Введение 3
ГЛАВА 1 Теоретические и исторические аспекты понятия «гражданской идентичности» 6
1.1 Понятие гражданской идентичности и его отражение в современной
науке 6
1.2. История формирования гражданской идентичности в России 12
1.2.1. Традиции гражданственности и патриотизма в российской
педагогике в досоветский период 12
1.2.2. Развитие подходов к формированию гражданской идентичности в
советский период по материалам периодической литературы 16
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование по формированию гражданской идентичности учащихся 8 класса сельской школы 30
2.1. Особенности и средства формирования гражданской идентичности в
современной образовательной практике 30
2.1.1 Организационные формы формирования гражданской идентичности
в образовательном процессе 35
2.2. Характеристика критериев и показателей сформированности
гражданской идентичности школьников в ходе опытно-экспериментальной работы 37
2.3. Дидактические и организационно-методические основы формирования
гражданской идентичности в урочной и внеурочной деятельности 42
2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы 45
Заключение 47
Список литературы 49
Приложение 1 53
Приложение 2 56
Приложение 3 60
Одним из важных требований к личностным результатам освоения образовательной программы в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте является «сформированность российской гражданской идентичности, а именно патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной». Средством и результатом достижения данной цели может стать «развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера».
О многоукладном подходе в образовании говорит и тот факт, что образовательный стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации, что обосновывает выбор объекта исследования. Им является гражданская идентичность как личностный результат освоения основной образовательной программы, виды и формы идентичности вообще, методология формирования и измерения гражданской идентичности.
Категория «идентичности» заняла важное место в социальногуманитарных науках сегодня. При этом, несмотря на многообразие теоретических подходов и эмпирических исследований, целый ряд вопросов относительно природы самой идентичности - ее структуры, видов, остается открытым.
Проблема исследования состоит в научном осмыслении сущности и динамике процесса гражданского и патриотического воспитания в России, в выявлении тенденций и концептуальных особенностей через анализ опыта гражданского и патриотического воспитания в России.
Цель исследования: изучить теоретические и практические основы процесса формирования гражданской идентичности школьников в урочной и внеурочной деятельности по истории.
Объект исследования - процесс формирования гражданской идентичности личности в образовательной практике.
Предмет исследования: организационно-методические основы
формирования гражданской идентичности в урочной и внеурочной деятельности по истории в образовательной практике сельской школы.
Объект, предмет и цель исследования определили задачи исследования:
1. Изучить сущность «гражданской идентичности» в научных трудах современной психологии, социологии и педагогики.
2. Рассмотреть содержание конкретных методик и технологий формирования гражданской идентичности в российской школе.
3. Изучить и апробировать разнообразные средства и способы формирования гражданской идентичности у школьников в ходе урочной и внеурочной деятельности.
4. Осуществить анализ опытно-экспериментальной работы на базе МКОУ «Верхказанской СОШ» Большемуртинского района Красноярского края.
Методы исследования: изучение научно-методической литературы, анализ, синтез, обобщение, методика включенного наблюдения, беседа, методика «незаконченный тезис», анкетирование, методы математической статистики.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (35 источников), 3 приложений.
В первой главе содержится:
• изучение подходов к содержанию понятия гражданской идентичности в научных исследованиях;
• описание эволюции системы гражданско-патриотического воспитания в России.
Во второй главе описана опытно-экспериментальная работа по формированию гражданской идентичности и мониторингу уровня ее сформированности на примере обучающихся 8 класса МКОУ «Верхказанская СОШ».
Апробация исследования: предварительные результаты исследования были представлены на педагогическом совете МКОУ «Верхказанской СОШ» в 2018 году. Теоретические и практические положения исследования были представлены на районном методическом объединении учителей истории школ Большемуртинского района Красноярского края.
Проведенное теоретическое и опытно-экспериментальное
исследование по проблеме формирования гражданской идентичности школьников в урочной и внеурочной деятельности по истории позволяет сделать следующие выводы.
Сущность гражданской идентичности раскрывается в осознании личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Установлено, в своих аспектах гражданская идентичность базируется на принципах классического патриотизма. Многие его элементы нашли свое применение и сегодня в условиях новых и быстро развивающихся концепций в образовании. При этом понятие «гражданская идентичность» лежит в основе личностных результатов при освоении основной общей образовательной программы по ФГОС.
Был исследован вопрос изменения системы гражданско- патриотического воспитания в России, выявлены основные и традиционные направления современного патриотического воспитания, отражена степень преемственности целей, методов и форм воспитания гражданственности в различные периоды истории России.
Система патриотического воспитания в России прошла путь развития от простейших форм, оставшихся сегодня на страницах дидактических и литературных памятников, до сложного и многоступенчатого процесса в рамках общего образования.
В исследовании охарактеризовано содержание и описана на практике реализация конкретных методик и технологий формирования гражданской идентичности на уроках истории и во внеурочной деятельности: коммуникативные (беседа, диспуты, технология «Дебаты»); игровые (ролевая игра, деловая игра); социально-деятельностные (технологии социальной пробы, технология коллективно-творческих дел, социальный проект).
Эмпирический этап исследования включал организацию целенаправленной педагогической деятельности, ориентированной на формирование и мониторинг уровня сформированности гражданской идентичности обучающихся 8 класса МКОУ «Верхказанская СОШ» Большемуртинского района Красноярского края.
Диагностика уровня сформированности была проведена по двум компонентам: когнитивному и ценностно-эмоциональному с помощью
диагностического комплекса: тестирование и опросники по выявлению знаний и представлений правовых норм, знаний и отношения к собственной культуре, истории своего Отечества, формированию таких характеристик личности, как установка на принятие ведущих ценностей своей национальной культуры, культуры «малой родины»; готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий и др. Гражданская активность школьников (деятельностный компонент) был определен по методике включенного наблюдения: участие школьников в социальных акциях класса, школы, района.
Для этого в ходе опытно-экспериментальной работы был реализован комплекс методов и форм урочной и неурочной деятельности по повышению уровня гражданской идентичности в течение 2019-2020 учебного года (например, классные часы на тему «Я - гражданин», конкурс «Мой Флаг, «Мой Герб», социальный проект «Хочу Быть», акция «Ветеран» и «Обелиск» и др.).
Результаты контрольного этапа диагностики показали, что уровень представлений и знаний и ценностно-эмоционального отношения обучающихся значительно повысился, в среднем в 1,5 и 2 раза. Такой результат оказался возможен на основе принятия собственной этнической принадлежности и позитивно-ценностном отношении к этническим особенностям сверстников других национальностей. Наибольшую эффективность опытно-экспериментальной работы обеспечивал
деятельностный подход. Заинтересованность и включенность учащихся в социально значимых проектах стало показателем повышения уровня гражданской идентичности.
Таким образом, положительные результаты проведенной опытноэкспериментальной работы подтверждают, что задачи исследования были успешно решены, цель достигнута.
Дальнейшее исследование может быть продолжено по организации подобной целенаправленной педагогической деятельности в старших классах МКОУ «Верхказанская СОШ».
1. Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики/Лидеры образования. 2007 - № 6. С. 4 - 10.
2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. № 4. С. 18 - 22.
3. Антология педагогической мысли России XIX - начала ХХ вв. - М., 1990.
4. Арцис И.С. Школа в дни Великой Отечественной войны // Советская педагогика. 1944. № 8 - 9.
5. Боборыкин А.Д., Жегин Ю.В. Советское студенчество - боевой отряд молодых строителей коммунизма // Советская педагогика. 1977. №1. С.
14.
6. Борсенков В.П. Вступительная статья// Педагогика, 2003.
7. Бушля А.Н. Об идейно-политическом содержании воспитания коммунистической морали//Советская педагогика. 1946.№10-11. С. 3639.
8. Белозерова А.С. Теоретические подходы к обоснованию проблем гражданского воспитания в современных условиях//Теория и практика обучения и воспитания в образовательных учреждениях. Кострома. 2005.
9. Вилы/Иванов А.В. Москва,2017. С. 8.
10. Гусев А.А. Проблемы региональной идентичности в современной России// Проблемы гражданской и региональной идентичности в современной России. Ульяновск. 2015. С. 3-5.
11. Гончаров И.Ф. Какой быть российской школе // «Воспитание школьников». 1994. №5. С. 5 - 8.
12. Гаврилычева Г.Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспектива//Воспитание школьников. 2010. №3. С. 23-35.
13. За большевистскую идейность советской педагогической науки // Советская педагогика. 1946. № 10—11. С. 3-8
14. Иофе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России//Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. №6. С. 19-25.
15. Иванова Н.Л., Мазилова Г.Б. Гражданская идентичность и формирование гражданственности//Ученые записки. 2010....35