Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1 Добровольческая деятельность в студенческой среде………………. 6
1.1 Определение и особенности волонтерской деятельности в России …6
1.2 Направления волонтерской деятельности в студенческой среде ………………11
Глава 2 Создание волонтерской организации 16
2.1 Цель проекта ………………………………………………………… 16
2.2 Целевая аудитория проекта/потребители продукта проекта ……… 17
2.3 Характеристика продукта проекта ………17
2.4 Структура работ в проекте ………………………19
2.5 Сроки реализации проекта ………………………22
2.6 Риски проекта …………………………………………….. 23
2.7 Ресурсы проекта ………………………………………. 26
2.8 Команда проекта …………………………… 27
2.9 Стоимость проекта ………………30
Заключение ……………………………………………… 32
Список литературы ………………………35
Приложение …………………………………………………………………….. 38
Актуальность исследования. Во многих странах мира волонтерское движение является популярным. Слово «волонтёр» произошло от французского аналога «volontaire», что в переводе оно означает «доброволец». Волонтёрами в XVIII-XIX называли людей, добровольно согласившихся пойти на военную службу. В качестве основного элемента движения волонтёрские организации в России рассматривает молодёжь. Это обуславливается тем, что они являются социально активным населением, не имеют большого количества проблем и более мобильны. Поэтому, волонтёрские движения организуются при ВУЗах. Зачастую их деятельность основывается уже на полученном опыте в прошлом. Для молодых специалистов это выступает отличной возможностью проявить себя, а полученные знания и навыки применить в деятельности. Студенты, в данном случае, выступают наиболее активной группой среди молодёжи. Они принимают участие в работе с социально незащищенными гражданами разных групп, организуют и проводят мероприятия, помогают другим организациям реализовывать проекты.
Социальная значимость создаваемого проекта обуславливается необходимостью создания масштабного событийного волонтерского отряда для привлечения молодежи от 14 до 25 лет, в том числе привлечения к благотворительной деятельности, продвижения гуманной и правильной жизненной позиции молодых людей. А также привлечения в Кузбасское Региональное Отделение Российские Студенческие Отряды (сокращенно КРО РСО) молодых бойцов, которые станут членами данной организации, что повысит ее финансирование, статус и лояльность среди партнеров и работодателей.
Степень изученности проблемы. Теоретическое представление управления временем в проекте нашло отражение в работах различных учёных. Среди них Э. Д. Ахметгалиев [1], Г. П. Бодренкова [5], А. Г. Килина [16] и др.
В результате анализа научной литературы возможно сделать вывод, что волонтёрская деятельность является относительно новым феноменом в общественной деятельности и требует более углубленной разработки.
Целями исследования являются:
1) Ознакомление с волонтёрской деятельностью в студенческой среде;
2) Обоснование необходимости и целесообразности реализации создаваемого проекта и определение основных параметров проекта.
Задачи исследования:
1) Рассмотрение определения и особенностей волонтерской деятельности в России;
2) Изучение основных направлений волонтёрской деятельности в России;
3) Обоснование проекта, оценка и план реализации терминального проекта в социально-культурной сфере.
Объект исследования: волонтёрская деятельность.
Предмет исследования: волонтёрская деятельность в студенческой среде на примере создаваемого проекта в данной курсовой работе.
Использованные методы педагогического исследования:
– анализ теоретической литературы;
– обобщение вспомогательного материала сайтов;
– изучение нормативно-правовой документации, необходимой для реализации проекта.
Структура исследования: Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложение. Во введении обосновывается актуальность темы, анализируется степень её разработанности, определяются цель, задачи, объект и предмет исследования, методы исследования.
В первой главе рассматриваются теоретические волонтёрской деятельности. Дается понятие «волонтёрская деятельность»; рассматриваются основные направления волонтёрского движения в России.
Во второй главе рассматривается комплекс подсистем проекта, необходимых для его реализации. Обосновывается цель проекта, целевая аудитория, характеристика продукта. Разрабатывается структура работ в проекте, сроки реализации, риски проекта. Определяются необходимые ресурсы и команда проекта. Рассчитывается стоимость проекта.
В заключении формулируются основные итоги исследования. Приводится главный вывод о уровне риска проекта, источник финансирования, целесообразности его реализации и значение для социально-культурной сферы Кузбасса. Обозначаются основные параметры проекта: продолжительность реализации, ресурсы проекта, меры по предупреждению рисков.
В Приложении представлены различные данные, для более полного представления об обосновании проекта.
В данной курсовой работе были выполнены поставленные цели и задачи.
В первой главе удалось рассмотреть теоретические основы волонтёрской деятельности. Волонтёр — это человек, который, работая безвозмездно, стремиться внести свой вклад в реализацию социально значимых проектов. Само слово «волонтер» образовалось от аналога «volontaire», что в переводе означает «доброволец». Добровольцами раньше, во время военных действий, называли людей, которые добровольно приходили на помощь и помогали в боях, больницах, восстановлении разрушенных зданий и т.д. Слово «доброволец» же образовано от двух слов «добро» и «воля». Таким образом, добровольцы – люди, которые совершают «добро» по собственной «воле» во благо других людей.
Волонтёрство или добровольчество, добровольческая деятельность — широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, фандрайзинг, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Таким образом, волонтёрская деятельность простроена на желании безвозмездно помогать обществу. Каждый, кто становится волонтёром имеет свои мотивы заниматься добровольчеством. Участником движения может стать любой желающий человек, вне зависимости от социального статуса, роли и положения в обществе.
У волонтёрской деятельности есть свои направления. Основных 11: социальное, событийное, эковолонтёрство, донорство, медиаволонтёрство, медицинское, патриотическое, корпоративное, волонтёрство общественной безопасности и в чрезвычайных ситуациях, поисково-спасательное волонтёрство, онлайн-волонтёрство.
В сфере культуры особенно стоить выделить направление событийного волонтёрства. Событийное волонтёрство (работа волонтёров на больших мероприятиях: культурных, спортивных, форумах, фестивалях). Этим направлением интересуются те, кто думает развиваться в сфере организации таких мероприятий. Они помогают с навигацией гостей на мероприятии, могут проконсультировать по основным вопросам и следят комфортно ли гостям.
Помощь как в организации, так и в координации мероприятия значительно снизят нагрузку с организаторов и существенно повысят качество проводимого мероприятия. Студенты могут помогать как в подготовке мероприятия (украшение зала, поиск костюмов), так и в проведении (навигация гостей и участников). Кроме того, они могут стать частью самого мероприятия и создавать антураж (быть в костюмах исходя из темы и идеи мероприятия, вести себя таким же образом).
Таким образом, данный институт гражданского общества, в настоящий момент, активно развивается. Общество заинтересовано в его существовании. Появляются новые формы волонтёрской деятельности. Студенты же, будучи самой активной группой среди молодежи, могут сделать значительный вклад в это развитие.
Во второй главе рассматривается комплекс подсистем проекта, необходимых для его реализации. Обосновывается цель проекта, целевая аудитория, характеристика продукта. Разрабатывается структура работ в проекте, сроки реализации, риски проекта. Определяются необходимые ресурсы и команда проекта. Рассчитывается стоимость проекта.
Исходя из данных, предоставленных в параграфах, возможно сделать следующие выводы:
1) Реализация данного проекта будет актуальной, поскольку уделяется большое внимание к распространению волонтёрской деятельности в Основах государственной культурной политики, которая ставит себе цель развитие данного направления и поощрение участников. Событийное направление работы волонтёров обладает своей спецификой. Поэтому создание такого отряда подразумевает под собой особую подготовку и обучение участников, для более качественного проведения мероприятия
2) Предварительный срок реализации составляет 37 дней, с учетом выходных.
3) Были определены основные риски проекта и найдены способы их минимизации в параграфе 2.6 «Риски проекта».
4) Для реализации проекта необходимы как материальные, так и информационные ресурсы.
5) Определено какие специалисты необходимы и назначены ответственные за отдельные работы в проекте.
6) Стоимость проекта составляет 61 тысячу 120 рублей.
Источниками финансирования могут выступать Министерство культуры и национальной политики Кузбасса, КРО РСО. Возможно привлечение спонсорской поддержки от учреждений, с которыми будет идти сотрудничество по привлечению волонтёров на мероприятия.
Таким образом, конечным результатом данной курсовой работы является полностью разработанный проект, с обоснованием и найденными необходимыми данными для реализации.
1. Ахметгалеев, Э. Д. Студенческое волонтерское движение как фактор социального сопровождения подготовки конкурентоспособного специалиста в едином образовательном пространстве / Э. Д. Ахметгалеев. – Текст: непосредственный. // Мониторинг качества образования и творческого саморазвития личности: материалы XV Всероссийской научно-практической конференции. – Казань: ИПП ПО РАО, 2007. – С.87 –92.
2. Балова, С. Л. Основы волонтерской деятельности : учеб. пособие / С. Л. Балова, И. А. Безденежных, Е. Водолеева [и др.] ; под ред. И. А. Фирсовой, Р. К. Крайневой ; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. – Москва : Прометей, 2020. – 215 с.
3. Беневоленский, В. Б. Оценка экономической и социальной эффективности добровольческой деятельности: методические подходы и проблемы реализации: учеб. пособие / В. Б. Баневоленский, А. В. Демьянова, Н. В. Иванова и др., под ред. И. В. Мерсияновой. – М.: Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2018. – 198 с. – Текст: непосредственный.
4. Бехтер, А. А. Ценностно-смысловые аспекты мотивации волонтёров // А. А. Бехтер. – Текст : непосредственный. // Мотивация и рефлексия личности: теория и практика: сб. науч. тр. – Хабаровск, 2018. – С. 50 – 55.
5. Бодренкова, Г. П. Территориальное развитие добровольчества от теории к практике. Международный и российский опыт : метод. пособие. / Г. П. Бодренкова. – М.: Благотворительный фонд содействия продвижению и развития добровольчества «Национальный центр добровольчества». – 2018. – 100 с. – Текст: непосредственный.
6. Бодренкова, Г. П. Системное развитие молодежного добровольчества в контексте пропаганды здорового образа жизни : Методические рекомендации / Г. П. Бодренкова, С. Е. Караваешников. – Москва: 2011. – 88 с. – Текст: непосредственный.
7. Васильковская, М. И. Педагогика волонтерства : феноменология и социально-культурная практика / М. И. Васильковская, Е. А. Воронина, Т. В. Зайцева [и др.] ; науч. ред. В. Д. Пономарев, М. И. Васильковская, Л. И. Лазарева ; Кемеровский государственный институт культуры. – Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры (КемГИК), 2021. – 183 с.
8. Вебер, М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии : том 1 / М. Вебер ; сост., общ. ред. и предисл. Л. Г. Ионина ; пер. с нем. [В.А. Брун-Цеховой и др.]. – М. : Изд. Дом Высшей школы экономики. – 2021. – 455 с. – Текст: непосредственный.
9. Ветитнев, А. М. Управление эффективностью деятельности волонтерских организаций в контексте функционирования института волонтерства Российской Федерации: монография / А. М. Ветитнев. – Сочи : РИЦ ФГБОУ Во «СГУ», 2016. – 196 с. – Текст: непосредственный.
10. Волонтёрство это… Значение слова волонтёрство. – Дата публикации: неизвестно. – Текст: электронный. // Sinonim.org : [сайт]. – 2023. – Раздел сайта «Синоним. Орг». – URL : https://sinonim.org/t/%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
11. Волонтёрская деятельность – основные виды и направления. – Дата публикации: 29.05.2019. – Текст: электронный. // Nauka.club : [сайт]. – 2018 – 2023. – Раздел сайта «Наука.клуб». – URL: https://nauka.club/obshchestvoznanie/vidy-volonterskoy-deyatelnosti.html (дата обращения: 13.12.2023).
12. Гиль, С. С. Педагогика поддержки инициатив молодежи: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. и специальности "соц. работа" / С. С. Гиль. - М.: Социальный проект, 2004. – 292 с. – Текст: непосредственный.
13. Единый информационный ресурс московской благотворительности. – Дата публикации: неизвестно. – Текст: электронный. // Miloserdie.ru : [сайт]. – 2004–2023. – URL: https://www.miloserdie.ru/article/mosblagoru/ (дата обращения: 01.12.2023).
14. Иванов, Р. В. Активизация участия молодежи в волонтерской деятельности / Р. В. Иванов. – Текст : непосредственный. // Социология. – Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, Российская социологическая ассоциация (РОСА), 2022. – №1. – С. 101 – 122.
15. Кемерова, Т. А. Теория социально-культурной деятельности : учеб. пособие / Т. А. Кемерова ; Министерство науки и высшего образо-вания Российской Федерации, Уральский федеральный университет. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019 г. – 103 с.
16. Килина, А. Г. Путеводитель по миру волонтерства. / А. Г. Килина, К. А. Кондаранцева. – М.: ГБУ города Москвы «Мосволонтер», 2018. – 112 с. – Текст: непосредственный.
17. Маркс, К. Манифест Коммунистической партии / К. Маркс, Ф. Энгельс. // Сочинения. – 2-е изд. – Т. 4. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. – 459 с. – Текст: непосредвенный.
18. Маслоу, А. Г. Мотивация и личность. / А. Г. Маслоу. - СПб.: Евразия, 1999. – 478 с. – Текст: непосредственный.
19. Нятина, Н. В. Гражданские инициативы молодежи : уч. пособие / Н. В. Нятина, А. Л. Бурмакина ; Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2022. – 173 с. – Текст: непосредственный.
20. Распоряжение Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года от 29 февраля 2016 года №326 – Р [с изменениями на 30 марта 2018 года] : [утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации]. – Текст : электронный. // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. https://docs.cntd.ru/document/420340006 (дата обращения: 19.11.2023).
21. Старшинова, А. В. Современные технологии социальной работы : учеб. пособие / А. В. Старшинова, Е. Б. Архипова, М. В. Миронова [и др.] ; под общ. ред. А. В. Старшиновой ; Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. – Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2019. – 171 с.