Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ С НОРМОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №154777

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы84
Год сдачи2017
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Ведение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы изучения развития мышления у детей дошкольного возраста 7
1.1 Развитие мышления у детей дошкольного возраста с нормой
интеллектуального развития 7
1.2 Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи III уровня и нормой интеллектуального развития и подходы к их коррекции 17
1.3 Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи III уровня с задержкой психического развития и подходы к их коррекции 20
Глава II. Эмпирическое исследование мышления старших дошкольников с ОНР III уровня с нормой интеллектуального развития и задержкой психического развития 29
2.1 Организация и методики исследования 29
Интерпретация для оценки уровня развития операции обобщения 33
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 35
2.3. Методические рекомендации по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с нормой интеллектуального развития и ЗПР 45
Заключение 63
Список литературы 67
Приложение 1 733
Приложение 2 744
Приложение 3 755
Приложение 4 788
Приложение 5 79
Приложение 6


Актуальность исследования. В старшем дошкольном возрасте дети обладают большими резервами развития. Перед поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно старший дошкольный возраст является продуктивным в развитии логического мышления.
Проблемами изучения мышления детей дошкольного возраста с общими недоразвитием речи занимались такие исследователи как В.И.Селиверстов, С.Н. Шаховская, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина Р.А. Белова, И.Т. Власенко, Т.Н. Волковская, Г.В. Гуровец, Н.С. Жукова, А.Н. Корнев, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.В. Нестерова, Т.С. Овчинникова, В.М. Тарновский, Н.Н. Трауготт, О.Н. Усанова, Т.А. Фотекова, М.Е. Хватцев и другие. Проблемами изучения мышления детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития занимались такие исследователи как В.И. Лубовский, Г.Б. Шаумарова, И.Н. Брокане, Т.В. Егорова, С.А. Домишкевич. Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, Л.И. Божович.
Мышление человека неразрывно связано с речью и не может существовать вне ее. У детей с общим недоразвитием речи, которые овладевают словесной речью гораздо позже, чем дети с нормой в речевом развитии, наблюдается значительно больше специфических особенностей в развитии мыслительной деятельности, чем в других познавательных процессах.
В отечественной специальной литературе раскрываются вопросы организации коррекционной работы, обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи с нормой интеллектуального развития; имеются результаты и педагогическая оценка эффективности проводимой работы. Но вместе с тем, недостаточно отражена проблема особенности мышления детей имеющих общее недоразвитие речи и задержку психического развития разного возраста. Актуальностью проблемы заключается в том, что изучение особенностей мышления детей дошкольного возраста, с общим недоразвитием речи III уровня имеющих задержку психического развития представляет собой большой практический и теоретический интерес.
Так как уровень сформированности мышления у детей дошкольного возраста, обуславливает их успешность в школьном обучении, поэтому важно заниматься коррекционной работой на этапах подготовительной группы. Изучение особенностей мышления дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с задержкой психического развития позволит четче выстраивать коррекционно-педагогическую работу с этой категорией детей.
В связи с вышеизложенным мы выбрали следующую тему исследования: «Сравнительное изучение особенностей мышления старших дошкольников с общим недоразвитием речи IIIуровня с нормой интеллектуального развития и детей с общим недоразвитием речи III уровня с задержкой психического развития».
Объект исследования: мышление старших дошкольников.
Предмет исследования: особенности мышления старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с нормой интеллектуального развития и дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: мы предположили, что особенности мышления детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с нормой интеллектуального развития отличаются от особенностей мышления детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с задержкой психического развития. Выявление данных различий позволит нам составить дифференцированные методические рекомендации.
Цель исследования: разработка дифференцированных методических рекомендаций по развитию мышления старших дошкольников с ОНР III уровня с нормой интеллектуального развития и старших дошкольников с ОНР III уровня с задержкой психического развития в соответствии с выявленными особенностями.
Исходя из поставленной цели, мы выделили следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести сравнительный анализ особенностей мышления у старших дошкольников с общими нарушениями речи и детей с общим недоразвитием речи с задержкой психического развития.
3. Составить дифференцированные методические рекомендации по развитию мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с нормой интеллектуального развития и детей с общим недоразвитием речи с задержкой психического развития.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: фундаментальные положения культурно-исторической теории JI.C. Выготского о развитии психики ребенка, общие закономерности развития нормально развивающихся детей и детей с психофизическими нарушениями (Л.С. Выготский, 1983); положения о соотношении мышления и речи, о генетических корнях мышления и речи (Л.С. Выготский, 1983; Н.И. Жинкин, 1972; А.Р. Лурия,1979; С.Л. Рубинштейн, 1958; А.Н. Соколов, 1968); положение о системности речевых нарушений, взаимосвязи речи с другими высшими психическими функциями (P.E. Левина, 1968); положение о наглядно-образном мышлении как процессе, возникающем и развивающемся во взаимодействии определенных линий психического развития — развития предметных действий, действий замещения, подражания, игровой деятельности, речи (H.H. Поддьяков, 1977); положение о поэтапном формировании умственных действий и ведущей роли обучения в процессе развития (JI.C. Выготский, 1983; П.Я. Гальперин, 1966; А.Н. Леонтьев, 1972); положение о параллельности развития образных и словесных обобщений ребенка, в котором значения слов представляют собой обобщения, построенные на выделении общих признаков группы предметов (Н.И. Гуткин).
Теоретическая значимость исследования: заключается в обобщении современных данных об особенностях мышления дошкольников с общим недоразвитием речи с нормой интеллектуального развития и дошкольников с общим недоразвитием речи с задержкой психического развития на основе сравнительного исследования.
Практическая значимость исследования: методические рекомендации могут быть использованы родителями, дефектологами, воспитателями, работающими с этой группой детей.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами применялись следующие методы исследования:
1. Библиографический: анализ данных научной литературы по специальной психологии, педагогике, и др.
2. Эмпирический: констатирующий эксперимент.
3. Количественный и качественный анализ полученных результатов.
База исследования: экспериментальное исследование осуществлялось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №215 комбинированного вида»
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Государственная политика в сфере образования предусматривает возможности удовлетворения особых образовательных потребностей таких детей. Они отражены в Концепции ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья, ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и ФГОС дошкольного образования.
В рамках настоящей работы нами были решены все поставленные задачи.
Анализ работ отечественных и зарубежных специалистов, посвященных проблеме развития мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с нормой интеллектуального развития и с ЗПР показал, что в настоящее время проблема является одной из актуальных проблем коррекционной педагогики.
Для выявления уровня сформированности мышления нами был проведен констатирующий эксперимент, на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №215 комбинированного вида». В ходе эксперимента, мы использовали методики «Простые аналогии», «Сравнение понятий», «Исключи лишнее» авторов: С.Д Забрамной, О.В. Боровик, И.Ю. Левченко.
В исследовании участвовало 14 детей, разделенных на две группы:
• I группа (А): 7 воспитанников с общим недоразвитием речи III уровня с нормой интеллектуального развития;
• II группа (Б): 7 воспитанников с общим недоразвитием речи III уровня с задержкой психического развития.
Анализ результатов исследования показал, что для детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи III уровня с нормой интеллектуального развития, характерны следующие особенности мышления: сформированность категориальных и логических связей между
понятиями; устойчивость выбора существенных признаков при установлении аналогии; способность к сравнению понятий, что говорит о высокой способности к обобщению и классификации, умению выделять существенные признаки.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: старшие дошкольники с ОНР III уровня с нормой интеллектуального развития, способны к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.
У детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с ЗПР, отмечены следующие особенности мышления: преобладание конкретных связей между понятиями; низкая способность к сравнению понятий; неплохая способность к обобщению и классификации, в образовании логических связей между предметами и явлениями; совершение ошибок в анализе представленных слов и их соотношении, в определении связи между заданной парой слов и теми словами, которые нужно выбрать; трудность в установлении логических связей, сравнении аналогий, которые представляют собой качественную характеристику предмета, что говорит о том, что в большей степени дети данной группы находятся на уровне наглядно - образного мышления, дети затрудняются анализировать, выявлять существенный признак в объекте.
Затруднения связаны, прежде всего, с тем, что к концу дошкольного обучения дети с ОНР III уровня и ЗПР еще не владеют в полной мере теми интеллектуальными операциями, которые являются необходимым компонентом мыслительной деятельности. Речь идет об анализе, синтезе, обобщении и классификации. Наиболее частыми ошибками детей с ОНР III уровня с задержкой психического развития являются подмена сравнения одного объекта со всеми остальными попарным сравнением (что не дает подлинного основания для обобщения) или обобщение по несущественным признакам. Это отставание обнаруживается в наибольшей степени во время решения задач, предполагающих использование словесно-логического мышления.
Таким образом, имеются все основания утверждать, что формирование видов и типов мышления у детей при ОНР III уровня с ЗПР проходит через те же этапы, что и при норме интеллектуального развития и словесно-логическое мышление может развиваться только на основе высокоразвитого наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Учитывая то, что наиболее эффективное развитие мышления происходит в дошкольном возрасте, именно в этом возрасте необходимо вести коррекционно - развивающую работу. В связи с этим нами были разработаны методические рекомендации для родителей, воспитателей, учителей - дефектологов, которые должны быть построены по следующим принципам и подходам:
1. Личностно - ориентированный подход - предполагает ориентацию на личность ребенка, его желания и интересы, эмоционально - чувственную сферу, учет психофизически особенностей, отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.
2. Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приёмов организации, взаимодействия участников.
3. Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всём протяжении пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении с учётом изменений в их личности.
4. Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающих взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.
5. Принцип сотрудничества с семьёй основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребёнка и успешность его интеграции в общество.
6. Принцип коммуникативной направленности предполагает такую направленность занятий, при которой цель обучения (овладение языком, как средством) и средство достижения цели (речевая деятельность) выступают в тесном взаимодействии.
Анализируя основные приемы, используемые в работе с детьми дошкольного возраста, наиболее действенными из них, с нашей точки зрения, являются дидактические игры, упражнения, домашние задания, направленные на: формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации; развитие словесно-логического мышления в целом.
Таким образом, задачи ВКР решены, гипотеза нашла подтверждение.



1. Агаева И. Б., Педагогика детей с интеллектуальными нарушениями: хрестоматия; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2012. 392 с.
2. Агаева И.Б., Г.А. Проглядова, Курсовая и выпускная квалификационная работы как формы организации самостоятельной работы студента. Учебное пособие; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015. - 188 с.
3. Андрющенко Т. Ю., Коррекционные и развивающие игры для детей 6-10 лет: учебное пособие / Т. Ю. Андрющенко, Н. В. Карабекова. - М.: Академия, 2014. - 96 с.
4. Выготский Л.С., Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432с.
5. Выготский Л.С., Основы дефектологии. Собрание сочинений. - М., 1983.- 635 с.
6. Выготский Л.С., История развития высших психических функций. - М.: Наука, 1960. - 422 с.
7. Выготский Л.С., Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1996. - 384 с.
8. Гальперин П.Я., Основные результаты исследования по проблеме формирования умственных действий и понятий. - М., 1965. - 50 с.
9. Гвоздев А.Н., Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.- 225 с.
10. Гейци Э.Д., Диагностика детей среднего и старшего дошкольного возраста. - Новосибирск, 2006. - 568 с.
11. Глухов В. П., Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М.: Аркти, 2002.- 185 с.
12. Гуткина Н.И., Психологическая готовность к школе. - СПб.: Питер, 2004. - 236 с.
13. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгер и В.В. Холмовской - М ., 1978. - 223 с.
14. Егорова Т.В., Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. - М., 1973. - 238 с.
15. Власенко И.Т., Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). - М.: Просвещение, 1995. - 274 с.
16. Жинкин Н.И., Язык. Речь. Творчество. - М., 1988. - 194 с.
17. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление
общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 2000. - 226 с.
18. Зееман М., Расстройство речи в детском возрасте / Под ред. В.К. Трутнева, С.С. Ляпидевского. - М., 2002. - 253 с.
19. Иванова А.Я., Мандрусова Э.С. Принципы психологических исследований умственной деятельности дошкольников с патологией речи. - М., 2002. - 262 с.
20. Исаев Д.Н., Психическое недоразвитие у детей. - СПб., 2002. - 195 с.
21. Каплунович И.Я., Структура и основные этапы развития образного мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. - 2004. - № 5. - С. 47-55.
22. Катаева А.А., Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 224 с.
23. Каше Г.А., Подготовка к школе детей с недостатками речи // Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой.- Кн.5. - М., 2003. - 438с.
24. Каше Г.А., Филичёва Т.Б., Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. - М., 1978. - 156 с.
25. Коваленко О.М., Шаповал О.А., Диагностика комплексного мышления в форме предпонятий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с задержкой психического развития. - М.: Сфера, 2005. - 60 с.
26. Соколова А.Н., Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 2002. - 215 с.
27. Коноваленко В.В, Коноваленко С.В., Индивидуально- подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. - М., 1998. - 234 с.
28. Коррекция нарушений речи у дошкольников / Сост. Сековец Разумова Л.С., Дюнина Л.И., Ситникова Н.Я., Г.П. - Нижний Новгород, 1999.
- 226 с.
29. Краузе Е., Логопедия. - СПб.: Корона, 2002. - 394 с.
30. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников.
- СПб, 1999. - 228 с.
31. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М. , 1999. - 227с.
32. Лурия А. Р., Язык и сознание / Под ред. Хомской Е. Д. - Ростов- на-Дону: Феникс, 1998. - 225 с.
33. Маркова А.К. , Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. - Петрозаводск, 1992. - 226 с.
34. Мастюкова Е.М., Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. - М.: Просвещение. - 1992. - 95 с.
35. Миронова С.А., Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. - М., 1993. - 174 с.
36. Миронова С.А., Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М., 1991.
37. Мясоед П.А., Оценка интеллектуального развития старших дошкольников учителем // Вопросы психологии. - 2001. - № 6. - С. 89-101.
38. Немов Р.С., Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
39. Нищева Н.Б., Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - М.: Сфера, 2005. - 85 с.
40. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи // Под ред. Мироновой С. А. - М., 1997. - 162 с.
41. Овчарова Р.В., Технологии практического психолога образования. - М.: Сфера; Юрайм-М, 2001. - 448 с
42. Основы коррекционной педагогики / Зайцев Д.В., Зайцева Н.В. - Саратов: Педагогический институт Саратовского Государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, 1999. - 110 с.
43. Основы логопедической работы с детьми / Под ред. Чиркиной Г.В. - М.: АРКТИ, 2002.
44. Основы специальной психологии / Под ред. Кузнецовой Л.В. - М.: Академия, 2007. - 480 с.
45. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1967. - 362 с.
46. Парамонова Л. Г., Логопедия для всех. - М.: АСТ, 2002. - 322 с.
47. Парамонова Л.Г, Как подготовить ребенка к школе. - СПб.: Дельта, 1997. - 192 с.
48. Поваляева М.А., Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 227 с.
49. Поваляева, М. А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 324 с.
50. Ульенкова У.В. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии - СПб.: Питер, 2006.
51. Практическая психология образования /под ред. И.В. Дубровиной.- М., 1998. - 274 с.
52. Психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
53. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1983. - 447 с.
54. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2-е изд.- М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 440 с.
55. Ребер А., Большой толковый психологический словарь. Пер. с английского. - М.: Вече АСТ, 2000. - 592 с.
56. Рогов Е.И., Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 529 с.
57. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999. - 720с.
58. Селиверстов В. И., Речевые игры с детьми. - М., 2004. - 165 с.
59. Сергеева О.А., Примерный перечень диагностических методик для коррекционно-развивающей работы // Народное образование. - 1998. - № 2. - С. 201-203.
60. Слепович Е.С., Поляков А.М. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. - М.: Речь, 2001. - 247 с.
61. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии / Сост. Н.В. Новотворцева. - Ярославль: Академия развития, 1999. - 144с.
62. Смирнова Л.Н., Логопедия в детском саду 6-7 лет. - М.: Мозаика- Синтез, 2006. - 96 с.
63. Спирова Л.Ф., Шуйфер Р.И., Общие методические положения по обучению грамоте детей с недоразвитием речи // Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой.- Кн.5. - М., 2003. - 352с.
64. Стреблева Е.А., Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии . - М.: ВЛАДОС, 2001. - 184 с.
65. Ткаченко Т.А., Если дошкольник плохо говорит. - СПб., 1997. - 208 с.
66. Ткаченко Т.А. В первый класс - без дефектов речи: Методическое пособие. - СПб., 1999. - 127 с.
67. Ульенкова У.В., Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2002. - 175 с.
68. Филичева, Т.Б., Чевелева, Н.А., Чиркина, Г.В. Основы логопедии. - М.: Просвещение, 1989. - 356 с.
69. Филичёва, Т.Б., Соболева, А.В. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург, 1996. - 225 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ