Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование гражданской идентичности в урочной и внеурочной деятельности по истории

Работа №154782

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2020
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1 Теоретические и исторические аспекты понятия «гражданской идентичности» 6
1.1 Понятие гражданской идентичности и его отражение в современной
науке 6
1.2. История формирования гражданской идентичности в России 12
1.2.1. Традиции гражданственности и патриотизма в российской
педагогике в досоветский период 12
1.2.2. Развитие подходов к формированию гражданской идентичности в
советский период по материалам периодической литературы 16
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование по формированию гражданской идентичности учащихся 8 класса сельской школы 30
2.1. Особенности и средства формирования гражданской идентичности в
современной образовательной практике 30
2.1.1 Организационные формы формирования гражданской идентичности
в образовательном процессе 35
2.2. Характеристика критериев и показателей сформированности
гражданской идентичности школьников в ходе опытно-экспериментальной работы 37
2.3. Дидактические и организационно-методические основы формирования
гражданской идентичности в урочной и внеурочной деятельности 42
2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы 45
Заключение 47
Список литературы 49
Приложение 1 53
Приложение 2 56
Приложение 3 60

Одним из важных требований к личностным результатам освоения образовательной программы в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте является «сформированность российской гражданской идентичности, а именно патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной». Средством и результатом достижения данной цели может стать «развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера».
О многоукладном подходе в образовании говорит и тот факт, что образовательный стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации, что обосновывает выбор объекта исследования. Им является гражданская идентичность как личностный результат освоения основной образовательной программы, виды и формы идентичности вообще, методология формирования и измерения гражданской идентичности.
Категория «идентичности» заняла важное место в социально­гуманитарных науках сегодня. При этом, несмотря на многообразие теоретических подходов и эмпирических исследований, целый ряд вопросов относительно природы самой идентичности - ее структуры, видов, остается открытым.
Проблема исследования состоит в научном осмыслении сущности и динамике процесса гражданского и патриотического воспитания в России, в выявлении тенденций и концептуальных особенностей через анализ опыта гражданского и патриотического воспитания в России.
Цель исследования: изучить теоретические и практические основы процесса формирования гражданской идентичности школьников в урочной и внеурочной деятельности по истории.
Объект исследования - процесс формирования гражданской идентичности личности в образовательной практике.
Предмет исследования: организационно-методические основы
формирования гражданской идентичности в урочной и внеурочной деятельности по истории в образовательной практике сельской школы.
Объект, предмет и цель исследования определили задачи исследования:
1. Изучить сущность «гражданской идентичности» в научных трудах современной психологии, социологии и педагогики.
2. Рассмотреть содержание конкретных методик и технологий формирования гражданской идентичности в российской школе.
3. Изучить и апробировать разнообразные средства и способы формирования гражданской идентичности у школьников в ходе урочной и внеурочной деятельности.
4. Осуществить анализ опытно-экспериментальной работы на базе МКОУ «Верхказанской СОШ» Большемуртинского района Красноярского края.
Методы исследования: изучение научно-методической литературы, анализ, синтез, обобщение, методика включенного наблюдения, беседа, методика «незаконченный тезис», анкетирование, методы математической статистики.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (35 источников), 3 приложений.
В первой главе содержится:
• изучение подходов к содержанию понятия гражданской идентичности в научных исследованиях;
• описание эволюции системы гражданско-патриотического воспитания в России.
Во второй главе описана опытно-экспериментальная работа по формированию гражданской идентичности и мониторингу уровня ее сформированности на примере обучающихся 8 класса МКОУ «Верхказанская СОШ».
Апробация исследования: предварительные результаты исследования были представлены на педагогическом совете МКОУ «Верхказанской СОШ» в 2018 году. Теоретические и практические положения исследования были представлены на районном методическом объединении учителей истории школ Большемуртинского района Красноярского края.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное теоретическое и опытно-экспериментальное
исследование по проблеме формирования гражданской идентичности школьников в урочной и внеурочной деятельности по истории позволяет сделать следующие выводы.
Сущность гражданской идентичности раскрывается в осознании личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Установлено, в своих аспектах гражданская идентичность базируется на принципах классического патриотизма. Многие его элементы нашли свое применение и сегодня в условиях новых и быстро развивающихся концепций в образовании. При этом понятие «гражданская идентичность» лежит в основе личностных результатов при освоении основной общей образовательной программы по ФГОС.
Был исследован вопрос изменения системы гражданско- патриотического воспитания в России, выявлены основные и традиционные направления современного патриотического воспитания, отражена степень преемственности целей, методов и форм воспитания гражданственности в различные периоды истории России.
Система патриотического воспитания в России прошла путь развития от простейших форм, оставшихся сегодня на страницах дидактических и литературных памятников, до сложного и многоступенчатого процесса в рамках общего образования.
В исследовании охарактеризовано содержание и описана на практике реализация конкретных методик и технологий формирования гражданской идентичности на уроках истории и во внеурочной деятельности: коммуникативные (беседа, диспуты, технология «Дебаты»); игровые (ролевая игра, деловая игра); социально-деятельностные (технологии социальной пробы, технология коллективно-творческих дел, социальный проект).
Эмпирический этап исследования включал организацию целенаправленной педагогической деятельности, ориентированной на формирование и мониторинг уровня сформированности гражданской идентичности обучающихся 8 класса МКОУ «Верхказанская СОШ» Большемуртинского района Красноярского края.
Диагностика уровня сформированности была проведена по двум компонентам: когнитивному и ценностно-эмоциональному с помощью
диагностического комплекса: тестирование и опросники по выявлению знаний и представлений правовых норм, знаний и отношения к собственной культуре, истории своего Отечества, формированию таких характеристик личности, как установка на принятие ведущих ценностей своей национальной культуры, культуры «малой родины»; готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий и др. Гражданская активность школьников (деятельностный компонент) был определен по методике включенного наблюдения: участие школьников в социальных акциях класса, школы, района.
Для этого в ходе опытно-экспериментальной работы был реализован комплекс методов и форм урочной и неурочной деятельности по повышению уровня гражданской идентичности в течение 2019-2020 учебного года (например, классные часы на тему «Я - гражданин», конкурс «Мой Флаг, «Мой Герб», социальный проект «Хочу Быть», акция «Ветеран» и «Обелиск» и др.).
Результаты контрольного этапа диагностики показали, что уровень представлений и знаний и ценностно-эмоционального отношения обучающихся значительно повысился, в среднем в 1,5 и 2 раза. Такой результат оказался возможен на основе принятия собственной этнической принадлежности и позитивно-ценностном отношении к этническим особенностям сверстников других национальностей. Наибольшую эффективность опытно-экспериментальной работы обеспечивал
деятельностный подход. Заинтересованность и включенность учащихся в социально значимых проектах стало показателем повышения уровня гражданской идентичности.
Таким образом, положительные результаты проведенной опытно­экспериментальной работы подтверждают, что задачи исследования были успешно решены, цель достигнута.
Дальнейшее исследование может быть продолжено по организации подобной целенаправленной педагогической деятельности в старших классах МКОУ «Верхказанская СОШ».


1. Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики/Лидеры образования. 2007 - № 6. С. 4 - 10.
2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. № 4. С. 18 - 22.
3. Антология педагогической мысли России XIX - начала ХХ вв. - М., 1990.
4. Арцис И.С. Школа в дни Великой Отечественной войны // Советская педагогика. 1944. № 8 - 9.
5. Боборыкин А.Д., Жегин Ю.В. Советское студенчество - боевой отряд молодых строителей коммунизма // Советская педагогика. 1977. №1. С.
14.
6. Борсенков В.П. Вступительная статья// Педагогика, 2003.
7. Бушля А.Н. Об идейно-политическом содержании воспитания коммунистической морали//Советская педагогика. 1946.№10-11. С. 36­39.
8. Белозерова А.С. Теоретические подходы к обоснованию проблем гражданского воспитания в современных условиях//Теория и практика обучения и воспитания в образовательных учреждениях. Кострома. 2005.
9. Вилы/Иванов А.В. Москва,2017. С. 8.
10. Гусев А.А. Проблемы региональной идентичности в современной России// Проблемы гражданской и региональной идентичности в современной России. Ульяновск. 2015. С. 3-5.
11. Гончаров И.Ф. Какой быть российской школе // «Воспитание школьников». 1994. №5. С. 5 - 8.
12. Гаврилычева Г.Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспектива//Воспитание школьников. 2010. №3. С. 23-35.
13. За большевистскую идейность советской педагогической науки // Советская педагогика. 1946. № 10—11. С. 3-8
14. Иофе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России//Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. №6. С. 19-25.
15. Иванова Н.Л., Мазилова Г.Б. Гражданская идентичность и формирование гражданственности//Ученые записки. 2010....35


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ