Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование технологических умений школьников на занятиях в кружке «Мастерская вязания»

Работа №15482

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы72стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
882
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы формирования технологических умений
школьников в кружковой работе 8
1.1 Технологические умения в структуре комплексной
технологической подготовки школьников 8
1.2 Кружок как эффективная форма внеурочной деятельности
для формирования технологических умений школьников 13
1.3 Выявление сформированности технологических умений
обучающихся в кружке вязания 18
Выводы по 1 главе 21
2 Методика формирования технологических умений школьников
в кружке «Мастерская вязания» 23
2.1 Методические рекомендации к организации кружка
«Мастерская вязания» 23
2.2 Программа кружка «Мастерская вязания» 25
Выводы по 2 главе 32
3 Проектирование наглядных пособий для кружка «Мастерская
вязания» 33
3.1 Информационный поиск вязаных изделий 32
3.2 Эскизный проект вязаных изделий 36
3.3 Разработка конструкции вязаных изделий 41
3.4 Разработка технологии изготовления вязаных изделий 42
3.5 Расчет себестоимости проекта 43
Выводы по 3 главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для выявления сформированности
технологических умений в кружке «Мастерская вязания» 55
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Чертежи вязаных аксессуаров 57
ПРИЛОЖЕНИЕ В Технологические карты для вязания аксессуаров 62

Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов основной целью профессиональной педагогической деятельности является удовлетворение потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укрепление здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации школьников; организация деятельности обучающихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; созданию педагогических условий для формирования и развития их творческих
способностей. Такому всестороннему развитию ребенка способствует
образовательное учреждение - в первую очередь общеобразовательная школа, где организуются не только классные занятия, но и осуществляется внеурочная деятельность обучающихся в различных формах (кружки, научные общества и т.д.).
Школы на сегодняшний день не готовы организовать работу достаточного коллектива кружков, чтобы удовлетворить все потребности обучающихся и их родителей. Для организации достаточного выбора кружков необходимо обеспечение ряда условий: организация кабинета для занятий кружковой работой, методическое обеспечение (наглядные пособия, средства обучения, программы), квалифицированные, компетентные руководители кружков.
Современные образовательные направления предполагают развитие творчески активной личности, желающей и умеющей преобразовывать окружающее на пользу и благо человека. В рамках современного образования развиваются индивидуальные способности каждого ученика. Такая реализация возможна именно в технологическом обучении в кружке, одно из направлений которого может быть ориентировано на обучение изготовлению вязаных аксессуаров. Благодаря изготовлению изделий будут четко формироваться технологические умения, которые предусматривают практические методы обучения. Обращаясь к истории вязания, отметим, что в советские времена было сложно купить какую-либо модную и подходящую вещь. Вязание являлось одним из самых распространенных видов рукоделия в конце прошлого века. Сегодня потребителю представлен огромный выбор
готовой одежды. Однако вязание остается любимым занятием многих людей,
потому что вязаные вещи - оригинальны. Сегодня создание стильного образа невозможно без аксессуаров. Вязание аксессуаров (шапок, шарфов, варежек, перчаток, сумок, браслетов, рюкзаков, колье, поясов и т. д.) стало актуальным на сегодняшний день. В связи с этим отмечается наличие интереса у школьников к данному направлению.
В современном состоянии вопроса сложились неразрешенные противоречия между:
- требованиями ФГОС и недостаточной разработанностью методики по формированию технологических умений в кружке «Мастерская вязания».
Проблема исследования: какой должна быть методика формирования технологических умений у обучающихся в кружке «Мастерская вязания».
Исходя из проблемы исследования, можно определить, что тема исследования «Формирование технологических умений школьников на занятиях в кружке «Мастерская вязания» является актуальной.
Цель исследования: разработать методику формирования
технологических умений школьников на занятиях в кружке «Мастерская вязания».
Объект исследования: формирование технологических умений школьников в кружковой работе.
Предмет исследования: особенности формирования технологических умений школьников в кружке вязания.
Гипотеза исследования: формирование технологических умений у школьников будет осуществляться более эффективно, если организовать работу кружка в соответствии с разработанной методикой.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему формирования технологических умений школьников в кружковой работе.
2. Выявить уровень развития технологических умений обучающихся в кружке вязания.
3. Разработать методику формирования технологических умений обучающихся в кружке.
4. Осуществить проектирование средств обучения для кружка вязания, способствующих формированию технологических умений школьников.
5. Проанализировать результаты экспериментального исследования.
Методологической основой исследования явились:
дидактические работы по содержанию технологических умений П.Н. Андрианов, П.Р. Атутов, В.А. Поляков и др.; дидактические работы по
вязанию М.Я. Балашова, Е.А. Бойко, С. Джонс и др.; технологии изготовления вязаных изделий М.В. Максимова, И.В. Новикова, С.М. Жук и др.
МетоДы исследования:
Теоретические: анализ литературы, изучение современного состояния проблемы.
Эмпирические: опрос (опросник по выявлению сформированности технологических умений школьников), эскизирование, конструирование.
Экспериментальная база исследования:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Бийска
Практическая значимость исследования:
результаты исследования по формированию технологических умений школьников могут быть внедрены в учебный процесс при организации работы кружка.
Структура работы
соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть (первая глава), практическую часть (вторая и третья главы), заключение, библиографический список, три приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования были решены поставленные задачи и теоретически подтверждена выдвинутая гипотеза. В результате исследования подтверждается актуальность и практическая значимость работы. Данные, рассматриваемые в результате теоретического исследования, позволяют сформулировать окончательные выводы.
Выявлено понятие «технологические умения», определяемое как освоенные человеком способы преобразовательной деятельности на основе приобретенных знаний в соответствии с достигнутым уровнем научно - технического прогресса и производства. Показана возможность формирования технологических умений на занятиях кружка как формы организации внеурочной деятельности, обладающей большим потенциалом для приобретения технологических умений.
В ходе экспериментального исследования разработана анкета для выявления сформированности технологических умений школьников. В анкетировании принимали участие 30 учеников МБОУ «СОШ № 3» г. Бийска. Результаты анкетирования показали наличие результатов констатирующего и контрольного анкетирования и выявили положительную динамику для формирования технологических умений школьников.
Разработаны методические рекомендации по организации кружка «Мастерская вязания», в которых важное значение уделяется методам и приемам работы с учащимися. Методы и приемы, помогающие кружковцам в усвоении материала, зависят от особенности и специфики каждой группы, поэтому руководитель кружка должен постоянно совершенствоваться в методических приемах обучения.
Разработана программа, целью которой является формирование технологических умений в процессе изготовления вязаных изделий. Программа рассчитана на школьников 11-13 лет и направлена на формирование у них технологических умений.
В процессе проектирования наглядных пособий для кружка «Мастерская вязания» установлено, что в основу разработки собственного проекта включены следующие изделия: сумка с длинными ручками, ободок на голову, брелок на ключи, пенал под канцелярские товары.
Разработаны эскизные проекты вязаных аксессуаров и выбраны лучшие идеи, позволяющие учащимся при их изготовлении овладеть разными видами вязания, легко и быстро освоить принципы вязания: сумка - клатч, ободок, состоящий из переплетенных колец, брелок «Смайлик», пенал «конфета».
Разработаны конструкции вышеуказанных вязаных изделий, определены размеры деталей.
Разработаны технологические карты на выполнение вязаных аксессуаров (сумка-клатч, ободок, состоящий из переплетенных колец, брелок «Смайлик», пенал «конфета»), в которых рассмотрены наименование операции, технические условия на выполнения, инструменты и рисунки.
На заключительном этапе рассчитана себестоимость проекта, которая составила 15 421,5 рубля.
Таким образом, результаты исследования по формированию технологических умений школьников могут быть внедрены в учебный процесс при организации работы кружка.



1. Атутов, П.Р. Политехническое образование школьников: сближение общеобразовательной и профессиональной школы [Текст] / П.Р. Атутов. — М.: Педагогика, 1986.— 176 с.
2. Балашова, М. Я. Большая энциклопедия по вязанию. Пошаговые уроки. Вязание крючком. Вязание спицами [Текст] / М.Я. Балашова, Ю.П. Семенова. - СПб: Питер, 2011. - 192 c.
3. Бойко, Е.А. Пошаговый самоучитель вязания спицами и крючком [Текст]: учеб. пособие / Е.А. Бойко. - М: Клуб семейного досуга, - 2013. - 240 с.
4. Бражук, С. В. Кружковая работа как средство реализации федеральных государственных стандартов начального общего образования (фгос ноо) [Текст] / С. В. Бражук, Г.А. Капранов // Теория и практика современной науки. - 2015. - №6 (6) - С. 186 - 190.
5. Вязание аксессуаров [Электронный ресурс]. - Сайт «Kniti.ru» - Электрон, текстовые, граф. - режим доступа: http://kniti.ru/category/vyazanye- aksessuary/ 21 декабря 2017 14:22:17.
6. Вязание и другие виды рукоделия [Электронный ресурс]. - Сайт «Три Руки - HandMade» - Электрон, текстовые - режим доступа: http://triruki.ru/kat/aksessuary/ 21 декабря 2017 08:10:43.
7. Гальперин, П. Я. Четыре лекции по психологии [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / П.Я. Гальперин, - М.: Книжный дом «Университет», 2000. - 112 с.
8. Даровских, И.С. Внеурочная деятельность: цели, организация, направления работы в современных условиях [Текст] / И.С. Даровских // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4. - С. 88.
9. Джонс, С. Вязание крючком для начинающих [Текст] / С. Джонс. - М.: "Издательство АСТ", 2004. - 192 c.
10. Дидактика технологического образования [Текст]: книга для учителя / П.Р. Атутов, В.А. Поляков, П.Н. Андрианов и др., - М.: Ин-т - общ. сред. образования РАО, Ч 1, - 1983. - 192 с.
11. ЕвлаДова, Е. Б. Дополнительное образование детей [Текст]: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. - М.: ВЛАДОС, 2002. — 352 с.
12. Еременко, Т.И. «Рукоделие» [Текст] / Т.И. Еременко, - М.: «Просвещение», 2000. - 193 с.
13. Жук, С. М. Вязание крючком [Текст] / С.М. Жук. - М.: АСТ, Астрель, 2012. - 944 c.
14. Золотарева, А.В. Проблемы и перспективы включения дополнительного образования детей в процесс реализации ФГОС общего образования [Текст] / А.В Золотарева // Внешкольник. - 2011. - № 3. - с. 15 - 18.
15. Из истории вязания крючком [Электронный ресурс]. - Сайт «Podelki-sr.ru» - Электрон, текстовые - режим доступа: http://podelki- sr. ru/nemnogo-iz-istorii-vyazaniya.html/ 15 декабря 2017 07:25:43.
16. Инструменты и приспособления для вязания [Электронный ресурс]. - Сайт «Крючком. ру» - Электрон, текстовые - режим доступа: https://kryuchkom.ru/instrumenty-i-prisposobleniya-dlya-vyazaniya/ 17 декабря 2016 20:45:15.
17. История вязания спицами [Электронный ресурс]. - Сайт «SUB@CRIBE.RU» - Электрон, текстовые - режим доступа: http://subscribe.ru/group/rukodelie/411013/ 10 декабря 2017 8:15: 34.
18. Казакевич, В.М. Основы методики трудового обучения [Текст] / В.М. Казакевич, В.А. Поляков, А.Е. Ставровский, - М.: «Просвещение», 2010. - 192 с.
19. Кальней, В.А. Основы методики трудового и профессионального обучения [Текст] / В.А. Кальней, В.С. Капровола, В.А. Поляков, - М.: «Просвещение», 2000. - 190 с.
20. Климов, Е. А. Основы психологии [Текст]: учебник для вузов. - 2¬е изд., перераб. и доп / Е.А. Климов, - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 - 462 с.
21. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Г.И. Кругликов, - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.
22. Лаптев, Г.Г. Элементы графической грамоты на уроках технического труда [Текст] / Школа и производство / Г.Г. Лаптев, - 2003. - №5. - с 84 - 85
23. Максимова, М.В. Азбука вязания [Текст] / М.В. Максимова, - М.: ООО «Издательство «Эсмо», 2005. - 193 с.
24. Милерян, Е.А. Психология труда и профессионального образования: Избранные научные труды [Текст] / Е.А. Милерян, В.Е. Милерян, - Киев.: НИИ «Интерсервис», 2013. - 290 с.
25. Новиков, А.М. Методология [Текст] / А.М. Новиков, Д.А. Новиков, - М.: СИН - ТЕГ, 2010. - 668 с.
26. Новикова, И. В. Вязание крючком и вышивка в детском саду. Конспекты занятий с детьми 5-7 лет [Текст] / И.В. Новикова. - М.: Академия развития, 2010. - 176 c.
27. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий [Текст]: учеб. пособие для учеб. заведений профтехобразования. - 2¬е издание / К.К. Платонов, - М.: высшая школа, 1984. - 174 с.
28. Понятие технологического образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.eduneed.ru/ededs-662-2.html 15 февраля 2018 17: 12: 28
29. Почикеева, Н.М. Обучение, развитие и воспитание личности в процессе кружковой работы и трудового обучения [Текст] / Н.М. Почикеева // Методика преподавания. - 2014. - №6. - С. 23-28.
30. Профессиональная педагогика [Текст]: Учебник для студентов, обучающихся по педагогичес ким специальностям и направлениям. Под ред.
31. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие [Текст] / А.Г. Асмолов, А.Л. Семенов, А.Ю. Уваров. — М.: НексПринт, 2010. — 84 с.
С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, 2009. - 456 с.
32. Серебренников, Л. Н. Комплексная технологическая подготовка школьников [Текст]: автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Ярослав. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского. - Ярославль, 2004. - 43
с.
33. Смирнова, Л. Вязание крючком [Текст] / Л. Смирнова. - М.: АСТ, Харвест, 2007. - 990 с.
34. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины [Текст] / сост. М. Ю. Олешков, В.М. Уваров. - М.: Компания Спутник+, 2006. - 191 с.
35. Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст] / Л.Д. столяренко, - Ростов н/д. Издательство «Феникс», 1997. - 736 с.
36. Тарасенко, С.Ф. «Забавные поделки крючком и спицами» [Текст] / С.Ф. Тарасенко, - М.: «Просвещение», 1992. - 210 с.
37. Технологическая культура и профессиональная деятельность
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://kopilkaurokov.ru/tehnologiyad/prochee/tiekhnologhichieskaia-kul-tura-i- profiessional-naia-dieiatiel-nost 15 февраля 2018 17:48:14
38. Технологическое образование для инновационно -
технологического развития страны [Текст]: Материалы XIX Международной научно-практической конференции по проблемам технологического образования школьников // под ред. Ю.Л. Хотунцева, Москва, МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2013. - 496 с.
39. Технология [Текст]: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) // В. Д. Симоненко, Ю. В. Крупская и др.; Под ред. В. Д. Симоненко - М.: Вентана-Графф, 2003. - 256 с.
40. Технология. Содержание и образования [Текст]: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов, - М.: Вентана-Граф, 2008. - 304с. - (Современное образование).
41. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897) [Электронный ресурс] - режим доступа:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70764706/ 11 декабря 2017 17:45:22.
42. ФриДман, Л.М. Психопедагогика общего образования [Текст]: пособие для студентов и учителей / Л.М. Фридман, - М.: институт практической психологии, 2013. - 288 с.
43. Хотунцев, Ю.Л. Технологическое образование школьников в Российской Федерации и ряде зарубежных стран [Текст] / Ю.Л. Хотунцев. - М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2012. - 199 с.
44. Чебышева, В.В. Психология трудового общения (трудовые умения и навыки и условия трудового обучения) [Текст] / В.В.Чебышева, - М.: «Просвящение», 2015. - 303 с.
45. Шимарова, С.С. Мониторинг результатов образовательной деятельности объединения «Вязания крючком» [Текст] / С.С. Шимарова. // МБОУ ДО «Дом творчества» - М., 2015. - 8 с.
46. Ширяева, Г. М. Организация и проведение кружковой работы [Текст] / Г.М. Ширяева. - Кирово - Чепецк: МКОУ СОШ № 7, 2015. - 10 с.
47. Якименская, И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе [Текст] / И.С. Якименская, - М.: Сентябрь, 2010. - 176 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ