СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические основы изучения проблемы особенностей игровой деятельности дошкольников с умственной отсталостью и ЗПР 11
1.1. Теоретические основы развития игровой деятельности у
дошкольников 11
1.2. Особенности развития игровой деятельности дошкольников в
онтогенезе 17
1.3. Клинико-психолого-педагогические особенности дошкольников с
задержкой психического развития и легкой степенью умственной отсталости 21
1.4. Особенности игровой деятельности у дошкольников с задержкой
психического развития и с умственной отсталостью 29
1.5. Проблема формирования игровой деятельности у детей старшего
дошкольного возраста с ЗПР и умственной отсталостью в отечественной литературе 37
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей игровой деятельности дошкольников с умственной отсталостью и ЗПР 43
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 43
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 45
2.3 Методические рекомендации по формированию сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников с задержкой психического развития и умственной отсталостью легкой степени 55
Заключение 72
Библиографический список 77
Приложение
Глава 1. Научно-теоретические основы изучения проблемы особенностей игровой деятельности дошкольников с умственной отсталостью и ЗПР 11
1.1. Теоретические основы развития игровой деятельности у
дошкольников 11
1.2. Особенности развития игровой деятельности дошкольников в
онтогенезе 17
1.3. Клинико-психолого-педагогические особенности дошкольников с
задержкой психического развития и легкой степенью умственной отсталости 21
1.4. Особенности игровой деятельности у дошкольников с задержкой
психического развития и с умственной отсталостью 29
1.5. Проблема формирования игровой деятельности у детей старшего
дошкольного возраста с ЗПР и умственной отсталостью в отечественной литературе 37
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей игровой деятельности дошкольников с умственной отсталостью и ЗПР 43
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 43
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 45
2.3 Методические рекомендации по формированию сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников с задержкой психического развития и умственной отсталостью легкой степени 55
Заключение 72
Библиографический список 77
Приложение
В последние годы в нашей стране происходят значительные изменения в отношении к лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Все большие усилия прилагаются к тому, чтобы изменить в лучшую сторону сложившуюся ситуацию с подготовкой детей, имеющих отклонения в развитии, к полноценной жизни в обществе. Об этом свидетельствует принятие соответствующих законодательных актов: Национальной Доктрины образования в Российской Федерации до 2025 года, Федерального закона «О социальной защите инвалидов», Федеральной программы «Культура и инвалиды», Федеральной комплексной программы «Социальная поддержка инвалидов» [74].
Дошкольный возраст является одним из самых важных возрастных этапов в жизни ребенка, о чем свидетельствует принятая в отечественной науке периодизация психического развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие). Это время расширения социальных отношений ребенка, усвоения им общественного опыта. Именно в дошкольном возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения [14, 57, 119].
В специальной психологии и педагогике (Л.Б. Баряева, Н.Г.Морозова, Е.С. Слепович, Е.А. Стребелева и др.) дошкольный возраст рассматривается как наиболее важный не только для развития всех психических процессов и становления личности в целом, но и для коррекции и целенаправленного формирования нарушенных функций [4, 69, 92, 102].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155, устанавливает целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: овладение ребенком основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности; умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; способность договариваться, учитывать интересы других, адекватно проявлять свои чувства; обладание развитым воображением; умение подчиняться разным правилам и социальным нормам; достаточное развитие коммуникативной функции речи [112].
Данные качества развиваются и совершенствуются у дошкольников преимущественно в игровой деятельности. Именно в процессе игры формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин) [10, 14, 70, 119]. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту, способ усвоения общественного опыта. Этим объясняются значительные социализирующие возможности игры. Стоит отметить, что в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья игровая деятельность является оптимальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их познавательное, коммуникативное и личностное развитие [96].
Как известно, главными воспитателями и учителями детей, несомненно, являются родители, но новый быстрый темп жизни в современных условиях неблагоприятно сказывается на развитии игровой деятельности дошкольников в семье. Родители практически не играют с детьми, отдавая дань новым компьютерным технологиям. В результате игра уходит из жизни ребенка, а вместе с ней полноценное психическое и познавательное развитие. Ролевые игры современных дошкольников, весьма однообразны и ограничены в основном семейной тематикой. Это связано с тем, что дошкольники все больше отдаляются от взрослых: не видят и не понимают профессиональной деятельности родителей. На смену им приходят оторванные от реальной жизни сюжеты, заимствованные из сериалов и современных мультипликационных фильмов, что, безусловно, отражается на познавательном, коммуникативном и личностном развитии детей.
Если дети с нормальным интеллектуальным развитием могут овладеть игровой деятельностью самостоятельно, то детям с нарушением интеллекта требуется специальное обучение игре со стороны взрослого [16, 17, 40, 50]. Данный факт свидетельствует об актуальности проблемы формирования игровых навыков у дошкольников с нарушением интеллекта в дошкольном образовательном учреждении и в условиях семьи.
В ряде нормативных документов, в частности в ФГОС ДО указывается на то, что при проведении коррекционной работы в условиях инклюзивного образования с детьми с ОВЗ должны учитываться особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей, что нацеливает на необходимость создания специальных условий для формирования и развития ведущей деятельности дошкольников данной категории [112].
Несмотря на значительное количество исследований в области теории и практики обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в условиях дошкольной организации [2, 4, 13, 16, 20], существует дефицит научных разработок, по созданию педагогических условий и организации среды для максимально эффективного развития игровой деятельности дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) и умственной отсталостью в условиях ДОУ и семьи.
В результате анализа литературных данных по проблеме исследования выявлены несоответствия и противоречия между:
• низким уровнем развития игровой деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени и ее значимостью для всестороннего развития детей, их успешной социализации;
• указаниями на недостаточную сформированность игровых умений у данной категории дошкольников и недостаточной изученностью особенностей игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени в современных условиях;
• важностью создания специальных условий для игровой деятельности у дошкольников с ОВЗ и недостаточностью специальных разработок, направленных на создание педагогических условий и организацию среды для максимально эффективного развития игровой деятельности старших дошкольников с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени.
На основе данных несоответствий и противоречий определена проблема исследования, которая заключается в изучении особенностей игровой деятельности старших дошкольников с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени, а также составлении методических рекомендаций на основе выявленных особенностей.
Объект исследования: игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития и легкой умственной отсталостью.
Предмет: особенности игровой деятельности старших дошкольников с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени.
Цель исследования: выявить специфические особенности игровой деятельности старших дошкольников с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени и на основе выявленных особенностей составить дифференцированные методические рекомендации.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:
1. Старшие дошкольники с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени будут иметь специфические особенности игровой деятельности, проявляющиеся в однообразии игровых действий, низком уровне творчества, слабой сформированностью действий замещения в игре, отсутствием развернутого сюжета, недостаточной координированностью действий участников игры, ограниченностью игровых ролей, нарушением игровых правил, бедным речевым оформлением.
2. Дошкольники с умственной отсталостью легкой степени будут демонстрировать более низкий, по сравнению с дошкольниками с ЗПР, уровень развития игровой деятельности и иметь специфические особенности в развитии игровой деятельности, отличные от таковых у дошкольников с ЗПР;
3. Учет выявленных особенностей игровой деятельности старших дошкольников с ЗПР и умственной отсталостью позволит составить дифференцированные методические рекомендации, направленные на формирование игровой деятельности у рассматриваемых категориях дошкольников
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Разработать диагностический комплекс, направленный на изучение игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени;
3. Выявить особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени;
4. На основе выявленных особенностей составить дифференцированные методические рекомендации, направленные на создание педагогических условий и организацию образовательной среды для максимально эффективного развития игровой деятельности дошкольников с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной психологии и педагогики:
• о понимании дошкольного возраста как сензитивного периода в развитии ребенка и поэтому наиболее благоприятного для коррекции нарушенных функций, эффективность которой зависит от ранней диагностики и раннего начала целенаправленной работы (В.В. Давыдов, М. Монтессори, Д.Б. Эльконин);
• о сюжетно-ролевой игре как ведущей деятельности дошкольника, имеющей непосредственное отношение к формированию познавательной и эмоционально-личностной сферы (Л.С. Выготский, A. B. Запорожец, Д.Б. Эльконин);
• об уровневой системе игровой деятельности дошкольников, согласно которой игра проходит ряд последовательных этапов развития (Н.В. Краснощекова, Т.А. Куликова, Д.Б. Эльконин);
• о социальной природе и социальном содержании игры (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.Я. Михайленко, А.П. Усова).
• об общности основных закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова).
Методы исследования. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К числу первых относится анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым - сбор анамнеза, включенное и не включенное наблюдение, количественный и качественный анализ полученных данных.
Новизна исследования заключается в:
- выборе критериев изучения сформированности игровой деятельности дошкольников с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени, структурировании параметров оценивания особенностей игровой деятельности детей рассматриваемой категории;
- составлении дифференцированных методических рекомендаций, направленных на создание оптимальных педагогических условий и организацию среды для максимально эффективного развития игровой деятельности дошкольников с ЗПР и легкой умственной отсталостью в условиях ДОУ и семьи.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены и дополнены имеющиеся научные представления об особенностях игровой деятельности старших дошкольников с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени.
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами модифицирована методика диагностики игровой деятельности старших дошкольников с ЗПР и легкой умственной отсталостью, а также предложены дифференцированные методические рекомендации, направленные на создание оптимальных педагогических условий и организацию среды для максимально эффективного развития игровой деятельности дошкольников с ЗПР и легкой умственной отсталостью, которые могут быть использованы в работе практическими психологами, воспитателями, педагогами, работающими с детьми рассматриваемой категории.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе Краевого государственного бюджетного образовательного учреждения «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения». Для проведения констатирующего эксперимента была сформирована экспериментальная группа из 12 человек. При комплектовании экспериментальной группы учитывался возраст детей (5-6 лет) и характер дефекта (ЗПР и умственная отсталость легкой степени).
Исследование проводилось в течение 2015-2017 годов в три этапа:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы, формулирование цели, задач и гипотезы исследования, составление плана исследования, разработка методики констатирующего эксперимента (сентябрь 2015 г. - март 2017 г.).
2. Проведение констатирующего эксперимента и анализ его
результатов (март 2017 г. - июнь 2017 г.).
3. Составление дифференцированных методических рекомендаций, направленных на создание оптимальных педагогических условий и организацию среды для максимально эффективного развития игровой деятельности дошкольников с ЗПР и умственной отсталостью; оформление результатов исследования (июнь 2017 - ноябрь 2017).
Апробация результатов исследования осуществлялась через:
• Участие в научно-практических конференциях (Красноярск, XVIII Международный научно-практический форум студентов «Молодежь и наука XXI века» 2017, Межрегиональная научно-практическая конференция «Русский жестовый язык, законодательство, исследования, образование» 2017, Межрегиональная научно-практическая конференция «Комплексное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ» 2017);
• Публикации основных положений и результатов исследования в сборниках научных трудов («Особенности игровой деятельности дошкольников с умственной отсталостью», Красноярск, журнал «Молодежь и наука», 2017);
• Педагогическую деятельность в КГБУ «Краевой центр психолого- медико-социального сопровождения».
Структура и объем. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложение и проиллюстрировано 3 таблицами, 1 рисунком, 1 гистограммой.
Дошкольный возраст является одним из самых важных возрастных этапов в жизни ребенка, о чем свидетельствует принятая в отечественной науке периодизация психического развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие). Это время расширения социальных отношений ребенка, усвоения им общественного опыта. Именно в дошкольном возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения [14, 57, 119].
В специальной психологии и педагогике (Л.Б. Баряева, Н.Г.Морозова, Е.С. Слепович, Е.А. Стребелева и др.) дошкольный возраст рассматривается как наиболее важный не только для развития всех психических процессов и становления личности в целом, но и для коррекции и целенаправленного формирования нарушенных функций [4, 69, 92, 102].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155, устанавливает целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: овладение ребенком основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности; умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; способность договариваться, учитывать интересы других, адекватно проявлять свои чувства; обладание развитым воображением; умение подчиняться разным правилам и социальным нормам; достаточное развитие коммуникативной функции речи [112].
Данные качества развиваются и совершенствуются у дошкольников преимущественно в игровой деятельности. Именно в процессе игры формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин) [10, 14, 70, 119]. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту, способ усвоения общественного опыта. Этим объясняются значительные социализирующие возможности игры. Стоит отметить, что в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья игровая деятельность является оптимальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их познавательное, коммуникативное и личностное развитие [96].
Как известно, главными воспитателями и учителями детей, несомненно, являются родители, но новый быстрый темп жизни в современных условиях неблагоприятно сказывается на развитии игровой деятельности дошкольников в семье. Родители практически не играют с детьми, отдавая дань новым компьютерным технологиям. В результате игра уходит из жизни ребенка, а вместе с ней полноценное психическое и познавательное развитие. Ролевые игры современных дошкольников, весьма однообразны и ограничены в основном семейной тематикой. Это связано с тем, что дошкольники все больше отдаляются от взрослых: не видят и не понимают профессиональной деятельности родителей. На смену им приходят оторванные от реальной жизни сюжеты, заимствованные из сериалов и современных мультипликационных фильмов, что, безусловно, отражается на познавательном, коммуникативном и личностном развитии детей.
Если дети с нормальным интеллектуальным развитием могут овладеть игровой деятельностью самостоятельно, то детям с нарушением интеллекта требуется специальное обучение игре со стороны взрослого [16, 17, 40, 50]. Данный факт свидетельствует об актуальности проблемы формирования игровых навыков у дошкольников с нарушением интеллекта в дошкольном образовательном учреждении и в условиях семьи.
В ряде нормативных документов, в частности в ФГОС ДО указывается на то, что при проведении коррекционной работы в условиях инклюзивного образования с детьми с ОВЗ должны учитываться особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей, что нацеливает на необходимость создания специальных условий для формирования и развития ведущей деятельности дошкольников данной категории [112].
Несмотря на значительное количество исследований в области теории и практики обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в условиях дошкольной организации [2, 4, 13, 16, 20], существует дефицит научных разработок, по созданию педагогических условий и организации среды для максимально эффективного развития игровой деятельности дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) и умственной отсталостью в условиях ДОУ и семьи.
В результате анализа литературных данных по проблеме исследования выявлены несоответствия и противоречия между:
• низким уровнем развития игровой деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени и ее значимостью для всестороннего развития детей, их успешной социализации;
• указаниями на недостаточную сформированность игровых умений у данной категории дошкольников и недостаточной изученностью особенностей игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени в современных условиях;
• важностью создания специальных условий для игровой деятельности у дошкольников с ОВЗ и недостаточностью специальных разработок, направленных на создание педагогических условий и организацию среды для максимально эффективного развития игровой деятельности старших дошкольников с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени.
На основе данных несоответствий и противоречий определена проблема исследования, которая заключается в изучении особенностей игровой деятельности старших дошкольников с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени, а также составлении методических рекомендаций на основе выявленных особенностей.
Объект исследования: игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития и легкой умственной отсталостью.
Предмет: особенности игровой деятельности старших дошкольников с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени.
Цель исследования: выявить специфические особенности игровой деятельности старших дошкольников с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени и на основе выявленных особенностей составить дифференцированные методические рекомендации.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:
1. Старшие дошкольники с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени будут иметь специфические особенности игровой деятельности, проявляющиеся в однообразии игровых действий, низком уровне творчества, слабой сформированностью действий замещения в игре, отсутствием развернутого сюжета, недостаточной координированностью действий участников игры, ограниченностью игровых ролей, нарушением игровых правил, бедным речевым оформлением.
2. Дошкольники с умственной отсталостью легкой степени будут демонстрировать более низкий, по сравнению с дошкольниками с ЗПР, уровень развития игровой деятельности и иметь специфические особенности в развитии игровой деятельности, отличные от таковых у дошкольников с ЗПР;
3. Учет выявленных особенностей игровой деятельности старших дошкольников с ЗПР и умственной отсталостью позволит составить дифференцированные методические рекомендации, направленные на формирование игровой деятельности у рассматриваемых категориях дошкольников
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Разработать диагностический комплекс, направленный на изучение игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени;
3. Выявить особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени;
4. На основе выявленных особенностей составить дифференцированные методические рекомендации, направленные на создание педагогических условий и организацию образовательной среды для максимально эффективного развития игровой деятельности дошкольников с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной психологии и педагогики:
• о понимании дошкольного возраста как сензитивного периода в развитии ребенка и поэтому наиболее благоприятного для коррекции нарушенных функций, эффективность которой зависит от ранней диагностики и раннего начала целенаправленной работы (В.В. Давыдов, М. Монтессори, Д.Б. Эльконин);
• о сюжетно-ролевой игре как ведущей деятельности дошкольника, имеющей непосредственное отношение к формированию познавательной и эмоционально-личностной сферы (Л.С. Выготский, A. B. Запорожец, Д.Б. Эльконин);
• об уровневой системе игровой деятельности дошкольников, согласно которой игра проходит ряд последовательных этапов развития (Н.В. Краснощекова, Т.А. Куликова, Д.Б. Эльконин);
• о социальной природе и социальном содержании игры (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.Я. Михайленко, А.П. Усова).
• об общности основных закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова).
Методы исследования. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К числу первых относится анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым - сбор анамнеза, включенное и не включенное наблюдение, количественный и качественный анализ полученных данных.
Новизна исследования заключается в:
- выборе критериев изучения сформированности игровой деятельности дошкольников с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени, структурировании параметров оценивания особенностей игровой деятельности детей рассматриваемой категории;
- составлении дифференцированных методических рекомендаций, направленных на создание оптимальных педагогических условий и организацию среды для максимально эффективного развития игровой деятельности дошкольников с ЗПР и легкой умственной отсталостью в условиях ДОУ и семьи.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены и дополнены имеющиеся научные представления об особенностях игровой деятельности старших дошкольников с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени.
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами модифицирована методика диагностики игровой деятельности старших дошкольников с ЗПР и легкой умственной отсталостью, а также предложены дифференцированные методические рекомендации, направленные на создание оптимальных педагогических условий и организацию среды для максимально эффективного развития игровой деятельности дошкольников с ЗПР и легкой умственной отсталостью, которые могут быть использованы в работе практическими психологами, воспитателями, педагогами, работающими с детьми рассматриваемой категории.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе Краевого государственного бюджетного образовательного учреждения «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения». Для проведения констатирующего эксперимента была сформирована экспериментальная группа из 12 человек. При комплектовании экспериментальной группы учитывался возраст детей (5-6 лет) и характер дефекта (ЗПР и умственная отсталость легкой степени).
Исследование проводилось в течение 2015-2017 годов в три этапа:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы, формулирование цели, задач и гипотезы исследования, составление плана исследования, разработка методики констатирующего эксперимента (сентябрь 2015 г. - март 2017 г.).
2. Проведение констатирующего эксперимента и анализ его
результатов (март 2017 г. - июнь 2017 г.).
3. Составление дифференцированных методических рекомендаций, направленных на создание оптимальных педагогических условий и организацию среды для максимально эффективного развития игровой деятельности дошкольников с ЗПР и умственной отсталостью; оформление результатов исследования (июнь 2017 - ноябрь 2017).
Апробация результатов исследования осуществлялась через:
• Участие в научно-практических конференциях (Красноярск, XVIII Международный научно-практический форум студентов «Молодежь и наука XXI века» 2017, Межрегиональная научно-практическая конференция «Русский жестовый язык, законодательство, исследования, образование» 2017, Межрегиональная научно-практическая конференция «Комплексное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ» 2017);
• Публикации основных положений и результатов исследования в сборниках научных трудов («Особенности игровой деятельности дошкольников с умственной отсталостью», Красноярск, журнал «Молодежь и наука», 2017);
• Педагогическую деятельность в КГБУ «Краевой центр психолого- медико-социального сопровождения».
Структура и объем. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложение и проиллюстрировано 3 таблицами, 1 рисунком, 1 гистограммой.
Изучению развития игровой деятельности у дошкольников с задержкой психического развития и умственной отсталостью легкой степени посвящены исследования Л.Б. Баряевой, О.Н. Гаврилушкиной, Л.Н. Галигузовой, Л.В. Кузнецовой, Е.О. Смирновой, Е.С. Слепович, Н.Д. Соколовой и других ученых.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра создаёт зону ближайшего развития ребёнка, в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности. Игра учит детей действовать коллективно, управлять своим поведением, а также развивает творческую активность ребенка. В ходе овладения игровыми действиями становится возможным переход дошкольника к новому виду деятельности на следующем этапе возрастного развития, что создает базу для успешного овладения учебной деятельностью.
Общая тенденция развития сюжетно-ролевой игры заключается в переходе от игр-манипуляций с предметами к выполнению определенной роли как общественно закрепленного образца поведения и взаимодействия с другими людьми. Учет данных об уровневой системе игровой деятельности дошкольников позволяет грамотно спланировать работу по развитию игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Как показал анализ литературных источников по проблеме исследования, дошкольники с ЗПР и умственной отсталостью отличаются качественным своеобразием в познавательной и эмоционально-личностной сферах, что накладывает отпечаток на овладении детьми ведущими видами деятельности данного возраста. В отличие от умственной отсталости, где интеллектуальное недоразвитие имеет тотальный и необратимый характер, при задержке психического развития наблюдается выраженная неравномерность развития высших психических функций, временный характер отставания в развитии, которое преодолевается с возрастом. Однако, умственно отсталые дети также способны к развитию, но оно происходит специфично и замедленно.
Сюжетно-ролевая игра детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью характеризуется своеобразием развития и как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте без специального обучения оказывается несформированной. В таком виде игра не способна служить средством коррекции и компенсации дефектов развития аномального ребёнка. Данный факт говорит о необходимости тщательной диагностики игровой деятельности дошкольников с интеллектуальными нарушениями и разработки методических рекомендаций по обучению детей данной категории сюжетно¬ролевой игре.
С целью изучения особенностей игровой деятельности старших дошкольников с умственной отсталостью легкой степени и ЗПР нами была модифицирована методика обследования игровой деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья Л.Б. Баряевой, А.П. Зарин [4]. Модификация заключалась в структурировании параметров оценивания. Параметры модифицированной нами методики отражают основные показатели уровня развития игровой деятельности дошкольников (Т.Н. Доронова, Н.Ф. Комарова, Т.Н. Лаврова, Л.С. Рычкова).
Нами был проведен констатирующий эксперимент на базе КГБУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения». Для проведения констатирующего эксперимента была сформирована экспериментальная группа из 12 человек. При комплектовании группы учитывался характер дефекта (умственная отсталость, задержка психического развития), возраст испытуемых (5-6 лет).
В ходе проведения констатирующего эксперимента нами было выявлено, что группа детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени является полиморфной в плане сформированности игровой деятельности. На основании результатов обследования игровой деятельности нами были выделены 3 уровня развития сюжетно-ролевой игры, присущие детям данной категории: средний (33,4% дошкольников с ЗПР); ниже среднего (66,6% дошкольников с ЗПР и 50% дошкольников с умственной отсталостью); низкий (50% дошкольников с умственной отсталостью). Большинство дошкольников с ЗПР продемонстрировали уровень сформированности игровой деятельности ниже среднего (66,6%). Дошкольники с умственной отсталостью легкой степени показали уровень развития игровой деятельности ниже среднего (50%) и низкий (50%). Таким образом, дошкольники с ЗПР на 33,4% чаще, нежели дошкольники с умственной отсталостью легкой степени, демонстрируют средний уровень сформированности сюжетно-ролевой игры и на 16,6% чаще показывают уровень ниже среднего. Дошкольники с умственной отсталостью на 50% чаще, чем дошкольники с ЗПР, демонстрируют низкий уровень сформированности сюжетно-ролевой игры.
Мы сопоставили описанные нами уровни сформированности игровой деятельности у старших дошкольников с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени с уровнями развития игры, выделенными Д.Б. Элькониным. В результате сопоставления нами сделан вывод о том, что игра дошкольников с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени проходит те же этапы, что и у нормально развивающихся сверстников, но имеет характерные особенности и как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте оказывается недостаточно сформированной.
Для игры дошкольников с ЗПР свойственно однообразие, низкий уровень творчества, эмоциональная уравновешенность в игре, недостаточная сформированность действий замещения в игре. Сюжетная игра детей данной категории отличается отсутствием развернутого сюжета, недостаточной координированностью действий участников, ограниченностью игровых ролей, нечетким соблюдением игровых правил, бедным речевым оформлением, слабо сформированным ролевым диалогом.
Для игры дошкольников с умственной отсталостью легкой степени характерны те же особенности, что и для дошкольников с ЗПР, но дети данной категории имеют более низкие интеллектуальные возможности, что накладывает отпечаток на овладение ими сюжетно-ролевой игрой. От дошкольников с ЗПР их отличают следующие особенности: отсутствие творчества в игре, пассивность, несоблюдение игровой роли, несформированность ролевого диалога, низкая речевая активность во время игры, преобладание предметных игр, стихийный характер действий с игрушками, низкая способность согласовывать свои действия с другими детьми, наличие конфликтов в игре.
Таким образом, наша гипотеза о том, что игра дошкольников с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени характеризуется недостаточным уровнем сформированности, наличием особенностей и нарушений в ее формировании, представленными различными вариантами, полностью подтвердилась.
На основе анализа литературы и результатов констатирующего эксперимента нами сделан вывод о необходимости разработки методических рекомендаций с целью формирования сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени, которые включают в себя принципы, требования, направления, условия и содержание работы.
Таким образом, цели и задачи исследования реализованы, гипотеза доказана.
Следует отметить, что полученные в ходе констатирующего эксперимента результаты не исчерпывают всех вопросов, связанных с развитием игровой деятельности у старших дошкольников с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени и нуждаются в подтверждении на большем количестве испытуемых.
Помимо этого требуется апробация предложенных нами методических рекомендаций.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра создаёт зону ближайшего развития ребёнка, в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности. Игра учит детей действовать коллективно, управлять своим поведением, а также развивает творческую активность ребенка. В ходе овладения игровыми действиями становится возможным переход дошкольника к новому виду деятельности на следующем этапе возрастного развития, что создает базу для успешного овладения учебной деятельностью.
Общая тенденция развития сюжетно-ролевой игры заключается в переходе от игр-манипуляций с предметами к выполнению определенной роли как общественно закрепленного образца поведения и взаимодействия с другими людьми. Учет данных об уровневой системе игровой деятельности дошкольников позволяет грамотно спланировать работу по развитию игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Как показал анализ литературных источников по проблеме исследования, дошкольники с ЗПР и умственной отсталостью отличаются качественным своеобразием в познавательной и эмоционально-личностной сферах, что накладывает отпечаток на овладении детьми ведущими видами деятельности данного возраста. В отличие от умственной отсталости, где интеллектуальное недоразвитие имеет тотальный и необратимый характер, при задержке психического развития наблюдается выраженная неравномерность развития высших психических функций, временный характер отставания в развитии, которое преодолевается с возрастом. Однако, умственно отсталые дети также способны к развитию, но оно происходит специфично и замедленно.
Сюжетно-ролевая игра детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью характеризуется своеобразием развития и как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте без специального обучения оказывается несформированной. В таком виде игра не способна служить средством коррекции и компенсации дефектов развития аномального ребёнка. Данный факт говорит о необходимости тщательной диагностики игровой деятельности дошкольников с интеллектуальными нарушениями и разработки методических рекомендаций по обучению детей данной категории сюжетно¬ролевой игре.
С целью изучения особенностей игровой деятельности старших дошкольников с умственной отсталостью легкой степени и ЗПР нами была модифицирована методика обследования игровой деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья Л.Б. Баряевой, А.П. Зарин [4]. Модификация заключалась в структурировании параметров оценивания. Параметры модифицированной нами методики отражают основные показатели уровня развития игровой деятельности дошкольников (Т.Н. Доронова, Н.Ф. Комарова, Т.Н. Лаврова, Л.С. Рычкова).
Нами был проведен констатирующий эксперимент на базе КГБУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения». Для проведения констатирующего эксперимента была сформирована экспериментальная группа из 12 человек. При комплектовании группы учитывался характер дефекта (умственная отсталость, задержка психического развития), возраст испытуемых (5-6 лет).
В ходе проведения констатирующего эксперимента нами было выявлено, что группа детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени является полиморфной в плане сформированности игровой деятельности. На основании результатов обследования игровой деятельности нами были выделены 3 уровня развития сюжетно-ролевой игры, присущие детям данной категории: средний (33,4% дошкольников с ЗПР); ниже среднего (66,6% дошкольников с ЗПР и 50% дошкольников с умственной отсталостью); низкий (50% дошкольников с умственной отсталостью). Большинство дошкольников с ЗПР продемонстрировали уровень сформированности игровой деятельности ниже среднего (66,6%). Дошкольники с умственной отсталостью легкой степени показали уровень развития игровой деятельности ниже среднего (50%) и низкий (50%). Таким образом, дошкольники с ЗПР на 33,4% чаще, нежели дошкольники с умственной отсталостью легкой степени, демонстрируют средний уровень сформированности сюжетно-ролевой игры и на 16,6% чаще показывают уровень ниже среднего. Дошкольники с умственной отсталостью на 50% чаще, чем дошкольники с ЗПР, демонстрируют низкий уровень сформированности сюжетно-ролевой игры.
Мы сопоставили описанные нами уровни сформированности игровой деятельности у старших дошкольников с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени с уровнями развития игры, выделенными Д.Б. Элькониным. В результате сопоставления нами сделан вывод о том, что игра дошкольников с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени проходит те же этапы, что и у нормально развивающихся сверстников, но имеет характерные особенности и как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте оказывается недостаточно сформированной.
Для игры дошкольников с ЗПР свойственно однообразие, низкий уровень творчества, эмоциональная уравновешенность в игре, недостаточная сформированность действий замещения в игре. Сюжетная игра детей данной категории отличается отсутствием развернутого сюжета, недостаточной координированностью действий участников, ограниченностью игровых ролей, нечетким соблюдением игровых правил, бедным речевым оформлением, слабо сформированным ролевым диалогом.
Для игры дошкольников с умственной отсталостью легкой степени характерны те же особенности, что и для дошкольников с ЗПР, но дети данной категории имеют более низкие интеллектуальные возможности, что накладывает отпечаток на овладение ими сюжетно-ролевой игрой. От дошкольников с ЗПР их отличают следующие особенности: отсутствие творчества в игре, пассивность, несоблюдение игровой роли, несформированность ролевого диалога, низкая речевая активность во время игры, преобладание предметных игр, стихийный характер действий с игрушками, низкая способность согласовывать свои действия с другими детьми, наличие конфликтов в игре.
Таким образом, наша гипотеза о том, что игра дошкольников с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени характеризуется недостаточным уровнем сформированности, наличием особенностей и нарушений в ее формировании, представленными различными вариантами, полностью подтвердилась.
На основе анализа литературы и результатов констатирующего эксперимента нами сделан вывод о необходимости разработки методических рекомендаций с целью формирования сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени, которые включают в себя принципы, требования, направления, условия и содержание работы.
Таким образом, цели и задачи исследования реализованы, гипотеза доказана.
Следует отметить, что полученные в ходе констатирующего эксперимента результаты не исчерпывают всех вопросов, связанных с развитием игровой деятельности у старших дошкольников с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени и нуждаются в подтверждении на большем количестве испытуемых.
Помимо этого требуется апробация предложенных нами методических рекомендаций.
Подобные работы
- СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ И ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - Развитие диалогической речи старших дошкольников с задержкой
психического развития и умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Система коррекционной работы по развитию цветовосприятия у старших дошкольников c задержкой психического развития средствами информационно - коммуникационных технологий
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - Развитие связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на материале сюжетных картин
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2021 - Психологическая коррекция агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2023 - Психолого-педагогическая коррекция нарушений опосредованной памяти младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - Развитие мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017



