Эстетическое воспитание старших дошкольников посредством казахского декоративно-прикладного искусства
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы обучения старших дошкольников
посредством казахского декоративно-прикладного искусства 8
1.1. Сущность понятия «эстетическое воспитание»
дошкольников 8
1.2. Специфика казахского народного декоративно-прикладного
искусства 13
1.3. Методы, формы и условия эстетического воспитания старших
дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства 20
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Экспериментальное исследование эстетического воспитания старших дошкольников посредством казахского декоративно-
прикладного искусства 28
2.1. Выявление уровня эстетического воспитания старших дошкольников 28
2.2. Реализация комплекса занятий по эстетическому воспитанию старших дошкольников посредством казахского декоративно-прикладного
искусства 35
2.3. Анализ результатов исследования 39
Выводы по главе 2 42
Заключение 44
Список использованной литературы 47
Приложения 52
Глава 1. Теоретические основы обучения старших дошкольников
посредством казахского декоративно-прикладного искусства 8
1.1. Сущность понятия «эстетическое воспитание»
дошкольников 8
1.2. Специфика казахского народного декоративно-прикладного
искусства 13
1.3. Методы, формы и условия эстетического воспитания старших
дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства 20
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Экспериментальное исследование эстетического воспитания старших дошкольников посредством казахского декоративно-
прикладного искусства 28
2.1. Выявление уровня эстетического воспитания старших дошкольников 28
2.2. Реализация комплекса занятий по эстетическому воспитанию старших дошкольников посредством казахского декоративно-прикладного
искусства 35
2.3. Анализ результатов исследования 39
Выводы по главе 2 42
Заключение 44
Список использованной литературы 47
Приложения 52
Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Ведущей целью образования становится не объем усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребенка к жизни, его психологическая и социальная адаптация.
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. В ФГОС дошкольного образования наряду с другими направлениями выделено художественно-эстетическое развитие, которое предполагает:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
-реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [47].
Эстетическое воспитание дошкольников представляет собой процесс, в результате которого у ребенка развивается способность замечать красоту окружающей среды, любить искусство и быть к нему причастным. Предметы, которые употребляются в жизни и вместе с тем служат украшением, называются декоративно-прикладными. Посредством народного декоративно-прикладного искусства можно ввести детей в богатый мир предметов и образов, отличающихся буйством красок, разнообразием форм, яркими орнаментальными построениями, что содействует формированию личности, воспитанию у них интереса и любви к
искусству своего народа и людей других национальностей.
Цель исследования - выявить условия эффективного эстетического воспитания старших дошкольников посредством казахского декоративно-прикладного искусства.
Объект исследования - условия эффективного эстетического воспитания старших дошкольников посредством казахского декоративно-прикладного искусства.
Предмет исследования - процесс эстетического воспитания старших дошкольников посредством казахского декоративно-прикладного искусства.
Гипотеза исследования: предполагается, что эстетическое воспитание старших дошкольников посредством казахского декоративно-прикладного искусства будет эффективным, если использовать следующие условия:
- планово проводить организованную образовательную деятельность по эстетическому воспитанию старших дошкольников посредством казахского декоративно-прикладного искусства, строго согласуя её с интересами, развитием и возрастом детей;
- дидактически соответствующим образом подбирать серию орнаментов, сувениров, войлочных изделий, вышивок, плетение циновок (ши-току) казахского декоративно-прикладного искусства с учетом интереса и возраста детей;
- поддержание эмоциональной настроенности и положительного мотива у детей к познанию и восприятию казахского декоративно-прикладного искусства.
Для достижения цели и проверки гипотезы исследование были определены задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему эстетического воспитания старших дошкольников посредством казахского декоративно-прикладного искусства.
2. Выявить уровень сформированности эстетического воспитания старших дошкольников.
3. Разработать и реализовать комплекс ООД по эстетическому воспитанию старших дошкольников посредством казахского декоративно-прикладного искусства.
4. Проанализировать результаты и выявить эффективность комплекса ООД по эстетическому воспитанию старших дошкольников посредством казахского декоративно-прикладного искусства.
5. Выявить эффективность условий.
В работе были использованы методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- педагогическое наблюдение;
- педагогический эксперимент;
- методы качественной и количественной обработки результатов.
База исследования: детский сад «Балдырган» МКОУ «Жана-Аульская СОШ» с. Жана-Аул Кош-Агачского района Республики Алтай.
Практическая значимость: разработанная экспериментальная
методика эстетического воспитания старших дошкольников посредством казахского декоративно-прикладного искусства может быть использована в практической деятельности воспитателей.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Основная часть работы представлена в двух главах. Здесь подробно излагаются сущность понятия «эстетическое воспитание» дошкольников, специфика казахского народного декоративно-прикладного искусства, методика эстетического воспитания старших дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства.
Во второй главе представлен психолого-педагогический эксперимент: выявлен уровень сформированности эстетической воспитанности старших дошкольников, реализован комплекс занятий по эстетическому воспитанию старших дошкольников посредством казахского декоративно-прикладного
искусства, представлен анализ результатов исследования.
Заключение представляет собой краткий обзор результатов, полученных в процессе исследования и сделанных на их основе
самостоятельных аналитических выводов.
Список литературы составляет 50 источников.
В приложении приведены протоколы обследования детей на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, а также комплекс мероприятий по эстетическому воспитанию старших дошкольников посредством казахского декоративно-прикладного искусства.
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. В ФГОС дошкольного образования наряду с другими направлениями выделено художественно-эстетическое развитие, которое предполагает:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
-реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [47].
Эстетическое воспитание дошкольников представляет собой процесс, в результате которого у ребенка развивается способность замечать красоту окружающей среды, любить искусство и быть к нему причастным. Предметы, которые употребляются в жизни и вместе с тем служат украшением, называются декоративно-прикладными. Посредством народного декоративно-прикладного искусства можно ввести детей в богатый мир предметов и образов, отличающихся буйством красок, разнообразием форм, яркими орнаментальными построениями, что содействует формированию личности, воспитанию у них интереса и любви к
искусству своего народа и людей других национальностей.
Цель исследования - выявить условия эффективного эстетического воспитания старших дошкольников посредством казахского декоративно-прикладного искусства.
Объект исследования - условия эффективного эстетического воспитания старших дошкольников посредством казахского декоративно-прикладного искусства.
Предмет исследования - процесс эстетического воспитания старших дошкольников посредством казахского декоративно-прикладного искусства.
Гипотеза исследования: предполагается, что эстетическое воспитание старших дошкольников посредством казахского декоративно-прикладного искусства будет эффективным, если использовать следующие условия:
- планово проводить организованную образовательную деятельность по эстетическому воспитанию старших дошкольников посредством казахского декоративно-прикладного искусства, строго согласуя её с интересами, развитием и возрастом детей;
- дидактически соответствующим образом подбирать серию орнаментов, сувениров, войлочных изделий, вышивок, плетение циновок (ши-току) казахского декоративно-прикладного искусства с учетом интереса и возраста детей;
- поддержание эмоциональной настроенности и положительного мотива у детей к познанию и восприятию казахского декоративно-прикладного искусства.
Для достижения цели и проверки гипотезы исследование были определены задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему эстетического воспитания старших дошкольников посредством казахского декоративно-прикладного искусства.
2. Выявить уровень сформированности эстетического воспитания старших дошкольников.
3. Разработать и реализовать комплекс ООД по эстетическому воспитанию старших дошкольников посредством казахского декоративно-прикладного искусства.
4. Проанализировать результаты и выявить эффективность комплекса ООД по эстетическому воспитанию старших дошкольников посредством казахского декоративно-прикладного искусства.
5. Выявить эффективность условий.
В работе были использованы методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- педагогическое наблюдение;
- педагогический эксперимент;
- методы качественной и количественной обработки результатов.
База исследования: детский сад «Балдырган» МКОУ «Жана-Аульская СОШ» с. Жана-Аул Кош-Агачского района Республики Алтай.
Практическая значимость: разработанная экспериментальная
методика эстетического воспитания старших дошкольников посредством казахского декоративно-прикладного искусства может быть использована в практической деятельности воспитателей.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Основная часть работы представлена в двух главах. Здесь подробно излагаются сущность понятия «эстетическое воспитание» дошкольников, специфика казахского народного декоративно-прикладного искусства, методика эстетического воспитания старших дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства.
Во второй главе представлен психолого-педагогический эксперимент: выявлен уровень сформированности эстетической воспитанности старших дошкольников, реализован комплекс занятий по эстетическому воспитанию старших дошкольников посредством казахского декоративно-прикладного
искусства, представлен анализ результатов исследования.
Заключение представляет собой краткий обзор результатов, полученных в процессе исследования и сделанных на их основе
самостоятельных аналитических выводов.
Список литературы составляет 50 источников.
В приложении приведены протоколы обследования детей на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, а также комплекс мероприятий по эстетическому воспитанию старших дошкольников посредством казахского декоративно-прикладного искусства.
Веками казахский народ в своем искусстве - в песнях, сказках, былинах, народных празднествах, танцах и предметах быта - стремился в художественной форме выразить свое понимание жизни, природы, мира. В этом и раскрывается самобытность его культуры. Там, где есть традиции, где они живы и прочны, там имеется благодатная почва для расцвета профессионального декоративно-прикладного искусства.
Народное искусство является неиссякаемым источником творческой деятельности. Эта деятельность, будучи направленной в онтогенезе на освоение исторически складывающихся форм человеческой культуры, становится источником целостного развития ребенка [33].
При проведении эксперимента подтвердилось положение о том, что народное декоративно-прикладное искусство - самобытный пласт этнокультуры - доступно для освоения детям старшего дошкольного возраста. Оно создает потенциал для развития творческого воображения, осмысленной моторики, эстетического вкуса ребенка, способствует превращению этнокультурной традиции в «факт его личной биографии».
Изучая творческие работы, выполненные детьми старшей группы, пришли к выводу, что в практике детского сада необходимо соблюдать следующие условия:
- учить детей некоторым традиционным
способам изобразительной деятельности и ручного художественного труда, доступным для понимания и освоения в старшем дошкольном возрасте (плетение циновок, вышивка, войлочные изделия);
- систематически знакомить детей с образцами народного декоративно-прикладного искусства, для чего организовывать выставки произведений народных умельцев, посещать центры народного творчества, музеи;
- способствовать овладению детьми старшей дошкольной группы исторически сложившимися средствами художественной выразительности, практическими навыками и умениями из области народного декоративно-прикладного искусства, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ребенка.
Диагностика на констатирующем этапе исследования эстетического воспитания дошкольников средствами искусства показала: высокий уровень эстетического восприятия отсутствовал; в основном старшие дошкольники продемонстрировали средний и низкий уровни.
На формирующем этапе были разработаны занятия непосредственной образовательной деятельности по трем видам: войлочные изделия, вышивка, плетение циновок (ши-току). Основными формами и методами работы при формирующем этапе выступали выставка изделий казахского декоративно¬прикладного искусства, рассказ о средствах выразительности, использование художественного слова, проблемная ситуация. Все это позволило сконцентрировать внимание детей на средствах выразительности (элементах орнамента, колорите, вариантах компоновки).
В результате контрольного эксперимента в экспериментальной группе отмечен прирост показателей эстетического воспитания детей - по всем компонентам эстетического воспитания, которые использовались на формирующем этапе, появился высокий уровень: изделия из войлока - 38,5%, вышивка -25%, плетение циновок -22%
Кроме того, результаты контрольного этапа эксперимента показывают, что эстетическое воспитание при ознакомлении детей с казахским декоративно-прикладным искусством протекает успешнее при определенных условиях: целенаправленном развитии у детей эстетического вкуса, присутствии собственного декоративного творчества детей старшего дошкольного возраста на основе усвоенных традиций казахского декоративно-прикладного искусства и преобразовании их в соответствии с замыслом, ситуацией.
Следовательно гипотеза подтверждена, цель и задачи исследования достигнуты.
Разработанная экспериментальная методика эстетического воспитания старших дошкольников посредством казахского декоративно-прикладного искусства может быть использована в практической деятельности воспитателей.
Народное искусство является неиссякаемым источником творческой деятельности. Эта деятельность, будучи направленной в онтогенезе на освоение исторически складывающихся форм человеческой культуры, становится источником целостного развития ребенка [33].
При проведении эксперимента подтвердилось положение о том, что народное декоративно-прикладное искусство - самобытный пласт этнокультуры - доступно для освоения детям старшего дошкольного возраста. Оно создает потенциал для развития творческого воображения, осмысленной моторики, эстетического вкуса ребенка, способствует превращению этнокультурной традиции в «факт его личной биографии».
Изучая творческие работы, выполненные детьми старшей группы, пришли к выводу, что в практике детского сада необходимо соблюдать следующие условия:
- учить детей некоторым традиционным
способам изобразительной деятельности и ручного художественного труда, доступным для понимания и освоения в старшем дошкольном возрасте (плетение циновок, вышивка, войлочные изделия);
- систематически знакомить детей с образцами народного декоративно-прикладного искусства, для чего организовывать выставки произведений народных умельцев, посещать центры народного творчества, музеи;
- способствовать овладению детьми старшей дошкольной группы исторически сложившимися средствами художественной выразительности, практическими навыками и умениями из области народного декоративно-прикладного искусства, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ребенка.
Диагностика на констатирующем этапе исследования эстетического воспитания дошкольников средствами искусства показала: высокий уровень эстетического восприятия отсутствовал; в основном старшие дошкольники продемонстрировали средний и низкий уровни.
На формирующем этапе были разработаны занятия непосредственной образовательной деятельности по трем видам: войлочные изделия, вышивка, плетение циновок (ши-току). Основными формами и методами работы при формирующем этапе выступали выставка изделий казахского декоративно¬прикладного искусства, рассказ о средствах выразительности, использование художественного слова, проблемная ситуация. Все это позволило сконцентрировать внимание детей на средствах выразительности (элементах орнамента, колорите, вариантах компоновки).
В результате контрольного эксперимента в экспериментальной группе отмечен прирост показателей эстетического воспитания детей - по всем компонентам эстетического воспитания, которые использовались на формирующем этапе, появился высокий уровень: изделия из войлока - 38,5%, вышивка -25%, плетение циновок -22%
Кроме того, результаты контрольного этапа эксперимента показывают, что эстетическое воспитание при ознакомлении детей с казахским декоративно-прикладным искусством протекает успешнее при определенных условиях: целенаправленном развитии у детей эстетического вкуса, присутствии собственного декоративного творчества детей старшего дошкольного возраста на основе усвоенных традиций казахского декоративно-прикладного искусства и преобразовании их в соответствии с замыслом, ситуацией.
Следовательно гипотеза подтверждена, цель и задачи исследования достигнуты.
Разработанная экспериментальная методика эстетического воспитания старших дошкольников посредством казахского декоративно-прикладного искусства может быть использована в практической деятельности воспитателей.



