Сравнительное изучение развития речи у детей раннего возраста с нормой речи и задержкой речевого развития
|
Введение 3
Глава I. Проблемы развития речи у детей раннего возраста: факторы риска
речевой патологии 9
1.1. Современные представления о речевом развитии детей раннего
возраста 9
1.2. Специфика формирования речи у детей раннего дошкольного возраста с
задержкой речевого развития 15
1.3. Обзор методик обследования речи детей раннего возраста с задержкой
речевого развития 21
1.4. Направления коррекционной работы по преодолению задержки речевого
развития 28
Выводы по главе I 33
Глава II. Экспериментальное изучение процесса речевого развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития 35
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 35
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 44
2.3. Дифференцированные методические рекомендации по преодолению
выявленных особенностей устной речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития 52
Выводы по главе II 60
Заключение 61
Библиография 64
Приложения 75
Глава I. Проблемы развития речи у детей раннего возраста: факторы риска
речевой патологии 9
1.1. Современные представления о речевом развитии детей раннего
возраста 9
1.2. Специфика формирования речи у детей раннего дошкольного возраста с
задержкой речевого развития 15
1.3. Обзор методик обследования речи детей раннего возраста с задержкой
речевого развития 21
1.4. Направления коррекционной работы по преодолению задержки речевого
развития 28
Выводы по главе I 33
Глава II. Экспериментальное изучение процесса речевого развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития 35
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 35
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 44
2.3. Дифференцированные методические рекомендации по преодолению
выявленных особенностей устной речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития 52
Выводы по главе II 60
Заключение 61
Библиография 64
Приложения 75
Начина с 2000 года зафиксирован катастрофический рост увеличения распространенности перинатальных поражений центральной нервной системы и появления на свет «физиологически незрелых» детей, это приводит к увеличению зафиксированных случаев поражения у детей с различной речевой патологией, в том числе и остыванием от нормы речевого развития у детей от 0 до 3 лет. По данным Татьяны Васильевны Ахутиной доктора психологических наук, заведующей лабораторией нейропсихологии МГУ имени М.В. Ломоносова, около 25% детей в России страдают задержкой речевого развития (интервью ИА REGNUM).
Ранний возраст и, в особенности, третий год жизни является сензитивным периодом развития речевой функции. Специалисты указывают на необходимость и целесообразность раннего начала коррекционно - развивающей работы по преодолению задержи речевого развития (далее ЗРР) в сензитивный период развития речевой функции.
Ранняя коррекционно-развивающая работа с детьми от 0 до 3 лет позволяет уже на ранних сроках отследить и предупредить нежелательные последствия, приводящие к речевым патологиям. Не всегда удаётся предупредить и отследить этих детей и в возрасте 2-3 лет родители начинают обращать внимание на ряд особенностей в развитии их речевой деятельности. Поэтому, по мнению Ю.А. Разенковой, Н.Д. Шматко, Н.Н. Малофеевой уже на ранних стадиях возникает острая необходимость в диагностики и начале профилактической и коррекционной работы.
Огромное количество исследований проведено в области коррекционной психологии, которые представлены в трудах: В.М. Шкловский, О.Б. Сизова и др.. Ряд авторов дают описание характеру проявлений в зависимости от возраста детей (Е.Ф. Архипова, Е.Н. Винарская, Р.Е. Левина, А.В. Ястребова и др.) а также методику коррекционной работы (Е.Ф Архиповой, Т.А. Гирилюк, Т.А. Датешидзе, Н.Н. Матвеевой, Л.Н. Смирновой, Е.А. Янушко).
Изучая и анализируя литературу посвящённую проблемам развития детей с ЗРР, позволило нам выявить следующие противоречия между:
- отсутствие коррекционной помощи при росте численности детей с ЗРР;
- необходимостью организации и оказания ранней диагностики которая достаточно затруднена на начальном этапе и оказания логопедической помощи детям;
- важностью и научной обоснованностью развития речевой активности в раннем возрасте, стимулирующей личностное и социальное развитие детей и отсутствием единого системного взгляда на учебно-методический процесс обучения и воспитания детей данной группы.
Проблема исследования: изучение устной речи у детей раннего возраста с нормой и ЗРР и поиск путей ее коррекции у детей с ЗРР.
Цель исследования - изучить, сравнить развитие устной речи у детей раннего возраста с нормотипичным речевым развитием и задержкой речевого развития и разработать методические рекомендации логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития.
Объект исследования - устная речь детей раннего возраста с нормой речи и ЗРР.
Предмет исследования — особенности развития устной речи детей раннего возраста с ЗРР и с нормой речевого развития.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:
1) у детей раннего возраста с задержкой речевого развития в структуре дефекта могут наблюдаться качественное своеобразие, что проявляется более низкими по сравнению с нормой уровнями сформированности:
- импрессивной речи: снижен уровень понимания фразовой речи, нарушение фонематического восприятия;
- экспрессивной речи: ограниченность словарного запаса, низкий уровень владения фразовой речью, нарушение слоговой структуры слова, грамматического строя речи.
2) Полученные данные позволят определить основные направления дифференцированой корекционно-развивающей работы, представленные методическими рекомендациями для выявленных групп детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
1. Посредством изучения психолого-педагогической литературы определить степень разработанности проблемы речевого развития детей раннего возраста с ЗРР.
2. Определить содержание методики констатирующего эксперимента у детей раннего возраста с задержкой речевого развития и нормой речевого развития.
3. Выявить уровни сформированности устной речи у детей данных групп.
4. В рамках дифференцированных методических рекомендации определить основные направления коррекционно -логопедической работы с детьми раннего возраста с ЗРР.
С целью решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и
психолингвистической литературы по проблеме исследования, обработка результатов исследования с использованием методов математической статистики;
- эмпирические: изучение и анализ анамнестических сведений позволяют исследовать: медицинскую документацию, беседа с родителями с воспитателями дошкольного образования; структурированное наблюдение в процессе свободной и игровой деятельности, констатирующий эксперимент, составление методических рекомендаций;
- статистические: качественно-количественный анализ результатов экспериментального исследования.
Методологическую основу исследования составляют положения о ведущей роли речи как особом виде деятельности в развитии ребенка (М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский); современные концепции личностно -ориентированного подхода к процессу обучения и воспитания детей раннего возраста (Л.С. Выготский, Е.А. Стребелева, Е.А. Екжанова, Л.Н Галигузова, С.Ю. Мещерякова); педагогические концепции развития речи детей раннего возраста (Ю.Ф. Гаркуша, С.Н. Цейтлин ,В.В. Гербова, О.Е. Громова, И.Б. Карелина, М.И. Лисина, Т.А. Датешидзе Г.В. Чиркина и др.).
На базе МБДОУ № 148 г. Красноярска было проведено наше исследование.
В исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 2,3-2,6 лет: из них 10 детей имеют нормотипичное речевое развитие и 10 детей - задержку речевого развития.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (2018 г. - 2019 г.) - поисково-теоретический который позволяет осуществление анализа психолого -педагогической литературы посвящённой теме исследования, определение теоретических и методологических основ исследования, его предмета, объекта, задач, методов, а также сформулировать гипотезу исследования.
Второй этап (январь - сентябрь 2020 г.) - экспериментальный; предусматривающий разработку содержания методов диагностического обследования детей раннего возраста, организацию и проведение констатирующего эксперимента, обобщение и систематизацию полученных данных; теоретическое обоснование, проверку гипотезы.
Третий этап (сентябрь 2020 г. - декабрь 2020 г.) - заключительно- обобщающий; предполагал осмысление, анализ и систематизацию полученных результатов, формулирование выводов, разработку методических рекомендаций преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста.
Теоретическая значимость:
- в обобщении теоретического и практического материала об особенностях развития речи у детей раннего возраста;
- в определении критериев и показателей речевого развития, которые позволяют провести диагностику у детей с ЗРР;
- в определении содержания коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития через составленные дифференцированные методические рекомендации.
Практическая значимость и авторский вклад исследования состоит:
- в разработке общей стратегии исследования (структурировании методики, разработке бальной системы оценивания, подборе стимульного материала, соответствующего возрасту воспитанников).
- в разработке содержания логопедической диагностики с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития;
- составление дифференцированных методических рекомендаций коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития;
- в возможности использования материалов специалистами в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗРР в образовательных организаций, учреждений системы здравоохранения и социальной защиты, а также родителям, воспитывающим детей раннего возраста с проблемами в речевом развитии.
Апробация результатов исследования: за период исследования нами были опубликованы 4 статьи, опубликовано 1 учебное пособие. А также выступление с докладом на конференции «Наука, образование, общество» (Россия, Тамбов, 30 мая 2020 г.) с докладом.
Структура и объем работы: работа содержит 88 страницы, состоит из ведения, двух глав, заключения, списка литературы из 100 источников, включает 3 гистограммы, 7 таблиц, 5 приложений.
Ранний возраст и, в особенности, третий год жизни является сензитивным периодом развития речевой функции. Специалисты указывают на необходимость и целесообразность раннего начала коррекционно - развивающей работы по преодолению задержи речевого развития (далее ЗРР) в сензитивный период развития речевой функции.
Ранняя коррекционно-развивающая работа с детьми от 0 до 3 лет позволяет уже на ранних сроках отследить и предупредить нежелательные последствия, приводящие к речевым патологиям. Не всегда удаётся предупредить и отследить этих детей и в возрасте 2-3 лет родители начинают обращать внимание на ряд особенностей в развитии их речевой деятельности. Поэтому, по мнению Ю.А. Разенковой, Н.Д. Шматко, Н.Н. Малофеевой уже на ранних стадиях возникает острая необходимость в диагностики и начале профилактической и коррекционной работы.
Огромное количество исследований проведено в области коррекционной психологии, которые представлены в трудах: В.М. Шкловский, О.Б. Сизова и др.. Ряд авторов дают описание характеру проявлений в зависимости от возраста детей (Е.Ф. Архипова, Е.Н. Винарская, Р.Е. Левина, А.В. Ястребова и др.) а также методику коррекционной работы (Е.Ф Архиповой, Т.А. Гирилюк, Т.А. Датешидзе, Н.Н. Матвеевой, Л.Н. Смирновой, Е.А. Янушко).
Изучая и анализируя литературу посвящённую проблемам развития детей с ЗРР, позволило нам выявить следующие противоречия между:
- отсутствие коррекционной помощи при росте численности детей с ЗРР;
- необходимостью организации и оказания ранней диагностики которая достаточно затруднена на начальном этапе и оказания логопедической помощи детям;
- важностью и научной обоснованностью развития речевой активности в раннем возрасте, стимулирующей личностное и социальное развитие детей и отсутствием единого системного взгляда на учебно-методический процесс обучения и воспитания детей данной группы.
Проблема исследования: изучение устной речи у детей раннего возраста с нормой и ЗРР и поиск путей ее коррекции у детей с ЗРР.
Цель исследования - изучить, сравнить развитие устной речи у детей раннего возраста с нормотипичным речевым развитием и задержкой речевого развития и разработать методические рекомендации логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития.
Объект исследования - устная речь детей раннего возраста с нормой речи и ЗРР.
Предмет исследования — особенности развития устной речи детей раннего возраста с ЗРР и с нормой речевого развития.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:
1) у детей раннего возраста с задержкой речевого развития в структуре дефекта могут наблюдаться качественное своеобразие, что проявляется более низкими по сравнению с нормой уровнями сформированности:
- импрессивной речи: снижен уровень понимания фразовой речи, нарушение фонематического восприятия;
- экспрессивной речи: ограниченность словарного запаса, низкий уровень владения фразовой речью, нарушение слоговой структуры слова, грамматического строя речи.
2) Полученные данные позволят определить основные направления дифференцированой корекционно-развивающей работы, представленные методическими рекомендациями для выявленных групп детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
1. Посредством изучения психолого-педагогической литературы определить степень разработанности проблемы речевого развития детей раннего возраста с ЗРР.
2. Определить содержание методики констатирующего эксперимента у детей раннего возраста с задержкой речевого развития и нормой речевого развития.
3. Выявить уровни сформированности устной речи у детей данных групп.
4. В рамках дифференцированных методических рекомендации определить основные направления коррекционно -логопедической работы с детьми раннего возраста с ЗРР.
С целью решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и
психолингвистической литературы по проблеме исследования, обработка результатов исследования с использованием методов математической статистики;
- эмпирические: изучение и анализ анамнестических сведений позволяют исследовать: медицинскую документацию, беседа с родителями с воспитателями дошкольного образования; структурированное наблюдение в процессе свободной и игровой деятельности, констатирующий эксперимент, составление методических рекомендаций;
- статистические: качественно-количественный анализ результатов экспериментального исследования.
Методологическую основу исследования составляют положения о ведущей роли речи как особом виде деятельности в развитии ребенка (М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский); современные концепции личностно -ориентированного подхода к процессу обучения и воспитания детей раннего возраста (Л.С. Выготский, Е.А. Стребелева, Е.А. Екжанова, Л.Н Галигузова, С.Ю. Мещерякова); педагогические концепции развития речи детей раннего возраста (Ю.Ф. Гаркуша, С.Н. Цейтлин ,В.В. Гербова, О.Е. Громова, И.Б. Карелина, М.И. Лисина, Т.А. Датешидзе Г.В. Чиркина и др.).
На базе МБДОУ № 148 г. Красноярска было проведено наше исследование.
В исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 2,3-2,6 лет: из них 10 детей имеют нормотипичное речевое развитие и 10 детей - задержку речевого развития.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (2018 г. - 2019 г.) - поисково-теоретический который позволяет осуществление анализа психолого -педагогической литературы посвящённой теме исследования, определение теоретических и методологических основ исследования, его предмета, объекта, задач, методов, а также сформулировать гипотезу исследования.
Второй этап (январь - сентябрь 2020 г.) - экспериментальный; предусматривающий разработку содержания методов диагностического обследования детей раннего возраста, организацию и проведение констатирующего эксперимента, обобщение и систематизацию полученных данных; теоретическое обоснование, проверку гипотезы.
Третий этап (сентябрь 2020 г. - декабрь 2020 г.) - заключительно- обобщающий; предполагал осмысление, анализ и систематизацию полученных результатов, формулирование выводов, разработку методических рекомендаций преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста.
Теоретическая значимость:
- в обобщении теоретического и практического материала об особенностях развития речи у детей раннего возраста;
- в определении критериев и показателей речевого развития, которые позволяют провести диагностику у детей с ЗРР;
- в определении содержания коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития через составленные дифференцированные методические рекомендации.
Практическая значимость и авторский вклад исследования состоит:
- в разработке общей стратегии исследования (структурировании методики, разработке бальной системы оценивания, подборе стимульного материала, соответствующего возрасту воспитанников).
- в разработке содержания логопедической диагностики с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития;
- составление дифференцированных методических рекомендаций коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития;
- в возможности использования материалов специалистами в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗРР в образовательных организаций, учреждений системы здравоохранения и социальной защиты, а также родителям, воспитывающим детей раннего возраста с проблемами в речевом развитии.
Апробация результатов исследования: за период исследования нами были опубликованы 4 статьи, опубликовано 1 учебное пособие. А также выступление с докладом на конференции «Наука, образование, общество» (Россия, Тамбов, 30 мая 2020 г.) с докладом.
Структура и объем работы: работа содержит 88 страницы, состоит из ведения, двух глав, заключения, списка литературы из 100 источников, включает 3 гистограммы, 7 таблиц, 5 приложений.
Целью нашей работы было изучение насколько сформировано речевое развитие у детей раннего возраста с нормой речи и задержкой речевого развития. После того как мы подробно и тщательно изучили и проанализировали литературу наших соотечественников в области логопедии по проблеме нашего исследования таких авторов как: И.Б. Карелина, О.Е. Громова, А.А Леонтьев, Ю.Ф. Гаркуша, В.В. Гербова, Т.Г. Визель, Н.А. Горлова, О.Е. Громов, Т.А. Датешидзе, Г.В. Чиркина, С.Н. Цейтлин показал, что речь - неотъемлемая часть современного социального бытия различных по расам людей, но объединяющее одна проблема в развитии речи детей раннего возраста в развитии на начальном этапе все начинают гулить одинаково и только спустя несколько месяцев гулени начинает различаться (носовые звуки, щелкание языком) в дальнейшем оно переходит в речь, благодаря чему в дальнейшем человек приобретает, усваивает знания и передает их. В речевом развитии ребенка - гуление стоит на первом месте о котором говорилось раннее и это, прежде всего индивидуальный, и очень сложный психофизиологический процесс как порождения так и восприятия словесного высказывания (речевая деятельность), и он представляет собой соответственно различные виды диалогической формы в последствии монологической формы языка в процессе общения.
При изучении литературы с задержкой речевого развития авторы Т.Г. Визель и Е.О. Громова охарактеризовали проблемы речи ребёнка, взяли детей до 3 лет [121].
Актуальность исследования определялась необходимостью проведения определения ранней диагностики с целью определения коррекционно - развивающего воздействия, направленного на повышение эффективности процесса становления речи и психофизического развития детей третьего года жизни с речевой патологией.
В рамках решения первой задачи рассмотрены закономерности речевого и психомоторного развития в норме, особенности развития детей с задержкой речевого развития, проведен обзор методик обследования речи детей с задержкой речевого развития, даётся описание направлений коррекционно-развивающей работы по преодолению задержки речевого развития.
В рамках решения 2 и 3 задачи проведен констатирующий эксперимент, он был направлен на исследование состояния импрессивной и экспрессивной речи у детей раннего возраста. В ходе эксперимента были выделены два блока заданий (I-й блок - исследование состояния сформированности импрессивной речи, II-й блок - исследование состояния сформированности экспрессивной речи) по 4 серии заданий в каждом блоке.
Сравнивая изучение сформированности речи у детей с нормой речи и ЗРР (отставанием речевого развития), на данный момент мы можем себе позволить сделать вывод о том, что у детей от 0 и до 3 лет с ЗРР в структуре дефекта регулярно наблюдается своеобразие и закономерности речевого развития. Что проявляется более низкими по сравнению с нормой у детей сформированностью импрессивной и экспрессивной речи. У таких детей в анамнезе еще при рождении стоит в диагнозе ПП ЦНС (перинатальное поражение центральной нервной системы). А также другими неблагоприятными факторами в период внутриутробного развития и на ранних сроках развития детей.
Среди детей с задержанным речевым развитием мы выделили дрпыПервая группа - «Отсутствие речевого общения», вторая группа - «Общение с помощью звукоподражаний и отдельных аморфных слов».
Результаты нашего констатирующего эксперимента на завершающем этапе выявили острую необходимость систематической и всесторонней работе с детьми данных групп для чего крайне важно создать для детей психологические и педагогические условия.
В рамках решения 4 задачи были разработаны дифференцированные методические рекомендации.
Дифференцированную работу по совершенствованию речи каждой группы детей с ЗРР предлагается проводить в 4 этапа:
- подготовительный этап: развитие когнитивных и конечно поведенческих предпосылок, развитие межанализаторных связей и путей,и развитие мотивации для активной речевой деятельности;
- первый этап: накопление и активизация вербальных (речевых) и невербальных (жесты и мимика) средств, с целью установления коммуникации;
- второй этап: научить применять средства общения в разнообразных ситуациях коммуникациях, расширение объема понимания речи, обучение детей правильному построению двухсловных предложений, заучивание обиходных словосочетаний;
- третий этап: развитие понимания различных грамматических форм слов, создание различных и разнообразных ситуаций для поддержания коммуникационных умений, в подобных ситуациях ребенок вынужден будет без чьей-либо помощи осуществлять различные действия и проявляет активную речевую инициативу.
На каждом этапе предложены методические рекомендации.
Материалы исследования могут быть полезны в работе учителям - логопедам различных образовательных учреждений и организаций, учреждений системы здравоохранения и конечное организаций социальной защиты, безусловно и для родителей малышей, которые воспитывают детей раннего возраста с подобными проблемами в развитии их речи.
При изучении литературы с задержкой речевого развития авторы Т.Г. Визель и Е.О. Громова охарактеризовали проблемы речи ребёнка, взяли детей до 3 лет [121].
Актуальность исследования определялась необходимостью проведения определения ранней диагностики с целью определения коррекционно - развивающего воздействия, направленного на повышение эффективности процесса становления речи и психофизического развития детей третьего года жизни с речевой патологией.
В рамках решения первой задачи рассмотрены закономерности речевого и психомоторного развития в норме, особенности развития детей с задержкой речевого развития, проведен обзор методик обследования речи детей с задержкой речевого развития, даётся описание направлений коррекционно-развивающей работы по преодолению задержки речевого развития.
В рамках решения 2 и 3 задачи проведен констатирующий эксперимент, он был направлен на исследование состояния импрессивной и экспрессивной речи у детей раннего возраста. В ходе эксперимента были выделены два блока заданий (I-й блок - исследование состояния сформированности импрессивной речи, II-й блок - исследование состояния сформированности экспрессивной речи) по 4 серии заданий в каждом блоке.
Сравнивая изучение сформированности речи у детей с нормой речи и ЗРР (отставанием речевого развития), на данный момент мы можем себе позволить сделать вывод о том, что у детей от 0 и до 3 лет с ЗРР в структуре дефекта регулярно наблюдается своеобразие и закономерности речевого развития. Что проявляется более низкими по сравнению с нормой у детей сформированностью импрессивной и экспрессивной речи. У таких детей в анамнезе еще при рождении стоит в диагнозе ПП ЦНС (перинатальное поражение центральной нервной системы). А также другими неблагоприятными факторами в период внутриутробного развития и на ранних сроках развития детей.
Среди детей с задержанным речевым развитием мы выделили дрпыПервая группа - «Отсутствие речевого общения», вторая группа - «Общение с помощью звукоподражаний и отдельных аморфных слов».
Результаты нашего констатирующего эксперимента на завершающем этапе выявили острую необходимость систематической и всесторонней работе с детьми данных групп для чего крайне важно создать для детей психологические и педагогические условия.
В рамках решения 4 задачи были разработаны дифференцированные методические рекомендации.
Дифференцированную работу по совершенствованию речи каждой группы детей с ЗРР предлагается проводить в 4 этапа:
- подготовительный этап: развитие когнитивных и конечно поведенческих предпосылок, развитие межанализаторных связей и путей,и развитие мотивации для активной речевой деятельности;
- первый этап: накопление и активизация вербальных (речевых) и невербальных (жесты и мимика) средств, с целью установления коммуникации;
- второй этап: научить применять средства общения в разнообразных ситуациях коммуникациях, расширение объема понимания речи, обучение детей правильному построению двухсловных предложений, заучивание обиходных словосочетаний;
- третий этап: развитие понимания различных грамматических форм слов, создание различных и разнообразных ситуаций для поддержания коммуникационных умений, в подобных ситуациях ребенок вынужден будет без чьей-либо помощи осуществлять различные действия и проявляет активную речевую инициативу.
На каждом этапе предложены методические рекомендации.
Материалы исследования могут быть полезны в работе учителям - логопедам различных образовательных учреждений и организаций, учреждений системы здравоохранения и конечное организаций социальной защиты, безусловно и для родителей малышей, которые воспитывают детей раннего возраста с подобными проблемами в развитии их речи.
Подобные работы
- СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И НОРМОЙ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - ПРОФИЛАКТИКА ДИСЛЕКСИИ И ДИСГРАФИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Профилактика задержки речевого развития у детей раннего возраста средствами
сенсорной интеграции
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - КОММУНИКАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Преодоление общего недоразвития речи у старших дошкольников в условиях логопункта
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2022 - Формирование предикативного словаря у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция нарушений произношения звуков группы шипящих у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи (Тульский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - Психологическая диагностика и прогнозирование конституционально-типологической недостаточности у детей в дошкольном возрасте
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003



