Введение 3
Глава 1. Художественные искания и особенности русской драматургии..6
1.1 Понятие драматургии. Этапы развития русской драматургии 6
1.2 Особенности современной русской драматургии 13
Глава 2. Подходы к изучению современной драматургии в школе 25
2.1 Место драматургии в современных учебниках по литературе и
периодических изданиях 25
2.2 Методика изучения драматических произведений в школе 28
2.3 Методические рекомендации по изучению современной русской
драматургии на уроках внеклассного чтения 35
2.4 Методические разработки уроков 40
Заключение 77
Список использованной литературы 80
Приложение
В методике преподавания литературы самыми актуальными стали проблемы, связанные с изучением школьных драматических произведений. Многообразие программ по литературе в старших классах не дает возможности систематизировать изучение классических и современных образцов мировой драматургии, нет научных подходов к целостному анализу произведений. Решение этих проблем кроется в научном осмыслении школьниками жанровой специфики драматических произведений, так как это для них является ключевой трудностью. Понять автора через многочисленные реплики героев, почувствовать авторскую позицию через ремарки, прочитать и воспринять текст, аргументированно проанализировать - вот основная сложность для сегодняшнего школьника, а, следовательно, и учителя литературы. Задача педагога в том, чтобы способствовать углубленному прочтению текста драмы и активизировать обсуждение действий и поступков героев с современных позиций.
Проблема в школьном изучении русской драматургии состоит в следующем:
- невключенность в школьные программы современных драматических произведений, адресованных подросткам;
- трудность восприятия и понимания для юного читателя драмы как наиболее условного рода литературы;
Помня слова И.Л. Вишневской, что именно драма «поможет вам глубже анализировать время и судьбы, исторические события и человеческие характеры» [Вишневская, 1992, с.14], необходимо обратить свое внимание на педагогический и литературоведческий аспекты изучения современной драматургии школе. К сожалению, данной теме уделяется незаслуженно мало внимания. Это и определило выбор темы данного исследования, обусловило ее актуальность.
Объект: современная русская драматургия.
Предмет: процесс восприятия и изучения современной русской драматургии школьниками 8 - 11 классов. Именно в этом возрасте происходит процесс активного становления и развития личности, закладывается фундамент его приоритетов и морально - этических установок. С учётом возрастных особенностей, которые актуальны для определённого возраста, предложен для изучения перечень авторов, которые вошли в круг подросткового чтения. Их пьесы тематически связаны с произведениями основного школьного курса литературы, и мы предлагаем знакомство с творчеством современных авторов в рамках урока внеклассного чтения для более полного раскрытия тем и проблем произведений основной школьной программы. Произведения современных авторов затрагивают актуальные для современного подростка темы, следовательно, современным школьникам гораздо интереснее читать произведения о них самих, они ярче представляют героев данных произведений, примеряя на себя их роли.
Цель: представить возможность включения образцов современной русской драматургии в подростково-юношеское чтение.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Дать понятие драматургии и обозначить специфику современной русской драматургии.
2. Определить специфику изучения драматических произведений в школе посредством анализа учебно-программной и методической литературы.
3. Разработать методические рекомендации по изучению образцов современной русской драматургии на уроках внеклассного чтения и иллюстрировать их разработками уроков.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• Сравнительно-сопоставительный;
• Структурный;
• Экспериментальный (констатирующий);
Методологическая база исследования: для раскрытия проблемы изучения школьниками драматических произведений были использованы научные труды литературоведов: М.М. Бахтина, И.Ф. Волкова, Ю.М. Лотмана, Ю.Г. Нигматулиной, В. Шапошникова, Г.Н. Поспелова, в которых дана жанровая специфика драмы и анализ конкретных произведений, нашедших место в школьной программе по литературе. Важными для исследования проблемы выпускной квалификационной работы стали разработки методистов по изучению драматических произведений в старших классах: Т.С. Зепаловой, В.Г. Марацмана, Е.С. Роговер, А.Г. Бочарова, Г.А. Белой. Данные труды позволяют увидеть проблемы изучения драматических произведений в школьной программе и пути их решения силами педагогов и учащихся.
Структура: введение; теоретическая глава (посвящена вопросам становления и развития русской драматургии специфике и проблемам современной русской драматургии); методическая глава (посвящена анализу учебных программ по литературе, рассмотрение особенностей преподавания драматургии в школе,); методические разработки уроков по изучению образцов современной драматургии; заключение; библиографический список, состоящий из 55 наименований; приложение.
Данная работа посвящена проблемам изучения школьниками драматических произведений. Анализ и исследование материала строится на разных вариантах программ по литературе и учебников для образовательной школы. В литературно-художественном образовании не накоплен достаточный опыт в изучении и осмыслении драматических произведений. Во всех учебных пособиях даются общие понятия особенностей драмы: концентрированность действий и роль речевых высказываний персонажей. Эти характерные черты драмы не воспринимаются сегодняшними школьниками, поэтому они поверхностно или выборочно читают пьесы. Драма - наиболее условный род литературы, в этом состоит трудность восприятия и понимания драмы для юного читателя.
Перед учителем литературы стоят две задачи: воспитать читателя и создать все критерии для зрительского восприятия.
Исследование современного состояния драматургии для подростков побудило изучить источники развития, формирования, становления драмы в России, обратиться к особенностям наследования отечественной традиции современными драматургами. Такой подход позволил констатировать, что драматургия для подростков ЛУЧШЕ ДЛЯ ПОДРОСТКОВО¬ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА! имеет свою собственную интересную историю, обусловленную социально-психологическими особенностями адресата, духовно-нравственным и социально-нравственным климатом в обществе, в педагогической среде.
Нами было рассмотрено развитие русской драматургии, выявлена специфика современной драматургии. Определив особенности изучения драматических произведений в школе посредством анализа учебно-программной и методической литературы, нами были разработаны методические рекомендации по изучению образцов современной русской драматургии на уроках внеклассного чтения, представлены разработки уроков.
Методические рекомендации по изучению драматургии строятся на выразительном и комментированном чтении или на подготовленном чтении по ролям. Все методы и приемы, которые учитель использует при анализе пьесы, должны развивать воображение учащихся, создавать эмоциональный настрой урока, способствовать развитию сценических творческих способностей. Этой работе будет способствовать и посещение спектакля по изученному произведению: сравнение литературного произведения и режиссерского замысла развивает интерес подрастающего поколения к анализу драматических и жизненно-бытовых ситуаций, к пониманию конфликта, как части деятельности человека в обществе.
На основе обращения к отдельным текстам, которые вошли в круг подростковой литературы ПОДРОСТКОВО-ЮНОШЕСКОЙ, с учетом возрастных особенностей школьников и доступности восприятия содержания произведений, был составлен список текстов современных драматических произведений, рекомендованных для прочтения на уроках внеклассного чтения. Представлены методические рекомендации по изучению образцов современной русской драматургии на уроках внеклассного чтения и иллюстрирование их разработками уроков.
Основной курс литературы должен опираться на внеклассное чтение. Особое внимание необходимо уделять чтению лучших произведений современной драматургии. Организовать их включение в школьный курс предлагается параллельно с обзорами произведений, близких по тематике и проблематике. Например, после изучения комедии А.С. Грибоедова1«Горе от ума» учащимся предлагается познакомиться с произведением А. Жвалевского и Е. Пастернак «Образ Чацкого скачать бесплатно»; после изучения пьесы А.П. Чехова1«Три сестры» - провести урок внеклассного чтения по произведению Л.С. Петрушевской «Три девушки в голубом», после знакомства с творчеством И.С. Тургенева и его романом «Отцы и дети» - урок по произведению А. Вампилова «Старший сын».
Для знакомства с произведениями современных авторов приоритет был отдан дискуссионным формам урока - круглый стол, диспут. В работе над текстами очень важно выявить и показать учащимся межпредметные связи литературы с другими видами искусства (театр, кино), сформировать представление о преемственности в русской литературе (внутрипредметные связи), определить своеобразие пьес современных авторов.
Изучение текстов современных драматических произведений не только создает возможность для формирования представления о развитии драматургии в современном литературном процессе, но и способствует решению ряда воспитательных задач, стоящих перед гуманитарным циклом школьных предметов - главным образом, это воспитание нравственности, человечности (эта возможность доказывается тем, что в современных пьесах авторы зачастую затрагивают проблемы нравственного выбора, смысла человеческой жизни, понимания и непонимания в мире людей).
1. Агеносов В.В. Русская литература XX века, 11 класс / Учеб. для образоват.учеб.заведений // Ч. 2, М.: Дрофа, 2001. - 469 с.
2. Асонова Е.А., Невская Д. Конференция «русская литература как событие»[Текст]//Детские чтения. - 2016. №2(010). - Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН (Санкт-Петербург) с. 344-346.
3. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. / М.М. Бахтин. - М.: Художественная литература. 1986. - 543 с.
4. Белая Г. А. Художественный мир современной прозы. М.: Наука, 1983 - 191 с.
5. Белинский В.Г. Русский театр в Петербурге / Полное собр. соч.,: М., «Художественная литература», 1979: //т.4. - с.337, т.5. - с.52.
6. Белинский В. Г О драме и театре / В. Г. Белинский - М., 1968. - 372 с.
7. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов. - М.: Академ А, 2003. - 341с.
8. Бочаров А.Г. Современная русская советская литература / Литературный процесс 50-80 годов // Под редакцией А.Г. Бочарова, Г.А. Белой. - М., 1997. - 397 с.
9. Бочаров А.Г. Бесконечность поиска: Художественные поиски
современной советской литературы. - М., 1982. - 372 с.
10. Бугров Б.С. Проблемы развития русской драматургии на современном этапе / Б.С. Бугров. - М., 1996. - 307 с.
11. Быкова Н.Г. Литература. Справочник школьника. / Сост. Н.Г.Быкова - М.: АСТ, Слово, 1997. - 161 с.
12. Вампилов А. Старший сын. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://lib.ru/PXESY/WAMPILOW/vampilov1 1.txt (дата обращения:
17.05.17).
13. Вишневская И.Л. Вопросы теории драмы и театра. / И.Л. Вишневская
- М., Мысль. 1992. - 198 с.
14. Власова Г.Н. Изучение классической драматургии в старших классах / Дис. канд. пед. наук. - М., 2001. - 173 с.
15. Волков И.Ф. Теория литературы. Учеб. пособие для студентов и преподавателей. / И.Ф. Волков — М.: Просвещение; Владос, — 1995.
— 256 с.
16. Громова М.И. Русская драма на современном этапе / 80-90 годы // М.И. Громова. - М., 1997. - 117 с.
17. Громова М.И. Эстетические искания в советской многонациональной драматургии 70-80 годов / М.И. Громова. - М., 1994. - 83 с.
18. Драгунская Ксения. Рыжая пьеса. Первая часть. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http: //www.epampa.narod.ru/dragunskaya/rizhaya1 .html(дата обращения: 12.05.17).
19. Драгунская Ксения. Рыжая пьеса. Вторая часть [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.epampa.narod.ru/dragunskaya/rizhaya2.html(дата обращения: 12.05.17).
20. Драматургия второй половины ХХ века // Сост. М.И. Громова. М., 2002. - 448 с
21. Ершова Л.В. Методика работы над драмой на уроках литературы / Из опыта работы // Новосибирск, 2008. - 174 с.
22. Ефременко О.С. Современная драматургия (конец XX - начало XXI вв.) в контексте театральных традиций и новаций: Мат-лы Всеросс. науч.-практ. конф.. - Новосибирск, 2011. - 180 с.
23. Жвалевский А., Пастернак Е. Образ Чацкого скачать бесплатно.
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://magazines.russ.ru/druzhba/2016/11/obraz-chackogo-skachat-besplatno.html(дата обращения: 09.05.17).
24. Зайцева О.Н. Литературное образование в 5-6 классах / Методические рекомендации для учителя // О.Н. Зайцева, М.Б. Ладыгин. - М., 1996 - 204 с.
25. Зепалова Т. С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1982. - 174 с.
26. Козлова С.М. Безличный герой современной драмы [текст] / Рыбальченко Т.Л.//Русская литература в XX веке: имена, проблемы, культурный диалог: сб. статей. / ТГУ. - Томск, 2009 - с. 341-356.
27. Колков И.В. Изучение драматургии в школе / Пьеса А.Н. Островского Гроза // Автореферат. - М., 2006. - 78 с.
28. Лейдерман Н.Л. О единой системе литературного образования школьников / Литература в школе. - 1998. - № 4. - 231 с.
29. Лейдерман Н.Л. Теоретические основы курса литературы в 5-7 классах / Филологический класс, 2001. - № 6. - 205 с.
30. Лотман Ю.М. Об искусстве. Структура художественного текста. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Статьи. Заметки. Выступления (1962-1993). Санкт-Петербург, 1998. - 704 с.
31. Макогоненко Г. От Фонвизина до Пушкина / Из истории русского реализма // Г.Макогоненко. - М., 1989. - 510 с.
32. Маранцман В. Г. Театр и школа // Литература в школе. - 1991. - № 1. - с. 131-140.
33. Маранцман В.Г. Литература. 10 класс. Учебник в 2 ч. Ч. 1. 6-е изд. - М.: 2009. - 383 с.
34. Маташова Т.С. Методические предложения по изучению драматургии 70-80 годов в школе / Т.С. Маташова. - М., 2007. - 183 с.
35. Миронычева В.Ф., Кузина И.В. Урок - диалог как способ организации самостоятельной работы при изучении современной драматургии [Текст]//Академический журнал западной сибири. №5 - 2010. - АГПИ им. А.П. Гайдара, г. Арзамас. - 211с.
36. Неволина А.А., Тихонова Е.В. Театр как вид искусства и его возможности в воспитании школьников[Текст]/сб.науч.мат//Театральня педагогика:проблемы и перспетивы развития. - УрГПУ. 2012. - 261 с.
37. Нигматулина Ю.Г. Комплексный анализ художественного творчества.
- Казань, 1976. - 241 с.
38. Никитин С. В., Кузнецов Е. В. Роль театральной педагогики в становлении и развитие личности учащегося [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011.
- 207 с.
39. Петрушевская Л.С. Три девушки в голубом. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://lib-drama.narod.ru/petrushevskaya/girls.html(дата обращения: 28.05.17).
40. Пилат Т.В. Современная русская драматургия как способ
межкультурной коммуникации [Текст]/ под ред.С.С.Ваулиной// Коммуникация как предмет междисциплинарных исследований. - 2012. - Балтийский федеральный университет имени И.Канта
(Калининград) - 195 с.
41. Поспелов Г.Н. Теория литературы. Учебник для филолог. специальностей университетов. М., 1978. - 351 с.
42. Пулинович Я. Наташина мечта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //mybook.ru/author/yaro slava-pulinovich/natashina-mechta/reader/(дата обращения: 01.05.17).
43. Пульхритудова Е.М. Художественные искания в драме / Современная русская советская литература, Часть 2. // Под редакцией А.Г. Бочарова.
- М., 1997. - 364 с.
44. Разумовская Л. Дорогая Елена Сергеевна. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://lib.ru/PXESY/domik/4 landsk/des pred.htm(дата обращения: 23.04.17).
45. Ревякин А.И. О русской драматургии, предшествующей А.Н. Островскому / А.И. Ревякин. - М.: Просвещение, 1984. - 351 с.
46. Ревякин А.И. Искусство драматургии А.Н. Островского / А.И. Ревякин. - М., 1984. - 264 с.
47. Роговер Е.С. Русская литература XX века : учебное пособие. - СПб, 2016. - 496 с.
48. Роговер Е.С. Русская и зарубежная драматургия в школьном изучении. В 2 частях. Часть 2. - СПб, 2010. - 432 с.
49. Русская литература XX века / Очерки, портреты, эссе, 11 класс, часть 2 // Под редакцией Ф.Ф. Кузнецова. - М. 1998. - 373 с.
50. Рытова Т. А. Абсурд семейных отношений и поэтика конфликта в драматургическом сюжете пьес К. Драгунской "Пить, петь, плакать" и Е. Исаевой "Первый мужчина" / Т. А. Рытова // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 2. - 163 с.
51. Смирнова Н.Л. Методика изучения драматических произведений в 5-8 классах / Дис. канд.пед.наук // Екатеринбург, 2004. - 185 с.
52. Собакин В.С., Писарский П.С. Динамика художественных предпочтений старшеклассников. По материалам социологических исследований 1976 и 1991 гг. М.:Министерство образования РФ,1992. - 79 с.
53. Современная драматургия (конец XX - начало XXI вв.) в контексте театральных традиций и новаций: Мат-лы Всеросс. науч.-практ. конф.. - Новосибирск, 2011. - 180 с.
54. Тюркин Б.В. Методика школьного изучения драматического произведения в аспекте жанра / Материал с уроков литературы./ Б.В.Тюркин - М., 2009. - 201 с.
55. Шапошников В. Великие литературные открытия / В. Шапошников. - Новосибирск. - 1991. - 312 с.