Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ ВЗРОСЛЫХ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФИЛЮ «ПСИХОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАНИИ»

Работа №154823

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2018
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И СОЦИАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ ВЗРОСЛЫХ 7
1.1. Возрастные особенности в период ранней взрослости 7
1.2. Подходы к исследованию социального сознания 14
1.3. Методы изучения социального сознания 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 29
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ
ВЗРОСЛЫХ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Результаты анализа социального сознания обучающихся взрослых
- студентов направления «Психология образования» 32
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61

Проблема социального сознания является актуальной для различных разделов психологии (общей психологии, социальной психологии и других) и областей человеческой деятельности: семейного воспитания, педагогики, медицины, менеджмента и т.д.
Особенности социального сознания профессионалов определяют качество отношений к социальным партнерам, формируют или не формируют социальный капитал профессиональных групп и каждого из их участников.
Одной из главнейших профессиональных функций психолога в образовании, согласно Профессиональному стандарту «Педагог», является экспертиза педагогической деятельности. Современный психолог образования, как мы считаем, должен обладать навыками анализа социального сознания, осуществлять эту деятельность как в отношении обучающихся, так и в отношении педагогов. Психолог образования является тем профессионалом, который может представить педагогу экспертную информацию: какие социальные представления формирует у обучающихся педагог - своими формами педагогической коммуникации, и не только в процессе преподавания предмета, а во всех доступных наблюдению школьников ситуаций; важно также, чтобы педагог мог быть обучен психологом распознавать социальные представления школьников для их своевременной коррекции.
Государство на уровне требований к результатам образования ставит задачу развития социальных качеств человека, что делает диагностику структур и качества социального сознания и социальных отношений чрезвычайно актуальной (И.Г. Маланчук, А.Г. Денисова и др.). Это касается сегодня всех уровней образования.
На уровне высшего образования задача формирования социальных представлений студентов связана, мы считаем, с задачей становления профессиональной позиции нового типа. Психолог по завершении своего обучения в вузе должен понимать, носителем каких социальных представлений он является, как он должен влиять на качество педагогической коммуникации, какие социальные представления должны быть сформированы у современных педагогов в целях развития социального сознания и социальных компетенций обучающихся.
Поэтому знание особенностей социального сознания студентов- психологов, навык анализа социальных представлений студентов является важным условием эффективного построения работы педагога высшей школы: осознавать задачу развития социальных представлений студентов, корректировать имеющиеся, формировать необходимую для современного школьного образования профессиональную позицию будущего педагога- психолога.
Зарубежные и отечественные психологи в последние 25 лет находятся в поиске эффективных инструментов анализа социальных представлений и социального сознания в целом. Социальное мышление, социальные представления в теоретическом и эмпирической аспектах изучались С.Л. Рубинштейном, К.А. Абульхановой, С. Московичи, К. Джердженом, В. Дуазом, С. Бэроном-Коэном, Дж. Флейвеллом, Г.М. Андреевой, Л.А. Петровской и другими учеными. Анализ целостных структур социального сознания проводится исследовательской группой под руководством И.Г. Маланчук, где предложена технология анализа социального сознания различных возрастных и профессиональных групп по речи и языку.
Необходимость выявления особенностей социального сознания студентов - будущих психологов образования, определило тему нашего исследования: «Социальное сознание студентов, обучающихся по направлению «Образование и педагогика» («Психология в образовании»).
Цель исследования: изучить социальное сознание студентов, обучающихся по направлению «Образование и педагогика» («Психология в образовании»).
Объект исследования: социальное сознание.
Предмет исследования: социальное сознание взрослых - студентов, обучающихся по профилю «Психология в образовании».
Гипотеза исследования: предполагаем, что социальное сознание взрослых - студентов, обучающихся по профилю «Психология в образовании», характеризуют особенности:
- профессиональные психологические представления о человеке как основе общения в различных сферах: бытовой, учебной;
- доминирование представления о коммуникативной норме «взрослый- взрослый», в том числе в учебной сфере;
- специфические представления о студенческой группе как устойчивого социально-психологического образования (в связи с поддержанием контактов в социальной сети).
Задачи исследования:
1. Изучить подходы и методы исследования социального сознания.
2. Изучить содержание социального сознания лиц взрослого возраста, получающих высшее профессиональное образование и квалификацию «педагог-психолог».
Методы исследования: невключенное наблюдение, метод экспертных оценок, контент-анализ высказываний, качественный анализ данных.
Эмпирическая база исследования: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Институт психолого-педагогического образования.
Выборка исследования: вербальные высказывания, собранные на материале коммуникации студентов (19 человек) учебной группы (направление «Психология в образовании», заочное отделение). Выборка исследования представляет собой описания речевого взаимодействия студентов - тексты диалогов, полилогов студентов в учебных и внеучебных ситуациях. Для анализа методом случайной выборки отобрана 51 ситуация речевого взаимодействия, что достаточно для проведения качественного анализа.
Практическая значимость: результаты исследования, полученные в данной работе, имеют широкий спектр применения. Это касается, прежде всего, педагогической деятельности преподавателей вуза, которые, обладая технологией анализа социальных представлений, могут значимо их корректировать в целях формирования профессионального сознания педагогов-психологов. Материалы данной дипломной работы могут лечь в основу содержания дисциплин по выбору для студентов профиля «Психология образования», разделов «Общая психология», «Социальная психология», «Возрастная психология», «Психология профессиональной деятельности» и других.
Описание структуры работы: структура работы включает введение, две главы, заключение, библиографический список, включающий 47 источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В работе проведен теоретический анализ проблемы социального сознания как системы социальных представлений - темы, в настоящее время имеющей высокий уровень значимости, особенно в прикладном плане в сфере образования. В связи с этим материалы и полученные данные могут быть использованы в процессе подготовки специалистов для дошкольного и школьного образования - педагогов и педагогов-психологов, а также для создания программ повышения квалификации педагогов вузов, работающих со взрослыми.
В ходе исследования выделены социальные категории, социальные объекты, социальные эмоции и чувства, значимые для изучаемой группы взрослых. Описано содержание образа «я», образа другого - партнера и третьих лиц, представления о коммуникативных правилах и возможностях в различных сферах и ситуациях общения, представление о будущей профессиональной деятельности.
Выявленные особенности социального сознания взрослых, обучающихся на заочном отделении по профилю подготовки «Психология в образовании», позволили подтвердить поставленные гипотезы.
Продолжением исследования изучаемой темы может стать анализ социального сознания студентов, обучающихся по другим направлениям подготовки, - как в период юности, так и периоды взрослости.



1. Абульханова К.А. Социальное мышление личности // Современная
психология: состояние и перспективы исследований. Ч. 3. Социальные
представления и мышление личности. М.: Институт психологии РАН. 2002. С. 88-103.
2. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Гриф. Минобр, 2004. 288 с.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 270 с.
4. Богомолова Н.Н. Социальная психология массовых коммуникаций. М.: Аспект Пресс, 2008. 191 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
6. Возрастная и педагогическая психология. / под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1983. 288 с.
7. Воловикова М.И. Представления русских о нравственном идеале. М: Институт психологии РАН, 2004. 312 с.
8. Воловикова М.И., Мустафина Л.Ш. Социальные представления о совести в российском менталитете. - М.: Институт психологии РАН, 2016. 128 с.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982. 488 с.
10. Горшков М.К. Реформы в зеркале общественного мнения // Социс. 2011. № 10. С. 3-11.
11. Губенко М.С. Механизмы общественного сознания // Вестник МГУ. Серия Философские науки. 2008. № 4. С. 44-49.
12. Денисова А.Г., Замкина Т.Ю., Шлетгауэр Т.В. Анализ социальных представлений по фактам речи и языка // Психологический журнал. 2011. № 9. С. 10-18.
13. Джерджен К.Дж. Движение социального конструкционизма в
современной психологии // Социальная психология: саморефлексия
маргинальности: Хрестоматия / под ред. М.П. Гапочка, Е.В. Якимова. М.: ИНИОНРАН, 1995. 252 с.
14. Джерджен К.Дж. Социальный конструкционизм: знание и практика. Мн.: БГУ, 2003. 232 с.
15. Донцов А.И., Емельянова, Т.П. Концепция «социальных представлений» в современной французской психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1987. 128 с.
16. Ермолаева O.A. Современное общественное сознание России на государственном и региональном уровнях // Регионология, 2008. № 4. С. 82¬86.
17. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: деятельностно-структурная концепция. М.: Дело, 2002. 568 с.
18. Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1980. 390 с.
19. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. 280 с.
20. Маланчук И.Г. Социальное сознание и речевое поведение в дошкольном возрасте: учебное пособие. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева.2014. 236 с.
21. Маланчук И.Г. Анализ социальных представлений по фактам речи и языка // VIII Междунар. студ. науч. конф. «Студенческий научный форум - 2016». URL: http://www.scienceforum.ru/2016/1392/19834(дата обращения: 10.05.2018)
22. Манаев О.Т. Контент-анализ - описание метода. - URL: http://psyfactor.org/lib/kontent.htm(дата обращения: 12.04.18).
23. Маркова И.В. Представления как субъект-объектные отношения // Философско-психологическое наследие С.Л. Рубинштейна / под. ред. К.А. Абульханова-Славской. М.: ВЛАДОС, 2011. С. 399-460.
24. Миронов М.Е. Обыденное сознание и современность. М.: Ветеран, 2002. 264 с.
25. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. № 1. С. 3-18.
26. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 374 с.
27. Периодизация личностного развития человека. URL:
http://psyera.ru/periodizaciya-lichnostnogo-razvitiya-cheloveka-231.html (Дата
обращения: 15.03.2018)
28. Практическая психология образования: учебное пособие / под ред. И.В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2004. 592 с.
29. Психология среднего возраста, старения, смерти / под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. 384 с.
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. 712 с.
31. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. М.: Воронеж, НПО «МОДЭК», 1996. 384 с.
32. Семёнова А.В., Корсунская М.В. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения / под ред. В.А. Мансурова. М.: Институт социологии РАН, 2010. 324 с.
33. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии / под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 1996. 304 с.
34. Сергиенко Е.А. Модель психического как парадигма познания социального мира // Психологические исследования. 2014. Т. 7. № 36. С. 6.
35. Солодилова О. П.Возрастная психология: учеб. пособие. М.: ТК Велби, 2005. 156 с.
36. Astington J.W., Baird J.A. Introduction: Whulanguagematers. In J.W. Astington, J.A. Baird (Eds). Whu language maters for Theory of Mind. Oxford.: Oxford University Press, 1998. 576 p.
37. Baron-Cohen S., Mindblindness: An essay on autism and theory of mind. Cambridge, MA.: MIT Press, 1995. 392 p.
38. Bartsc K., Wellman H.M. Children talk about the mind. N.Y.: Oxford University Press, 1995. 280 p.
39. Carlson S.M., Moses L.J., Hix H.R. The role inhibitory processes in young children’s difficulties with deception and false belief. Child Development, 1998. № 69. PP.672-691.
40. Flavell J.H. Development of children knowledge about the mental world.Inernational Journal of Behavioral Development, 2000. Vol. 24. № 1. PP.15-23.
41. Gopnik A., Meltzoff A.N. Words, thougts, and theories. Cambridge, MA.: MIT Press, 1997. 276 p.
42. Harris P.L. From simulation to folk psychology: The case for development. Mind and Language, 1992. № 7. PP.120-144.
43. 43 Monaco G.L. Methods for Studying the Structure of Social Representations: A Critical Review and Agenda for Future Research // Journal for the Theory of Social Behaviour. 2017. 371 p.
44. Pernar J. Understanding the representational mind. Cambridge, MA.: MIT Press, 1991. 318 p.
45. 45 Repacholi B.M., Slaughter V. (Eds.). Individual differences in the theory of Mind. N.Y.: Psychology Press, 2003. 412 p.
46. School B.J., Leslie A.M. Modularity, development, and «theory of mind». Mind and Language. 1999. Vol. 14. PP.131-153.
47. Wellman H.M., Gelmann S.A. Knowledge acquisition in functional domains. In W. Damon (Series Ed.), D. Kuhn and R.S. Siegler (Eds.), Handbook of Child Psychology. Vol. 2. Cognition, perception, and language(5th ed). N.Y.: Wiley, 1998. PP.523-573.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ