Создание презентации конспекта урока как средство формирования математического мышления у младших школьников
|
Введение 3
Глава 1. Психолого- педагогические основы формирования математического мышления 6
§1. Мышление, его виды и характеристики 6
§2. Особенности развития математического мышления младших школьников в начальной школе 12
§3. Презентация как условие формирования математического мышления 21
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Методические аспекты формирования математического мышления 30
§1. Педагогическая диагностика уровня развития математического мышления у младших школьников 30
§2. Методические рекомендации формирования математического мышления с помощью создания презентаций младших школьников..31
Выводы по главе 2 46
Заключение 47
Список литературы 49
Приложение 54
Глава 1. Психолого- педагогические основы формирования математического мышления 6
§1. Мышление, его виды и характеристики 6
§2. Особенности развития математического мышления младших школьников в начальной школе 12
§3. Презентация как условие формирования математического мышления 21
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Методические аспекты формирования математического мышления 30
§1. Педагогическая диагностика уровня развития математического мышления у младших школьников 30
§2. Методические рекомендации формирования математического мышления с помощью создания презентаций младших школьников..31
Выводы по главе 2 46
Заключение 47
Список литературы 49
Приложение 54
Решение современных задач общего среднего образования, которые направлены на выявление и развитие творческого потенциала каждого школьника, требуют глубокой научной и практической разработки психолого- педагогических основ развития и учета индивидуальных особенностей младших школьников в процессе формирования математического мышления. Это связанно с исследованием вопросов, связанных с выявлением общих закономерностей развития математического мышления, а также особенностей его функционирования на материале определенного учебного предмета, например математики.
Мышление младших школьников в психологии характеризуется разными уровнями развития наглядно - образного и наглядно¬действенного мышления, которые не существуют изолированно, они в процессе развития дополняют друг- друга или одно превалирует над развитием другого.
То есть, каждый вид мышления является носителем свойств, имеющихся и в других видах мышления. Поэтому овладение ими имеет огромное значение для формирования математического мышления.
В педагогике и психологии проблемой развития наглядно¬образного и наглядно- действенного мышления и на их основе формирования математического мышления у детей младшего школьного возраста занимались Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А.В. Брушлинский , Л.П. Стойлова, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Ш.А. Амонашвили.
Разработанные ими положения о видах мышления( Б.М. Теплов) позволило подойти к трактовке математического мышления как мышления теоретического типа. При этом наиболее важным нам представлялись вопросы установления логико - психологических особенностей математического мышления и его связи с видами мышления и способами формирования математических знаний.
А также мы столкнулись с проблемой разработки методик диагностики уровней развития математического мышления, на основе математических знаний у младших школьников.
Целью исследования: выявить особенности формирования математического мышления в 3-4-ых классах начальной школы, и на их основе создать методические рекомендации по использованию кратких конспектов в виде презентаций на уроке математики в начальной школе, как средства формирования математического мышления.
Объект исследования : процесс формирования математического мышления в начальной школе.
Предмет исследования: методика использования кратких конспектов в виде презентаций ( создание и использование готовых) в процессе обучения математике в 3-4 классах.
Гипотеза: создание презентаций в виде краткого конспекта может способствовать формированию математического мышления, потому что:
1. Способствует развитию обобщенных представлений о математических понятиях.
2. Позволяет определить внутри предметные связи между понятиями, что является основой математического мышления
Задачи исследования:
1. Анализ психолого- педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Определение особенностей использования кратких конспектов в процессе обучения начальной школы.
3. Диагностика состояния проблемы в школе.
4. Создание методических рекомендаций.
Методы исследования:
Анкетирование;
Беседа;
Наблюдение;
Количественный, качественный анализ результатов работы.
База исследования: 3-4 классы Красноярской школы № 11.
Мышление младших школьников в психологии характеризуется разными уровнями развития наглядно - образного и наглядно¬действенного мышления, которые не существуют изолированно, они в процессе развития дополняют друг- друга или одно превалирует над развитием другого.
То есть, каждый вид мышления является носителем свойств, имеющихся и в других видах мышления. Поэтому овладение ими имеет огромное значение для формирования математического мышления.
В педагогике и психологии проблемой развития наглядно¬образного и наглядно- действенного мышления и на их основе формирования математического мышления у детей младшего школьного возраста занимались Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А.В. Брушлинский , Л.П. Стойлова, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Ш.А. Амонашвили.
Разработанные ими положения о видах мышления( Б.М. Теплов) позволило подойти к трактовке математического мышления как мышления теоретического типа. При этом наиболее важным нам представлялись вопросы установления логико - психологических особенностей математического мышления и его связи с видами мышления и способами формирования математических знаний.
А также мы столкнулись с проблемой разработки методик диагностики уровней развития математического мышления, на основе математических знаний у младших школьников.
Целью исследования: выявить особенности формирования математического мышления в 3-4-ых классах начальной школы, и на их основе создать методические рекомендации по использованию кратких конспектов в виде презентаций на уроке математики в начальной школе, как средства формирования математического мышления.
Объект исследования : процесс формирования математического мышления в начальной школе.
Предмет исследования: методика использования кратких конспектов в виде презентаций ( создание и использование готовых) в процессе обучения математике в 3-4 классах.
Гипотеза: создание презентаций в виде краткого конспекта может способствовать формированию математического мышления, потому что:
1. Способствует развитию обобщенных представлений о математических понятиях.
2. Позволяет определить внутри предметные связи между понятиями, что является основой математического мышления
Задачи исследования:
1. Анализ психолого- педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Определение особенностей использования кратких конспектов в процессе обучения начальной школы.
3. Диагностика состояния проблемы в школе.
4. Создание методических рекомендаций.
Методы исследования:
Анкетирование;
Беседа;
Наблюдение;
Количественный, качественный анализ результатов работы.
База исследования: 3-4 классы Красноярской школы № 11.
Наше исследование посвящено мало разработанному в методике математики вопросу о развитии математических знаний через создание презентаций.
Из анализа психолого - педагогической литературы можно сказать, что мышление есть основа познавательного процесса. При чем у младших школьников особо ярко проявляется конкретно - образное мышление. В связи с этим и усвоение единиц знаний будет более успешным, если они представлены в виде модели, краткого конспекта.
Модель - это построенный по определенным правилам аналог исследуемого объекта, процесса, ситуации, который отражает структуру связей и отношений исследуемого объекта и должен быть способен замещать его так, что его изучение дает нам новую информацию об этом объекте. Под моделированием , таким образом, можно понимать способ построения модели.
Средствами построения математической модели могут служить символы, знаки, рисунки, чертежи, схемы ( краткие конспекты), презентации.
Констатирующий эксперимент показал, что у младших школьников присутствует наглядно - образное мышление. Дети имеют представление о предмете на уровне образа, но словесно - логическое мышление не только зарождается. Поэтому они затрудняются дать словесное описание образу, понятию. То есть, видя предмет, не все дети могут выделить в нем существенные свойства, на основе которых можно построить алгоритм его использования. Причем наибольшие затруднения вызывают нестандартные ситуации. Таким образом, наша гипотеза о том, что создание презентаций в виде краткого конспекта может способствовать формированию математических знаний, потому что:
1. Способствует развитию обобщенных представлений о математических понятиях.
2. Позволяет определить внутри предметные связи, и поэтому способствует формированию навыков использования знаний не только на репродуктивном уровне, но и на продуктивном имеет место.
Для доказательства этого факта нами был разработан формирующий эксперимент ^результаты которого позволяют сказать, что на уровне наглядно - образного мышления возможно активизировать работу над развитием всех форм мышления ( понятия, суждения, умозаключения) через создание презентаций ( кратких конспектов). Систематическое и целенаправленное использование презентаций на уроках математики не только способствует развитию форм мышления, но и представляют необходимое условие повышения эффективности обучения.
В результате экспериментальной работы нам удалось определить, что уровень математических знаний в экспериментальном классе имеет ярко выраженную положительную динамику и это свидетельствует о том, что создание кратких конспектов в виде презентаций оказалось эффективным, а выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Из анализа психолого - педагогической литературы можно сказать, что мышление есть основа познавательного процесса. При чем у младших школьников особо ярко проявляется конкретно - образное мышление. В связи с этим и усвоение единиц знаний будет более успешным, если они представлены в виде модели, краткого конспекта.
Модель - это построенный по определенным правилам аналог исследуемого объекта, процесса, ситуации, который отражает структуру связей и отношений исследуемого объекта и должен быть способен замещать его так, что его изучение дает нам новую информацию об этом объекте. Под моделированием , таким образом, можно понимать способ построения модели.
Средствами построения математической модели могут служить символы, знаки, рисунки, чертежи, схемы ( краткие конспекты), презентации.
Констатирующий эксперимент показал, что у младших школьников присутствует наглядно - образное мышление. Дети имеют представление о предмете на уровне образа, но словесно - логическое мышление не только зарождается. Поэтому они затрудняются дать словесное описание образу, понятию. То есть, видя предмет, не все дети могут выделить в нем существенные свойства, на основе которых можно построить алгоритм его использования. Причем наибольшие затруднения вызывают нестандартные ситуации. Таким образом, наша гипотеза о том, что создание презентаций в виде краткого конспекта может способствовать формированию математических знаний, потому что:
1. Способствует развитию обобщенных представлений о математических понятиях.
2. Позволяет определить внутри предметные связи, и поэтому способствует формированию навыков использования знаний не только на репродуктивном уровне, но и на продуктивном имеет место.
Для доказательства этого факта нами был разработан формирующий эксперимент ^результаты которого позволяют сказать, что на уровне наглядно - образного мышления возможно активизировать работу над развитием всех форм мышления ( понятия, суждения, умозаключения) через создание презентаций ( кратких конспектов). Систематическое и целенаправленное использование презентаций на уроках математики не только способствует развитию форм мышления, но и представляют необходимое условие повышения эффективности обучения.
В результате экспериментальной работы нам удалось определить, что уровень математических знаний в экспериментальном классе имеет ярко выраженную положительную динамику и это свидетельствует о том, что создание кратких конспектов в виде презентаций оказалось эффективным, а выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Подобные работы
- Развитие мотивационного интереса на уроках истории
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - Особенности внедрения информационных технологий в
начальных классах и младших классах среднего звена при
изучении математики
Магистерская диссертация, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ РОССИИ
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2018



