ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ «СПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗОВЫВАТЬ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 11
1.1. Организация проектной деятельности дошкольников: теория и
технология 11
1.2. Сущность и содержание педагогической компетентности «способность
организовывать проектную деятельность детей дошкольного возраста» 22
1.3. Педагогические условия развития профессиональной компетентности
педагогов «способность организовывать проектную деятельность детей дошкольного возраста» 33
Выводы по главе 1 46
ГЛАВА 2. ОПЫТ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ «СПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 49
2.1. Диагностическое изучение уровня развития профессиональной
компетентности педагогов «способность организовывать проектную деятельность детей дошкольного возраста» 50
2.2. Реализация условий развития профессиональной компетентности
педагогов дошкольной образовательной организации «способность организовывать проектную деятельность детей дошкольного возраста» 61
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 83
Выводы по главе 2 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 98
ПРИЛОЖЕНИЯ 104
Актуальность темы исследования. Общество и государство сегодня предъявляют высокие требования к качеству современного образования, с чем связано введение федеральных государственных образовательных стандартов на всех его уровнях, где сформулированы основные принципы и подходы к реализации образования и требования к его результатам. В связи с этим отечественными учеными и педагогами-практики ведется разработка новых образовательных практик отвечающим требованиям стандартов. Обсуждаются и анализируются первые эффекты и полученные результаты.
В Красноярском крае создан «Региональный атлас образовательных практик», в который по результатам экспертизы включены лучшие инновационные и развивающие практики, созданные педагогическими коллективами в том числе детских садов. Анализируя дошкольные образовательные практики, вошедшие в региональный атлас за последние три года, очевидной становится тенденция переноса в дошкольное образование проектной деятельности, которая рассматривается как разновидность детской познавательно-исследовательской деятельности.
Обращение к современным комплексным программам дошкольного образования, показало достаточно широкое использование проектной деятельности детей в программах «Вдохновение», «Открытия», где образовательные темы выбираются детьми по их желанию и продолжаются до получения ответов на интересующие детей вопросы. Для поиска ответов на вопросы детей используется проектная деятельность детей, что содействует достижению основных целевых ориентиров дошкольного образования - развития самостоятельности, инициативы, раскрытия творческого потенциала дошкольников [45; 46].
Распространению проектной деятельности в дошкольном образовании послужили исследования российских ученых (В.С. Близнецова, Л.И. Борщева, В.В. Кухлинская, Р.М. Чумичева), доказывающие развивающий потенциал данного вида деятельности в общем развитии дошкольников, а также в его отдельных областях (познавательной инициативы, творческого мышления, взаимодействия со сверстниками и взрослыми). Динамику возрастного развития проектной деятельности детей, особенности реализации и организации проектной деятельности детей в условиях ДОО и семьи раскрываются в работах Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. В работах Н.Е. Вераксы выделяются и раскрываются характеристики свойственные проектной деятельности старших дошкольников. Технология введения проектной деятельности в образовательную практику дошкольных организаций посвящены труды Е.С. Евдокимовой и Н.С. Варенцовой.
Распространение проектной деятельности в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста ставит вопрос развития и совершенствования профессиональных компетентностей педагогов. В связи с этим возникает целый ряд специальных компетентностей, необходимых педагогу для организации проектной деятельности детей в дошкольной образовательной практике.
Одним из первых отечественных основателей компетентностного подхода принято называть П.Ф. Каптерева. Вопросам профессиональной компетентности педагогов, ее развития и формирования посвящено множество отечественных и зарубежных психологических и педагогических исследований (А.Л. Андреев, О.С.Анисимов, В.И. Байденко, О.А. Булавенко, С.Г. Вершловский, В.А. Воротилов, Б.С. Гершунский, Д. Ермаков, В.И. Загвязинский, В.А. Исаев, Р.Б. Квеско, Н.В. Кузьмина, Ю.А. Конаржевский, А.К. Маркова, В.А. Метаева, Л.М. Митина, А.М. Новиков, В.А. Сластенин, И.П. Смирнов, М.И.Станкина, Е.В. Ткаченко, Л.О.Филиппова, А.В. Хуторский, А. Шелтен и др.). Среди ученых, занимающихся вопросами развития и формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций (воспитателей), следует отметить О. Соломенникову, Ю. Гладкову, Н.А. Эверти др. Ими были выделены компонентный состав профессиональной компетентности педагогов-воспитателей, предложены способы и подходы к их изучению и определению уровня развития. Результаты этих исследований позволяют сделан вывод о том, что воспитатели нуждаются в непрерывном профессиональном образовании и саморазвитии [53], особенно в тех вопросах, которые связаны с инновациями, введением новых технология, педагогических подходов и способов организации детской деятельности.
Анализ научных исследований по проблеме развития профессиональной компетентности педагогов ДОО по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста позволил выделить ряд противоречий между вызовами современного общества и уровнем профессиональной компетентности педагогов; между особой значимостью проектной деятельности в развитии детей дошкольного возраста и значительными дефицитами в мотивации педагогов к ее внедрению в практику работы с дошкольниками; между необходимостью личностно-ориентированного характера взаимодействия с ребенком и в основном безличным опытом взаимодействия с участниками образовательного процесса; между потребностью педагогов в самопонимании, самоопределении и самовыражении и недостаточностью условий для их осуществления в профессиональной деятельности.
Указанные противоречия актуализируют проблему выявления организационно-педагогических условий развития профессиональной компетентности педагогов «способность организовывать проектную деятельность детей дошкольного возраста». Данная проблема определила выбор темы исследования: «Развитие профессиональной компетентности педагогов «способность организовывать проектную деятельность детей дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность условий, способствующих развитию профессиональной компетентности педагогов «способность организовывать проектную деятельность детей дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс развития профессиональной компетентности педагогов «способность организовывать проектную деятельность детей дошкольного возраста».
Предмет исследования: педагогические условия развития компетентности педагогов «способность организовывать проектную деятельность детей дошкольного возраста».
Гипотеза исследования: развитию профессиональной компетентности педагогов «способность организовывать проектную деятельность детей дошкольного возраста» будет способствовать совокупность следующих условий:
- разработка междисциплинарного образовательного модуля на основе компетентностной модели и профессиональных дефицитов педагогов;
- разворачивание диалоговых форм, способствующих пониманию собственных интересов и мотивов профессиональной деятельности;
- включение педагогов в деятельность профессиональных объединений через организацию творческих групп различной тематической направленности, отражающих их профессиональные и личные интересы.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы были определены следующие задачи исследования:
1. уточнить и конкретизировать содержание понятия «проектная деятельность детей дошкольного возраста»;
2. осуществить педагогический анализ идей организации проектной деятельности детей дошкольного возраста, выявить сущность данного процесса и его основные этапы;
3. раскрыть понятие «профессиональная компетентность педагогов «способность организовывать проектную деятельность детей дошкольного возраста» и теоретически обосновать педагогические условия ее развития;
4. разработать содержание и способы реализации образовательного междисциплинарного модуля, ориентирующего на организацию проектной деятельности детей дошкольного возраста;
5. активизировать диалоговые формы, способствующие пониманию собственных интересов и мотивов профессиональной деятельности;
6. разработать способы вовлечения педагогов в деятельность творческих групп различной тематической направленности, отражающих их профессиональные и личные интересы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: идеи компетентностного подхода в педагогике (Э.Ф. Зеер, В.В. Сериков, A. П.Тряпицына, А.В. Хуторский и др.), концепция личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, B. В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), идеи совместной проектной деятельности детей и взрослых (В.П. Бедерханова, С. Пейперт), идеи организации проектной деятельности в дошкольных образовательных организациях (Т.А. Данилина, Е.С. Евдокимова, О.В. Евдокишина, М.Б. Зуйкова, Л.С. Киселева, А.И. Кудрявцева, А.Ю. Кузина, Т.С. Лагода, A. И. Садретдинова и др.); особенности педагогической деятельности в инновационном образовательном процессе (Л.Г. Богославец, B. И. Загвязинский, О.Л. Князева, Л.С. Маркова, В.А. Петровский, Л.С. Подымова, Л.В. Поздняк, В.А. Сластенин и др.).
Для решения поставленных задач применялись методы педагогического исследования: общетеоретические (теоретико-методологический анализ психолого-педагогической и методической литературы и нормативных документов, определяющих деятельность дошкольных образовательных организаций, выполненных ранее диссертационных работ по проблеме исследования, изучение и обобщение 7 опыта деятельности); эмпирические (наблюдение, педагогический эксперимент, метод экспертных оценок); статистические (ранжирование, качественный и количественный анализ результатов исследования).
Опытно-экспериментальная база исследования: дошкольные образовательные организации г. Бородино Красноярского края.
Этапы исследования:
На первом, теоретическом, этапе (2018-2019) проводилось изучение научной литературы и диссертационных исследований по проблеме; разрабатывался категориальный аппарат, определялись исходные теоретические положения, уточнялись основные задачи и разрабатывалась рабочая гипотеза исследования.
На втором, экспериментальном, этапе (2019-2020) разрабатывалась методика и технология опытно-экспериментальной работы; создавался инструментарий для отслеживания результатов развития профессиональной компетентности педагогов «способность организовывать проектную деятельность детей дошкольного возраста»
На третьем, обобщающем, этапе (2020) проводились анализ, обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы, уточнялись выводы, оформлялся текст диссертации.
Научная новизна исследования:
- уточнено содержание понятия «проектная деятельность детей дошкольного возраста»;
- конкретизировано содержание профессиональной компетенции педагогов «способность организовывать проектную деятельность детей дошкольного возраста»;
- разработана модель развития профессиональной компетенции педагогов «способность организовывать проектную деятельность детей дошкольного возраста», включающая когнитивный, ценностно-мотивационный и деятельностный компоненты;
- на основе теоретического и экспериментального исследований разработана и апробирована методика изучения уровня развития профессиональной компетенции педагогов «способность организовывать проектную деятельность детей дошкольного возраста»;
- обосновано и доказано, что условия, заявленные в гипотезе исследования, в совокупности обеспечивают развитие профессиональной компетенции педагогов «способность организовывать проектную деятельность детей дошкольного возраста». разработка и реализация междисциплинарного образовательного модуля «Основы организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста» способствует формированию когнитивного компонента профессиональной компетентности педагогов; активизация диалоговых форм взаимодействия педагогов способствует становлению ценностно-мотивационного компонента, то есть обогащение опыта эмоциональных переживаний, развитие рефлексии. Вовлечение педагогов в деятельность творческих групп развивает деятельностный компонент педагогической компетентности, т.е. умения организации проектной деятельности детей дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования: выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально подтверждены условия, которые составляют основу развития у педагогов компетентности «способность организовывать проектную деятельность детей дошкольного возраста».
Практическая значимость исследования: научно обоснованы практические рекомендации, по развитию профессиональной компетентности педагогов «способность организовывать проектную деятельность дошкольного возраста». Разработаны: программа образовательного междисциплинарного модуля, технология использования метода «Шесть шляп» Эдварда де Боно с целью стимулирования интереса педагогов к проектной деятельности детей, содержание пяти кейсов с целью осознания педагогами значимости проектной деятельности в развитии детей, способы проведения мастер-классов с целью осознания ценности проектной деятельности детей, технология деятельности творческих групп, способствующая расширению опыта педагогов в организации проектной деятельности детей.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивались исходными теоретическими положениями, построенными на достоверных, проверяемых данных и фактах; применением комплексной методики исследования, обеспечивающей взаимопроверяемость и сопоставляемость данных, а также их позитивной результативностью.
Апробация и внедрение результатов исследования реализовывались в ходе организации опытно-экспериментальной работы, проводимой с педагогами дошкольных образовательных организаций г.Бородино Красноярского края в качестве куратора методического объединения по организации проектной деятельности детей.
Результаты и основные идеи исследования выносились для обсуждения на заседания кафедры психологии и педагогики детства КГПУ им. В.П. Астафьева и научно-исследовательского семинара магистрантов программы «Управление в системе дошкольного образования»; XXI Всероссийской национально-практической конференции «Психология и педагогика детства: дети третьего тысячелетия» (Красноярск, 19 марта 2019); XXII Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика детства: векторы взаимодействия» (Красноярск, 19-20 марта 2020), круглый стол «Управление образованием на этапе стандартизации» в рамках VI Психолого-педагогических чтений памяти Л.В. Яблоковой «Современное психолого-педагогическое образование» (Красноярск, 29 октября 2020);
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Проведенное нами исследование проблемы развития профессиональной компетентности «способность организовывать проектную деятельность детей старшего дошкольного возраста» позволяет, систематизировать полученные результаты в виде совокупности теоретических положений.
Понятие «проектная деятельность дошкольников» раскрыто как, с одной стороны, технология организации и сопровождения взрослыми образовательных ситуаций, в которых ребенок ставит и решает собственные проблемы, с другой, самостоятельная деятельность детей по разрешению актуальных проблем. Проектная деятельность дошкольников - это всегда совместная деятельность детей и взрослых, в ходе которой дошкольники самостоятельно выполняют комплекс действий, направленный на разрешение возникшей проблемной ситуации, завершающийся созданием творческого продукта.
Процесс развития проектной деятельности детей протекает на протяжении всего периода дошкольного детства и характеризуется своими особенностями. Как показывают исследования, развитие проектной деятельности начинается с младшего дошкольного детства, ребенок, играя, приобретает коммуникативные навыки, учится взаимодействовать с окружающими его людьми, учится различать хорошие поступки и плохие и др., подражание выступает в качестве одной из главных характеристик социализации ребенка в этом возрасте. На каждом из этапов дошкольного детства проектная деятельность детей совершенствуется и к его завершению детям открывается возможность самостоятельной реализации проектной деятельности, которая выступает как одна из инновационных педагогических технологий в организации образовательной деятельности дошкольников и как средство реализации образовательных стандартов. Проектная деятельность формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию дошкольников, что так необходимо современным дошкольным организациям в условиях введения ФГОС ДО.
Опираясь на идеи компетентностного подхода, мы рассматриваем «профессиональную компетентность» как профессиональное качество личности субъекта профессиональной деятельности. Содержание этого понятия детерминировано конкретным содержанием профессиональной деятельности.
Профессиональная компетентность педагогов дошкольных образовательных организаций «способность организовывать проектную деятельность детей старшего дошкольного возраста» ориентирована на успешную реализацию компетенций в трех областях профессиональной деятельности: психолого-педагогической, технологической и результативной. Структурная характеристика выделенной нами компетентности включает следующие компоненты: когнитивный, ценностно-мотивационный и деятельностный.
Развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций «способность организовывать проектную деятельность детей старшего дошкольного возраста» реализуется при создании условий, ориентированных на расширение знаний педагогов дошкольных учреждений об организации проектной деятельности и приобретения опыта практической организации подобной деятельности.
Развитие у педагогов профессиональной компетентности «способность организовывать проектную деятельность детей старшего дошкольного возраста» реализуется через совокупность условий когнитивного, мотивационно-ценностного и деятельностного характера. В качестве условий, способствующих развитию профессиональной компетентности выявлены разработка учебного междисциплинарного модуля на основе компетентностной модели и потребностей профессионального объединения, разворачивание диалоговых форм, способствующих пониманию собственных интересов и мотивов профессиональной деятельности, включение педагогов 94 в деятельность профессиональных объединений через организацию творческих групп различной тематической направленности, отражающих их профессиональные и личные интересы. Данные условия выступают в качестве необходимых и способствуют переходу развития профессиональной компетентности «способность организовывать проектную деятельность детей старшего дошкольного возраста» на более высокий уровень.
В качестве первого условия выступает разработка учебного междисциплинарного модуля на основе компетентностной модели и потребностей профессионального объединения. Данное условие предполагало раскрытие содержательной характеристики учебного материала. Для этого актуализировались знания псиихолого-педагогической, технологической и результативной направленности. В процессе опытно-экспериментальной работы доказано, что разработка и реализация междисциплинарного образовательного модуля способствует развитию когнитивного компонента профессиональной компетентности «способность организовывать проектную деятельность детей старшего дошкольного возраста». Об эффективности данного условия свидетельствует положительная динамика: возросло количество педагогов с допустимым и оптимальным уровнями развития профессиональной компетентности (с 50 до 92,9%) и уменьшилось - с минимальным уровнем (с 50 до 7,1%) по сравнению с началом опытно-экспериментальной работы.
Вторым условием, направленным на развитие профессиональной компетентности «способность организовывать проектную деятельность детей старшего дошкольного возраста» выступало - разворачивание диалоговых форм, способствующих пониманию собственных интересов и мотивов профессиональной деятельности. Использование метода «6 шляп мышления», метода анализа конкретных ситуаций (case-study) и проведение мастер-классов способствовали формированию мотивационно-ценностного компонента профессиональной компетентности «способность организовывать проектную деятельность детей старшего дошкольного возраста». Об эффективности второго условия свидетельствует положительная динамика: возросло количество педагогов с оптимальным и допустимым уровнями мотивационно-ценностного компонента профессиональной компетентности (с 57,1 до 92,9%) по сравнению с результатами первого среза опытно-экспериментальной работы.
Третьим выделенным нами условием выступало включение педагогов в деятельность профессиональных объединений через организацию творческих групп различной тематической направленности, отражающих их профессиональные и личные интересы, но данное условие нам реализовать не удалось, но мы постарались раскрыть его содержание через предполагаемую модель. Предполагалась организация деятельности пяти творческих групп по следующим темам: вовлечение родителей в проектную деятельность детей, исследовательский вид проектной деятельности, творческий вид проектной деятельности, способы запуска детского проекта и способы поддержки интереса детей к проекту. Результаты деятельности каждой творческой группы планировалось представить на методической ярмарке и педагогическом совете ДОО следующими продуктами деятельности педагогов: разработка методических рекомендаций по вовлечению родителей в проектную деятельность детей, советы по реализации исследовательской проектной деятельности детей, памятка по реализации творческой проектной деятельности, видео рекомендации по способам запуска детских проектов, памятка с примерами, способов поддержки детей при реализации проекта.
Об эффективности третьего условия мы не можем говорить, так как данное условие нам не удалось реализовать из-за ситуации с пандемией, но видна небольшая положительная динамика: возросло количество руководителей частных дошкольных учреждений педагогов с допустимым и оптимальным уровнями развития деятельностного компонента (с 50 до 71%) по сравнению с результатами предыдущего этапа.
Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы показали, что создание взаимосвязанных условий - разработка учебного междисциплинарного модуля на основе компетентностной модели и потребностей профессионального объединения, разворачивание диалоговых форм, способствующих пониманию собственных интересов и мотивов профессиональной деятельности, включение педагогов в деятельность профессиональных объединений через организацию творческих групп различной тематической направленности, отражающих их профессиональные и личные интересы - обеспечивает интеграцию знаний из трех основных областей организации проектной деятельности, способствует актуализации ценностно-мотивационного опыта. Визуализация изменения уровня развития деятельностного компонента профессиональной компетентности «способность организовывать проектную деятельность детей старшего дошкольного возраста» представлена в Приложении Г.
Полученные статистические и качественные выводы дают основание сделать заключение об эффективности реализованных в полном объеме двух условий развития профессиональной компетентности «способность организовывать проектную деятельность детей дошкольного возраста» в экспериментальной группе.
1. Алексеева Л. П., Шаблыгина Н.С. Преподавательские кадры:
состояние и проблемы профессиональной компетентности. М.: НИИВО, 1994. 122 с.
2. Андреев А.Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII - первой половине XIX века. М.: Знак, 2005. 432 с.
3. Байденко В.И., Джерри Ван Зантворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фонд образования. 2003. 673 с.
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества; сост. С.Г.Бочаров. 2-е изд. М.: Искусство, 1986. 445 с.
5. Бермус А.Г.Управление качеством профессионально-педагогического образования. Рост.гос. пед. ун-т. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2002. 288 с.
6. Библер В.С. Культура: диалог культур (опыт определения). Вопросы философии. 1989. № 6. С.31-42.
7. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990. 413 с.
8. Божович Л.И. Избранные психологические труды / ред. Д.И. Фельштейн. 1995. 356 с.
9. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к
образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С 34-42.
10. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. Педагогика. 2003. № 10. С 34-42
11. Большой энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1993. 1632 с.
12. Большой словарь иностранных слов: А-Я: более 24 000 слов / сост. А.Ю. Москвин. М.: Центрполиграф, 2005. 815 с.
13. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций // Педагогика. 2004. № 10. С.23-31.
14. Бочарова Е. Н. Проектная деятельность в ДОО: первый шаг в большой мир // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. т. 15. С. 1486-1490. URL: http://e-koncept.ru/2016/96216.htm. (дата обращения: 10.10.2019)
15. Васильева И.Н., Чепенко О.А. Интерактивное обучение и модульные педагогические технологии. Специалист. 1997. № 6. С. 19-20.
16. Варенцова Н.С. Развитие регуляторных способностей детей в проектной деятельности // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2011. № 5. С. 38-41.
17. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 112 с.
18. Вербицкий А.А. Теория знаково-контекстного обучения в вузе. Мотивационное пространство воспитательной работы педагогического вуза: сборник научных статей / отв. ред. З.И. Лаврентьева. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2001. С.67-73.
19. Герасимов Б.Н. Менеджмент персонала. М.: Феникс, 2007. с. 111.
20. Гришанова Н.А. Развитие компетентности как важнейшее направление реформирования профессионального образования. Десятый симпозиум. Квалиметрия в образовании: методология и практика. Кн. 6. 2002. 24 с.
21. Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеологическая культура
личности: содержание, закономерности, механизмы развития. М.:
Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. 446 с.
22. Дикун Т. П. Учебный диалог как средство формирования личностно ориентированного знания [Электронный ресурс]. М.: РГБ, 2003.
213 с. // URL:http://disertage.ru/?book=disser&cat=n13a&str=1380&nomer=1283(дата обращения 18.09.2020)
23. Доклад международной комиссии по образованию,
представленный ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище».
[Электронный ресурс]. М.: ЮНЕСКО, 1997. 157 с. // URL:
http://www.ifap.ru/library/book201.pdf(дата обращения 13.07.2019).
24. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс] // URL: http://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600 (дата обращения 28.07. 2020).
25. Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и
профессионализм педагога: психологический подход [Электронный ресурс] Философия. Образование. Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК, г. Новокузнецк 2005 (выпуск 8), с. 26-44.: // URL: http://drusa-
nvkz.narod.ru/Pedagog-Sib.html (дата обращения 08.08.2019).
26. Евдокимова Е.С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. 2003. № 3. С. 20-24.
27. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] // Мир словарей. URL: http://mirslovarei.com/efr_a(дата обращения 11.08.2019).
28. Заруба А.В. Что такое мастер- класс? [Электронный источник] Учитель года России. Всероссийский конкурс. // URL: http://www.teacher-of- russia.ru/?page=2009-seminar_lectures_zaruba_av(дата обращения 16.09.2020).
29. Захарова Л.Н. Психологическая подготовка педагога. Нижний Новгород, 1993. 276 с.
30. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб.пособ. / 2-е изд., М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2003. 480 с.
31. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня.2003. № 5. С. 34-42.
32. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно¬целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 38 с.
33. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. 331 с.
34. Коротаева Е.А. Изучение потребности альтернативных дошкольных учреждений в качестве подготовки выпускников педагогического вуза // Сборник тезисов V Международной научно¬практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Молодежь и управление в XXI веке» (г. Екатеринбург, декабрь 2012 г.). Екатеринбург: издательство Уральского гос. пед. ун-та, 2012. 276 с.
35. Малышевский А.Ф. Философско-терминологический. Калуга: Гриф, 2004. 329 с.
36. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996. 308 с.
37. Машуков А.В. Организация и проведение мастер-классов: методические рекомендации. Челябинск, 2007. 11 с.
38. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М.: Прайм-Еврознак, 2003. 637 с.
39. Морозова Л.Д., Иванова Т.С., Микляева Н.В. Учимся проектировать вместе или что такое «детское проектирование»? Родительская академия: организация семейного досуга и создание детско- родительских проектов: Методическое пособие для родителей. В 2-х ч. Ч.2. М.: МГПИ, 2008. 90 с.
40. Никитаев В.В. Деятельностный подход к содержанию высшего образования // Высшее образование в России. 1997. № 31. С. 34-44.
41. Образовательная программа дошкольного
образования «Развитие» / Под ред. Булычевой А.И. М: ЧУ ДПО «УЦ им. Л.А. Венгера «РАЗВИТИЕ», 2016. 220 с.
42. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов; / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 17-е изд., стеретип. М.: Русский язык, 1985. 797 с.
43. Поташник М.М. Управление качеством образования:
Практикоориентированная монография и методическое пособие. М.:
Педагогическое общество России, 2000. 448 с.
44. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // URL:
https://base.garant.rU/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends.(дата обращения: 22.09.2020).
45. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. И.Е. Федосовой. М.: Издательство «Национальное образование», 2015. 368 с.
46. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «ОткрытиЯ» / Под ред. Е. Г. Юдиной. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. 160 с.
47. Равен Д. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр, 2002. 287 с.
48. Радионова Н.Ф. Компетентностный подход в педагогическом образовании. СПб: изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. 115 с.
49. Селевко Г.К. Компетентности и их классификация // Народное образование. 2004. № 4. С.138-143.
50. Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование: концепция и технологии. Волгоград, 1994. 164 с.
51. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.П. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: 2002. С. 45.
52. Современный словарь иностранных слов: толкование,
словоупотребление, словообразование, этимология / Л.М. Баш. М.; 2005. 374 с.
53. Соломенникова О., Гладкова Ю. Профессиональная компетентность современного педагога // Дошкольное воспитание. 2018. № 11. С. 92.
54. Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Л.: 1988. 344 с.
55. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод пособие. М.: Народное образование, 1996. 157 с.
56. Чошанов М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика. 1997. № 2. С 21-29.
57. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас: Швиеса, 1989. 271 с.
58. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. М.: Альта- Принт, 2005. 359 с
59. Флегонтова Н.П. Метод проектов в педагогике Джона Дьюи // Ребенок в детском саду. 2003. № 4. С. 39-43
60. Фрумин И.Д. Введение в теорию и практику демократического образования. Красноярск: «Знание», 1988. 240с.
61. Харин А.З., Мутылина И.Н., Андреев В.В. Информационные технология в учебном процессе вуза: учебное пособие для системы повышения квалификации. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2008. 169 с.
62. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С.34-39.
63. Шушерина О.А. Математические методы в психологии. Учебное пособие. Красноярск: СибГТУ, 2004.144с.
64. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000.176 с.
65. Anderson J.R., Boyle C.F., Reiser B.J. Intelligent Tutoring Systems // Science. 1985. Vol. 228. P. 456-462.