Введение 3
Глава I. Проблемы развития речи у детей раннего возраста: факторы риска
речевой патологии 9
1.1. Современные представления о речевом развитии детей раннего
возраста 9
1.2. Специфика формирования речи у детей раннего дошкольного возраста с
задержкой речевого развития 15
1.3. Обзор методик обследования речи детей раннего возраста с задержкой
речевого развития 21
1.4. Направления коррекционной работы по преодолению задержки речевого
развития 28
Выводы по главе I 33
Глава II. Экспериментальное изучение процесса речевого развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития 35
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 35
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 44
2.3. Дифференцированные методические рекомендации по преодолению
выявленных особенностей устной речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития 52
Выводы по главе II 60
Заключение 61
Библиография 64
Приложения 75
Начина с 2000 года зафиксирован катастрофический рост увеличения распространенности перинатальных поражений центральной нервной системы и появления на свет «физиологически незрелых» детей, это приводит к увеличению зафиксированных случаев поражения у детей с различной речевой патологией, в том числе и остыванием от нормы речевого развития у детей от 0 до 3 лет. По данным Татьяны Васильевны Ахутиной доктора психологических наук, заведующей лабораторией нейропсихологии МГУ имени М.В. Ломоносова, около 25% детей в России страдают задержкой речевого развития (интервью ИА REGNUM).
Ранний возраст и, в особенности, третий год жизни является сензитивным периодом развития речевой функции. Специалисты указывают на необходимость и целесообразность раннего начала коррекционно - развивающей работы по преодолению задержи речевого развития (далее ЗРР) в сензитивный период развития речевой функции.
Ранняя коррекционно-развивающая работа с детьми от 0 до 3 лет позволяет уже на ранних сроках отследить и предупредить нежелательные последствия, приводящие к речевым патологиям. Не всегда удаётся предупредить и отследить этих детей и в возрасте 2-3 лет родители начинают обращать внимание на ряд особенностей в развитии их речевой деятельности. Поэтому, по мнению Ю.А. Разенковой, Н.Д. Шматко, Н.Н. Малофеевой уже на ранних стадиях возникает острая необходимость в диагностики и начале профилактической и коррекционной работы.
Огромное количество исследований проведено в области коррекционной психологии, которые представлены в трудах: В.М. Шкловский, О.Б. Сизова и др.. Ряд авторов дают описание характеру проявлений в зависимости от возраста детей (Е.Ф. Архипова, Е.Н. Винарская, Р.Е. Левина, А.В. Ястребова и др.) а также методику коррекционной работы (Е.Ф Архиповой, Т.А. Гирилюк, Т.А. Датешидзе, Н.Н. Матвеевой, Л.Н. Смирновой, Е.А. Янушко).
Изучая и анализируя литературу посвящённую проблемам развития детей с ЗРР, позволило нам выявить следующие противоречия между:
- отсутствие коррекционной помощи при росте численности детей с ЗРР;
- необходимостью организации и оказания ранней диагностики которая достаточно затруднена на начальном этапе и оказания логопедической помощи детям;
- важностью и научной обоснованностью развития речевой активности в раннем возрасте, стимулирующей личностное и социальное развитие детей и отсутствием единого системного взгляда на учебно-методический процесс обучения и воспитания детей данной группы.
Проблема исследования: изучение устной речи у детей раннего возраста с нормой и ЗРР и поиск путей ее коррекции у детей с ЗРР.
Цель исследования - изучить, сравнить развитие устной речи у детей раннего возраста с нормотипичным речевым развитием и задержкой речевого развития и разработать методические рекомендации логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития.
Объект исследования - устная речь детей раннего возраста с нормой речи и ЗРР.
Предмет исследования — особенности развития устной речи детей раннего возраста с ЗРР и с нормой речевого развития.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:
1) у детей раннего возраста с задержкой речевого развития в структуре дефекта могут наблюдаться качественное своеобразие, что проявляется более низкими по сравнению с нормой уровнями сформированности:
- импрессивной речи: снижен уровень понимания фразовой речи, нарушение фонематического восприятия;
- экспрессивной речи: ограниченность словарного запаса, низкий уровень владения фразовой речью, нарушение слоговой структуры слова, грамматического строя речи.
2) Полученные данные позволят определить основные направления дифференцированой корекционно-развивающей работы, представленные методическими рекомендациями для выявленных групп детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
1. Посредством изучения психолого-педагогической литературы определить степень разработанности проблемы речевого развития детей раннего возраста с ЗРР.
2. Определить содержание методики констатирующего эксперимента у детей раннего возраста с задержкой речевого развития и нормой речевого развития.
3. Выявить уровни сформированности устной речи у детей данных групп.
4. В рамках дифференцированных методических рекомендации определить основные направления коррекционно -логопедической работы с детьми раннего возраста с ЗРР.
С целью решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и
психолингвистической литературы по проблеме исследования, обработка результатов исследования с использованием методов математической статистики;
- эмпирические: изучение и анализ анамнестических сведений позволяют исследовать: медицинскую документацию, беседа с родителями с воспитателями дошкольного образования; структурированное наблюдение в процессе свободной и игровой деятельности, констатирующий эксперимент, составление методических рекомендаций;
- статистические: качественно-количественный анализ результатов экспериментального исследования.
Методологическую основу исследования составляют положения о ведущей роли речи как особом виде деятельности в развитии ребенка (М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский); современные концепции личностно -ориентированного подхода к процессу обучения и воспитания детей раннего возраста (Л.С. Выготский, Е.А. Стребелева, Е.А. Екжанова, Л.Н Галигузова, С.Ю. Мещерякова); педагогические концепции развития речи детей раннего возраста (Ю.Ф. Гаркуша, С.Н. Цейтлин ,В.В. Гербова, О.Е. Громова, И.Б. Карелина, М.И. Лисина, Т.А. Датешидзе Г.В. Чиркина и др.).
На базе МБДОУ № 148 г. Красноярска было проведено наше исследование.
В исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 2,3-2,6 лет: из них 10 детей имеют нормотипичное речевое развитие и 10 детей - задержку речевого развития.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (2018 г. - 2019 г.) - поисково-теоретический который позволяет осуществление анализа психолого -педагогической литературы посвящённой теме исследования, определение теоретических и методологических основ исследования, его предмета, объекта, задач, методов, а также сформулировать гипотезу исследования.
Второй этап (январь - сентябрь 2020 г.) - экспериментальный; предусматривающий разработку содержания методов диагностического обследования детей раннего возраста, организацию и проведение констатирующего эксперимента, обобщение и систематизацию полученных данных; теоретическое обоснование, проверку гипотезы.
Третий этап (сентябрь 2020 г. - декабрь 2020 г.) - заключительно- обобщающий; предполагал осмысление, анализ и систематизацию полученных результатов, формулирование выводов, разработку методических рекомендаций преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста.
Теоретическая значимость:
- в обобщении теоретического и практического материала об особенностях развития речи у детей раннего возраста;
- в определении критериев и показателей речевого развития, которые позволяют провести диагностику у детей с ЗРР;
- в определении содержания коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития через составленные дифференцированные методические рекомендации.
Практическая значимость и авторский вклад исследования состоит:
- в разработке общей стратегии исследования (структурировании методики, разработке бальной системы оценивания, подборе стимульного материала, соответствующего возрасту воспитанников).
- в разработке содержания логопедической диагностики с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития;
- составление дифференцированных методических рекомендаций коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития;
- в возможности использования материалов специалистами в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗРР в образовательных организаций, учреждений системы здравоохранения и социальной защиты, а также родителям, воспитывающим детей раннего возраста с проблемами в речевом развитии.
Апробация результатов исследования: за период исследования нами были опубликованы 4 статьи, опубликовано 1 учебное пособие. А также выступление с докладом на конференции «Наука, образование, общество» (Россия, Тамбов, 30 мая 2020 г.) с докладом.
Структура и объем работы: работа содержит 88 страницы, состоит из ведения, двух глав, заключения, списка литературы из 100 источников, включает 3 гистограммы, 7 таблиц, 5 приложений.
Целью нашей работы было изучение насколько сформировано речевое развитие у детей раннего возраста с нормой речи и задержкой речевого развития. После того как мы подробно и тщательно изучили и проанализировали литературу наших соотечественников в области логопедии по проблеме нашего исследования таких авторов как: И.Б. Карелина, О.Е. Громова, А.А Леонтьев, Ю.Ф. Гаркуша, В.В. Гербова, Т.Г. Визель, Н.А. Горлова, О.Е. Громов, Т.А. Датешидзе, Г.В. Чиркина, С.Н. Цейтлин показал, что речь - неотъемлемая часть современного социального бытия различных по расам людей, но объединяющее одна проблема в развитии речи детей раннего возраста в развитии на начальном этапе все начинают гулить одинаково и только спустя несколько месяцев гулени начинает различаться (носовые звуки, щелкание языком) в дальнейшем оно переходит в речь, благодаря чему в дальнейшем человек приобретает, усваивает знания и передает их. В речевом развитии ребенка - гуление стоит на первом месте о котором говорилось раннее и это, прежде всего индивидуальный, и очень сложный психофизиологический процесс как порождения так и восприятия словесного высказывания (речевая деятельность), и он представляет собой соответственно различные виды диалогической формы в последствии монологической формы языка в процессе общения.
При изучении литературы с задержкой речевого развития авторы Т.Г. Визель и Е.О. Громова охарактеризовали проблемы речи ребёнка, взяли детей до 3 лет [121].
Актуальность исследования определялась необходимостью проведения определения ранней диагностики с целью определения коррекционно - развивающего воздействия, направленного на повышение эффективности процесса становления речи и психофизического развития детей третьего года жизни с речевой патологией.
В рамках решения первой задачи рассмотрены закономерности речевого и психомоторного развития в норме, особенности развития детей с задержкой речевого развития, проведен обзор методик обследования речи детей с задержкой речевого развития, даётся описание направлений коррекционно-развивающей работы по преодолению задержки речевого развития.
В рамках решения 2 и 3 задачи проведен констатирующий эксперимент, он был направлен на исследование состояния импрессивной и экспрессивной речи у детей раннего возраста. В ходе эксперимента были выделены два блока заданий (I-й блок - исследование состояния сформированности импрессивной речи, II-й блок - исследование состояния сформированности экспрессивной речи) по 4 серии заданий в каждом блоке.
Сравнивая изучение сформированности речи у детей с нормой речи и ЗРР (отставанием речевого развития), на данный момент мы можем себе позволить сделать вывод о том, что у детей от 0 и до 3 лет с ЗРР в структуре дефекта регулярно наблюдается своеобразие и закономерности речевого развития. Что проявляется более низкими по сравнению с нормой у детей сформированностью импрессивной и экспрессивной речи. У таких детей в анамнезе еще при рождении стоит в диагнозе ПП ЦНС (перинатальное поражение центральной нервной системы). А также другими неблагоприятными факторами в период внутриутробного развития и на ранних сроках развития детей.
Среди детей с задержанным речевым развитием мы выделили дрпыПервая группа - «Отсутствие речевого общения», вторая группа - «Общение с помощью звукоподражаний и отдельных аморфных слов».
Результаты нашего констатирующего эксперимента на завершающем этапе выявили острую необходимость систематической и всесторонней работе с детьми данных групп для чего крайне важно создать для детей психологические и педагогические условия.
В рамках решения 4 задачи были разработаны дифференцированные методические рекомендации.
Дифференцированную работу по совершенствованию речи каждой группы детей с ЗРР предлагается проводить в 4 этапа:
- подготовительный этап: развитие когнитивных и конечно поведенческих предпосылок, развитие межанализаторных связей и путей,и развитие мотивации для активной речевой деятельности;
- первый этап: накопление и активизация вербальных (речевых) и невербальных (жесты и мимика) средств, с целью установления коммуникации;
- второй этап: научить применять средства общения в разнообразных ситуациях коммуникациях, расширение объема понимания речи, обучение детей правильному построению двухсловных предложений, заучивание обиходных словосочетаний;
- третий этап: развитие понимания различных грамматических форм слов, создание различных и разнообразных ситуаций для поддержания коммуникационных умений, в подобных ситуациях ребенок вынужден будет без чьей-либо помощи осуществлять различные действия и проявляет активную речевую инициативу.
На каждом этапе предложены методические рекомендации.
Материалы исследования могут быть полезны в работе учителям - логопедам различных образовательных учреждений и организаций, учреждений системы здравоохранения и конечное организаций социальной защиты, безусловно и для родителей малышей, которые воспитывают детей раннего возраста с подобными проблемами в развитии их речи.
1. Агаева И.Б. Терминологический словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии: учеб. пособие для вузов. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2014. 240 с.
2. Агаева И.Б., Вяземская Л.В. К вопросу о клинико-педагогических и психолого-педагогических аспектах развития и воспитания детей раннего возраста с задержкой речевого развития // Комплексное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (г. Красноярск, 26 октября 2017 г.) / Отв. ред. И.Б Агаева. Красноярск.: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2017. С. 172-177.
3. Агаева И.Б., Вяземская Л.В. Сравнительное изучение особенностей речи детей раннего возраста с нормативным и задержанным речевым развитием // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60 (4). С 4-7.
4. Антипанова Н.А., Сатаева А.М., Жумабаева Г.Т. Гендерный подход в развитии речи мальчиков и девочек // Международный журнал гуманитарных и системных наук. 2016. № 3. С. 52-55.
5. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. М.: Астрель, 2007. 242 с.
6. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. М.: Теревинф, 2009. 272 с.
7. Батяева С.В., Савостьянова Е.В. Практический материал для занятий с детьми раннего возраста с нарушениями речевого развития // Специальное дошкольное образования. 2009. №3. С. 45-50 .
8. Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. М.: Каисса, 2008. 95 с.
9. Бенилова С.Ю. Логопедия. Системные нарушения речи у детей (этиопатогенез, классификации, коррекция, профилактика): монография. М.: НОУ ВПО «МПСУ»; Воронеж: МОДЭК, 2014. 536 с.
10. Бобылова М.Ю., Браудо Т.Е., Казакова М.В., Винярская И.В. Задержка речевого развития у детей: введение в терминологию // Русский журнал детской неврологии. 2017. №1. С. 56-62.
11. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Диагностика развития речи (0-3года). Практическое руководство по тестированию. СПб.: Паритет,2006.112 с.
12. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов. М.: Астрель Транзиткнига, 2005. 384 с.
13. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. 654 с.
14. Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего Возраста. М.: Владос, 2007. 264 с.
15. Гаркуша Ю.Ф. Конспекты логопедических занятий с детьми 2-3 лет: Пособие для логопедов, педагогов дополнительного образования, воспитателей и родителей. М.: ПАРАДИГМА, 2013. 160 с.
16. Гвоздева А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Сфера, 2007. 470 с.
17. Герасименко Ю.В. Коррекция нарушения речевого развития детей третьего года жизни. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. 111 с.
18. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. 112 с.
19. Гирилюк Т.Н. Логопедическая работа с детьми младенческого и раннего
возраста [Электронный ресурс]. Пермь: Пермский государственный
гуманитарно-педагогический университет, 2011. 180 с. // ЭБС «IPRbooks». URL: http://www.iprbookshop.ru/32054 (дата обращения 13.02.2019).
20. Горлова Н.А. Речевой фитнес. Программа коммуникативно-речевого развития детей раннего возраста с методическими рекомендациями. М.: Баласс, 2014. 160 с.
21. Горячена И.Л. Логопедическое обследование речевого развития детей дошкольного возраста. Псков.: Гименей, 2012. 32 с.
22. Градусова Л.В., Левшина Н.И., Дементьева И.С. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста. Магнитогорск: МаГУ, 2010.96 с.
23. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? Книга для тех, кому это интересно. М.: Айрис-пресс, 2006, 221 с.
24. Громова О.Е. Норма и задержка речевого развития у детей // Дефектология. 2009. № 2.С. 66-69.
25. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2- 4 лет. М.: ТЦ Сфера, 2005. 95 с.
26. Громова О.Е. Формирование начального детского лексикона // Логопед. 2004. №1. С. 41-47.
27. Громова О.Е. Задержка речевого развития: дизонтогенез или «особый» путь развития речи // Логопед. 2007. № 3. С. 26-32.
28. Гусельникова Е.Е., Добромилова Я.Ю. Профилактика задержки речевого
развития и нарушений в развитии речи у детей раннего возраста // Материалы научно-образовательной конференции, посвященной
Международному дню голоса « Г олос и коммуникация в современном мире» (г. Хабаровск, 16 апреля 2019 г.). Хабаровск: Тихоокеанский
государственный университет, 2019. С. 10-15.
29. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего
возраста с задержкой речевого развития. СПб.: Речь, 2014. 128 с.
30. Дмитрова Е.Д. Логопедические карты для диагностики речевых
расстройств. М.: Астрель, 2008. 138 с.
31. Дубровская Н.А., Шумейко А.А. Особенности работы логопеда в доме ребенка // Инновационные подходы в решении проблем современного общества: материалы международной научно-практической конференции. В 2ч. Ч. 1. (г. Пенза, 27 мая 2018г.). Пенза: МЦНС Наука и Просвещение, 2018. С. 255-257.
32. Екжанова Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии: Научно-методическое пособие. СПб: КАРО, 2016. 336 с.
33. Елецкая О.В., Вареница К.Ю. День за днем говорим и растем: пособие по развитию детей раннего возраста. М.: Сфера, 2010. 121 с.
34. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. М.: Эксмо, 2018. 288 с.
35. Жукова О.С. Малыш учится говорить. Самые лучшие игры и задания. М.: АСТ, 2015. 96 с.
36. Журавлева С.С. Социально-коммуникативное развитие дошкольников с задержкой речевого развития // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Психолого-педагогические проблемы развити ребенка в современных социокультурных условиях» (г. Курск, 29-31 марта 2018 г.) Курск: ЗАО «Университетская книга», 2018. С. 44-49.
37. Заваденко Н.Н., Щедеркина И.О., Заваденко А.Н., Козлова Е.В., Орлова К.А., Давыдова Л.А., Дороничева М.М., Шадрова А.А. Отставание развития речи в практике педиатра и детского невролога // Вопросы современной педиатрии. 2015. № 1. С. 132-139.
38.Закревская О.В. Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей. М.: Гном, 2017. 88 с.
39. Захарова В.И., Абрамова Н.А. особенности развития словаря у детей раннего возраста с задержкой речевого развития // Научное образование. Педагогические науки. 2019. № 4-1. С. 73-75.
40. Зиновьва Т.А., Плечева Н.И. Использование игровых приемов в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современные стратегии психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в системе специального и инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС» (г. Челябинск, 27-29 марта 2019 г.). Челябинск: МБУ ДПО ЦРО, 2019. С. 304-310.
41. Иванова Э.В. Проблема речевого развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития // Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации: сборник статей II Международной научно - практической (г. Пенза, 10 мая 2018 г.). Пенза: Издательство: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. С.185-187.
42. Иванова Э.В. Особенности речевого развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития // Сборник статей II Международной научно - практической конференции «Приоритеты педагогики и современного образования» (г. Пенза, 05 июня 2018г.). Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. С 261-264.
43. Ионина А.Р. Развитие речи детей с задержкой речевого и психического развития // Материалы VI Всероссийской студенческой научно -практической конференции с международным участием «Молодежь и наука XXI века: образование, наука, инновации» (г. Новосибирск, 22-24 ноября 2017 г.). Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2017. С. 207-208.
44. Исраилова Ч.Э. Работа логопеда в доме ребенка // Научное образовательное пространства перспективы и развитие: материалы VII международной практической конференции (г. Чебоксары, 15 января 2018г.). Чебоксары: ООО Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2018. С. 51-52.
45. Карелина И.Б. Классификация задержек речевого развития различного
генеза // Специальное образование: материалы XI Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, 22-23 апреля 2015 г.). СПб:
Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2015. С. 149-156.
46. Карелина И.Б. Комплексная абилитация неговорящих детей раннего возраста. Новосибирск: АНС «СибАК», 2017. 156 с.
47. Козырева О.А. Сравнительное изучение уровня развития речи детей раннего возраста с нормой и задержкой речевого развития: монография. Красноярск: Гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2016. 170 с.
48. Козырева О.А. Сравнительное изучение уровня развития речи детей раннего возраста с нормой и задержкой речевого развития: монография. Красноярск: Гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2016. 170 с.
49. Козырева О.А. К вопросу разработки модели логопедического сопровождения формирования речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития // Логопедия. 2015. №3 (9). С. 51-55.
50. Козырева О.А. Актуальное нормативно -правовое обеспечение инклюзивного образования// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2016. № 4. С. 58-64.
51. Козырева О.А. Курс лекций по инклюзивному образованию: учебное пособие. Красноярск: Краснояр. гос. пед.ун-т им. В.П. Астафьева, 2017. 308 с.
52. Лаврова Г.Н. Психолого-педагогическая диагностика детей от 0 до 3 лет. Челябинск: ЮУрГУ, 2004. 129 с.
53. Леонова А.В. Эмоциональные и поведенческие нарушения у детей с задержкой речевого развития в раннем детском возрасте: дис. канд. мед. наук. Томск, 2019. 227 с.
54. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. 287с.
55. Лимаренко А.О. Этапы речевого развития ребенка. Особенности развития речи у детей с задержкой речевого развития в условиях «Дома ребенка» // Вопросы педагогики. 2020. № 9 (2). С. 161-163.
56. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: МПСИ, 2001. 384 с.
57. Литвинова О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Часть 1 (2-3 года). СПб.: Детство-Пресс, 2020. 128 с.
58. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. М.: Буки Веди, 2013. 198 с.
59. Мамаева А.В. Формирование первоначальных коммуникативных умений у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: методическое пособие. Красноярск: Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2014. 148 с.
60. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2001. 560 с.
61. Маркова А.К. Периодизация развития детской речи. Лекции по
дисциплине [Электронный ресурс]. М.: Московский социально¬
гуманитарный институт, 2014. 10 с. // Электронная библиотека НОЧУ ВПО МСГИ. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/356767232/ (дата обращения: 10.01.2019).
62. Матвеева А.С. Малыш учится говорить. От «агу» до монолога. М.: Просвещение, 2011. 306 с.
63. Матвеева Н.Н. Психокоррекция задержки речевого развития у детей 2-3 лет: Пособие для психологов, воспитателей и родителей. М.: АРКТИ, 2005. 96 с.
64. Матвеева Н.Н. Психологические условия изучения и коррекции задержки речевого развития в раннем возрасте: дис. канд. психол. наук. Н. Новгород,
2004. 242 с.
65. Меженцева Г.Н., Бокач У.И. Обследование познавательного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития // Молодой ученый. 2017. № 12. С. 192-195.
66. Никольская О.С. Игра ребенка в пространстве культуры, впадающей в детство // Дефектология. 2017. № 1. С. 3-8.
67. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика развития детей раннего возраста. М.: Сфера, 2019. 80 с.
68. Петрова С.С. Артикуляционная гимнастика при различных речевых нарушениях // Современные стратегии психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в системе специального и инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Челябинск, 27-29 марта 2019 г.) / Челябинск: МБУ ДПО ЦРО, 2019. С. 331-336.
69. Поваляева М.А. Педагогические условия диагностики и коррекции речи у детей дошкольного возраста: дис. канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2002. 155 с.
70. Полякова М.А. Как правильно учить ребенка говорить. М.: В. Сикачев,
2016. 192 с.
71. Прусова О.Н. Формирование сенсорных эталонов как основа развития речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Теория и практика современной педагогики» (г. Пенза, 15 мая 2020 г.). Пенза: Наука и Просвещение, 2020. С. 212—215.
72. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2016 №1839-р «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года» // Министерство образования и науки Российской Федерации. Документы. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/356767232/(дата обращения: 12.05.2019).
73. Разенкова Ю.А. Схема логопедического обследования ребенка 2-3-го года жизни // Альманах Института коррекционной педагогики. 2001. № 4. С. 4.
74. Самошкина А.А. Развивающие занятия с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью // Современные стратегии психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в системе специального и инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС: материалы Всероссийской научно -практической конференции (г. Челябинск. 27-29 марта 2019 г.). Челябинск: МБУ ДПО ЦРО, 2019. С. 345-349.
75. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. М.: Генезис, 2017. 319 с.
76. Серебрякова Н.В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. СПб.: КАРО, 2014. 64 с.
77. Скуратовская М.Л., Климкина Е.А. Особенности развития речи детей третьего года жизни с задержкой речевого развития // Вестник
Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2016. № 4 (2). С. 256-265.
78. Смирнова Л.Н. Развитие речи у детей 2-3 лет. Пособие для воспитателей и родителей. М.: Мозаика-Синтез, 2006. 104 с.
79. Степанова Н.В. Роль родителей в логопедической работе по стимуляции речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения: сборник статей VI международной научно-практической конференции (г. Пенза, 05 октября 2017 г.). Пенза: Наука и просвещение, 2017. С. 322-324.
80. Степанова О.И. Развитие речи детей раннего возраста с задержкой
речевого развития (ЗРР) // Информация и образование: границы
коммуникаций. 2018. № 10 (18). С. 174-176.
81. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развитие детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие. М.: Просвещение,
2005. 84 с.
82. Сырвачева Л.А. Особенности родительского отношения и его влияние на психическое развитие детей 3 лет с перинатальным поражением ЦНС. Диагностика и коррекция: монография. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2017. 352 с.
83. Уланова Л.С. Создание предметно-развивающей среды для развития ребёнка с задержкой речевого развития: рекомендации родителям // Сборник научных статей по материалам региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного раннего и дошкольного образования детей с инвалидностью и ОВЗ» (г. Москва, 11-12 апреля 2018 г.). М.: Юкод, 2018. С. 303-308.
84. Урванова Н.Ю. Развивающая предметно-пространственная среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. 2018. № 3. С. 43-47.
85. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Министерство образования и науки Российской
Федерации. Документы. URL:ЬИр://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 15.04.2019).
86. Филатова Ю.О., Кудряшова А.С. Варианты психофизического развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития // Материалы международной конференции «Проблемы онтолингвистики-2018» (г. Иваново, 20-23 марта 2018 г.). Иваново: ЛИСТОС, 2018. С. 291-294.
87. Филичева Т.Б. Логопедия теория и практика. М.: Эксмо, 2018. 608 с.
88. Хвингия И.С. Около 25% детей в России страдают задержкой речевого развития [Электронный ресурс]. М.: Информационное агентство REGNUM,
2017. URL: https://regnum.ru/news/society/2247952.html (23.01.2019).
89. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Освоение ребенком родного языка. М.: Владос, 2017. 240 с.
90. Чеканова М.В. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой речевого развития// Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 4. С. 151-154.
91. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. М.: Аркти, 2003. 240с.
92. Чугайнова В.Н., Гирилюк Т.Н. Исследование особенностей психомоторного и речевого развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития с помощью интерактивного диагностического приложения для обследования речи «Диагностика речевого развития детей раннего возраста» // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Альманах научно-исследовательских работ студентов и молодых ученых» (г. Пермь, 23 мая 2017 г.). Пермь: Пермский государственный гуманитарно - педагогический университет, 2017. С. 362-365.
93. Шарафутдинова А.Ф. Исследование фразовой речи у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития // Академия педагогических идей новации. 2017. № 6. С. 563-572.
94. Шевцова Л.А. Особенности развития структурных компонентов речи у детей раннего дошкольного возраста с задержкой речевого развития //
Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции «Становление психологии и педагогике как междисциплинарных наук» (г. Магнитогорск, 08 ноября 2018г.). Магнитогорск: Агентство международных исследований, 2018. С. 141-145.
95. Шемякина О.В. Преодоление речевого развития у детей 2-3 лет. Диагностическая и коррекционная работа логопеда в ДОУ. М.: Издательство Гном, 2017. 168 с.
96. Шереметьева Е.В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста: автореферат дисс. ... канд. пед. наук. М., 2007. 25 с.
97. Якупова Н.Н. Развивающие занятия для детей раннего возраста. М.: Гном, 2017.144 с.
98. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. М.: Теревинф, 2007. 232 с.
99. Nelson H.D. Screening for Speech and Language Delay in Preschool Children: Systematic Evidence Review for the US Preventive Services Task Force // Pediatrics. 2006. Vol. 117. P. 298-319.
100. Poll G.H. Late talking, typical talking, and weak language skills at middle childhood / G.H. Poll, C.A. Miller // Learn Individ Differ. 2013. Vol. 26. P. 177-184.