Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты проблемы зависти 6
1.1 Сущность понятия «зависть» 6
1.2. Проявления зависти в младшем школьном возрасте 21
1.3. Коррекция зависти 29
Выводы по главе 1 34
Глава 2. Эмпирическое исследование зависти в младшем школьном
возрасте 36
2.1. Организация и методы исследования 36
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 37
2.3. Методические рекомендации 48
Выводы по главе 2 54
Заключение 56
Список используемых источников 59
Приложение 64
Актуальность исследования. Чувство зависти обусловлено, прежде всего, широким распространением и удивительной долговечностью зависти. Проблематика зависти относится к числу тех, которые относительно недавно заняли ведущую позицию в исследованиях отечественных и зарубежных психологов. Необходимо отметить, что в последние годы активизировались усилия социальных психологов в изучении данного феномена. Но, тем не менее, познание зависти еще требует глубокого анализа и осмысления. Исследовательский интерес ученых обусловлен не только теоретическими трудностями познания этого сложного чувства, но также социальным и антропологическим кризисом. В связи с тем, что в настоящее время происходит прогрессивное расслоение общества на богатых и бедных и появляется большое материальное различие между людьми, чувство зависти активизируется, зависти к людям «другой судьбы», к их богатству, успеху. Сложившаяся социальная и социально-психологическая ситуация спровоцировала усиление этого чувства. Проблема зависти, на наш взгляд, является актуальной для любого исторического периода. Вероятно, что чувство зависти испытывал и испытывает каждый человек, и не один раз за свою жизнь, но не каждый имеет смелость в этом признаться. И это не случайно. Подавляющее большинство пишущих о зависти оценивают это чувство как однозначно отрицательное, как порок, с которым необходимо бороться. Стоит заметить, что, несмотря на отрицательный характер, который содержится в феномене зависти, функционально зависть может играть и положительную роль, стимулируя дух соперничества, конкуренции, стремления к успеху, или, во всяком случае - к изменению своего социального положения. Эта двойственность так же нуждается в обосновании и объяснении. Теоретическая неразработанность заявленной проблематики и ее практическая значимость обусловили наш выбор темы исследования.
Первые философские трактовки феномена зависти содержатся в трудах античных мыслителей — Антисфена Афинского, Аристотеля, Демокрита, Ксенофонта, Платона, Сенеки, Эпикура. В дальнейшем существенный вклад в разработку темы зависти внесли средневековые мыслители: Августин Аврелий, Василий Великий, Григорий Богослов, а также деятели церкви - Василий Великий, Григорий Великий. Анализу и изучению феномена зависти посвящено немало трудов новоевропейских мыслителей. Среди них сочинения А. Шопенгауэра, Б. Мандевиля, Б. Спинозы, Ж.Ж. Руссо, И. Канта, М. Монтеня, Р. Декарта, Т. Гоббса, Ф. Бэкона, Ф. де Ларошфуко и др. Социально-философское звучание проблема зависти приобретает лишь в XIX столетии, в философии Ф. Ницше. Для обозначения глубинного комплекса отрицательных эмоций, среди которых одно из центральных мест занимает зависть, мыслитель предложил понятие ressentiment. В процессе исследования социокультурной природы зависти использовались философская, социологическая, психологическая литература таких авторов как А. Е. Зимбули, А.Ю. Согомонов, Г. Зиммель, Д.Т. Шупило, Е. Золотухина-Аболина, Е.Е. Соколова, К. Муздыбаев, М. Вебер, М. Оссовская, М. Шек, и др. Огромный вклад в изучение видов зависти внесли Д. Дж. Ролз, Дж. Нью, П. Куттер. В контексте проблем психологии личности феномен зависти исследовали А. Адлер, А.Н. Леонтьев, Е.В. Ступенькова, З. Фрейд, К.К. Платонов, К. Хорни, Л.А. Дьяченко, М.И. Кандыбович, М. Кляйн, Н.Б. Персианова, Н.Я. Грот и др. Проблема зависти освещена и в художественной литературе. Образ зависти создан в произведениях А.С. Пушкина, В. Каверина, И. Бабеля, Л.Н. Толстого, Ф. Тютчева других.
Цель исследования: изучение проблемы зависти в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: чувство зависти.
Предмет исследования: зависть и её проявления в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: Мы полагаем, что в младшем школьном возрасте чувство зависти характеризуется в неумении осознавать свое Я, в непонимании своих сильных сторон. Зависть у младшего школьника может направляться на самые разные объекты: талант, физическая сила, рост, цвет волос, телосложение, обладание гаджетами. Чувство зависти подразумевает собой чувство, которое формируется и действует только в социальных ситуациях, т. е. проявляется тогда, когда есть кто-то или что-то, чему можно завидовать.
Мы предполагаем, что использование нашей коррекционной программы может поспособствовать снижению уровня зависти у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Определить сущность понятия «зависть».
2. Выяснить особенности проявления зависти в младшем школьном возрасте.
3. Выделить критерии проявления зависти и определить уровни проявления зависти.
4. Подобрать диагностический инструментарий.
5. Провести констатирующий эксперимент.
6. Предложить методические рекомендации.
Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме зависти, тестирование, наблюдение.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе третьего класса Средней общеобразовательной школы №1 им. В.И. Сурикова г. Красноярска. Участие принимало 18 детей, из них 11 мальчиков и 7 девочек.
Структура выпускной квалификационной работы включает: введение, 2 главы, выводы по главам, заключение, список используемых источников, приложение.
Зависть — социально-психологический конструкт/концепт, охватывающий целый ряд различных форм социального поведения и чувств, возникающих по отношению к тем, кто обладает чем-либо (материальным или нематериальным), чем хочет обладать завидующий, но не обладает.
Феномен зависти оказывает большое влияние на младших школьников, ведь если ребенок чувствует себя обделенным, расстроенным и отличающимся от одноклассников, то он будет негативно проявлять свои чувства и эмоции. Особенностями проявления зависти является, прежде всего, негативные чувства внутри ребенка. Зависть заставляет ребенка страдать, чувствовать себя "обделенным", ему некомфортно по большому счету. У таких детей велика потребность в самоутверждении неважно за чей счет. Накопившийся негатив выплескивается на его окружение, а чаще всего на обладателя желаемого. Такой выход считается подходящим, по мнению завидующего школьника. Можно сказать, что преобладает зависть-эмоция, т.е. ситуативная зависть, она не долгосрочна, поэтому через некоторое время школьник может забыть причину зависти.
В работе были рассмотрены различные научные подходы к проблеме исследования следующих авторов: Бесковой Т.В., Бэкона Ф., Веллера М., Декарта Р., Дьяченко Л.А., Ильина Е.П., Кандыбовича М.И., Канта И., Куттера П., Муздыбаева К., Нью Дж., Платонова К. К., Тительмана П.,Шека Г., Шелера М., Шопенгауэра А.
Нами были выделены критерии и уровни проявления зависти. Критерии: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий. Уровни проявления зависти: Низкий. На этом уровне школьник понимает, что такое зависть и завидует, но не всегда осознает свое чувство. Ему присуща «Черная» зависть, т. е. ему хотелось бы обладать тем, что есть у другого с причинением вреда. Его зависть может проявляться в действии: разрушение, устранение предмета зависти. На среднем уровне ребенок частично понимает, что такое зависть, иногда завидует. На этом уровне можно говорить о «Белой» зависти, которая характеризуется тем, что завистник хочет обладать чем-то, что есть у другого без враждебного чувства. Зависть злобная, т. е. завидует, но действий никаких не предпринимает, о таких школьниках можно сказать - «сам себе на уме». Высокий уровень предполагает понимание ребенком, что такое зависть и он не подвержен зависти, не чувствует её, радуется за других. Не завидует и никаких разрушительных действий на объект и на обладателя объекта не предпринимает.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический инструментарий, который позволил нам сделать вывод о проявлении чувства зависти у младших школьников. Мы остановились на следующих методиках: Методика «Анкета». Применялась для изучения представлений о том, что именно дети закладывают в основу понятия «зависть». Состоит из 4 открытых вопросов, на которые испытуемые могут отвечать в любом порядке. Методика «Незаконченные предложения». Применялась для изучения поведенческих особенностей, причин возникновения, а так же, для изучения представлений о том, что именно дети закладывают в основу понятия «зависть». Состоит из 21 предложения, которые необходимо закончить. Метод наблюдения. При наблюдении за младшими школьниками велись протоколы, в которых фиксировались выражения и высказывания учеников (связанные с завистью) во время учебного процесса. Критерии наблюдения: слова, такие как: зависть и все его производные; хочу такое же/так же; у тебя лучше/хуже; если бы у меня было и тому подобные высказывания, где идет сравнение. Конфликтные ситуации из-за определенного объекта.
Результаты исследования показали, что дети с низким проявлением зависти не испытывают проблем в общении со сверстниками. Такие дети не ощущают дискомфорта и не чувствуют себя обделенными. Эмоционально устойчивы и могут быстро переключиться с объекта зависти. У детей со средним и высоким уровнем проявления прослеживаются негативные реакции на человека, который обладает предметом зависти. Из этого мы можем сделать вывод, что младшим школьникам нужна коррекционная программа, чтобы стать успешнее, достигнуть эмоционального комфорта.
Полученные результаты легли в основу методических рекомендаций по организации психолого-педагогической работы с младшими школьниками, направленной на понижение проявления чувства зависти.
Анализ работы позволяет оценить её теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимость заключается в описании чувства зависти и способов его проявления. Также описание критериев, помогающих определить что есть чувство зависти.
Практическая значимость заключается в составлении программы занятий.
Материалы исследования могут быть использованы практическими психологами и педагогами при работе над развитием и коррекцией проявления чувства зависти младших школьников, а также родителями, интересующимися данной проблемой.
1. Адлер А. «Понять природу человека»; 125 ст.
2. Александрова Р.И. Зависть и моральная символика // Вест. Моск. Ун¬та. Сер. 7. Философия. 2002. №1. С. 66-81.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001. 376 с.
4. Аристотель. Риторика // Античные риторики. - М.: Изд-во
Московского ун-та, 1978. 352 с.
5. Бескова Т.В. Методика исследования завистливости личности - Вопросы психологии [Текст] /Т.В. Бескова - Москва, 2012. - №2. 127 - 139с.
6. Бескова Т.В. Особенности проявления зависти в межличностном взаимодействии субъектов [Текст] / Т.В. Бескова - Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 12. № 5 (37). 2010. - С. 103-109.
7. Бескова, Т.В. Социальная психология зависти. - Саратов: ИЦ «Наука», 2010. - 192 с.
8. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. - СПб., 1994.
9. Большой толковый словарь русского языка под ред. С.А. Кузнецова. - СПб.: Норинт, 2001.
10. Бондаренко О.Р., Лукан У., Социология. Психология. Философия. [Текст] / О.Р.Бондаренко, У. Лукан - Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2008. № 2
11. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие. - М., 2001.
12. Вебер М. Избранное. Образ общества / Пер. с нем. — М.: Юрист, 1994.
13. Веллер М. Все о жизни. - СПб.: Нева, 1998. - С. 464-472.
14. Грот Н. Я. Сочинения в 4-х томах. - Мелитополь: Издательский дом Мелитопольской городской типографии, Т. 1, 2013. - 462 с.
15. Даль, Владимир Иванович. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 с.
16. Декарт Р. Страсти души. Сочинения в 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 561.
17. Донцов А. Феномен зависти. - М.: Изд-во ЭКСМО, 2014. - 512 с.
18. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология: Словарь справочник. - Минск: Изд. Минск, 1998. - С. 101 - 102.
19. Зимбули А.Е. Зависть как антитеза ненасилия // Педагогика ненасилия в контексте проблем изменяющего мира. СПб.: Питер, 2000.1. С. 192-197.
20. Зиммель, Г. Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования / Зиммель Г. - М. : Директ-Медиа, 2007. - 345 с.
21. Золотухина-Аболина, Е.В. Зависть // Молодой коммунист. 1989. - № 7.
22. Ильин Е. П., Факторы, облегчающие возникновение зависти // www.book.ru, 2008.
23. Ильин Е.П. Психология зависти, враждебности, тщеславия [Текст] / Е.П. Ильин - СПб.: Питер, 2014 - 208 с.
24. Ильин Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин - СПб.: Питер, 2001 - 752 с.
25. Интересная психология. Что такое зависть и как перестать
завидовать? [электронный ресурс]: режим доступа
http://www.psychologov.net/view_post.php?id=309(дата доступа: 14.03.2012г.)
26. Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. / Пер. с англ. А. Ф. Ускова. - М.: Б.С.К., 1997. - 100 с.
27. Кляйн М. Ненависть, зависть, любовь, сочувствие. / Пер. с англ. А. Ф. Ускова. - М.: Б.С.К., 2013. 116 с.
28. Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей. СПб., 1998. 115 с.
29. Кэмерон Дж. Путь художника. Изд-во Гаятри, 2005. 41 с.
30. Леонтьев А.Н.Ощущение, восприятие и внимание детей младшего школьного возраста // Очерки психологии детей (мл. шк. возраст). — М., 1950
31. Муздыбаев К. Завистливость личности // Психол. журн. 2002. Т. 23. №6. С. 38-50.
32. Муздыбаев К. Психология зависти // Психол. журн. 1997. Т. 18. №6. С. 3-12.
33. Никандров В.В. Антитренинг, или Контуры нравственных и теоретических основ психотренинга: Учеб.пособие. - СПб., 2003.
34. Орлов Ю.М. Стыд, зависть. - Москва: СЛАЙДИНГ, 2005 г.- 89 с.
35. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследование по истории морали / пер. с польск. К. В. Душенко; общ. Ред. А. А. Гусейнова. М., 1987. - 359 с.
36. Персианова Н. Б. Психологический анализ феномена зависти: Дипломная работа. СПбГУ. Факультет психологии, 2002.
37. Платон. Диалоги / Платон. - М.: Мысль, 1986.- 607 с.
38. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М.: Мысль, 1984. С. 96 - 97.
39. Психология зависти//’№№№.пигиз.ги, 2008;
40. Ролз Дж. Теория справедливости. / Изд-во Новосибирского ун-та, Новосибирск, 1995. - 160 с.
41. Согомонов, А.Ю. Феноменология зависти в древней Греции // Этическая мысль: науч.-публицист. чтения. - М.: Политиздат, 1990
42. Соколова Е.Е. Психология зависти. Журнал Педология / Новый век. 2002. №10. С. 10-14.
43. Соммэр С.Д. Мораль XXI века: Пер. с исп. М.: ООО София, 2004. -528с.
44. Студия практической психологии. Феномен зависти: палач и жертва в одном чувстве [электронный ресурс]: режим доступа http://psykology.ucoz.ru/publ/stati/fenomen_zavisti_palach_i_zhertva_v_o dnom_chuvstve/2-1-0-7 (дата доступа: 22.04.2015г.)
45. Ступенькова Е.В. Гуманитарные науки о ненависти и зависти // Гуманитарий:Альманах. Саранск, 2000. - С. 25 - 26.
46. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова под ред. Н.Ю. Шведовой. - М. 1994. 928 с.
47. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс,1990. - С.З - 69.
48. Фрейд 3. Введение в психоанализ. -М: Прогресс, 1991. 150 с.
49. Фромм Э. Иметь или быть. / Пер. с англ. Н.И. Войскунской и И.И. Каменкович. М.: Прогресс. 1986. 238 с.
50. Хорни К. Наши внутренние конфликты. — М. : Академический проект, 2006.
51. Шек Г. Зависть: теория социального поведения. / Пер. с англ. В. Кошкина под ред. Ю. Кузнецова. - М.: ИРЕСЭН, 2008. 544 с.
52. Шопенгауэр А. Афоризмы и Максимы / Пер. с нем. Ф. В. Черниговца. Издательство Ленинградского университета, 1990.- 288 с.
53. Шупило Д.Т. Зависть как социальный феномен // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук. Новосибирск, 1996. - 4.1.-С. 70.ф 130. Энциклопедия мысли. М.: Русская книга, 1994. - 576 с.
54. Щербатых Ю.В. Семь смертных грехов или психология порока. - М.:АСТ, 2010.
55. Эмоции и чувства в нашей жизни. Виды зависти [электронный ресурс]: режим доступа http://www.emotionlabs.ru/content/104/(дата доступа: 20.04.2015г.)
56. Эпштейн Дж. Зависть. - М.: АСТ, 2006. - 192 с.
57. [электронный ресурс]: режим доступа http://www.b17.ru/article/545/(дата доступа: 14.02.2016г.)
58. [электронный ресурс]: режим доступа
http://www.word4you.ru/publications/2520/(дата доступа: 14.02.2016г.)