Процесс восприятия и изучения современной русской драматургии школьниками 8 – 11 классов
|
Введение 3
Глава 1. Художественные искания и особенности русской драматургии..6
1.1 Понятие драматургии. Этапы развития русской драматургии 6
1.2 Особенности современной русской драматургии 13
Глава 2. Подходы к изучению современной драматургии в школе 25
2.1 Место драматургии в современных учебниках по литературе и
периодических изданиях 25
2.2 Методика изучения драматических произведений в школе 28
2.3 Методические рекомендации по изучению современной русской
драматургии на уроках внеклассного чтения 35
2.4 Методические разработки уроков 40
Заключение 77
Список использованной литературы 80
Приложение
Глава 1. Художественные искания и особенности русской драматургии..6
1.1 Понятие драматургии. Этапы развития русской драматургии 6
1.2 Особенности современной русской драматургии 13
Глава 2. Подходы к изучению современной драматургии в школе 25
2.1 Место драматургии в современных учебниках по литературе и
периодических изданиях 25
2.2 Методика изучения драматических произведений в школе 28
2.3 Методические рекомендации по изучению современной русской
драматургии на уроках внеклассного чтения 35
2.4 Методические разработки уроков 40
Заключение 77
Список использованной литературы 80
Приложение
В методике преподавания литературы самыми актуальными стали проблемы, связанные с изучением школьных драматических произведений. Многообразие программ по литературе в старших классах не дает возможности систематизировать изучение классических и современных образцов мировой драматургии, нет научных подходов к целостному анализу произведений. Решение этих проблем кроется в научном осмыслении школьниками жанровой специфики драматических произведений, так как это для них является ключевой трудностью. Понять автора через многочисленные реплики героев, почувствовать авторскую позицию через ремарки, прочитать и воспринять текст, аргументированно проанализировать - вот основная сложность для сегодняшнего школьника, а, следовательно, и учителя литературы. Задача педагога в том, чтобы способствовать углубленному прочтению текста драмы и активизировать обсуждение действий и поступков героев с современных позиций.
Проблема в школьном изучении русской драматургии состоит в следующем:
- невключенность в школьные программы современных драматических произведений, адресованных подросткам;
- трудность восприятия и понимания для юного читателя драмы как наиболее условного рода литературы;
Помня слова И.Л. Вишневской, что именно драма «поможет вам глубже анализировать время и судьбы, исторические события и человеческие характеры» [Вишневская, 1992, с.14], необходимо обратить свое внимание на педагогический и литературоведческий аспекты изучения современной драматургии школе. К сожалению, данной теме уделяется незаслуженно мало внимания. Это и определило выбор темы данного исследования, обусловило ее актуальность.
Объект: современная русская драматургия.
Предмет: процесс восприятия и изучения современной русской драматургии школьниками 8 - 11 классов. Именно в этом возрасте происходит процесс активного становления и развития личности, закладывается фундамент его приоритетов и морально - этических установок. С учётом возрастных особенностей, которые актуальны для определённого возраста, предложен для изучения перечень авторов, которые вошли в круг подросткового чтения. Их пьесы тематически связаны с произведениями основного школьного курса литературы, и мы предлагаем знакомство с творчеством современных авторов в рамках урока внеклассного чтения для более полного раскрытия тем и проблем произведений основной школьной программы. Произведения современных авторов затрагивают актуальные для современного подростка темы, следовательно, современным школьникам гораздо интереснее читать произведения о них самих, они ярче представляют героев данных произведений, примеряя на себя их роли.
Цель: представить возможность включения образцов современной русской драматургии в подростково-юношеское чтение.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Дать понятие драматургии и обозначить специфику современной русской драматургии.
2. Определить специфику изучения драматических произведений в школе посредством анализа учебно-программной и методической литературы.
3. Разработать методические рекомендации по изучению образцов современной русской драматургии на уроках внеклассного чтения и иллюстрировать их разработками уроков.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• Сравнительно-сопоставительный;
• Структурный;
• Экспериментальный (констатирующий);
Методологическая база исследования: для раскрытия проблемы изучения школьниками драматических произведений были использованы научные труды литературоведов: М.М. Бахтина, И.Ф. Волкова, Ю.М. Лотмана, Ю.Г. Нигматулиной, В. Шапошникова, Г.Н. Поспелова, в которых дана жанровая специфика драмы и анализ конкретных произведений, нашедших место в школьной программе по литературе. Важными для исследования проблемы выпускной квалификационной работы стали разработки методистов по изучению драматических произведений в старших классах: Т.С. Зепаловой, В.Г. Марацмана, Е.С. Роговер, А.Г. Бочарова, Г.А. Белой. Данные труды позволяют увидеть проблемы изучения драматических произведений в школьной программе и пути их решения силами педагогов и учащихся.
Структура: введение; теоретическая глава (посвящена вопросам становления и развития русской драматургии специфике и проблемам современной русской драматургии); методическая глава (посвящена анализу учебных программ по литературе, рассмотрение особенностей преподавания драматургии в школе,); методические разработки уроков по изучению образцов современной драматургии; заключение; библиографический список, состоящий из 55 наименований; приложение.
Проблема в школьном изучении русской драматургии состоит в следующем:
- невключенность в школьные программы современных драматических произведений, адресованных подросткам;
- трудность восприятия и понимания для юного читателя драмы как наиболее условного рода литературы;
Помня слова И.Л. Вишневской, что именно драма «поможет вам глубже анализировать время и судьбы, исторические события и человеческие характеры» [Вишневская, 1992, с.14], необходимо обратить свое внимание на педагогический и литературоведческий аспекты изучения современной драматургии школе. К сожалению, данной теме уделяется незаслуженно мало внимания. Это и определило выбор темы данного исследования, обусловило ее актуальность.
Объект: современная русская драматургия.
Предмет: процесс восприятия и изучения современной русской драматургии школьниками 8 - 11 классов. Именно в этом возрасте происходит процесс активного становления и развития личности, закладывается фундамент его приоритетов и морально - этических установок. С учётом возрастных особенностей, которые актуальны для определённого возраста, предложен для изучения перечень авторов, которые вошли в круг подросткового чтения. Их пьесы тематически связаны с произведениями основного школьного курса литературы, и мы предлагаем знакомство с творчеством современных авторов в рамках урока внеклассного чтения для более полного раскрытия тем и проблем произведений основной школьной программы. Произведения современных авторов затрагивают актуальные для современного подростка темы, следовательно, современным школьникам гораздо интереснее читать произведения о них самих, они ярче представляют героев данных произведений, примеряя на себя их роли.
Цель: представить возможность включения образцов современной русской драматургии в подростково-юношеское чтение.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Дать понятие драматургии и обозначить специфику современной русской драматургии.
2. Определить специфику изучения драматических произведений в школе посредством анализа учебно-программной и методической литературы.
3. Разработать методические рекомендации по изучению образцов современной русской драматургии на уроках внеклассного чтения и иллюстрировать их разработками уроков.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• Сравнительно-сопоставительный;
• Структурный;
• Экспериментальный (констатирующий);
Методологическая база исследования: для раскрытия проблемы изучения школьниками драматических произведений были использованы научные труды литературоведов: М.М. Бахтина, И.Ф. Волкова, Ю.М. Лотмана, Ю.Г. Нигматулиной, В. Шапошникова, Г.Н. Поспелова, в которых дана жанровая специфика драмы и анализ конкретных произведений, нашедших место в школьной программе по литературе. Важными для исследования проблемы выпускной квалификационной работы стали разработки методистов по изучению драматических произведений в старших классах: Т.С. Зепаловой, В.Г. Марацмана, Е.С. Роговер, А.Г. Бочарова, Г.А. Белой. Данные труды позволяют увидеть проблемы изучения драматических произведений в школьной программе и пути их решения силами педагогов и учащихся.
Структура: введение; теоретическая глава (посвящена вопросам становления и развития русской драматургии специфике и проблемам современной русской драматургии); методическая глава (посвящена анализу учебных программ по литературе, рассмотрение особенностей преподавания драматургии в школе,); методические разработки уроков по изучению образцов современной драматургии; заключение; библиографический список, состоящий из 55 наименований; приложение.
Данная работа посвящена проблемам изучения школьниками драматических произведений. Анализ и исследование материала строится на разных вариантах программ по литературе и учебников для образовательной школы. В литературно-художественном образовании не накоплен достаточный опыт в изучении и осмыслении драматических произведений. Во всех учебных пособиях даются общие понятия особенностей драмы: концентрированность действий и роль речевых высказываний персонажей. Эти характерные черты драмы не воспринимаются сегодняшними школьниками, поэтому они поверхностно или выборочно читают пьесы. Драма - наиболее условный род литературы, в этом состоит трудность восприятия и понимания драмы для юного читателя.
Перед учителем литературы стоят две задачи: воспитать читателя и создать все критерии для зрительского восприятия.
Исследование современного состояния драматургии для подростков побудило изучить источники развития, формирования, становления драмы в России, обратиться к особенностям наследования отечественной традиции современными драматургами. Такой подход позволил констатировать, что драматургия для подростков ЛУЧШЕ ДЛЯ ПОДРОСТКОВО¬ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА! имеет свою собственную интересную историю, обусловленную социально-психологическими особенностями адресата, духовно-нравственным и социально-нравственным климатом в обществе, в педагогической среде.
Нами было рассмотрено развитие русской драматургии, выявлена специфика современной драматургии. Определив особенности изучения драматических произведений в школе посредством анализа учебно-программной и методической литературы, нами были разработаны методические рекомендации по изучению образцов современной русской драматургии на уроках внеклассного чтения, представлены разработки уроков.
Методические рекомендации по изучению драматургии строятся на выразительном и комментированном чтении или на подготовленном чтении по ролям. Все методы и приемы, которые учитель использует при анализе пьесы, должны развивать воображение учащихся, создавать эмоциональный настрой урока, способствовать развитию сценических творческих способностей. Этой работе будет способствовать и посещение спектакля по изученному произведению: сравнение литературного произведения и режиссерского замысла развивает интерес подрастающего поколения к анализу драматических и жизненно-бытовых ситуаций, к пониманию конфликта, как части деятельности человека в обществе.
На основе обращения к отдельным текстам, которые вошли в круг подростковой литературы ПОДРОСТКОВО-ЮНОШЕСКОЙ, с учетом возрастных особенностей школьников и доступности восприятия содержания произведений, был составлен список текстов современных драматических произведений, рекомендованных для прочтения на уроках внеклассного чтения. Представлены методические рекомендации по изучению образцов современной русской драматургии на уроках внеклассного чтения и иллюстрирование их разработками уроков.
Основной курс литературы должен опираться на внеклассное чтение. Особое внимание необходимо уделять чтению лучших произведений современной драматургии. Организовать их включение в школьный курс предлагается параллельно с обзорами произведений, близких по тематике и проблематике. Например, после изучения комедии А.С. Грибоедова1«Горе от ума» учащимся предлагается познакомиться с произведением А. Жвалевского и Е. Пастернак «Образ Чацкого скачать бесплатно»; после изучения пьесы А.П. Чехова1«Три сестры» - провести урок внеклассного чтения по произведению Л.С. Петрушевской «Три девушки в голубом», после знакомства с творчеством И.С. Тургенева и его романом «Отцы и дети» - урок по произведению А. Вампилова «Старший сын».
Для знакомства с произведениями современных авторов приоритет был отдан дискуссионным формам урока - круглый стол, диспут. В работе над текстами очень важно выявить и показать учащимся межпредметные связи литературы с другими видами искусства (театр, кино), сформировать представление о преемственности в русской литературе (внутрипредметные связи), определить своеобразие пьес современных авторов.
Изучение текстов современных драматических произведений не только создает возможность для формирования представления о развитии драматургии в современном литературном процессе, но и способствует решению ряда воспитательных задач, стоящих перед гуманитарным циклом школьных предметов - главным образом, это воспитание нравственности, человечности (эта возможность доказывается тем, что в современных пьесах авторы зачастую затрагивают проблемы нравственного выбора, смысла человеческой жизни, понимания и непонимания в мире людей).
Перед учителем литературы стоят две задачи: воспитать читателя и создать все критерии для зрительского восприятия.
Исследование современного состояния драматургии для подростков побудило изучить источники развития, формирования, становления драмы в России, обратиться к особенностям наследования отечественной традиции современными драматургами. Такой подход позволил констатировать, что драматургия для подростков ЛУЧШЕ ДЛЯ ПОДРОСТКОВО¬ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА! имеет свою собственную интересную историю, обусловленную социально-психологическими особенностями адресата, духовно-нравственным и социально-нравственным климатом в обществе, в педагогической среде.
Нами было рассмотрено развитие русской драматургии, выявлена специфика современной драматургии. Определив особенности изучения драматических произведений в школе посредством анализа учебно-программной и методической литературы, нами были разработаны методические рекомендации по изучению образцов современной русской драматургии на уроках внеклассного чтения, представлены разработки уроков.
Методические рекомендации по изучению драматургии строятся на выразительном и комментированном чтении или на подготовленном чтении по ролям. Все методы и приемы, которые учитель использует при анализе пьесы, должны развивать воображение учащихся, создавать эмоциональный настрой урока, способствовать развитию сценических творческих способностей. Этой работе будет способствовать и посещение спектакля по изученному произведению: сравнение литературного произведения и режиссерского замысла развивает интерес подрастающего поколения к анализу драматических и жизненно-бытовых ситуаций, к пониманию конфликта, как части деятельности человека в обществе.
На основе обращения к отдельным текстам, которые вошли в круг подростковой литературы ПОДРОСТКОВО-ЮНОШЕСКОЙ, с учетом возрастных особенностей школьников и доступности восприятия содержания произведений, был составлен список текстов современных драматических произведений, рекомендованных для прочтения на уроках внеклассного чтения. Представлены методические рекомендации по изучению образцов современной русской драматургии на уроках внеклассного чтения и иллюстрирование их разработками уроков.
Основной курс литературы должен опираться на внеклассное чтение. Особое внимание необходимо уделять чтению лучших произведений современной драматургии. Организовать их включение в школьный курс предлагается параллельно с обзорами произведений, близких по тематике и проблематике. Например, после изучения комедии А.С. Грибоедова1«Горе от ума» учащимся предлагается познакомиться с произведением А. Жвалевского и Е. Пастернак «Образ Чацкого скачать бесплатно»; после изучения пьесы А.П. Чехова1«Три сестры» - провести урок внеклассного чтения по произведению Л.С. Петрушевской «Три девушки в голубом», после знакомства с творчеством И.С. Тургенева и его романом «Отцы и дети» - урок по произведению А. Вампилова «Старший сын».
Для знакомства с произведениями современных авторов приоритет был отдан дискуссионным формам урока - круглый стол, диспут. В работе над текстами очень важно выявить и показать учащимся межпредметные связи литературы с другими видами искусства (театр, кино), сформировать представление о преемственности в русской литературе (внутрипредметные связи), определить своеобразие пьес современных авторов.
Изучение текстов современных драматических произведений не только создает возможность для формирования представления о развитии драматургии в современном литературном процессе, но и способствует решению ряда воспитательных задач, стоящих перед гуманитарным циклом школьных предметов - главным образом, это воспитание нравственности, человечности (эта возможность доказывается тем, что в современных пьесах авторы зачастую затрагивают проблемы нравственного выбора, смысла человеческой жизни, понимания и непонимания в мире людей).
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТРАДИЦИЯХ И НОВАТОРСТВЕ В РУССКОЙ ДРАМАТУРГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ (НА ПРИМЕРЕ ПЬЕС А. ВАМПИЛОВА)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2022 - ИЗУЧЕНИЕ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - ИЗУЧЕНИЕ СКАЗОК Л.С.ПЕТРУШЕВСКОЙ НА УРОКАХ
ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 5-9 КЛАССАХ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5670 р. Год сдачи: 2017 - РЕЦЕПЦИЯ ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИИ А. ПУШКИНА И М. ЛЕРМОНТОВА УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ (НА ОСНОВЕ КРИТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА В.П. БУРЕНИНА)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Формирование эйдетического мышления учащихся при изучении русской драматургии рубежа 18-19 в.в. на уроках литературы в 8-9-х классах
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
В СТАРШИХ КЛАССАХ (НА ОСНОВЕ КРИТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
В.П. БУРЕНИНА)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - Шекспировский интертекст в европейской литературе конца XX века (в контексте изучения творчества Шекспира в школе)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - Рассказ А.П. Чехова «Ванька» в рецептивном поле художественной и сетевой литературы
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2020



