Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние психологического климата коллектива на профессиональное выгорание сотрудников (на примере ФГКУ «5 отряд ФПС по Красноярскому краю г. Ачинск»)

Работа №154767

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы108
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ проблемы влияния психологического климата коллектива на профессиональное выгорание сотрудников 6
1.1 Профессиональное выгорание как психологический феномен 6
1.2 Детерминанты профессионального выгорания 14
1.3 Научные подходы к исследованию психологического климата
коллектива 20
1.4 Методы профилактики профессионального выгорания и оптимизации
психологического климата коллектива 26
Выводы по первой главе 34
Глава 2 Организация и проведение практического исследования влияния психологического климата коллектива на профессиональное выгорание сотрудников 36
2.1 База, этапы и методы работы 36
2.2 Анализ результатов исследования 41
2.3 Рекомендации по профилактике профессионального выгорания и
поддержанию благоприятного психологического климата коллектива 56
Выводы по второй главе 63
Заключение 65
Список использованных источников 69
Приложение А (обязательное) 74
Приложение Б (справочное) Методика «Диагностика уровня
«эмоционального выгорания» В.В. Бойко 91

Актуальность исследования. В современном обществе проблема профессионального выгорания, первоначально исследуемая лишь в сфере социальных профессий, получила широкое распространение.
Профессиональное выгорание характеризуется негативными
психоэмоциональными переживаниями, цинизмом, редукцией личностных достижений. При этом профессиональная деятельность становится неэффективной, возникает неудовлетворенность не только профессией, но и жизнью в целом.
Функционально служебная деятельность сотрудника ФПС тpебует к его личности постоянно pастущие тpебования, в том числе к ее нpавственной устойчивости и надежности. Помимо этого, его деятельность выполняется в экстpемальныx условиях, xаpактеpизующиxся неноpмиpованным объемом pешаемыx задач, эмоционально напряженным xаpактеpом содеpжания, оpганизации, критериев оценки и условий деятельности и общения, а также особенностями социальной ситуации, в котоpой эта деятельность pеализуется.
Однако далеко не каждый сотрудник может адаптиpоваться к постоянно pастущим тpебованиям, эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность и социальную pоль в сложных конфликтных ситуациях общения, а потому возpастает веpоятность возникновения и pазвития неблагоприятных психических, в том числе эмоциональных, состояний. Одним из наиболее выраженных состояний, устойчивых и прогрессирующих со вpеменем, но зачастую незаметных для самой личности, является эмоциональное выгорание. Для того чтобы предложить мероприятия по профилактике эмоционального выгорания, необходимо выявить и определить факторы, влияющие на формирвание эмоциональное выгорание.
В настоящее время недостаточно исследовано влияние психологического климата коллектива на профессиональное выгорание сотрудников в структуре государственной противопожарной службы. В этой связи исследование влияния психологического климата коллектива на профессиональное выгорание позволит разработать рекомендации, способствующие обеспечению эффективности профессиональной деятельности, а также сохранению психофизиологического здоровья людей, включенных в профессиональную деятельность.
Цель данной работы - исследование влияния психологического климата коллектива на профессиональное выгорание сотрудников.
Объект исследования: профессиональное выгорание.
Предмет исследования: влияние психологического климата коллектива на профессиональное выгорание.
Задачи работы.
1) Провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме влияния психологического климата коллектива на профессиональное выгорание сотрудников.
2) Организовать и провести практическую работу.
3) Провести анализ полученных результатов.
4) Составить психологические рекомендации по профилактике профессионального выгорания и оптимизации психологического климата коллектива.
Методологической основой является организационый подход к механизмам профессионального выгорания, в соответствии с работами ряда авторов: В.Е. Орла, К. Маслач, Дж. Джексона, М. Лейтера и др.
Теоретическую основу исследования составили работы
Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла, В.В. Бойко, Т.И. Ронгинской, Н.В.Самоукиной, Ю.В. Бессоновой, Б.Д. Парыгина, Ю.Р. Платонова, А.А. Русалиновой.
В соответствии с целью и для решения поставленных задач исследования нами были применены следующие методы:
1) Теоретический анализ психологической литературы по проблеме
исследования.
2) Сравнительный метод для организации исследования.
3) Психодиагностический метод для сбора информации.
4) Методы обработки данных: количественные и качественные характеристики полученных результатов и метод математической статистики.
5) Психолого-педагогический метод для интерпретации результатов и составления рекомендаций.
Для проведения исследования были выбраны следующие методики: Методика «Диагностика уровня «эмоционального выгорания» В.В. Бойко, методика «Диагностика «профессионального выгорания» К. Маслач, С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой, «Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе» О.С. Михалюк,
А.Ю. Шалыто, «Методика оценки психологической атмосферы в коллективе» А.Ф. Фидлера, методика «Определение психологического климата группы» А.Н. Лутошкина. Так же нами был разработан опросник «Есть ли у Вас синдромы профессионального выгорания».
База исследования: ФГКУ «5 отряд ФПС по Красноярскому краю» В исследовании принимало участие 51 человек, из них 46 мужчин и 5 женщин.
Для проведения исследования нами было выделено пять этапов.
Первый этап - теоретический. На этом этапе нами был проведен теоретический анализ психологической литературы по проблеме влияния психологического климата коллектива на профессиональное выгорание сотрудников.
Второй этап - подготовительный. На втором этапе производится подготовка и опрос респондентов по выбранным методикам.
Третий этап - аналитический. На третьем этапе происходит обработка и анализ результатов.
Четвертый этап - заключительный. На этом этапе составляются рекомендации по профилактике профессионального выгорания и оптимизации
Гипотеза: мы предполагаем, что уровень психологического климата коллектива влияет на профессиональное выгорание сотрудников.
Научная новизна состоит в исследовании влияния психологического климата коллектива на профессиональное выгорание на примере конкретных субъектов трудовой деятельности - сотрудников государственной противопожарной службы.
Теоретическая значимость. Полученные результаты расширяют представления о влиянии организационных детерминантов, в частности психологического климата на профессиональное выгорание сотрудников.
Работа состоит из введения; первой главы - теоретической; второй главы - практической; заключения. В приложении представлены слайды презентации, раздаточный материал, сводные таблицы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблемы профессионального выгорания получила огромное распространение в сфере трудовой деятельности различных профессий. Изучив и проанализировав научную литературу по проблеме влияния психологического климата коллектива на профессиональное выгорание сотрудников, мы выявили, что профессиональное выгорание рассматривается в основном в контексте социальных профессий. На наш взгляд, феномен профессионального выгорания является общепрофессиональным.
Рассмотрев различные подходы к проблеме профессионального выгорания, мы выделили четыре основных: индивидуальный, межперсональный, организационный, социологический. Учитывая специфику деятельности государственной противопожарной службы, мы вслед за В.Е. Орлом, К. Маслач, Дж. Джексоном, рассматриваем проблему в рамках организационного подхода. Организационный подход фокусирует внимание на факторах рабочей среды как главных источниках выгорания.
Не смотря на различные трактовки данного феномена, наиболее всеобъемлющим и традиционным на наш взгляд представляется термин «профессиональное выгорание», представляющий собой «психологический синдром истощения, цинизма, профессиональной неэффективности, вызванный длительной ответной реакцией на хронические эмоциональные и межличностные стрессовые факторы в профессиональной среде» [42, с. 26]. Мы считаем, что исследование одного эмоционального фактора, было приемлемо на стадии открытия феномена профессионального выгорания. В настоящее время, более традиционная модель - трехфакторная. В нашем исследовании за основу мы принимаем трехфакторную модель профессионального выгорания К. Маслач.
Классификация детерминантов профессионального выгорания достаточно разнообразна. В контексте организационного подхода мы рассматриваем организационные детерминанты как основные факторы формирования профессионального выгорания. Это обусловлено тем, что факторы рабочей среды присущи большинству профессий, не только социальной сфере. Также важным для нашего исследования является специфика деятельности, определяющая детерминанты профессионального выгорания сотрудников государственной противопожарной службы.
В рамках исследования, мы рассматриваем психологический климат коллектива как одну из детерминант профессионального выгорания. На наш взгляд, благоприятный психологический климат может стать ресурсом для предотвращения профессионального выгорания.
Рассмотрев научные подходы к исследованию психологического климата коллектива, мы вслед за Б.Д. Парыгиным, В.А. Покровским, В.М. Шепель определяем психологический климат как комплекс отношений: отношение субъекта трудовой деятельности к общему делу, к коллегам, к себе и миру. В внутренние факторы формирования психологического климата коллектива, являются организационными. Поэтому, представляют для нашего исследование наибольший интерес. Внутренние факторы, характеризующиеся материальным и духовным окружением личности в организации.
Рассмотрев методы профилактики профессионального выгорания и оптимизации психологического климата коллектива, нами были определены наиболее подходящие методы в рамках организационного подхода. Н.Е. Водопьянова описывает два подхода к коррекции профессионального выгорания: личностно-ориентированный и организационно-ориентированный. С целью проведения профилактики профессионального выгорания наиболее важным для нашего исследования является организационно-ориентированный подход, предполагающий использование деловых игр, психологических тренингов, управленческого консультирования. Оптимизацию психологического климата мы рассматриваем на организационном уровне, сквозь призму субъективных факторов микросреды.
Исследовательская работа проводилась на базе ФГКУ «5 отряд ФПС по Красноярскому краю». Выборка: 51 человек из них 46 мужчин и 5 женщин. Для проведения исследовательской работы было выделено три этапа: на первом этапе осуществлялся отбор методик и подготовка стимульного материала, на втором осуществлялся опрос респондентов, на третьем производилась обработка и анализ результатов исследования.
Исследования проводились с использованием методик: «Диагностика уровня «эмоционального выгорания» В.В. Бойко, «Диагностика «профессионального выгорания» К. Маслач, С. Джексон в адаптации Н.Е.Водопьяновой, «Экспресс-методика по изучению социально­
психологического климата в коллективе» О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто, «Методика оценки психологической атмосферы в коллективе» А.Ф. Фидлера, «Определение психологического климата группы» А.Н. Лутошкина. Так же был разработан опросник «Есть ли у Вас синдромы профессионального выгорания».
По результатам исследования профессионального выгорания были выявлены респонденты с симптомами профессионального выгорания. Мы определили, что в группе риска находится 20% исследуемых респондентов и один респондент имеет высокий уровень профессионального выгорания. Исследование психологического климата коллектива выявило высокий уровень, в коллективе преобладает бодрое настроение, доброжелательность во взаимоотношениях, преобладают одобрение и поддержка, коллектив активен. Были определены караулы с наиболее благоприятным климатом коллектива. Для определения влияния психологического климата коллектива на профессиональное выгорание был применен корреляционный коэффициент Пирсона. По результатам обработки было выявлено умеренное отрицательное влияние психологического климата коллектива на профессиональное выгорание сотрудников ФГКУ «5 отряд ФПС по Красноярскому краю». Стоит отметить, влияние умеренное, не высокое, что свидетельствует о том, что психологический климат не является доминирующим детерминантом, скорее косвенным. Отрицательное влияние говорит о обратно пропорциональной зависимости, чем выше уровень психологического климата, тем ниже уровень профессионального выгорания.
По результатам исследования были составлены рекомендации по поддержанию благоприятного психологического климата. Для проведения коррекционной работы с «выгоревшим» субъектом, нами рекомендовалось провести дополнительную диагностику, с целью определения причин возникновения выгорания данного субъекта. Для работы по профилактике профессионального выгорания нами был предложен ряд тренингов. Предложено освоение нового метода саморегуляции «Ключ» Хасай Алиева, основанного на идеомоторных приемах. Нами составлен план тренинга для противодействия профессиональному выгоранию. Рекомендовано включение в программу коррекции профессионального выгорания методов арт-терапии и музыкотерапии.
Гипотеза подтвердилась, уровень психологического климата коллектива оказывает влияние на профессиональное выгорание сотрудников.
Практическая значимость работы обусловлена внедрением разработанных нами рекомендаций по поддержанию благоприятного психологического климата коллектива и профилактики профессионального выгорания в деятельность ФГКУ «5 отряд ФПС по Красноярскому краю».


1 Maslach C. Burnout. The Cost of Caring. Englewood Cliffs, NJ : Prentice Hall, 1982.
2 Алиев, Х. М. Укрощение стресса [Текст] / Х. М. Алиев. - М. : Эскимо, 2011. - 288 с.
3 Бабанов, С. А. Синдром эмоционального выгорания [Текст] /
С. А.Бабанов // Новости медицины и формации. - 2011. -
№ 21 - 22. - С. 18 - 20.
4 Бессонова, Ю. В. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и
социально-психологических характеристик личности в
экстремальных условиях профессиональной социализации [Текст] : Автореферат дисс. ... канд. психолог. наук / Ю. В. Бессонова. - Саратов, 2009. - 201 с.
5 Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] / В. В. Бойко. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2005. - 105 с.
6 Бутков, П. П. Профессиональное выгорание и его предотвращение у специалистов спасательных отрядов и пожарных расчетов МЧС [Текст] / П. П. Бутков, О. В. Гуменюк, М. И.Попов // Неделя науки СПбГПУ материалы XLII научно-практической конференции с международным участием. - СПБ. : СПбГПУ, 2014. - С. 1 - 5.
7 Вассерман, Л. И. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика [Текст] / Л. И. Вассерман. - СПб. : Речь, 2010. - 192 с.
8 Водопьянова, Н. Е. Позитивный подход к противодействию профессиональному выгоранию [Текст] / Н. Е. Водопьянова, К. Н. Шестакова // Гуманитарные и социальные науки. - 2014. - № 5 - С. 253 - 265.
9 Водопьянова, Н. Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания [Текст] / Н. Е. Водопьянова. - СПб : Изд-во С. - Петерб. ун-та, 2011. - 160 с.
10 Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н. Е. Водопьянова, Е. Старченкова . - 2-е изд., доп. - СПб : Питер, 2008. - 336 с.
11 Жижкин, К. С. О некоторых особенностях психологического статуса пожарного [Текст] / К. С. Жижкин // Строительство и архитектура - 2015 материалы международной научно-практической конференции / Ростов н/Д. : Изд-во ФГБОУ ВПО РГСУ, 2015. - С. 160 -162.
12 Зеер, Э. Ф. Психология профессий [Текст] : учеб. пособие для ВУЗов / Э. Ф. Зеер. - М. : Фонд «Мир», 2008. - 329 с.
13 Китаев-Смык, Л. А. Выгорание персонала. Выгорание личности. Выгорание души [Текст] / Л. А. Китаев-Смык // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. - 2007. - №4. - С. 12.
14 Кодлубовская, Т. Б. Особенности проявления признаков выгорания у врачей [Текст] / Т. Б. Кодлубовская // Вопросы психологии. - 2014. - №2. - С. 75 - 80.
15 Крутов, С. В. Производство и психология [Электронный ресурс] / С. В. Крутов. - Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/krutov1.htm. (дата обращения: 13.06.2014)....44


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ