Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ СОТРУДНИКОВ ПОЖАРНОЙ ЧАСТИ

Работа №154766

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы106
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ проблемы влияния психологического климата коллектива на профессиональное выгорание сотрудников 6
1.1 Профессиональное выгорание как психологический феномен 6
1.2 Детерминанты профессионального выгорания 14
1.3 Научные подходы к исследованию психологического климата
коллектива 20
1.4 Методы профилактики профессионального выгорания и оптимизации психологического климата коллектива
26 Выводы по первой главе 34 Глава 2 Организация и проведение практического исследования влияния психологического климата коллектива на профессиональное выгорание сотрудников 36
2.1 База, этапы и методы работы 36
2.2 Анализ результатов исследования 41
2.3 Рекомендации по профилактике профессионального выгорания и поддержанию благоприятного психологического климата коллектива 56 Выводы по второй главе 63
Заключение 65
Список использованных источников 69
Приложение А (обязательное) 74
Приложение Б(справочное)Методика«Диагностика уровня «эмоционального выгорания» В.В. Бойко 91

Актуальность исследования. В современном обществе проблема профес­сионального выгорания, первоначально исследуемая лишь в сфере социальных профессий, получила широкое распространение. Профессиональное выгорание характеризуется негативными психоэмоциональными переживаниями, циниз­мом, редукцией личностных достижений. При этом профессиональная деятель­ность становится неэффективной, возникает неудовлетворенность не только профессией, но и жизнью в целом.
Функциональнослужебная деятельность сотpудникаФПС тpебует к его личности постоянноpастущиетpебования, в том числе к еенpавственной устойчивости и надежности. Помимо этого, его деятельность выполняется в экстpемальныxусловияx, xаpактеpизующиxсяненоpмиpованнымобъемом pешаемыx задач, эмоциональнонапpяженнымxаpактеpомсодеpжания, оpганизации, кpитеpиевоценки и условий деятельности и общения, а такжеособенностями социальной ситуации, в котоpой эта деятельность pеализуется.
Однако далеко не каждый сотpудник может адаптиpоваться к постоянноpастущимтpебованиям, эффективноосуществлять свою пpофессиональную деятельность и социальную pоль в сложныxконфликтныxситуацияxобщения, а потому возpастаетвеpоятность возникновения и pазвитиянеблагопpиятныxпсиxическиx, в том числеэмоциональных, состояний. Одним из наиболеевыpаженныxсостояний, устойчивых и прогрессирующихсовременем, но зачастую незаметных для самой личности, является эмоциональноевыгорание. Для того чтобы предложить мероприятия по профилактике эмоционального выгорания, необходимо выявить и определить факторы, влияющие на формирвание эмоциональное выгорание.
В настоящее время недостаточно исследовано влияние психологического климата коллектива на профессиональное выгорание сотрудников в структуре государственной противопожарной службы. В этой связи исследование влияния психологического климата коллектива на профессиональное выгорание позво­лит разработать рекомендации, способствующие обеспечению эффективности профессиональной деятельности, а также сохранению психофизиологического здоровья людей, включенных в профессиональную деятельность.
Цель данной работы - исследование влияния психологического климата коллектива на профессиональное выгорание сотрудников.
Объект исследования: профессиональное выгорание.
Предмет исследования: влияние психологического климата коллектива на профессиональное выгорание.
Задачи работы.
1) Провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме влияния психологического климата коллектива на профессиональное выгорание сотрудников.
2) Организовать и провести практическую работу.
3) Провести анализ полученных результатов.
4) Составить психологические рекомендации по профилактике профес­сионального выгорания и оптимизации психологического климата коллектива.
Методологической основой является организационый подход к механиз­мам профессионального выгорания, в соответствии с работами ряда авторов: В.Е. Орла, К. Маслач, Дж. Джексона, М. Лейтераи др.
Теоретическую основу исследования составили работы Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла, В.В. Бойко, Т.И. Ронгинской, Н.В.Самоукиной, Ю.В. Бессоновой, Б.Д. Парыгина, Ю.Р. Платонова, А.А. Русалиновой.
В соответствии с целью и для решения поставленных задач исследования нами были применены следующие методы:
1) Теоретический анализ психологической литературы по проблеме ис­следования.
2) Сравнительный метод для организации исследования.
3) Психодиагностический метод для сбора информации.
4) Методы обработки данных: количественные и качественные характе­ристики полученных результатов и метод математической статистики.
5) Психолого-педагогический метод для интерпретации результатов и со­ставления рекомендаций.
Для проведения исследования были выбраны следующие методики: Мето­дика «Диагностика уровня «эмоционального выгорания» В.В. Бойко, методика «Диагностика «профессионального выгорания»К.Маслач, С.Джексон в адапта­ции Н.Е.Водопьяновой, «Экспресс-методика по изучению социально-психоло­гического климата в коллективе» О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто, «Мето­дика оценки психологической атмосферы в коллективе» А.Ф. Фидлера, методи­ка «Определение психологического климата группы» А.Н. Лутошкина. Так же нами был разработан опросник «Есть ли у Вас синдромы профессионального выгорания».
База исследования: ФГКУ «5 отряд ФПС по Красноярскому краю» В ис­следовании принимало участие 51 человек, из них 46 мужчин и 5 женщин.
Для проведения исследованиянами было выделенопять этапов.
Первый этап - теоретический. На этом этапе нами был проведен теорети­ческий анализ психологической литературы по проблеме влияния психологиче­ского климата коллектива на профессиональное выгорание сотрудников.
Второй этап - подготовительный. На втором этапе производится подго­товка и опрос респондентов по выбранным методикам.
Третий этап - аналитический. На третьем этапе происходит обработка и анализ результатов.
Четвертый этап - заключительный. На этом этапе составляются рекомен­дации по профилактике профессионального выгорания и оптимизации психоло­гического климата коллектива.
Гипотеза: мы предполагаем, что уровень психологического климата кол­лектива влияет на профессиональное выгорание сотрудников.
Научная новизна состоит в исследовании влияния психологического кли­мата коллектива на профессиональное выгорание на примере конкретных субъ­ектов трудовой деятельности - сотрудников государственной противопожарной службы.
Теоретическая значимость. Полученные результаты расширяют представ­ления о влиянии организационных детерминантов, в частности психологиче­ского климата на профессиональное выгорание сотрудников.
Работа состоит из введения; первой главы - теоретической; второй главы - практической; заключения. В приложении представлены слайды презентации, раздаточный материал, сводные таблицы..

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблемы профессионального выгорания получила огромное распростра­нение в сфере трудовой деятельности различных профессий. Изучив и проана­лизировав научную литературу по проблеме влияния психологического клима­та коллектива на профессиональное выгорание сотрудников, мы выявили, что профессиональное выгорание рассматривается в основном в контексте социаль­ных профессий. На наш взгляд, феномен профессионального выгорания являет­ся общепрофессиональным.
Рассмотрев различные подходы к проблеме профессионального выгорания, мы выделили четыре основных: индивидуальный, межперсональный, организа­ционный, социологический.Учитывая специфику деятельности государствен­ной противопожарной службы, мы вслед за В.Е. Орлом, К. Маслач, Дж. Джек­соном, рассматриваем проблему в рамках организационного подхода. Органи­зационный подход фокусирует внимание на факторах рабочей среды как глав­ных источниках выгорания.
Не смотря на различные трактовки данного феномена, наиболее всеобъем­лющим и традиционным на наш взгляд представляется термин «профессио­нальное выгорание», представляющий собой «психологический синдром исто­щения, цинизма, профессиональной неэффективности, вызванный длительной ответной реакцией на хронические эмоциональные и межличностные стрессо­вые факторы в профессиональной среде» [42, с. 26].Мы считаем, что исследова­ние одного эмоционального фактора, было приемлемо на стадии открытия фе­номена профессионального выгорания. В настоящее время, более традиционная модель - трехфакторная. В нашем исследовании за основу мы принимаем трехфакторную модель профессионального выгорания К. Маслач.
Классификация детерминантов профессионального выгорания достаточно разнообразна. В контексте организационного подхода мы рассматриваем орга­низационные детерминанты как основные факторы формирования профессио­нального выгорания. Это обусловлено тем, что факторы рабочей среды прису­щи большинству профессий, не только социальной сфере. Также важным для нашего исследования является специфика деятельности, определяющая детер­минанты профессионального выгорания сотрудников государственной проти­вопожарной службы.
В рамках исследования, мы рассматриваем психологический климат коллектива как одну из детерминант профессионального выгорания. На наш взгляд, благоприятный психологический климат может стать ресурсом для предотвращения профессионального выгорания.
Рассмотрев научные подходы к исследованию психологического климата коллектива, мы вслед за Б.Д. Парыгиным, В.А. Покровским, В.М. Шепель опре­деляем психологический климат как комплекс отношений: отношение субъекта трудовой деятельности к общему делу, к коллегам, к себе и миру.В внутренние факторы формирования психологического климата коллектива, являются орга­низационными. Поэтому, представляют для нашего исследование наибольший интерес. Внутренние факторы, характеризующиеся материальным и духовным окружением личности в организации.
Рассмотрев методы профилактики профессионального выгорания и опти­мизации психологического климата коллектива, нами были определены наибо­лее подходящие методы в рамках организационного подхода. Н.Е. Во­
допьянова описывает два подхода к коррекции профессионального выгорания: личностно-ориентированный и организационно-ориентированный. С целью проведенияпрофилактики профессионального выгорания наиболее важным для нашего исследования является организационно-ориентированный подход, предполагающий использование деловых игр, психологических тренингов, управленческого консультирования. Оптимизацию психологического климата мы рассматриваем на организационном уровне, сквозь призму субъективных факторов микросреды.
Исследовательская работа проводилась на базе ФГКУ «5 отряд ФПС по Красноярскому краю». Выборка: 51 человек из них 46 мужчин и 5 женщин. Для проведения исследовательской работы было выделено три этапа: на первом этапе осуществлялся отбор методик и подготовка стимульного материала, на втором осуществлялся опрос респондентов, на третьем производилась обработка и анализ результатов исследования.
Исследования проводились с использованием методик: «Диагностика уровня «эмоционального выгорания» В.В. Бойко, «Диагностика «профессионального выгорания»К.Маслач, С.Джексон в адаптации Н.Е.Водопьяновой, «Экспресс-методика по изучению социально­психологического климата в коллективе» О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто, «Методика оценки психологической атмосферы в коллективе» А.Ф. Фидлера, «Определение психологического климата группы» А.Н. Лутошкина. Так же был разработан опросник «Есть ли у Вас синдромы профессионального выгорания».
По результатам исследования профессионального выгорания были выявлены респонденты с симптомами профессионального выгорания. Мы определили, что в группе рисканаходится 20% исследуемых респондентов и один респондент имеет высокий уровень профессионального выгорания. Исследование психологического климата коллективавыявило высокий уровень, в коллективе преобладает бодрое настроение, доброжелательность во взаимоотношениях, преобладают одобрение и поддержка, коллектив активен. Были определены караулы с наиболее благоприятным климатом коллектива.Для определения влияния психологического климата коллектива на профессиональное выгорание был применен корреляционный коэффициент Пирсона. По результатам обработки было выявлено умеренное отрицательное влияние психологического климата коллектива на профессиональное выгорание сотрудников ФГКУ «5 отряд ФПС по Красноярскому краю».Стоит отметить, влияние умеренное, не высокое, что свидетельствует о том, что психологический климат не является доминирующим детерминантом, скорее косвенным. Отрицательное влияние говорит о обратно пропорциональной зависимости, чем выше уровень психологического климата, тем ниже уровень профессионального выгорания.
По результатам исследования были составлены рекомендации по поддержанию благоприятного психологического климата. Для проведения коррекционной работы с «выгоревшим» субъектом, нами рекомендовалось провести дополнительную диагностику, с целью определения причин возникновения выгорания данного субъекта. Для работы по профилактике профессионального выгорания нами был предложен ряд тренингов. Предложено освоение нового метода саморегуляции «Ключ»Хасай Алиева, основанного на идеомоторных приемах. Нами составлен план тренинга для противодействия профессиональному выгоранию. Рекомендовано включение в программу коррекции профессионального выгорания методов арт-терапии и музыкотерапии.
Гипотеза подтвердилась, уровень психологического климата коллектива оказывает влияние на профессиональное выгорание сотрудников.
Практическая значимость работы обусловлена внедрением разработанных нами рекомендаций по поддержанию благоприятного психологического климата коллектива и профилактики профессионального выгорания в деятельность ФГКУ «5 отряд ФПС по Красноярскому краю».


1 MaslachC. Burnout. TheCost of Caring.EnglewoodCliffs, NJ: Prentice Hall, 1982.
2 Алиев, Х. М. Укрощение стресса [Текст] / Х. М. Алиев. - М. : Эскимо, 2011. - 288 с.
3 Бабанов, С.А. Синдром эмоционального выгорания [Текст] /С.А.Бабанов // Новости медицины и формации. - 2011. - № 21 - 22. - С. 18 - 20.
4 Бессонова, Ю. В. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и социально-психологических характеристик личности в экстремальных условиях профессиональной социализации [Текст] : Автореферат дисс. ... канд. психолог. наук / Ю. В. Бессонова. - Саратов, 2009. - 201 с.
5 Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении[Текст] /В. В. Бойко. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 105 с.
6 Бутков, П. П. Профессиональное выгорание и его предотвращение у специалистов спасательных отрядов и пожарных расчетов МЧС [Текст] / П. П. Бутков, О. В. Гуменюк, М. И.Попов // Неделя науки СПбГПУ материалы XLII научно-практической конференции с международным участием. - СПБ. :СПбГПУ, 2014. - С. 1 - 5.
7 Вассерман, Л. И. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика [Текст] / Л. И. Вассерман. - СПб. : Речь, 2010. - 192 с.
8 Водопьянова, Н. Е. Позитивный подход к противодействию профес­сиональному выгоранию [Текст] / Н. Е. Водопьянова, К. Н.
Шестакова // Гуманитарные и социальные науки. - 2014. - № 5
- С. 253 - 265.
9 Водопьянова, Н.Е. Профилактика и коррекция синдрома выгора- ния[Текст] / Н. Е. Водопьянова. -СПб: Изд-во С. - Петерб. ун-та, 2011. - 160 с.
10 Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика[Текст] / Н. Е. Водопьянова, Е. Старченкова. - 2-е изд., доп. -СПб: Питер, 2008. - 336 с.
11 Жижкин, К. С. О некоторых особенностях психологического статуса пожарного [Текст] / К. С. Жижкин // Строительство и архитектура - 2015 материалы международной научно-практической конференции / Ростов н/Д. : Изд-во ФГБОУ ВПО РГСУ, 2015. - С. 160 -162.
12 Зеер, Э. Ф. Психология профессий [Текст] : учеб. пособие для ВУЗов / Э. Ф. Зеер. - М. : Фонд «Мир», 2008. - 329 с.
13 Китаев-Смык, Л.А. Выгорание персонала. Выгорание личности. Выгорание души [Текст] / Л. А. Китаев-Смык // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. - 2007. - №4. - С.12.
14 Кодлубовская, Т. Б. Особенности проявления признаков выгорания у врачей [Текст] / Т. Б. Кодлубовская // Вопросы психологии. - 2014. - №2. - С. 75 - 80.
15 Крутов, С. В. Производство и психология [Электронный ресурс] / С. В. Крутов. - Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/krutov1.htm. (дата обращения: 13.06.2014).....29


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ