературе для подросткового чтения», 2019.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Чтение - основа современной культуры. Умение читать развивается на протяжении длительного периода в процессе обучения. Это сложная деятельность, которая определяется индивидуальными умениями и предпочтениями. Их формированию способствуют все институты общества, но одним из главных институтов является школа, так как именно здесь возможно регулируемое обучение чтению и анализу художественной литературы. Данная практика подразумевает не только прохождение программного материала, но и уроки внеклассного чтения, на которых изучаются произведения, обогащающие личный опыт ученика и развивающие привычку в осмысленном чтении.
В наше время особенно остро стоит вопрос изучения особенностей чтения современных подростков. Чтение остаётся незаменимым видом досуга, но в то же время изменяются читательские привычки, возникают новые практики взаимодействия с книжной средой. Данные сдвиги требуют от социального окружения особого реагирования и своевременной помощи на всех этапах развития интереса к чтению. У большинства школьников круг чтения дифференцирован, интерес носит неустойчивый характер. Это вызвано не только недостаточным уровнем читательской культуры, но и отсутствием опыта систематического обращения к произведениям современных авторов на уроках литературы, так как произведения XXI века в школьные программы не включены. Но есть педагоги-практики, которые разрабатывают собственную систему внеклассного чтения исходя из особенностей читательских предпочтений учеников, уровня их читательской культуры. В нашей работе мы описали систему уроков для 7 класса в МАОУ СШ № 7 г. Красноярска. Для апробации были отобраны рассказы с учётом тематики произведений школьной программы и значимых дат (рождественские рассказы, рассказы о любви). Рассказ вполне отвечает современным читательским предпочтениям; позволяет целостно и полно воспринимать содержание и форму; способствует повышению интереса к чтению произведений объёмного жанра. Жанр рассказа активно развивается в подростковой литературе XXI века и представлен многообразными разновидностями.
Подростковая литература призвана дать ответы на вопросы общечеловеческие и современные, помочь социализации подростков в том обществе, в котором они живут. Наше исследование подтвердило, что включение данной литературы в урок необходимо для достижения образовательных результатов и развития предметных и метапредметных умений.
Современные подростки читают, но часто их чтение носит стихийный характер. Вследствие этого могут возникнуть проблемы с правильностью выбранной книги. Поэтому их чтением нужно руководить, но руководство не должно быть навязчивым. В этом помогут специальные сайты, «рекомендательные списки по интересам», составленные на урочных или внеурочных занятиях совместно с учителем или руководителем литературного кружка.
Сегодня перед учителем-словесником стоит сложная задача - при помощи наработок современной дидактики научиться сочетать новые, заявленные во ФГОС, подходы с традиционными принципами обучения, чтобы, во-первых, мотивировать школьников на чтение как процесс и как деятельность, во-вторых, приобщить учеников к миру литературы, в-третьих, сформировать их читательскую компетентность к моменту окончания средней школы. ФГОС основного общего образования ориентирован на «активную учебно-образовательную деятельность учащихся»,
целенаправленное формирование у них таких УУД, как коммуникация, рефлексия, способность самостоятельно находить и извлекать необходимую информацию из самых различных источников. Выработать необходимые навыки можно не только на примерах из классической литературы, но и на основе современных произведений, темы и проблемы которых легко узнаваемы, понятны, интересны, эстетически и эмоционально доступны подросткам 11-15 лет. Более того, мы постепенно сформируем читательские компетенции, подготавливая их к самостоятельному освоению мира и к успешной социализации.



1. 50 лучших книг для подростков. URL: https://miridei.com/idei-dosuga/kakuyu-knigu-pochitat/top 10_knig_dlya_podrostkov/ (дата обращения: 10.04.2020)
2. 50 книг для семейного чтения. URL: https://www.culture.ru/materials/255595/50-detskikh-knig-na-vse-vremena?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com&utm_campaign=dbr#tab-item-2
(дата обращения: 12.05.2020)
3. 5 романов воспитания: книги про взросление, написанные для
подростков. URL: https://foma.ru/5-romanov-vospitaniya-knigi-pro-
vzroslenie.html
4. 20 рассказов и повестей о животных, которые сделают вас добрее. URL: https://lifehacker.ru/rasskazy-o-zhivotnyx/
5. Агдеева Н. 20 рассказов и повестей о животных, которые сделают вас добрее. URL: https://lifehacker.ru/rasskazy-o-zhivotnyx/ (дата обращения: 10.04.2020)
6. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. Учеб. пособие для студентов пед. ВУЗов. - М.: Академия, 2005. 576 с.
7. Аромштам М. «Пока не придумали таблетки под названием «любовь к чтению»». URL: https://www.papmambook.ru/articles/4205/ (дата обращения: 7.04.2020)
8. Байдан Е. Что читают дети // Библиотека. 2004. № 1. С. 21-23.
9. Барышева С.Г. Детская книга в контексте современной западной массовой культуры// Детская литература сегодня: сб.науч.ст. Екатеринбург: УрГПУ. 2010. С. 80-84.
10. Биргер Л. Современные детские рассказы. Арзамас. URL: https://arzamas. academy/materials/1546
11. Богданова О., Маранцман В. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. М54 вузов. / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. - В 2 ч. Ч. 1. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. 288 с.
12. Борисенко Н.А. Детское чтение в зеркале современных социологических исследований. Первое сентября. 2005. № 4. С. 36-42.
13. Волынская И., Кащеев К. Литература для подростков: Погоня за Бет Глатисант, или «Я не догоняю!» URL: https://eksmo.ru/news/483417/ (дата обращения: 12.05.2020)
14. Всероссийский конкурс «Книгуру». URL: http://kniguru.info/o-konkurse(дата обращения: 12.05.2020)
15. Галактионова, Т.Г. Учим успешному чтению. Проекты «Книжное дерево моей семьи». 5 кл. «Время открытий». 6 класс [Текст]: пособие для учителя / Т.Г. Галактионова, Е.М. Красновская, Я.Г. Назаровская, С.А. Ширяева - М.: Просвещение, 2013. - 40 с.
16. Голубева Е.И. Что происходит в детском чтении? // Книжное дело. 2004. № 1. С. 68.
17. Даниленко Ю.Ю. Современная подростковая проза Елены Габовой: секрет успеха. // Вестник Пермского государственного гуманитарно¬педагогического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 3. С.115-121.
18. Иванова А.В. Особенности чтения современных детей и подростков.
URL: http: //www. tsutmb. ru/nauka/internet-
konferencii/2019/aktualnye_problemy/4/ Ivanova.pdf (дата обращения: 15.05.2020)
19. Идейно-художественные особенности литературы для подростков. URL: https://studwood.ru/534746/literatura/ideyno_hudozhestvennye_osobennosti_literatury_podrostkov (дата обращения: 10.04.2020)
20. Каплан В. 5 романов воспитания: книги про взросление, написанные для
подростков. URL: https://foma.ru/5-romanov-vospitaniya-knigi-pro-
vzroslenie.html (дата обращения: 15.05.2020)
21. Каталог книг «Библиогид». URL: https://bibliogid.ru/ (дата обращения: 12.05.2020)
22. Колесникова О. И. Развитие читательской культуры юношества как гуманитарно-педагогическая проблема // Библиосфера. 2016. № 2. С. 31- 37.
23. Конкурс читательских рекомендаций «Книжный штурман». URL: https: //lermontovka-spb. ru/booknavigator/
24. Константинова Т. Как и что читают наши ученики: выбор детей и позиция взрослых. URL: http://www.chtenije.ru/2020/03/2019.html
25. Костюхина М. Золотое зеркало: Русская литература для детей XVIII-XIX вв. М.: ОГИ. 2008. - 224 с.
26. Кочеткова Н. О чём говорят с подростками современные писатели. URL: https: //lenta. ru/articles/2015/12/10/kniguru/
27. Кудрина М.В. Жанровая структура рассказа. URL:
https://www.dissercat.com/content/zhanrovaya-struktura-rasskaza (дата
обращения: 10.04.2020)
28. Курдюмова Т.Ф. Рабочая программа по литературе 7 класс. URL: https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2018/02/18/rabochaya-programma-po-literature-7-klass-umk-t (дата обращения: 7.04.2020)
29. Куриленко О.А. Своеобразие жанров детской литературы// Студенческий:
электрон. научн. журн. 2019. № 31. URL:
https://sibac.info/journal/student/75/153518 (дата обращения: 01.05.2020).
30. Кутейникова Н.Е. Навигатор по современной отечественной детско- подростковой и юношеской литературе: методические рекомендации / Н.Е. Кутейникова. - М.: «МАЭСТРО ПлаТинум». 2017. 158 с.
31. Кутейникова Н. Е. Формирование читательской компетенции школьника. Детско-подростковая литература XXI века: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. Е. Кутейникова, С. П. Оробий. - М.: Просвещение, 2016. - 220 с.
32. Кутейникова Н.Е. Читательская навигация в мире современной детско-
подростковой и юношеской литературы. URL: https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-chto-i-kak-chitat-so-shkol-nikami.html(дата обращения: 10.04.2020)
33. Кутузов А.Г. Рабочая программа по литературе 7 класс. URL: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/03/28/rabochaya-programma-po-literature-7-klass-po-avtorskoy (дата обращения: 7.04.2020)
34. Лабиринт. Новое русское. Актуальная проза для подростков. URL: https://www.labirint.ru/child-now/novoe-russkoe/?point=sul (дата обращения: 7.04.2020)
35. Ланин Б.А. Рабочая программа по литературе 7 класс.ЦКЕ: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2018/02/04/rabochaya-programma-po-literature-7-klass-lanin (дата обращения: 7.04.2020)
36. Литература Young Adult с XIX века до наших дней. URL: https://www.livelib.ru/partners/post/21170-literatura-young-adult-s-xix-veka-do-nashih-dnej (дата обращения: 7.04.2020)
37. МЕЛ. Книги для подростков. URL: https://mel.fm/knigi-dlya-podrostkov
38. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику [Текст] / А.В. Мудрик - 2-е изд., перераб. - М.: Изд -во Моск. псих-соц. ин-т, 2009. 564с.
39. Основные тенденции развития современной литературы для подростков. URL: https://studwood. ru/534744/literatura/osnovnye_tendentsii_razvitiya_sovremennoy_literatury_podrostkov (дата обращения: 10.04.2020)
40. Плюснина Е. Почему возникает читательский инфантилизм? Или Чтение без понимания // Библиотечное дело. 2016. № 5. С. 12-13.
41. Подростковая литература: особенности жанра. Список интересных
книг. URL: https://fb.ru/article/223276/podrostkovaya-literatura-osobennosti-
janra-spisok-interesnyih-knig (дата обращения: 10.04.2020)
42. Рапопорт А. «Новое школьное чтение»: кому и зачем нужны читательские дневники. URL: https://www.papmambook.ru/articles/4047/ (дата обращения: 7.04.2020)
43. Самойлова И. Интернет глазами подростков // Библиотека. 2015. № 10. С. 20-24.
44. Сенькина А.А. Художественный текст в хрестоматии для детей XIX-XXI веков: из классики в детскую литературу// Детская литература сегодня: сб.науч.ст. Екатеринбург: УрГПУ. 2010. С. 34-42.
45. Сергиенко И.А. «Страшные» жанры современной детской литературы// Детская литература сегодня: сб.науч.ст. Екатеринбург: УрГПУ. 2010. С. 43¬52
46. Словарь литературоведческих терминов. URL: https://slovar.cc/lit/term/2145333.html (дата обращения: 7.04.2020)
47. Современное подростковое чтение. Позитивное взросление. URL: http://cbs-satka.chel.muzkult.ru/media/2018/09/20/1219981929/obzor_po_sovre mennym_pisatelyam.pdf (дата обращения: 10.04.2020)
48. Стасюк Л.В. Особенности чтения подростков. URL: http://www.uraledu.ru/node/26653 (дата обращения: 7.04.2020)
49. Стратегии обучения умению решать проблемы «Идеал», «Фишбон» и «Мозаика проблем». URL: http://www.selezneva-lichnost.ru/index.php/strategii-chteniya/619-strategii-obucheniya-umeniyu-reshat-problemy-ideal-fishbon-i-mozaika-problem (дата обращения: 7.04.2020)
50. Третьякова Е. Ирония в структуре художественного текста. URL: http: //www. relga. ru/Environ/WebObjects/tgu-www. woa/wa/Main?textid=443&(дата обращения: 12.05.2020)
51. Фоксфорд: 15 современных книг для подростков. URL:
https://externat.foxford. ru/polezno-znat/books-teens (дата обращения:
10.04.2020)
52. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред.
В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. - 48 с.
53. Хомич Э.П. Подросток в литературе нового типа//Литература в школе.
2016. №7. URL: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=1468 (дата обращения: 10.04.2020)
54. Чарская-Бойко В.Ю., Иванкива М.В. Социальная тематика в современной российской литературе для подростков. Детские чтения. 2015. С.173-191.
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-tematika-v-sovremennoy-rossiyskoy-literature-dlya-podrostkov-mirovaya-traditsiya-i-natsionalnaya-spetsifika(дата обращения: 10.04.2020)
55. Черняк М.А. Актуальная словесность XXI века: Приглашение к диалогу: учеб. пособие. - М.: ФЛИНТА, 2015.
56. Что пишут для подростков современные писатели. URL: https://zen.yandex.ru/media/books_for_kids/chto-pishut-dlia-podrostkov-sovremennye-pisateli-rossii-5da45e640a451800b11ec62e (дата обращения: 10.04.2020)
57. Чудинова В.П. «Политика в области чтения» в странах Запада //
Недетские проблемы детского чтения: детское чтение в зеркале «библиотечной социологии. URL: https://www.ekimovka-
x.ru/files/sociolog/chudinova_ nedetskiye_problem.pdf (дата обращения: 16.04.2020)
58. Чудинова В.П. Популярные книги в чтении подростков//Школьная библиотека. 2014. №11. C.40-42.URL: http://rusla.ru/upload/sc11-2014small.pdf
59. Чудинова В.П. Чтение московских подростков в реальной и электронной среде. Материалы социологического исследования / Сост. В. П. Чудинова. - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2012. 144 с.
60. Щукин А. 5 рождественских рассказов, от которых подростки не
заскучают. Журнал «Фома». URL: https://foma.ru/pyat-rozhdestvenskih-rasskazov-ot-kotoryih-podrostki-ne-zaskuchayut.html (дата обращения:
10.04.2020)
61. Этов В. Современный рассказ: (Проблемы и герои) / В.И. Этов. - М.:
Знание, 1983. С. 5-60.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ