Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты детских и молодежных общественных объединений 5
1.1. Понятие и виды детских и молодежных общественных объединений 5
1.2.История развития детских и молодежных общественных объединений в России 8
1.3.Роль и место детских и молодежных общественных объединений в системе образования 12
Выводы по 1 главе 16
Глава 2.Практика реализации воспитательного потенциала детских и молодежных общественных объединений на примере программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» 18
2.1.Общая характеристика деятельности детского общественного объединения «Орлята России» 18
2.2.Методы, технологии и анализ реализации воспитательного потенциала данного детского общественного объединения 20
2.3.Оценка результативности и эффективности воспитательного воздействия общественного объединения на детей 22
Вывод по 2 главе 25
Заключение 26
Список литературы 28
Актуальность темы исследования. Общественные организации и объединения способны стать надежными партнерами государства в создании благоприятных условий жизни для молодежи и детей, а также развитии творческой и инициативной молодежи. Поскольку общественные объединения способны исполнять часть задач по развитию и воспитанию молодых людей, государство всячески стремится помочь данным объединениям. Объемы государственной поддержки увеличиваются, расширяются границы возможностей детских и общественных объединений получать различные блага от государства (имущественная, информационная и иные виды поддержки).
В современной России приоритетным направлением государственной молодежной политики на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) является развитие социальной активности молодежи, ее гражданского самосознания. Одним из способов для реализации данной цели выбрано привлечение юного поколения к участию в деятельности детских и молодежных общественных объединений.
Сегодня детское движение предстает как сложное социально-педагогическое явление, которое проявляется в добровольной деятельности самих детей, основанное на их запросах, потребностях, нуждах. Основная их особенность - это инициативность, направленная на реализацию ребенком его естественных потребностей - индивидуального самоопределения и социального развития. Именно поэтому важно отслеживать эффективность реализации воспитательного потенциала детскими и молодежными общественными объединениями.
Объект работы – деятельность общественных объединений.
Предмет работы – воспитательный потенциал детских общественных объединений.
Целью исследования является оценка результативности и эффективности методов и технологий реализации воспитательного потенциала детских общественных объединений.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1. Изучить теоретические подходы к определению понятия и разновидностей детских и молодежных общественных объединений.
2. Исследовать историю зарождения и развития детских и молодежных общественных объединений в России.
3. Выявить роль детских и молодежных общественных объединений в системе образования.
4. Дать характеристику деятельности детского общественного объединения «Орлята России».
5. Описать методы и технологии реализации воспитательного потенциала, которые применяются объединением «Орлята России».
6. Оценить эффективность воспитательного воздействия детских общественных объединений на современных детей.
Гипотеза исследования – детские и молодежные общественные объединения обладают мощным воспитательным потенциалом, который в настоящее время раскрыт не полностью.
Методы исследования. В процессе работы были использованы теоретические методы исследования (анализ научной и нормативной литературы), а также эмпирические – контент-анализ данных сайта.
База исследования – официальные данные и деятельность, расположенные на официальном сайте детского общественного объединения «Орлята России».
В рамках данной работы был поставлен ряд задач. В соответствии с проведенной работой можно отметить, что все поставленные задачи были решены
Во-первых, детское общественное объединение - это объединение граждан до 18 лет, объединившиеся для совместной деятельности, не преследующее целью получение прибыли и отличающееся самоуправляемости и самоорганизацией.
Молодежное общественное объединение - это добровольное и самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное молодыми людьми на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Второе, детские и молодежные общественные объединения прошли длительный путь развития, в ходе которого от стихийных и общественных форм образования, выбора лидеров и целей до организованного, нормативно определенного порядка создания, запланированного определения целей объединения, подготовки лидеров. В современной России детские и молодежные общественные объединения отличаются многообразием организационных форм, целей и форм работы, масштабом, что позволяет сказать о том, что молодежные и детские общественные объединения наработали значительный воспитательный потенциал.
Третье, роль и значение современных молодежных и детских общественных объединений в процессе воспитания подрастающего поколения высоки, поскольку они позволяют не только в привлекательной для детей форме закладывать определенные ценности и формировать представления, но также и развивать социальную активность и творчество молодого поколения, создавать условия для их успешной социализации.
В-четвертых, детское общественное объединение «Орлята России» ведет активную работу по созданию условий и пространства для развития социальной активности младших школьников, а также подготовку в данной сфере родителей и учителей. Управление деятельностью объединения осуществляется посредством сочетания различных форм работы – в летних лагерях, а также внеурочной деятельности в течении года. Вся деятельность осуществляется в соответствии с установленными законами, традициями и ценностями. Поскольку они являются общими для всех участников, создаются условия для формирования у школьников чувства сопричастности, желания проявлять активность, стать полноценной частью объединения.
Пятое, объединение Орлята России осуществляет деятельность с применением различных форм работы. Все методы и технологии работы могут применяться в период летних каникул в лагере. В этом случае ребенок приобретает самостоятельность. Также работа ведется и в образовательных организациях во внеучебное время. С этой целью была разработана специальная программа, облегчающая ее реализацию. В качестве основных форм работы являются игровые технологии, конкурсы, поскольку именно они наилучшим образом соответствуют возрасту младших школьников.
В-шестых, в целом деятельность детских и молодежных объединений осуществляется достаточно активно и эффективно. Но при этом, существуют и актуальные проблемы, связанные с организацией детского движения в России, в первую очередь, это отсутствие системного подхода к консолидации деятельности различных организаций, недостаточное количество финансирования, в связи с чем не все запланированные программы и проекты могут быть реализованы сразу.
1. Алиева, Л.В. Становление и развитие отечественного детского движения как субъекта воспитательного пространства / Людмила Владимировна Алиева: дис.. д-ра пед. наук. - Москва, 2002. - 322 с.
2. Вербицкий, А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение / А.А. Вербицкий. - Москва: ИЦ ПКПС, 1999. - 76 с.
3. Вербицкий, А. А. Технология деятельности общественного объединения как образовательной системы / А. А. Вербицкий // Педагогика. - 2013. - № 4. – С. 65-73.
4. Геворкян, А.А. Предпосылки возникновения и развития детских и молодежных общественных объединений в России в XVIII-XIX вв. / А.А. Геворкян // Вестник ТГПУ. – 2011. - №2 (104). – 130-136.
5. Глава правления «Движение первых»: 18 млн будущих участников – это и есть наша цель [Электронный ресурс]. – Режим доступа6 https://tass.ru/interviews/17069363 (Дата обращения 15.11.2023)
6. Гусева, Е. Б. Общественные объединения как субъект социально-культурной деятельности в условиях становления гражданского общества / Елена Борисовна Гусева: Дисс. ..канд. пед.нак. - Москва, 2005. – 219 с.
7. Детские общественные объединения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://co34tula-r71.gosuslugi.ru/roditelyam-i-uchenikam/detskie-obschestvennye-obedineniya (Дата обращения 15.11.2023)
8. Джеус, А.В. Программа развития социальной активности «Орлята России» для обучающихся начальных классов общеобразовательных школ. – Ставрополь: Сервисшкола, 2022. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://orlyatarussia.ru/upload/iblock/807/y4nghf5a4p7x21hpaecpg40fwy5imbio.pdf (Дата обращения 15.11.2023)
9. Жирикова, А.А. Детские общественные организации как элемент института гражданского общества в современной России: социологический анализ / А.А. Жирикова, А.В. Сычев // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. – 2013. - №2. – С. 191-201.
10. Кириллова, Л. С. Формирование практических умений и навыков у будущих социальных работников в процессе добровольческого студенческого движения // Психолого-педагогические проблемы развития личности в системе многоуровневого профессионального образования: монография / под ред. проф. Н. П. Клушиной. Ставрополь, 2009. – 378 с.
11. Конвисарева, Л. П. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи / Любовь Петровна Конвисарева : дис. на соиск. учен.степ. канд. пед. наук. Кострома, 2011. – 22 с.
12. Копылова, Т.В. Зарождение детского общественного движения в России (конец XIX – Начало XX века) / Т.В. Копылова // Образование и наука. – 2007. - №7(11). – С. 107-112.
13. Лебединский В.В. Теория и методика пионерской и комсомольской работы в школе: учебное пособие. 2-ое изд., перераб. и доп / В.В. Лебединский. - Москва: Просвещение, 1982. - 432 с.
14. Лебединский В.В. Теория и методика пионерской и комсомольской работы в школе: учебное пособие. 2-ое изд., перераб. и доп / В.В. Лебединский. - Москва: Просвещение, 1982. - 432 с.
15. Леонова, Е.И. Формирование социальной активности студентов в процессе социокультурной деятельности: новые парадигмы, интернационализация, образовательный перенос / Е.И. Леонова // Образование и саморазвитие. – Казань: Изд-во «Центр инновационных технологий», 2011. - №4 (26).- С.41-48.
16. Литвак, Р.А. Актуальные проблемы воспитания подрастающего поколения / Р.А. Литвак, С.В. Гунбина // Вестник Челябинской государственной академии культуры искусств. – 2013. - №1. – С.165-170.
17. Новикова, В.В. Детское общественное объединение как социальный и педагогический феномен / В.В. Новикова // Научно-практический журнал «Заметки ученого». – 2022. - №7. – С. 137-140.
18. Орлова Л.Н. Детское протополитическое общественное движение в условиях трансформации российского общества: особенности и приоритеты: дис. канд. пед. наук: 23.00.02. Орел, 2002. 214 с.
19. Лебединский В.В. Теория и методика пионерской и комсомольской работы в школе: учебное пособие. 2-ое изд., перераб. и доп / В.В. Лебединский. - Москва: Просвещение, 1982. - 432 с.
20. . Онищенко, Е.В. Перспективы развития волонтерского движения в России / Е.В. Онищенко // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2011. №2. - С. 183-187.
21. Орлова Л.Н. Детское протополитическое общественное движение в условиях трансформации российского общества: особенности и приоритеты: дис. канд. пед. наук: 23.00.02. Орел, 2002. 214 с.
22. Официальный сайт Российское движение детей и молодежи «Движение первых» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://xn--90acagbhgpca7c8c7f.xn--p1ai/ (Дата обращения 15.11.2023)
23. Официальный сайт «Большая перемена» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://xn--80aabraa2blkdnn4h9b6b.xn--80asehdb/ (Дата обращения 15.11.2023)
24. Официальный сайт Орлята России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://orlyatarussia.ru/projects/ (Дата обращения 15.11.2023)
25. Официальный сайт Рязанская областная общественная организация Общероссийской общественной организации «Российский союз молодежи» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ryazan.ruy.ru/ (Дата обращения 15.11.2023)
26. Рейнгард, О.В. Детские и молодежные общественные объединения: Методические рекомендации / О.В. Рейнгард. – Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2019. – 84 с.
27. Трухачева, Т.В. Детское движение: Словарь-справочник. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Т. В. Трухачева, А. Г. Кирпичник. - Москва: Ассоциация исследовате¬лей детского движения, 2005 - 544 с.
28. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "Об общественных объединениях" // Официальный интернет-портал правовой информации
29. Федеральный закон от 30.12.2020 N 489-ФЗ (последняя редакция) "О молодежной политике в Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации
30. Шаповалов, В.А. Высшее образование в социокультурном контексте / А.В. Шаповалов. - Москва: Высшая школа,2009. – 216 с.