Развитие гражданской позиции подростков в условиях общеобразовательной школы
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки развития гражданской позиции подростков 6
§ 1.1. Сущность, содержание и структура понятия «гражданская
позиция» 6
§ 1.2. Особенности развития гражданской позиции подростков 12
§1.3. Условия развития гражданской позиции подростков в общеобразовательной школе 18
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию гражданской позиции подростков 26
§ 2.1. Диагностика развития гражданской позиции подростков 26
§ 2.2. Проект по развитию гражданской позиции подростков
посредством методов активного обучения в условиях общеобразовательной школы 34
§ 2.3. Оценка эффективности проекта по развитию гражданской
позиции подростков посредством методов активного обучения в условиях общеобразовательной школы 45
Вывод по второй главе 53
Заключение 54
Список использованных источников 56
Приложения 60
Приложение А 60
Приложение Б 61
Приложение В 64
Приложение Г. 67
Приложение Д 73
Приложение Е 92
Глава 1. Теоретические предпосылки развития гражданской позиции подростков 6
§ 1.1. Сущность, содержание и структура понятия «гражданская
позиция» 6
§ 1.2. Особенности развития гражданской позиции подростков 12
§1.3. Условия развития гражданской позиции подростков в общеобразовательной школе 18
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию гражданской позиции подростков 26
§ 2.1. Диагностика развития гражданской позиции подростков 26
§ 2.2. Проект по развитию гражданской позиции подростков
посредством методов активного обучения в условиях общеобразовательной школы 34
§ 2.3. Оценка эффективности проекта по развитию гражданской
позиции подростков посредством методов активного обучения в условиях общеобразовательной школы 45
Вывод по второй главе 53
Заключение 54
Список использованных источников 56
Приложения 60
Приложение А 60
Приложение Б 61
Приложение В 64
Приложение Г. 67
Приложение Д 73
Приложение Е 92
Современные негативные процессы в обществе повлекли за собой то, что у значительной части граждан, а особенно, у подрастающего поколения, оказались нарушены такие традиционные нравственные ценности, как: честность и добросовестность, патриотизм, готовность к подвигу, вера в добро и справедливость, стремление к позитивной реализации, не только личных, но и общественных интересов. В сознании и поведении многих подростков устойчивы такие негативные проявления, как: эгоизм,
неуважительное отношение к старшему поколению и труду, стремление к личной наживе и невысокий культурный уровень. Актуальность нашего исследованияобусловлена тем, что в последнее время наблюдается стремление государства к возвращению утерянных ценностей, а воспитание гражданско-патриотических чувств у молодежи приобретает всё большее значение и становится задачей государственной важности. Развитие гражданской позиции у подрастающего поколения преобразовалось в важную проблему, это выражено необходимостью в развитии и укреплении идей, способствующих объединению российского общества.
Так, в документе «Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы» в качестве одного из результатов окончания обучения в школе, рассматривается готовность выпускниками самостоятельно принимать решения в различных жизненных ситуациях, нести личную ответственность, как за личное благополучие, так и благополучие общества, что является составной частью гражданской позиции личности.
Хотелось бы обратить внимание, что в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года[29], в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «система
образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности, обладающих высокой нравственностью и реализующих свою гражданскую позицию...».
В Федеральном законе №273 «Об образовании» [37] говорится, что одним из принципов государственной политики в сфере образования является развитие гражданской позиции, воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине.
Интерес к проблеме развития гражданской позиции до сих пор не утихает и у современных исследователей. Сейчас активно идет поиск новых и современных технологий и методов развития гражданской позиции в образовательных учреждениях.
На современном этапе проблему развития гражданской позиции рассматривают такие авторы как, И.В. Молодцова, Н.Н.Волобоева, Е.А. Казаева, Т.Н.Балобанова, Кобелева Т.И. Крымова Д.А, Ефремов Д.А, Поляков С.Д. и другие.
Таким образом, возникает противоречие между важностью процесса развития гражданской позиции и недостаточным использованием разнообразных форм и методов для осуществления данного процесса в образовательном учреждении.
Проблемой нашего исследования является поиск новых условий и методов развития гражданской позиции в образовательном учреждении.
Объектом исследования является процесс развития гражданской позиции подростков.
Предметом исследования являются условия развития гражданской позиции подростков в условиях общеобразовательной школы.
Цель исследования: разработать и реализовать социально
педагогические условия развития гражданской позиции подростков в условиях в общеобразовательной школы.
...
неуважительное отношение к старшему поколению и труду, стремление к личной наживе и невысокий культурный уровень. Актуальность нашего исследованияобусловлена тем, что в последнее время наблюдается стремление государства к возвращению утерянных ценностей, а воспитание гражданско-патриотических чувств у молодежи приобретает всё большее значение и становится задачей государственной важности. Развитие гражданской позиции у подрастающего поколения преобразовалось в важную проблему, это выражено необходимостью в развитии и укреплении идей, способствующих объединению российского общества.
Так, в документе «Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы» в качестве одного из результатов окончания обучения в школе, рассматривается готовность выпускниками самостоятельно принимать решения в различных жизненных ситуациях, нести личную ответственность, как за личное благополучие, так и благополучие общества, что является составной частью гражданской позиции личности.
Хотелось бы обратить внимание, что в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года[29], в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «система
образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности, обладающих высокой нравственностью и реализующих свою гражданскую позицию...».
В Федеральном законе №273 «Об образовании» [37] говорится, что одним из принципов государственной политики в сфере образования является развитие гражданской позиции, воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине.
Интерес к проблеме развития гражданской позиции до сих пор не утихает и у современных исследователей. Сейчас активно идет поиск новых и современных технологий и методов развития гражданской позиции в образовательных учреждениях.
На современном этапе проблему развития гражданской позиции рассматривают такие авторы как, И.В. Молодцова, Н.Н.Волобоева, Е.А. Казаева, Т.Н.Балобанова, Кобелева Т.И. Крымова Д.А, Ефремов Д.А, Поляков С.Д. и другие.
Таким образом, возникает противоречие между важностью процесса развития гражданской позиции и недостаточным использованием разнообразных форм и методов для осуществления данного процесса в образовательном учреждении.
Проблемой нашего исследования является поиск новых условий и методов развития гражданской позиции в образовательном учреждении.
Объектом исследования является процесс развития гражданской позиции подростков.
Предметом исследования являются условия развития гражданской позиции подростков в условиях общеобразовательной школы.
Цель исследования: разработать и реализовать социально
педагогические условия развития гражданской позиции подростков в условиях в общеобразовательной школы.
...
В ходе теоретического анализа социально-педагогической и психологопедагогической литературы по теме исследования нами было подробно рассмотрено понятие «гражданская позиция». На основе анализа и сравнения различных источников, было выделено следующее рабочее определение: гражданская позиция - это значимое свойство личности, включающее в себя знания, ценности и направленности, отражающие ее отношение к другим людям, обществу и государству, определяющие деятельность обучающихся школы на основе принятия и осознания общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина, ориентацию на общественное благо в ходе своего обучения. Одной из целей педагогического процесса является создание условий для процесса развития гражданской позиции у обучающихся.
Гражданская позиция включает в себя три компонента: когнитивный (представления о гражданских правах и обязанностях, о ключевых событиях истории Отечества, о социально-политическом устройстве государства), мотивационно-ценностный (гуманистическое отношение личности к обществу, труду, самому себе, к участию в социально-значимой деятельности) и деятельностный (выполнение своих гражданских прав и обязанностей, соблюдение правовых и моральных норм, реальное поведение и участие в социально-значимой деятельности).
В процессе теоретического анализа было обосновано, что именно подростковый возраст является наиболее подходящим, сензитивным периодом для развития гражданской позиции, потому, что именно в этот период у личности развивается потребность в самореализации посредством участия в социально-значимой деятельности. Жизненные установки, инициативность, осознание собственной значимости и личной ответственности, и способность к рефлексии - в подростковом возрастет только начинают свое развитие. В подростковом возрасте ведущей деятельностью становится социально-значимая деятельность, которая реализуется через обучение, общение и участие в общественно-полезных акциях.
Реализация этих потребностей была организована через реализацию проекта, направленного на развитие гражданской позиции. Программа проекта была апробирована на базе МБОУ СШ г. Красноярска для обучающихся 7-го класса. Целью данной программы является создание условий для эффективного развития гражданской позиции подростков посредством методов активного обучения и включения в социальнозначимую деятельность для формирования всесторонне развитой личности, гражданско-патриотических ценностей, бережного отношения к культурно - историческому наследию, участие в социальных акциях и проектах.
По результатам реализации проекта с использованием диагностических методик и процедуры наблюдения при разработке и реализации программы проекта была установлена положительная динамика процесса развития гражданской позиции подростков.
Таким образом, участие подростков в проекте по развитию гражданской позиции способствует повышению у них интереса к изучению гражданских прав и обязанностей, истории своей семьи и Отечества, создает условия для мотивационно-ценностного отношения к этим знаниям, стимулирует их к участию в социально-значимой деятельности.
Итак, позитивные результаты опытно-экспериментальной работы по реализации проекта, направленного на развитие гражданской позиции, подтверждают правомерность гипотезы о том, что процесс развития гражданской позиции подростков будет успешным, если основными методами деятельности, в которой будет осуществляться развитие гражданской позиции подростков, станет использование методов активного обучения и включение в социально-значимую деятельность совместно с молодежным центром.
Гражданская позиция включает в себя три компонента: когнитивный (представления о гражданских правах и обязанностях, о ключевых событиях истории Отечества, о социально-политическом устройстве государства), мотивационно-ценностный (гуманистическое отношение личности к обществу, труду, самому себе, к участию в социально-значимой деятельности) и деятельностный (выполнение своих гражданских прав и обязанностей, соблюдение правовых и моральных норм, реальное поведение и участие в социально-значимой деятельности).
В процессе теоретического анализа было обосновано, что именно подростковый возраст является наиболее подходящим, сензитивным периодом для развития гражданской позиции, потому, что именно в этот период у личности развивается потребность в самореализации посредством участия в социально-значимой деятельности. Жизненные установки, инициативность, осознание собственной значимости и личной ответственности, и способность к рефлексии - в подростковом возрастет только начинают свое развитие. В подростковом возрасте ведущей деятельностью становится социально-значимая деятельность, которая реализуется через обучение, общение и участие в общественно-полезных акциях.
Реализация этих потребностей была организована через реализацию проекта, направленного на развитие гражданской позиции. Программа проекта была апробирована на базе МБОУ СШ г. Красноярска для обучающихся 7-го класса. Целью данной программы является создание условий для эффективного развития гражданской позиции подростков посредством методов активного обучения и включения в социальнозначимую деятельность для формирования всесторонне развитой личности, гражданско-патриотических ценностей, бережного отношения к культурно - историческому наследию, участие в социальных акциях и проектах.
По результатам реализации проекта с использованием диагностических методик и процедуры наблюдения при разработке и реализации программы проекта была установлена положительная динамика процесса развития гражданской позиции подростков.
Таким образом, участие подростков в проекте по развитию гражданской позиции способствует повышению у них интереса к изучению гражданских прав и обязанностей, истории своей семьи и Отечества, создает условия для мотивационно-ценностного отношения к этим знаниям, стимулирует их к участию в социально-значимой деятельности.
Итак, позитивные результаты опытно-экспериментальной работы по реализации проекта, направленного на развитие гражданской позиции, подтверждают правомерность гипотезы о том, что процесс развития гражданской позиции подростков будет успешным, если основными методами деятельности, в которой будет осуществляться развитие гражданской позиции подростков, станет использование методов активного обучения и включение в социально-значимую деятельность совместно с молодежным центром.
Подобные работы
- Развитие гражданской позиции будущего учителя
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2019 - Патриотическое воспитание младших подростков
в условиях воскресной школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - Волонтерские практики детско-юношеской организации как средство формирования активной гражданской позиции школьников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2020 - Нравственное воспитание подростков в условиях цифровизации социального взаимодействия
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1600 р. Год сдачи: 2023 - Формирование гражданской позиции учащихся старших классов
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ В РОССИИ И США
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Правовое воспитание и обучение в общеобразовательной школе как фактор социально-правовой активности несовершеннолетних
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Правовое и патриотическое воспитание в общеобразовательной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Гражданское самоопределение подростков в
деятельности детской общественной организации
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006





