ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ДРУЖЕСКИХ
ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Характеристика понятия «межличностные отношения» 7
1.2. Характеристика дружеских отношений 12
1.3. Психологические особенности подросткового возраста 21
1.4. Психолого-педагогические методы развития дружеских
отношений 26
Выводы по Главе 1 33
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ С
ОДНОКЛАССНИКАМИ У ПОДРОСТКОВ 35
2.1. Анализ результатов исследования 35
2.2. Комплекс мероприятий, направленных на развитие дружеских
отношений с одноклассниками в подростковом возрасте 51
2.3. Реализация развивающего комплекса мероприятий, направленных
на развитие дружеских отношениях с одноклассниками у подростков 60
Выводы по Главе 2 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 86
Сегодня тенденции современного мира указывают на необходимость развития личности, у которой сформированы системы значимых социальных и межличностных отношений и освоены социальные роли и нормы поведения. Об этом свидетельствуют данные, взятые из нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в котором личностные результаты освоения основной образовательной программы данной ступени образования отражают социализацию обучающегося, и формирование коммуникативной компетентности [1]. Для успешного освоения и прохождения данных процессов требуется включение индивида в межличностные отношения. Данный компонент является одним из составляющих элементов в развиваемых компетенциях. Успешно развитые навыки помогут достичь предполагаемых личностных результатов, а именно: освоить формы социальной жизни и сформировать коммуникативные компетентности.
Поведение ребенка в обществе усваивается с раннего детства с помощью межличностных отношений. Он изучает различные социальные роли и пробует себя в различных формах взаимодействия со своим окружением, где одним из ключевых являются дружеские отношения. В каждом возрасте происходит трансформация понимания «дружбы». Наиболее высокозначимыми дружеские отношения становятся в подростковом возрасте.
Подростковый возраст - это самый ответственный период, потому что именно в нем складываются основы нравственности, формируется отношение к себе, людям, к обществу. Кроме этого, в данном возрастном периоде стабильно устанавливаются основные формы межличностного поведения. Все эти качества развиваются в процессе общения подростка с другими людьми. Общение становится ведущим видом деятельности подростка [47].
Для подростка наиболее актуально дружеское взаимодействие, общение в компании сверстников. В этот период происходит переориентация общения с родителей на друзей. Подросток хочет чувствовать коллективную принадлежность, поэтому для него образуются референтные группы. Особенно важным является отношения с одноклассниками, потому что с ними подросток проводит большую часть своего времени.
Вопросы исследования дружеских отношений находят свое отражение в работах Н.Н. Обозова, И.С. Кона, Ф. Альберони, М.И. Лисиной и др.
В настоящее время многие исследования и источники, на основе которых описывается дружба, относятся к ограниченному количеству возрастов, где информация о подростничестве находится в дефиците. А также чаще встречается изучение дружеских отношений подростков с интеллектуальной недостаточностью. Это позволяет говорить разнице в понимании дружбы субъектом с нормальным психическим развитием и субъектом с отклонениями в психическом развитии, так же, как и о возрастных отличиях. Можно сделать вывод об актуальности работы, поскольку вопрос дружбы в подростковом возрасте недостаточно изучен.
Таким образом, появляется необходимость выяснить особенности развития дружеских отношений с одноклассниками в подростковом возрасте и на основе этого найти адекватные средства и условия эффективного развития ребенка в последующих возрастах, удачно пройдя этот этап становления зрелой личности, чему и посвящена данная работа.
Цель: изучить особенности дружеских отношений с одноклассниками в подростковом возрасте.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. На основе анализа литературных источников изучить понятие «дружеские отношения».
2. Дать характеристику личности подросткового возраста.
3. Описать приемы и методы развития дружеских отношений.
4. Разработать и реализовать комплекс мероприятий, направленный на развитие дружеских отношений с одноклассниками подростков.
5. Оценить эффективность разработанного комплекса мероприятий.
Объект исследования: дружеские отношения.
...
В данной выпускной квалификационной работе было изучено понятие дружеских отношений, осуществлен теоретический анализ возрастных особенностей подросткового возраста и дружбы, были рассмотрены и описаны эффективные приемы и методы развития дружеских отношений.
Актуальность проблемы развития дружеских отношений с одноклассниками в подростковом возрасте связана с тем, что от этого зависит психологическое благополучие, ведь так школьники чувствуют себя более уверенными, счастливыми и реализованными, а благоприятный психологический климат в коллективе способствует более успешному выполнению членами коллектива различных видов деятельности Подростковый возраст выступает как чрезвычайно важный этап в развитии онтогенеза, связанный с формированием межличностных, а именно дружеских отношений со сверстниками. И поскольку ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является интимно-личностное общение, то важно выявить представления о дружбе с одноклассниками на данном возрастном этапе.
Важным аспектом психолого-педагогического развития дружбы является участие в совместных играх и активностях, которые способствуют формированию общих интересов и укреплению взаимопонимания, обучение навыкам конструктивного разрешения конфликтов и навыкам эффективного общения, чтобы создавать поддерживающую среду для укрепления дружеских отношений.
Для изучения дружеских отношений с одноклассниками в подростковом возрасте были подобраны методики, направленные на определение степени вовлеченности обучающихся относительно межличностных отношений в своем классе и изучения тенденций личности учащихся касаемо дружбы с одноклассниками.
Результаты, полученные в ходе первичного диагностического исследования, свидетельствуют о том, что:
• ответы на вопросы социально-психологической анкеты показывают, что у подростков имеются представления о дружбе и дружеских отношениях, но с одноклассниками они не дружат в привычном понимании. Ответы на блок вопросов о представлении дружбы в конкретном классе отличаются от ответов на вопросы о дружбе в целом. Дружба с одноклассниками у обучающихся характеризуется большей партнерской выгодой для себя в школьной жизни, чем их же характеристика дружбы в целом. Подросткам в дружбе с одноклассниками важен не только как функциональный компонент дружбы (выгода в обучении, помощь), но и эмоциональный (гармония в классе, не быть одиноким).
• большинство обучающихся - 59,3% - имеют с выбранным
одноклассником дружеские отношения, стадия товарищеских отношений выявлена у 33,9% и приятельские отношения диагностированы у 6,7% обучающихся, по результатам диагностики стадий межличностных отношений.
На основании анализа теоретической информации о дружеских отношениях подростков, а также данных эмпирического исследования был разработан комплекс мероприятий по развитию дружеских отношений с одноклассниками в подростковом возрасте, разработанного на основе программ «Со мной можно дружить» (О.С. Власова) , «Влияние духовнонравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе» (Е.Н. Гришина) и книги «Тренинги развития с подростками» (А.Г. Грецов) .
...
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 ред. от 11 декабря 2020 г.) // URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 04.03.2024).
2. Альберони Ф. Дружба и Любовь. Пер. с итал. Т.З. Клебановой; Общ. ред. А.В. Мудрика. Москва : Прогресс, 1991. 314 с.
3. Ананьев Б.Г. Проблемы возрастной психологии. М.: Просвещение, 2011. 174 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. Москва: Аспект-Пресс, 2009. 363 с.
5. Аргайл М. Психология счастья: [Пер. с англ.] / Майкл Аргайл. 2-е изд. СПб.: Питер : Питер принт, 2003. 270 с.
6. Аристотель. Произведения: в 4 т. М.: Мысль, 1983. 830 с.
7. Булыгина М.В., Носова Л.Е. Отношения с сиблингом и представления о дружеских отношениях у подростков // Сборник научных трудов «Общение в эпоху конвергенции технологий». 2022. №1. С. 450-453 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otnosheniya-s-siblingom-i-predstavleniya-o- druzheskih-otnosheniyah-u-podrostkov (дата обращения: 21.02.2024).
8. Буттаева А.М. Мультикультуральный взгляд на природу
межличностных отношений // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. 2012. №5. С. 237-242.
URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/multikulturalnyy-vzglyad-na-prirodu-
mezhlichnostnyh-otnosheniy (дата обращения: 19.03.2024).
9. Власова О.С. Программа по развитию дружеских отношений учащихся 4-5 классов «Со мной можно дружить» // Инфоурок. URL: https://infourok.ru/programma_po_razvitiyu_druzheskih_vzaimootnosheniy_u_uch aschihsya_4-5_klassov-556034.htm (дата обращения: 11.01.2024).
10. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Юрайт, 2016.
365 с. // Образовательная платформа Юрайт. URL:
https://urait.ru/bcode/491822 (дата обращения: 24.11.2023).
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Москва : АСТ, 2005. 670 с.
12. Гавриловец К.В. Дружба, товарищество. Любовь. Минск: Народная асвета, 1981. 48 с.
13. Газман О.С. Детский коллектив как субъект воспитания // Проблемы детского коллектива в русской и советской педагогической мысли: А.Ю. Гордина, Л.И. Новиковой / под ред. А. Ю. Гордина. М.: Педагогика, 1973. С. 71-109.
14. Грецов А.Г. Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание. СПб: Питер, 2011. 298 с.
15. Грива О.В. Аттракция в дружеских отношениях: образ реального и идеального друга // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2018. №2. С. 121-125.
... всего 56 источников