Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности социальных представлений о любви у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Работа №154814

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы63
Год сдачи2018
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы социальных представлений о любви у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации 5
1.1 Теоретические основы социальных представлений в
научной литературе 5
1.2 Категория «дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию». Пути формирования полноты представлений у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации 11
1.3 Понятие любви в научной литературе 17
Вывод по первой главе 26
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование представлений о любви у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации 27
2.1 Опытно-экспериментальное исследование представлений о любви 27
2.2 Анализ полученных данных 31
2.3 Методические рекомендации по развитию полноты
представлений о любви у детей в трудной жизненной ситуации 39
Вывод по второй главе 45
Заключение 46
Библиографический список 48
Приложения

Актуальность исследования. С каждым годом, к сожалению, показатель количества детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в нашей стране не падает. Трудная жизненная ситуация не имеет четкого определения, под ней следует понимать ситуацию, в которой в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение социализации ребенка к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности, посредством моделей и способов поведения выработанных в предыдущие периоды жизни. Хотя усилия социальных служб, общественности и государства в целом направлены на помощь таким детям, тем не менее, проблема остаётся острой и злободневной. В последние годы в России в условиях продолжающейся социально -экономической нестабильности прослеживается устойчивый рост числа детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. При этом лишь немногие дети оказались без попечения в результате смерти родителей. Остальные относятся к явлению «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях, и их процент, к сожалению, не уменьшается. Это результат ухудшения жизни российских семей, падения нравственных устоев, и, как следствие изменение отношения к собственным детям. Социальных исследований, касающихся особенностей социальных представлений, в том числе о любви, у детей в трудной жизненной ситуации не достаточно. Эта тема требует пристального внимания и изучения социологической наукой.
Данной проблемой занимались такие ученые как С. Московичи, Мацковский М. С, Осухова Н. Г, Э. Фромм, Кузина И. Г, Соловьев В. С.
Цель работы - выявить особенности социальных представлений о любви у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Объект исследования - представление о любви у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Предмет исследования - особенности социальных представлений о любви у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Гипотеза исследования - заключается в предположении, что социальные представления являются частью индивидуального сознания, типичного для представителей одной социальной группы и состоят из поля представления, установки и информации. Могут формироваться на основе влияния социальной среды, индивидуальных особенностей личности и ранее сформировавшихся представлений.
Для достижения цели в процессе теоретического исследования предстоит решить следующие задачи:
1. выяснить, что относится к понятию «социальные представления»;
2. определить какие жизненные ситуации являются трудными для детей;
3. изучить понятие о любви в научной литературе;
4. Провести экспериментальное исследование особенностей социальных представлений о любви у детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
5. Осуществить анализ полученных данных.
6. Предложить методические рекомендации.
Методы исследования в работе:
- Анализ научной литературы
- Эксперимент
- Анализ полученных данных
База исследования - исследование проводилось на базе социально - реабилитационного центра «Росток» г. Красноярск. В данном исследовании приняли участие 12 детей в возрасте от 9 до 12 лет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Представления о любви у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации имеют очень важное значение в становлении личности. В этом возрасте закладываются основы нравственного поведения, формирующиеся посредством различных примеров нравственного поведения : в семье, в обществе, в произведениях художественной литературы, кино и пр. В своей работе мы поставили цели и задачи, которые были успешно достигнуты в процессе исследования.
Анализ литературы по проблеме данного исследования позволяет сделать вывод, что в настоящее время понятие социальных представления рассматривается исследователями как часть сознания. Исследователи выделяют социальные представления разных уровней и утверждают, что представления связаны как с ожиданиями людей, так и с тем, что уже есть, а точнее кажется действительным. Человек, при выборе способов действий, опирается не на объективную реальность, а на то, как он их себе представляет. Тем самым, социальные представления оказывают регулирующее и направляющее действие и отражают отношение группы к каким-либо социальным феноменам. Теории о социальных представлениях имеют логику построения, обусловленную тем, что все они исходят из положений теории С. Московичи. Исходя из данной теории, выделяют три структурных компонента : информация, поле представления и установка.
С точки зрения философско-психологического аспекта под любовью понимается ее рациональное осмысление в качестве главного источника человеческого бытия. Любовь в философии рассматривается в качестве первоначала, сущности бытийного существования человека, как индивидуального, так и общественного.
Не смотря на то, что в возрасте 9-12 лет возникают глубокие и избирательные отношения, этот возраст редко ассоциируется с любовью. Следует отметить, что все чувства имеют большое значение в психической жизни ребенка.
С помощью методик «Сочинение», «Рисунок» и «Незаконченные предложения», мы выявили актуальную полноту представлений о любви у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Обобщив проведенные методики, мы выявили, что лишь чуть больше 1/5 детей, принявших участие в тестировании, обладают достаточными представлениями о любви. Остальные участники тестирования(80%) показали средне-низкие результаты.
Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу, что представления о любви у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждаются в расширении. Мы предположили, что самым доступным способом для дополнения этих представления является литература. Литература, в своей сущности, является одним из способов развития личности. Ко всему прочему, чтение книг приводит к росту интереса к самопознанию и духовному развитию.
Мы считаем, что использование детской литературы в форме проведения литературной конференции для развития и дополнения представлений о любви, окажет положительное воздействие и поможет сформировать верную модель взаимоотношений в сознании детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.



1. Актуальные проблемы современного детства: Сборник научных трудов. Вып. Общ. Редакции. Е. М. Рыбинского. М.: НИИ детства 1994.
2. Андреева, Г. М. Психология социального познания: Словарь по социальной психологии; Учеб. пособ. / Г. М. Андреева. - М.: Аспект- пресс, 2004. - 288 с.
3. Бабаян. А. В. И. А. Сикорский о нравственном воспитании // Педагогика .— 2004. — №10
4. Вербицкий Р.Ю. Социальные представления как предмет социальной психологии// Вестник университета, № 11, 2015. С. 311-316.
5. Всемирная энциклопедия: Философия. Минск: Соврем. литератор, 2001. С. 588-590.
6. Гнездилов Г. В; Кокорева Е. А., Курдюмов А. Б. Возрастная психология и психология развития: Учебное пособие. М.: Изд-во СГУ, 2013.- 204с
7. Гоноболин Ф. Н. Психология. — М.: Просвещение, 1973. — 240с.
8. Гутрина Л. Д. «Вам и не снилось» :произведение о любви в круге чтения современных школьников // Филологический класс. — 2015. — №3(41). — С.66-69.
9. Дайон. К и Дайон. К : Корреляты любви // консультации и клиническая психология. 1973
10. Дементьева, И.Ф. Социализация детей в семье: теории, факторы, модели / И.Ф. Дементьева. — М.: Генезис, 2004. — 232 с.
11. Добоц. П. Масштабы романтического влечения // 1980.
12. Доиз. В : Социальные представления и анализ данных // Гренобль 1992
13. Дюркгейм Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение. - М.: Канон, 1995. - 352.
14. Емельянова, Т. П. (2006) Конструирование социальных представлений в условиях трансформации Российского общества. М. : Институт психологии РАН 

16. Жоделе Д. Социальное представление: феномены, концепт и теория // Социальная психология / Под ред. С. Московичи. - М.; СПб.: Питер,
2007. - С. 372-394. /
17. Ивин, А. А. Многообразный мир любви // Философия любви : в 2 ч. Ч. 1. М., 1990. С. 10.
18. Изард. К. Э. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 2007. — 464с.
19. Казимирская. Т. А. Ценностные ориентации в нравственном воспитании детей: Дис....канд.пед.наук/Т.А. Казимирская. -Москва, 2003.-184с
20. Кемпер. Т : Теория социального взаимодействия эмоций. 1978
21. Климова. С. В. Социальный феномен любви // Социологические исследования. — 2009. №9. — С. 79-88.
22. Козырев А.П. Смысл любви в философии Владимира Соловьева и гностические параллели // Вопросы философии. 1995. № 7. С. 68.
23. Кон И. С. Ребенок и общество: учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2003. - 336 с.
24. Кузина И.Г. Теория социальной работы. Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2006. - 230 с.
25. Краткий философский словарь / А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев [и др.]. М.: ТК Велби : Проспект, 2007. С. 196.
26. Леонтьев А. А. Деятельный ум. М.: Смысл, 2011.
27. Лосев А.Ф. : Вступительная статья к первому тому сочинений платона. // Платон. Соч 1968
28. Мацковский М. С. Социальная семья. Проблемы теории, методологии методики. - М.: Просвещение, 1989. - 116 с.
29. Молдавская. О. Маленькая большая любовь // Домашний очаг. - 2008. — №7 .
30. Молодцов. А. Умение любить. Общие закономерности любви. М.: Смысл, 2017.- С. 63.
31. Московичи С. Общество и теория в социальной психологии // Современная зарубежная социальная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - С. 208-228. От коллективных представлений к социальным (к истории одного понятия) // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. №2. С.83-95. С. Социальные представления: исторический взгляд// Психологический журнал. - 1995. Т. 16, № 1; Т. 16, № 2.
32. Мудрик А. В Социальная педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов / под. ред. В А. Сластенина. - 3-е изд., доп. - М.: Издат. центр Академия, 2002. - 200 с.
33. Несына С. В. - К вопросу о роли родителей в развитии отношений в юности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. — 2012. — №1. — С.229-232.
34.Осухова Н.Г. Человек в экстремальной ситуации: теоретические интерпретации и модели психологической помощи. // Развитие личности №3, 2006. - с. 23.
35. Почебут Л. Г., Мейжис И. А.— Мастера психологии/ Социальная психология, СПб.: Питер, 2010. — 672 с.
36. Пеллегрини. И. : Половые различия в восприятии романтической любви - половом влечении.// Перцептивно-двигательные навыки. 1978.
37. Петровский А. В. Психология развивающейся личности. - М.:
Педагогика, 1987. - С. 170.
38. Пушкарев. Е. Любовь! Благо или зло? Психологические измерения. — LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. — 556c.
39. Рейк. Т: Взгляд психолога на любовь, - М.: АСТ, 1944.
40. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1930. 13, с. 329
41. Соловьев В.С. Смысл любви//Вопросы психологии и философии. 1894.
42. Социально-педагогический словарь в ред. М. Н. Бурмистровой, Л. Л. Васильева, Л. Ю. Петрова, А. В. Кащеева, Н. П. Кириленко, Т. Н. Черняева. - М.: Мысль 2012. С. 126.
43. Сластенин. В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учебник. М.: Юрайт, 2013.
44. Стернберг. Р., Близкие отношения. - М.: Ин-т философии РАН, 1997. — С. 266.
45. Федеральный Закон Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124 - Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации». // http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_19558/
46. ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних». //
http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_23 509/
47. Флиер. А. Я. Некультурные функции культуры: Очерк. — М.: МГУКИ,
2008. — 272с.
48. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. — М.: Наука, 1989. — 576с.
49. Фромм, Э. Душа человека. М., 1992. С.153. Искусство любить. - М.: АСТ, 2016. 224с.
50. Херцлих К. - Социологический словарь.
51. Шеллер M. Ordo amoris // Трактаты о любви / РАН, Ин-т философии, Центр этич. Исслед.; Сост. О. П. Зубец — М.: Институт философии РАН, 1994. — С 77-100.
52. Шопенгауэр А. Метафизика половой любви. СПб.: Азбука классика,
53. Яннарас, Х. Вариации на тему «Песни песней» (Эссе о любви) // Яннарас
Х. Избранное. Личность и Эрос. М. : РОССПЭН, 2005.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ