Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специфика группового психологического консультирования подростков с девиантным поведением

Работа №154796

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы87
Год сдачи2022
Стоимость4810 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат 3
Введение 9
ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы работы с девиантными подростками в процессе группового психологического консультирования 14
1.1. Девиантное поведение как предмет теоретического анализа 14
1.2. Психологические особенности девиантных подростков 24
1.3. Групповое психологическое консультирование девиантных
подростков 31
Выводы по Главе 1 36
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование специфики работы психолога- консультанта с девиантными подростками в процессе группового консультирования 38
2.1. Методическая организация исследования и обсуждение результатов
констатирующего эксперимента 38
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 48
2.3. Результаты экспериментальной работы и их обсуждение 52
Выводы по Главе II 57
Заключение 60
Список использованных источников 62
Приложения

Актуальность исследования. Важным направлением для становления личности ребенка является социальное развитие. Усвоенные, интернализованные человеком ценностные ориентации, убеждения, взгляды, социальные нормы, установки становятся в дальнейшем значимыми компонентами самосознания, внутренними регуляторами поведения, основой его самоопределения.
По мнению Е.Н. Трухмановой социальная нестабильность современного общества затрудняет адекватное самоопределение подростков (включая полоролевое, ценностно-смысловое, профессиональное). Характерные для этого возрастного периода статусная и ролевая неопределенность, неустойчивость Я-концепции обостряются существованием в обществе противоречивых нормативных моделей и отсутствием четких нравственных ориентиров. В данной ситуации у подростков зачастую формируются различные формы девиантного (отклоняющегося) поведения [72].
Понятие «девиантное поведение» сопряжено с понятием «норма». Границы нормального поведения относительны, поведение человека детерминировано в обществе. Поэтому для установления границ нормального поведения нужны не только биологические, но главным образом социальные критерии нормы, так как именно они являются важнейшими средствами регуляции поведения человека в обществе.
Зачастую отклоняющееся поведение начинается с реакции дезадаптации. Если не предупреждать подобного типа реакции, они закрепляются и могут стать причиной как асоциального, так и антисоциального поведения. Нарушениями поведения или социальной дезадаптацией называются такие состояния, в которых главная проблема заключается в появлении социально неодобряемых форм поведения.
Исследование проблемы девиантного поведения актуально в связи с динамичностью социальных процессов, возникновением и сменой кризисных ситуаций. Обострение противоречий и конфликтов вызывает интерес науки и практики к вопросам изучения социальных отклонений и профилактики девиантного поведения. Особое значение при этом следует уделять исследованию негативных отклонений в поведении подростков. Высокая научная и общественная значимость проблемы девиантного поведения находит подтверждение в многочисленных теоретических и прикладных исследованиях данного вопроса.
Актуальность проблемы исследования девиантного поведения подростков заключается также в том, что она находит подтверждение в участившихся случаях подростковой агрессии по отношению друг к другу, к учителям, родственникам, близким людям, животным, суицидальном поведении, делинквентном поведении. Проблема девиантного поведения в течение многих лет привлекает к себе интерес ученых, разыскивающих ответы на вопросы о природе и проявлениях этого феномена.
Социально-психолого-педагогические аспекты девиантного поведения анализируются в научных работах А.С. Белкина, В.И. Добренькова, A. Ю. Егорова, А.И. Захарова, Е.В. Змановской, Е.С. Иванова, Ю.А. Клейберга, А.И. Кравченко, И.А. Ларионовой, А.И. Ложкина, B. В. Лозового, Л.В. Мардахаева, В.Д. Менделевича, Е.С. Набойченко, В.А. Пятунина, О.С. Тоистевой, Л.М. Шипицыной, Л.Б. Шнейдер и др.
Изучение проблемы девиантного поведения лежит в основе ряда методологических подходов и представлено в трудах А. Адлера, B.C. Афанасьева, А. Бандуры, М.А. Галагузовой, Я.И. Гилинского, Э. Дюргейма, В.П. Казимирчука, Ю.А. Клейберг, В.Н. Кудрявцева, Б.М. Левина, А.Р. Лурия, Р.К. Мертона, М.Е. Поздняковой З. Фрейда, Э.Э. Эриксона, и др. Девиантное поведение как нарушение процесса социализации подростков рассматривается такими известными российскими учеными, как Б.Н. Алмазов, Ю.М. Антонян, С.А.Беличева, Б.П. Битинас, М.И. Еникеев, И.С. Кон, Г.Ф. Кумарина, Н.Ю. Максимова, A.B. Мудрик, В.С. Мухина, И.А. Невский, Ю.И. Фролов и многие другие.
Цель исследования: разработать и апробировать программу группового психологического консультирования с подростками с целью коррекции девиантного поведения.
Объект исследования: процесс работы с девиантными подростками.
Предмет исследования: групповое психологическое консультирование подростков как способ коррекции их девиантного поведения.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что работа психолога с девиантными подростками имеет свою специфику и будет эффективной, если в процессе консультирования:
1) Будут использоваться техники по снижению уровня агрессии и тревожности по отношению к взрослым.
2) Будут использоваться техники по гармонизации внутрисемейных отношений.
3) Будет проводиться работа по развитию правового сознания подростков.
Задачи исследования:
1. Описать специфику, а также определить основные приёмы и способы работы с девиантными подростками, применяемые в процессе психологического консультирования.
2. Подобрать диагностический материал для проведения констатирующего этапа исследования.
3. Изучить и описать актуальный уровень проявления девиантного поведения у группы испытуемых.
4. Составить и реализовать серию групповых консультаций, включающих работу с девиантными подростками.
5. Проследить различия в уровнях проявления девиантного поведения до и после формирующего эксперимента.
6. Проверить гипотезу с помощью методов математической статистики.
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические - тестирование; эксперимент (групповое консультирование).
3. Статистические - качественный, количественный анализ результатов исследования (сравнительный анализ: Т-критерий Уилкоксона).
Экспериментальная база исследования: эксперимент проводился на базе МАОУ СШ «Комплекс Покровский», в нем принимали участие обучающиеся 7-9 классов, в количестве 10 человек.
Апробация результатов исследования происходила в ходе организации и проведения групповых консультаций на базе школы. Всего было проведено 9 групповых консультаций.
Научная новизна исследования состоит в том, что был введен дополнительный параметр девиантного поведения - тревожность по отношению к взрослым.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что были систематизированы детерминанты девиантного поведения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что была составлена и апробирована программа групповых консультаций для девиантных подростков, которая может быть использована психологами общеобразовательных учреждений.
Структура диссертации: описание представляемого исследования включает введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках исследовательской работы были изучены теоретические аспекты и особенности девиантного поведения подростков: детерминанты, рассмотрены различные классификации, описание различных подходов к изучению девиантного поведения, особенности девиантных подростков, возможные способы коррекции девиантного поведения. Были описаны основные приемы и способы работы с девиантными подростками, применяемые в процессе психологического консультирования.
Коррекционная работа с девиантными подростками направлена на развитие социальных навыков детей, формирование компетентности в сфере межличностного общения, снижение уровня агрессии, развитие социально-правовой компетентности. Возможны две формы проведения коррекционно-развивающих занятий: групповая и индивидуальная. В ходе групповых коррекционно-развивающих занятий создаются условия, способствующие успешной социально-психологической адаптации подростков группы риска. У детей формируются навыки конструктивной коммуникации и саморегуляции, происходит освоение конструктивных способов выхода из трудных, стрессовых ситуаций и развитие позитивного самоотношения. В работе над оптимизацией уровней проявления девиантного поведения будут эффективны групповые консультации с использованием техник психологического просвещения, методы активного социально- психологического обучения, тренинговые упражнения, научение конструктивным выходам из трудных, стрессовых ситуаций.
Для того чтобы подобрать адекватный диагностический материал, на основании проанализированной литературы по явлению девиантного поведения (Ю.М. Антонян, М.И. Еникеев, Н.Ю. Максимова, В.Д. Менделевич, В.С. Мухина, Е.С. Набойченко, Ю.И. Фролов и др.) нами были выделены и сформулированы критерии изучаемого феномена:
сформированность правового самосознания, агрессивность, тревожность по отношению к взрослым, удовлетворенность отношениями с родителями. В соответствии с параметрами был подобран диагностический инструментарий: Карта Стотта (шкала «тревожность к взрослым»), проективная методика «Семья животных», тест «Самооценка психических состояний», тест правового и гражданского сознания.
Эксперимент проводился на базе МАОУ СШ «Комплекс Покровский» г. Красноярска, в нем принимали участие обучающиеся 7-9 классов, в количестве 10 человек. В нашем эксперименте принимали участие подростки, состоящие на различных видах профилактического учета за неоднократные нарушения правил внутреннего распорядка. Запрос на работу с детьми получен от классных руководителей и учителей-предметников. Были получены следующие результаты: высокий уровень проявлений девиантного поведения был выявлен у 30% респондентов (3 человека), для которых характерен правовой нигилизм, высокий уровень агрессивности, высокий уровень тревожности к взрослым и негативное эмоциональное отношение к родителям; средний уровень проявлений девиантного поведения был зафиксирован у 70% подростков (7 человек), для которых характерен низкий уровень сформированности правового самосознания, они склонны поступать так, как считают правильным. Проявление агрессии ситуативно. Проявляют беспокойство о том, принимают ли их значимые взрослые. Отношения с родителями зачастую конфликтны.
Исходя из анализа результатов констатирующего среза была разработана и реализована программа групповых консультаций для подростков с девиантным поведением, включающая в себя различные психологические техники и упражнения, а также коллективные дискуссии. Данная программа разделена на несколько блоков: развитие правового правосознания, снижение уровня агрессивности и тревожности по отношению к взрослым, гармонизация внутрисемейных отношений.
После реализации программы групповых консультаций, был проведен повторный диагностический срез. Были получены следующие результаты: у 20% респондентов был зафиксирован высокий уровень проявления девиантного поведения, у 80% - средний.
Положительное влияние данной программы было подтверждено статистической проверкой различия - были выявлены достоверные различия между уровнями проявления девиантного поведения до и после проведения эксперимента.
Таким образом, экспериментально было доказано, что групповое консультирование с использованием различных психотехник и упражнений, а также с работой по снижению уровня агрессии и тревожности по отношению к взрослым, повышению уровня правового самосознания и удовлетворенности отношениями с родителями будет результативно в целях вторичной и третичной профилактики девиантных подростков.



1. Абдурашитов Н.Ф., Атаханов Р. Деструктивные детско-родительские отношения и возможности совершения подростками правонарушения //Психология. Историкокритические обзоры и современные исследования. 2017. № 4А. 179 с.
2. Адлер А. Наука о характерах: понять природу человека. СПб.: Гуманитар. агентство "Акад. проект", 2011. 251 с.
3. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии. М: Когито-Центр, 2002. 218 с.
4. Азарова Л. А. Психология девиантного поведения. Минск : ГИУСТ БГУ, 2009. 164 с
5. Азарова Л.А. Девиантное поведение и его профилактика. М.: Перо, 2018. 153 с.
6. Аккерман Н. Роль семьи в проявлении расстройств у детей. СПб.: Питер, 2010. 307 с.
7. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. М.: Юрист, 1996. 335 с.
8. Асмолов А. Г. Содействие ребенку - развитие личности. Новые ценности образования. М., 1996. 44 с.
9. Ахмедзянова Э.Ф. Первичная профилактика детей и подростков. Казань, 2000. 278 с.
10. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. М.: Информпечать, 2000. 336 с.
11. Братусь Б.С. Аномалии личности. М. Просвещение, 2012. 301 с.
12. Быков С.В. Социально-психологические детерминанты девиантного поведения подростков. Тольятти: Волж. ун-т им. В. Н. Татищева , 2003. 176 с.
13. Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь. Адаптивная
физическая культура: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям. М: Флинта, 2003. 144 с.
14. Васильев Н.Г. Методологические основы изучения девиантного поведения подростков // Глаголъ правосудия. 2016. №10. С. 30.
15. Воронцова М. В. Теория деструктивности. Таганрог: А.Н. Ступин,
2014. 360 с.
16. Гайдай М.К., Осинский И.И. Пенитенциарная девиантность в условиях трансформации российского общества. Социологический анализ. Улан- Удэ: БГУ, 2006. 85 с.
17. Гилинский Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль в обществе постмодерна. Спб.: Алетейя, 2017. 280с.
18. Гилинский Я.И. Криминология постмодерна (неокриминология). СПб: Алетейя, 2021. 312 с.
19. Гилинский Я.И. Криминология: теория, история, эмпирическая база, социальный контроль. 4-е изд. СПб: Алеф-Пресс, 2018. 377 с.
20. Гилинский Я.И. Самоубийство как социальный феномен //
Социологический журнал. 2011. №2. 90 с.
21. Гилинский Я.И., Гурвич И., Русакова М. [и др.]. Теория, методология, эмпирическая реальность. СПб: Медицинская пресса, 2001. 200 с.
22. Гилинский Я.И., Гурвич И., Русакова М. и др. Девиантность подростков: Теория, методология, эмпирическая реальность. СПб: Медицинская пресса, 2001. 143 с.
23. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема// Вопросы психологии. 1988. № 2. 26 с.
24. Горшкова Е.А. Помощь «трудным» детям. Спб.: Речь, 2013. 47с.
25. Григорьева С.В. Девиантное поведение несовершеннолетних:
монография. Псков: МИНПИ, 2005. 322 с.
26. Данилова З.А. Девиантное поведение в молодежной среде:
монография. Новосибирск: Изд-во Сибирского отделения Российской акад. наук, 2008. 234 с.
27. Демидова Е.Е. География социальных девиаций: постановка проблемы, примеры региональных исследований // Региональные исследования.
2015. №3. 50 с.
28. Денисов И.Г. Организация социально-психологического тренинга профилактики асоциального поведения подростков // Вестник ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. 2013. №4 (26). 136 с.
29. Дикусар Я. С. Влияние семьи на формирование девиантного поведения несовершеннолетних // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2017. №4. 58 с.
30. Добряков И.В., Никольская И.М., Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2015, 260 с.
31. Дробот Д.А. Изучение взаимоотношений родителей с подростками девиантного поведения. // Молодой ученый. 2015. № 24 (104). 945 с.
32. Дулин Ю.В. Отклоняющееся поведение подростков в условиях
реформирования общества. Майкоп: Аякс, 2000. 50 с.
33. Дюркгейм Э. Норма и патология. М: АСТ, 2019. 510 с.
34. Егоров А.Ю. Клиника и психология девиантного поведения. СПб: Речь, 2010. 396 с.
35. Екимова В.И. Трудные подростки: практические материалы по психодиагностике и оценке отклоняющегося поведения. М.: АРКТИ, 2007. 81 с.
36. Екинцев В. И. Девиантное поведение в молодежных субкультурах. Чита : ЗабГГПУ, 2007. 153 с.,
37. Ждакаева Е.И. Психологические средства коррекции деструктивных детско-родительских отношений: дис. канд. психол. наук. Омск, 2012. 216 с.
38. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2-е изд. М.: Джангар, 2012. 864 с.
39.Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося
поведения). М: Академия, 2008. 287 с.
40. Ильин И.П. Психология риска. СПб: Мастера психологии, 2012. 286 с.
41. Клейберг Ю.А. Основы психологии девиантного поведения. СПб: Алеф-Пресс, 2014. 231 с.
42. Ковалев А.И. Социология личности: норма и отклонение. М.: Ин-т молодежи, 2006. 126 с.
43. Ковальчук М.А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация. М.: Владос, 2014. 286 с.
44. Комиссаренко Т.И. Девиантное поведение подростков и нежеланность рождения. М.: МГУДТ, 2011. 197 с.
45. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 256 с.
46. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире. СПб.: Питер, 2013, 224 с.
47. Ланцова Л.А. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. № 4. 55 с.
48. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Просвещение, 1981. 517 с.
49. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростка. М.: ИОИ, 2016. 256 с.
50. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения: Тренинги для подростков и их родителей. СПб: Речь, 2007. 368 с.
51. Малкина-Пых И.Г. Кризисы подросткового возраста. М.: Сфера, 2014, 387 с.
52. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. М: МЕД, 2001. 432 с.
53. Мертон Р. Социальная структура и аномия. М: АСТ: Хранитель, 2006. 873 с.
54. Минин А.Я. Актуальные проблемы девиантного поведения
несовершеннолетних и молодежи. М: Прометей, 2016. 140 с.
55. Мозговая Т.П. Формирование девиантного поведения у подростков (психопатологический и психологический аспекты) // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. № 3. 100 с.
56. Набойченко Е.С. Психология отклоняющегося поведения подростков: монография - Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2007. 285 с.
57. Нефедова А.В. Психология девиантного поведения: курс лекций. Владимир: ВлГУ, 2015. 76 с.
58. Никифоров А.С. Неврология: полный толковый словарь: терапия, психиатрия и психология, офтальмология, педиатрия, ортопедия и травматология, дерматология, нейрохирургия, инфекционные болезни. М.: Эксмо, 2010. 367 с.
59. Остапенко Г.С. Анализ особенностей личности подростков с девиантным поведением. // Перспективы науки и образования. М, 2013. 58 с.
60. Петрова А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением: практическое руководство. М.: Флинта: МПСИ, 2008. 152 с.
61. Радюкин Е.Е. Основные концепции девиантного поведения в
зарубежных источниках // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2010. №2. 232 с.
62. Райфшнайдер Т.Ю. Социализация девиантных подростков в
общеобразовательной школе. М.: РУДН-ЮНЕСКО, 2014. 108с.
63. Рождественская Н.А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков. СПб.: Генезис, 2015. 216 с.
64. Рыбалко М.И. Девиантное поведение и патохарактерологические
расстройства у детей и подростков. Барнаул: Изд-во АГМУ, 2016. 453 с.
65. Сартаев Ж.Н. Нейрофизиологические расстройства и девиантное поведение подростков. Омск: Омский науч. вестник, 2008. 269 с.
66. Сегал Б.М. Возникновение, динамика и рецидивы алкоголизма: Дис. на соискание учен. степени д-ра мед. наук / Моск. науч.-исслед. ин-т психиатрии. М: [б. и.], 1967. 46 с.
67. Смелзер Н. Социология. М: Феникс, 1998. 685 с.
68. Соколов И.С. Педагогическая профилактика ассоциального поведения обучающихся общеобразовательных организаций: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Калуга, 2015. 152 с.
69. Степанова О.В. Жестокое обращение с детьми в семье: причины и пути его предотвращения // Личность. Культура. Общество. 2011. спец. выпуск. 264 с.
70. Тарасова Л.Е. Девиантология. Саратов:2014. 111 с.
71. Тигунцева Г.Н. Девиантное поведение в подростковом возрасте. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2013. 231 с.
72. Трухманова Е.Н. Личностные особенности подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей как фактор их дезадаптации: автореф. дисс. к анд. псих. наук. М., 2004. - 8 с.
73. Фельдштейн Д.И. Трудный подросток. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2008. 206 с.
74. Фельдштейн Д.И. Трудный подросток. 2-е изд. М.: Воронеж: МПСИ МОДЭК, 2008. 206 с
75. Фрейд З. Введение в психоанализ. СПб.: Азбука-классика, 2005. 478 с.
76. Фролов С.С. Социология. М.: Гардарики, 2000. 256 с.
77. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для
педагогов и родителей. М.: Владос-пресс, 2003. 272 с.
78. Шилова Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков: Практическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2015. 112 с.
79. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Академический проект, 2007. 336 с.
80. Юнг К. Собрание сочинений. Феномен духа в искусстве и науке. М: Cogito centre, 2010. 350 с.
81. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения,
социализация и профессиональное самоопределение
старшеклассников. Спб.: Иматон, 2005. 80 с.
82. Bandura A. Aggresion: a social learning analysis / A. Bandura. New York, 1973
83. Durkheim E. Suicide: A Study in Sociology / E. Durkheim. Glencoe, 1951. 376 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ