Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние закрепления знаний на формирование предметных результатов обучения биологии в основной школе

Работа №154774

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы48
Год сдачи2016
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ 8
1.1. Закрепление знаний учащихся - как особое звено учебного
процесса 8
1.2. Методы и методические приёмы закрепления знаний учащихся
на уроках биологии 13
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ПОСТАВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ «КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ» 27
2.1. Состояние исследуемой проблемы в современной методической
литературе и практике обучения биологии в школе 27
2.2. Организация педагогического эксперимента, анализ его
результатов 35
ВЫВОДЫ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 43

Планирование педагогической деятельности современный учитель должен начинать с определения образовательных результатов обучения согласно ФГОС ООО [37].
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным.
Предметные образовательные результаты включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами [37].
Предметные результаты изучения предметной области «Естественно­научные предметы» по биологии должны отражать:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных
представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Формирование у учащихся предметных результатов - это важнейшая задача, стоящая перед учителем. Обязательными условиями её решения следует считать:
• высокую научность преподавания;
• доступность и наглядность обучения;
• связь теории с практикой;
• привлечения учащихся к активному добыванию знаний;
• организацию повторения и закрепления знаний [36 с.22].
Из всех вышеназванных пяти условий, обеспечивающих глубокие и прочные знания по основам биологии, наибольшие трудности представляет организация систематического повторения и закрепления знаний учащихся, поскольку методика этого раздела работы ещё недостаточно разработана, не
смотря на то, что вопросам закрепления нового материала в памяти учащихся уделяется внимание во всех методических пособиях. Ведущие дидакты - М.А.Данилов, Б.П. Есипов, М.Н.Скаткин, И.Т. Огородников освещают проблему закрепления знаний учащихся в своих трудах [4, с189]. Эта
проблема разрабатывалась также Г.И. Баланюк, Т.А. Ильиной, М.И. Махмутовым, И.А. Каировым, В.П. Стрезикозиным, Е.П. Бруновт, Б.В.Всесвятским, Б.Е.Райковым и др. [7, с.156]. Проблемы закрепления изучались многими психологами: Л.В. Зинченко, А.А. Смирновым, Е.Н. Кабановой - Миллер, Н.А. Менчинской и др.
Многие выдающиеся педагоги К.Д.Ушинский, Н.А. Корф, Д.И Тихомиров и др. считали необходимым условием прочного и глубокого усвоения нового материала закрепление знаний, осуществляемое в непосредственной близости от их восприятия. Это оправдано и с точки зрения физиологии нервной деятельности человека.
Сегодня в практике многих учителей наблюдается недооценка роли закрепления знаний, изложенных на уроке. Закрепление носит зачастую формальный характер и сводится преимущественно к простому повторению, между тем оно должно быть развивающим, углубляющим и дополняющим ранее изученное. Недостатком является и приуроченность закрепления изучаемого материала преимущественно к концу урока, когда внимание школьников ослабевает. В результате учащиеся, как правило, плохо усваивают учебный материал на уроке и вынуждены тратить много времени и сил на выполнение домашнего задания, что не способствует развитию у них познавательного интереса к биологии. Следовательно, современный урок биологии целесообразно строить с расчётом на усвоение основного учебного материала непосредственно на уроке, добиваясь этого и с помощью многократного повторения и закрепления знаний [36,с 24].
Однако, несмотря на то, что в последние годы проблеме закрепления знаний уделяется много внимания в педагогической и методической литературе все задачи, связанные с этой проблемой не разрешены....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, по результатам исследования можно сделать следующие
выводы:
1. В психолого-педагогической и методической литературе проблема
закрепления знаний является достаточно разработанной:
• методистами-биологами и педагогами обоснованы функции
закрепления знаний в образовательном процессе;
• экспериментально проверена эффективность различных способов закрепления знаний на уроке;
• рассмотрены различные виды закрепления учебного материала;
• выделены методы и методические приемы закрепления знаний.
2. Вопросы организации закрепления знаний учащихся не достаточно освещаются на страницах журнала «Биология в школе». В методических пособиях для учителей вопросам закрепления знаний учащихся уделяется значительное место. Предлагаются различные методы, формы и виды закрепления. Однако конкретные вопросы и задания для закрепления знаний в пособиях встречаются редко и носят в основном репродуктивный характер.
3. В процессе обучения большинство учителей проводят закрепление, как правило, в конце урока в форме фронтальной беседы, используя репродуктивные вопросы.
4. В качестве закрепления учебного материала при использовании разнообразных методов эффективность формирования предметных результатов у учащихся повышается.


1. Бруновт Е.П., Зверев И.Д. и др. Методика обучения анатомии физиологии и гигиены человека. М.: Просвещение, 1978. С. 57-61
2. Буновт Е.П., Падалко Н.В. и др. Самостоятельные работы учащихся по биологии. М.: Просвещения, 1969. С. 131- 192
3. Бруновт Е.П., Зверев И.Д., Малахов Г.Я. и др. Уроки анатомии физиологии и гигиены человека. М.: Просвещение, 1984. 17 с.
4. Баланюк Г.И. Теория и практика закрепления нового учебного материала на уроке. М.: Просвещения, 1955. 136 с.
5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.:
Педагогика, 1989. 292 с.
6. Всесвятский Б.В. Общая методика биологии. М.: Уч. пед. изд., 1960. С.191
7. Данилов М.А. Структура учебного процесса (В книге «Основы дидактики» под редакцией Есипова Б.П.) М.: Просвещение, 1967. С. 189
8. Зверев И.Д. Общая методика преподавания биологии. М.:
Просвещение, 1985. 145 с.
9. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. М. Просвещение, 1985. С.145-147
10. Зверев И.Д. Развитие интереса учащихся к изучению организма человека, М.: Педагогика, 1971. 200 с.
11. Зотов Ю.В. Организация современного урока. М.: Просвещение, 1984. 144 с.
12. Кейран Л.Ф. Структура методики обучения как науки, на основе анализа методики обучения биологии.М.: Просвещение, 1979. С.73-76
13. Карцева И.Д., Шубина Л.С. Хрестоматия по методики преподавания биологии. М.: Просвещение, 1977. С. 140-148
14. Кыверялг А.А. Вопросы методики педагогического исследования. Таллинн: Валгус, 1971.С. 4-134
15. Лавинский А.Г. Самостоятельная работа, как средство активизации познавательной деятельности учащихся//Биология в школе, 1975, №1. С.21...40


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ