Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эстетическое воспитание старших дошкольников посредством казахского декоративно-прикладного искусства

Работа №15480

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы74стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
951
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы обучения старших дошкольников
посредством казахского декоративно-прикладного искусства 8
1.1. Сущность понятия «эстетическое воспитание»
дошкольников 8
1.2. Специфика казахского народного декоративно-прикладного
искусства 13
1.3. Методы, формы и условия эстетического воспитания старших
дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства 20
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Экспериментальное исследование эстетического воспитания старших дошкольников посредством казахского декоративно-
прикладного искусства 28
2.1. Выявление уровня эстетического воспитания старших дошкольников 28
2.2. Реализация комплекса занятий по эстетическому воспитанию старших дошкольников посредством казахского декоративно-прикладного
искусства 35
2.3. Анализ результатов исследования 39
Выводы по главе 2 42
Заключение 44
Список использованной литературы 47
Приложения 52


Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Ведущей целью образования становится не объем усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребенка к жизни, его психологическая и социальная адаптация.
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. В ФГОС дошкольного образования наряду с другими направлениями выделено художественно-эстетическое развитие, которое предполагает:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
-реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [47].
Эстетическое воспитание дошкольников представляет собой процесс, в результате которого у ребенка развивается способность замечать красоту окружающей среды, любить искусство и быть к нему причастным. Предметы, которые употребляются в жизни и вместе с тем служат украшением, называются декоративно-прикладными. Посредством народного декоративно-прикладного искусства можно ввести детей в богатый мир предметов и образов, отличающихся буйством красок, разнообразием форм, яркими орнаментальными построениями, что содействует формированию личности, воспитанию у них интереса и любви к
искусству своего народа и людей других национальностей.
Цель исследования - выявить условия эффективного эстетического воспитания старших дошкольников посредством казахского декоративно-прикладного искусства.
Объект исследования - условия эффективного эстетического воспитания старших дошкольников посредством казахского декоративно-прикладного искусства.
Предмет исследования - процесс эстетического воспитания старших дошкольников посредством казахского декоративно-прикладного искусства.
Гипотеза исследования: предполагается, что эстетическое воспитание старших дошкольников посредством казахского декоративно-прикладного искусства будет эффективным, если использовать следующие условия:
- планово проводить организованную образовательную деятельность по эстетическому воспитанию старших дошкольников посредством казахского декоративно-прикладного искусства, строго согласуя её с интересами, развитием и возрастом детей;
- дидактически соответствующим образом подбирать серию орнаментов, сувениров, войлочных изделий, вышивок, плетение циновок (ши-току) казахского декоративно-прикладного искусства с учетом интереса и возраста детей;
- поддержание эмоциональной настроенности и положительного мотива у детей к познанию и восприятию казахского декоративно-прикладного искусства.
Для достижения цели и проверки гипотезы исследование были определены задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему эстетического воспитания старших дошкольников посредством казахского декоративно-прикладного искусства.
2. Выявить уровень сформированности эстетического воспитания старших дошкольников.
3. Разработать и реализовать комплекс ООД по эстетическому воспитанию старших дошкольников посредством казахского декоративно-прикладного искусства.
4. Проанализировать результаты и выявить эффективность комплекса ООД по эстетическому воспитанию старших дошкольников посредством казахского декоративно-прикладного искусства.
5. Выявить эффективность условий.
В работе были использованы методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- педагогическое наблюдение;
- педагогический эксперимент;
- методы качественной и количественной обработки результатов.
База исследования: детский сад «Балдырган» МКОУ «Жана-Аульская СОШ» с. Жана-Аул Кош-Агачского района Республики Алтай.
Практическая значимость: разработанная экспериментальная
методика эстетического воспитания старших дошкольников посредством казахского декоративно-прикладного искусства может быть использована в практической деятельности воспитателей.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Основная часть работы представлена в двух главах. Здесь подробно излагаются сущность понятия «эстетическое воспитание» дошкольников, специфика казахского народного декоративно-прикладного искусства, методика эстетического воспитания старших дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства.
Во второй главе представлен психолого-педагогический эксперимент: выявлен уровень сформированности эстетической воспитанности старших дошкольников, реализован комплекс занятий по эстетическому воспитанию старших дошкольников посредством казахского декоративно-прикладного
искусства, представлен анализ результатов исследования.
Заключение представляет собой краткий обзор результатов, полученных в процессе исследования и сделанных на их основе
самостоятельных аналитических выводов.
Список литературы составляет 50 источников.
В приложении приведены протоколы обследования детей на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, а также комплекс мероприятий по эстетическому воспитанию старших дошкольников посредством казахского декоративно-прикладного искусства.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Веками казахский народ в своем искусстве - в песнях, сказках, былинах, народных празднествах, танцах и предметах быта - стремился в художественной форме выразить свое понимание жизни, природы, мира. В этом и раскрывается самобытность его культуры. Там, где есть традиции, где они живы и прочны, там имеется благодатная почва для расцвета профессионального декоративно-прикладного искусства.
Народное искусство является неиссякаемым источником творческой деятельности. Эта деятельность, будучи направленной в онтогенезе на освоение исторически складывающихся форм человеческой культуры, становится источником целостного развития ребенка [33].
При проведении эксперимента подтвердилось положение о том, что народное декоративно-прикладное искусство - самобытный пласт этнокультуры - доступно для освоения детям старшего дошкольного возраста. Оно создает потенциал для развития творческого воображения, осмысленной моторики, эстетического вкуса ребенка, способствует превращению этнокультурной традиции в «факт его личной биографии».
Изучая творческие работы, выполненные детьми старшей группы, пришли к выводу, что в практике детского сада необходимо соблюдать следующие условия:
- учить детей некоторым традиционным
способам изобразительной деятельности и ручного художественного труда, доступным для понимания и освоения в старшем дошкольном возрасте (плетение циновок, вышивка, войлочные изделия);
- систематически знакомить детей с образцами народного декоративно-прикладного искусства, для чего организовывать выставки произведений народных умельцев, посещать центры народного творчества, музеи;
- способствовать овладению детьми старшей дошкольной группы исторически сложившимися средствами художественной выразительности, практическими навыками и умениями из области народного декоративно-прикладного искусства, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ребенка.
Диагностика на констатирующем этапе исследования эстетического воспитания дошкольников средствами искусства показала: высокий уровень эстетического восприятия отсутствовал; в основном старшие дошкольники продемонстрировали средний и низкий уровни.
На формирующем этапе были разработаны занятия непосредственной образовательной деятельности по трем видам: войлочные изделия, вышивка, плетение циновок (ши-току). Основными формами и методами работы при формирующем этапе выступали выставка изделий казахского декоративно¬прикладного искусства, рассказ о средствах выразительности, использование художественного слова, проблемная ситуация. Все это позволило сконцентрировать внимание детей на средствах выразительности (элементах орнамента, колорите, вариантах компоновки).
В результате контрольного эксперимента в экспериментальной группе отмечен прирост показателей эстетического воспитания детей - по всем компонентам эстетического воспитания, которые использовались на формирующем этапе, появился высокий уровень: изделия из войлока - 38,5%, вышивка -25%, плетение циновок -22%
Кроме того, результаты контрольного этапа эксперимента показывают, что эстетическое воспитание при ознакомлении детей с казахским декоративно-прикладным искусством протекает успешнее при определенных условиях: целенаправленном развитии у детей эстетического вкуса, присутствии собственного декоративного творчества детей старшего дошкольного возраста на основе усвоенных традиций казахского декоративно-прикладного искусства и преобразовании их в соответствии с замыслом, ситуацией.
Следовательно гипотеза подтверждена, цель и задачи исследования достигнуты.
Разработанная экспериментальная методика эстетического воспитания старших дошкольников посредством казахского декоративно-прикладного искусства может быть использована в практической деятельности воспитателей.


1. Аматуни, И.А. Факторы, способствующие формированию творческого мышления дошкольников [Текст] / И.А. Аматуни// Новые исследования в психологии. - 1974. - №2(10). - С. 33-34.
2. Богат, В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) [Текст] /В. Богат. // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. - С. 17-19.
3. Безуглая, Т.И. Система комплексной оценки психосоциальных характеристик дошкольника [Текст] /Т.И. Безуглая. - Калининград,
2008. - 93 с.
4. Варкки, Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников [Текст] / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 6. - С.57-67.
5. Венгер, Н.Ю. Путь к развитию творчества [Текст] /Н. Ю. Венгер// Дошкольное воспитание. - 2002. - № 11. - С. 32-38.
6. Венгер, А.Л. Схема индивидуального обследования детей дошкольного возраста [Текст] /А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - Томск: Пеленг, 2003. - 563 с.
7. Веракса, Н.Е. Диалектическое мышление и творчество [Текст] Н.Е. Веракса// Вопросы психологии. - 2000. - № 4. - С. 5-9.
8. Выготский, Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. [Текст] / Л.Н. Выготский .- СПб.: Союз, 2007. - 92 с.
9. Доронова, Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: метод, рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» [Текст]/ Т. Н. Доронова. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2004. - 160 с.
10. Ильенков, Э.В. О воображении [Текст]/ Э.В. Ильенков // Народное образование. - 1968. №. 3. - С. 33-37.
11. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада / Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 1995. - 204 с.
12. Карагулова, Ж. Космос казахской культуры [Текст]/
Ж. Карагулова, М. Хасанов. - Алматы, 1993. - 546 с.
13. Каскабасов, С. Родники искусства [Текст] / С. Каскабасов. - Алма-
Ата, 1986. - 344 с.
14. Кенжеахметулы, Сейит. Быт и культура казахского народа [Текст] / Сейит Кенжеахметулы. - Алматы, 2006. - 384 с.
15. Киященко, Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР/ [Текст] Н.И. Киященко. - М.: Искусство, 1971. - 160 с.
16. Козыбаков, М.Ж. Проблемы профессионально-методической подготовки учителей художественного труда [Текст] / М.Ж. Козыбаков. - Алматы, 1996. - 128 с.
17. Коул, М. Культурно-историческая психология: наука будущего. [Текст] /М.Коул. - М.: «Когито-Центр», Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. - 432 с.
18. Коршунова, Л.С. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения [Текст] / Л.С Коршунова, Б.И. Пружинин. - М., 1989. - 234 с.
19. Комарова, Т.С. Школа эстетического воспитания [Текст] /Т.С. Комарова. - М.: Издательский Дом «Зимородок», 2006. - 418 с.
20. Кудрявцев, В.Т. Воображение ребенка: природа и структура [Текст] / В.Т. Кудрявцев // Психологический журнал. -2001. - №5. - С. 57¬
68.
21. Кузнецова, Т.В. Народное художественное творчество (исторические традиции и современные эстетические проблемы) [Текст] /Т.В. Кузнецова. - М.: Знание, 1985. - 64 с.
22. Кузин, B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 кл. [Текст]: пособие для учителя /B.C. Кузин. - М., 1983. - 184 с.
23. Кукушин, B.C. Этнопедагогика и этнопсихология [Текст] / B.C. Кукушин, Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону, 2000. - 448 с.
24. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. [Текст] / Б.Т. Лихачев. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
25. Лурия, А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. [Текст] /А.Р. Лурия. - М.: Наука, 1974. -172 с.
26. Максимович, В.Ф. Художественное образование в традиционном декоративно-прикладном искусстве [Текст] / В.Ф. Максимович // История художественного образования в России проблема культуры XX века. - М., 2003. - С. 207- 223.
27. Маргулан, А.Х. Казахское народное прикладное искусство [Текст] /А.Х. Маргулан // В 3 томах. - Алма-Ата, 1986. - 568 с.
28. Муканов, М. Казахские домашние художественные ремесла [Текст] / М. Муканов. - Алма-Ата, 1979. - 420 с.
29. Мухина, B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее [Текст] / B.C. Мухина // Психологический журнал, -1994. - № 3. - С. 42- 49.
30. Мясникова, JI.A. Мировоззрение [Текст] /JI.A. Мясникова // Социальная философия: Словарь / сост. и ред. В.Е. Кемеров, Т.Х. Керимов. - М.: Академический Проект, 2003. - С.232-236.
31. Налибаев, А. Резьба по дереву [Текст]: методическое пособие для школ / А. Налибаев. - Алма-Ата, 1994. - 244 с.
32. Комарова, Т.С. Народное искусство в воспитании детей [Текст]: для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий / под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997. - 208 с.
33. Некрасова, М.А. Народное искусство как тип художественного творчества [Текст] /М.А. Некрасова // Искусство. - 1991. - № 14.- С. 8-14.
34. Неменский, Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд [Текст]: Книга для учителя /Б.М. Неменский, H.H. Фомина.- М., 1991. - 302 с.
35. Омирбекова М.Ш. Энциклопедия казактыною-орнектери Алматы, [Текст] / М.Ш. Омирбекова.- 2005. - 284 с.
36. Орынбеков, М.С. Философские воззрения Абая [Текст]: собрание сочинений (в двух томах) / М.С. Орынбеков. - Алматы., 1995. - 136 с.
37. Печко, Л.П. Эстетическая картина мира и школьного урока [Текст]: /Л.П. Печко // Советская педагогика. - 1976. - № 6. - С. 92-102.
38. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка. [Текст] /Пиаже Ж. - М.: Педагогика-Пресс, 1994.- 528 с.
39. Погодина, С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С.В. Погодина. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 352 с.
40. Полуянов, Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд [Текст] / Ю.А. Полуянов, //Программы для четырехлетней начальной школы: Образовательная система Д.Б. Эльконина- В.В.Давыдова. - М.: Издатель Рассказов. - 2000. - С.156-167.
41. Рачков, В.П. Техника и ее роль в судьбах человечества [Текст] / В.П. Рачков. - Свердловск, 1991.- 328 с.
42. Рубинштейн, C.JI. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии [Текст] /C.JI. Рубинштейн. - М.: Наука, 1997. - 463 с.
43. Рукавицын, М.М. Эстетическое воспитание детей [Текст] / М.М. Рукавицын. - М.: Знание, 2002. -136 с.
44. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 1982. -
206 с.
45. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Н.М. Сокольникова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.
46. Усова, А.П. Обучение в детском саду [Текст] / А. П. Усова. Под ред. действит. чл. АПН СССР А. В. Запорожца. - 3-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1981. - 176 с.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: Перспектива, 2014. - 32 с.
48. Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников [Текст] / Т.Фокина // Дошкольное воспитание. - 1999. - №1.- С. 35-38.
49. Шацкая, В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе [Текст] / В.Н. Шацкая. - М.: Советская педагогика, 1976. - 168 с.
50. Халезова, Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя /Н.Б. Халезова. - М.: Просвещение, 1984. - 234 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ