ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Понятие «творческие способности» как педагогическая категория 7
1.2 Методы преподавания географии и место творческого подхода в них ... 9
1.3 Виды творческих заданий 13
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 26
2.1. Изучение географии в школе на современном этапе 26
2.2 Потенциал географических дисциплин для творческого развития 29
2.3. Нестандартные уроки как способ развития творческих способностей школьников 31
ГЛАВА 3. Внедрение творческих работ в процесс обучения географии и
оценка их эффективности 35
3.1 Задания, повышающие творческие способности учащихся 35
3.2 Оценка эффективности применения творческих заданий при изучении
географии 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
Одной из главных задач образовательной политики на сегодняшний день является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями современной жизни. Это, в первую очередь, формирование в каждом ребёнке творческой личности, креативного образа мышления, которые способствуют прогрессивному развитию личности, способной преобразовывать окружающую действительность в соответствии с динамическими изменениями социума и собственными потребностями.
В науке накоплен значительный опыт решения проблемы формирования и развития творческих способностей личности.
Философскому пониманию сути творчества, описанию
основополагающих характеристик творческой активности и элементов творческой деятельности посвящены труды И. Канта, Ф.В. Шеллинга, А. Бергсона, А.Ф. Лосева.
Механизмы и способы активизации творческих способностей личности изучались В.Н. Дружининым, С.Л. Рубинштейном, А.И. Савенковым.
В качестве неотъемлемого элемента педагогической технологии сотрудничества творческие способности как особый вид активности школьников рассматривали Ш.А. Амонашвили, Л.Н. Байбородова, Е.Н. Ильин, А.И. Щетинская, В.Ф. Шаталов.
Разработке целостных авторских концепций развития творческих способностей личности посвятили свою научную деятельность Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, В.И. Загвязинский, Дх. Гилфорд, В.А. Леонтович, А.В. Москвина, Е.П. Торренс.
Возрастные особенности развития творческих способностей, их взаимосвязи с индивидуальными характеристиками детей и ведущим видом деятельности изучались Л.С. Выготским, А.В. Запорожцем, В.П. Зинченко, Н.С. Лейтесом, А.Н. Леонтьевым, Н.Н. Поддъяковым, А.М. Матюшкиным [7].
Однако при всём разнообразии фундаментальных исследований вопрос о научно-методологическом и методическом обосновании процессов формирования творческих способностей школьников при изучении отдельных учебных дисциплин и освоении конкретных направлений внеучебной деятельности на сегодняшний день разработан недостаточно.
Актуальность. Процессы обновления, идущие в системе российского образования, выдвигают новые требования к подготовке подрастающего поколения. Если раньше задача обучения сводилась к формированию знаний, умений, навыков, то современная ситуация требует непосредственной подготовки школьников к реальной жизни, способных практически решать жизненно важные и профессиональные проблемы, реализовывать творческий потенциал в постоянно изменяющихся социально -экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. Сегодня молодое поколение должно иметь активную мировоззренческую позицию, а для этого необходимо формирование устойчивой потребности в знаниях и как следствие хорошо развитой мотивационной сферы подростков, что будет непосредственно способствовать развитию их творческих способностей, саморазвитию и самосовершенствованию. Творческая личность всегда готова к поиску нестандартного решения проблемного вопроса, задания, созданию новых ценностей.
Деятельность обучаемых, которая порождает совершенно новое, уникальное, неповторимое, оригинальное можно назвать творчеством. Творчество всегда субъективно. Задача учителя оценить творческие способности обучающихся и развивать их. Как известно индивидуальные особенности личности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, способности обнаруживаются, прежде всего, в быстроте, глубине и прочности освоения способами и приемами деятельности [13].
Способности складываются и генетически, но профессионально оценив эти способности, учитель направляет деятельность обучаемого на дальнейшее развитие. «Подросток - это человек, который полностью посвящает себя возможностям» [2].
Учебная дисциплина «География» имеет большие возможности для развития творческих способностей обучающихся. Ее изучение дает не только овладение географическими знаниями, специальными предметными умениями, но и опытом творческой деятельности, эмоционально -ценностным отношением к деятельности. Творческое мышление и творческие способности формируются в процессе выполнения самостоятельной работы.
Развитие творческих способностей - это процесс создания новообразований в структуре развивающейся личности школьника, которое основывается на индивидуальных способностях и дает возможность создания продуктивного интуитивного мышления на уроке или внеурочной деятельности при решении творческих задач в процессе исследовательской деятельности.
В процессе обучения географии наиболее оптимальными средствами развития творческих способностей обучающихся являются: технология проектной деятельности предполагающая развитие способности личности самостоятельно добывать информацию, находить нестандартные, интересные решения проблем; кейс-технология, основанная на проблемном обучении, детальном отражении жизненной ситуации и на не однозначных решениях проблемы, а также экскурсионная деятельность.
Цель: выявить влияние творческих заданий на качество знаний при изучении географии.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи :
• изучить теоретические аспекты развития творческих способностей школьников;
• раскрыть потенциал географических дисциплин для творческого развития школьников;
— оценить эффективность внедрения творческих работ в процесс обучения географии.
Объект исследования - процесс обучения географии в школе.
Предмет - развитие творческих способностей школьников при изучении школьного курса географии....
При раскрытии потенциала геграфии для развития познавательного интереса и как следствие развитие творческих способностей были выделены 7 простых, но необходимых приёмов преподавания географического материала:
1) вскрывать объективные возможности самого содержания географического материала, возбуждать и постоянно поддерживать у детей состояние активной заинтересованности изучаемыми географическими объектами и явлениями;
2) целенаправленно формировать познавательный интерес как свойство личности, содействующее ее творческой активности, ее развитию;
3) показывать новизну содержания географического материала, на каждом уроке являющуюся стимулом внешней среды, которая возбуждает такие состояния, как удивление, озадаченность, интеллектуальная радость;
4) обновлять ранее усвоенные знания, использовать возможности обнажать новое в известном и знакомом. В связи с этим важно опираться на имеющиеся знания и опыт учащихся не только с целью его приумножения, а и с целью показа его несовершенности и необходимости перестройки. Для познавательного интереса это является источником постоянного побуждения и укрепления;
5) использовать исторический аспект географических знаний, раскрывая сведения из истории науки, истории научных открытий. Познавательный интерес в данном случае опирается, с одной стороны на новизну знаний, с другой - на приближение процесса учения к научному знанию, что поднимает престиж научной географии в глазах учащихся, воспитывает уважение к установленным научным истинам;
6) давать понимание нужности, важности, целесообразности изучения географии как науки, практической необходимости географических знаний;
7) ознакомлять учащихся с современными достижениями; и давать понимание учащимся всех противоречий, сложности поисков, кропотливого труда, которые ведут к научным открытиям предоставление материала о новых научных достижениях.
Результаты проведённого эксперимента позволяют сделать вывод о том, что внедрение проектных, кейсовых, экскурсионных, кружковых систематических мероприятий влияет на развитие творческих способностей, знаний и умений, что наглядно показали контрольные срезы и подтверждает правильность выдвинутой нами гипотезы исследования. Отметим, что в экспериментальном классе, по сравнению с контрольным улучшилось качество знаний географических дисциплин. Учащиеся экспериментального класса активные, имеют свою точку зрения, основательно аргументируют её, убеждены в правильности своих решений. В учебно-воспитательном процессе, в соответствии с выделенными критериями сформированности творческих способностей учениками, экспериментальная работа осуществлялась целенаправленно, систематично и последовательно. В результате очевидна разница результатов на начальной и заключительной стадиях эксперимента. Полученные данные эксперимента дали возможность сделать вывод, что разработанная нами модель и условия ее реализации способствует развитию творческих способностей, повышению уровня усвоения предметных знаний и умений, и следовательно, способствует развитию творческих способностей.
Была выявлена положительная динамика уровней развития творческих способностей у восьмиклассников на уроках географии России до и после проведения уроков в нетрадиционной форме, на основании которой можно сделать следующий вывод: процесс развития творческих способностей у школьников на уроках физической географии будет эффективным, если систематически и целенаправленно проводить стимуляцию познавательного интереса содержанием учебного материала и самостоятельной деятельностью учащихся во время проведения урока.
Немаловажная роль отводится личности учителя, который своим огнём может увлечь ребят, открыть им новые горизонты и перспективу развития. Учитель творчески работающий, проводящей экскурсии, посещающий тематические выставки и активно путешествующий транслирует свой опыт ученикам, а те в свою очередь генерируют новые идеи и воплощают.
1. Абаева, Н. Н. Развитие творческой познавательной активности
воспитанников через исследовательскую и проектную деятельность / Н. Н. Абаева. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 16-18. — URL:
https://moluch.ru/conf7ped/archive/211/11747/
2. Айкина, Л. П. Сущность и специфика творческих способностей младших школьников / Л.П. Айкина // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 5. - С. 6-9.
3. Баскакова, Н. В. Последовательность развития творческого мышления в географо-краеведческом курсе / Н. В. Баскакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 7 (42). — С. 249-251. — URL: https://moluch.ru/archive/42/5132/
4. Батюта, М. Б. Возрастная психология: учебное пособие / М. Б.
Батюта, Т. Н. Князева. - Москва : Логос, 2011. - 306 с. . — URL:
https ://www. studmed.ru/batyuta-m-b-knyazeva-t-n-vozrastnaya- psihologiya_c63702a4bf8.html
5. Васильева, Е. А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем школьном возрасте / Е. А. Васильева // Молодой ученый. - 2015. - №11. - С. 1717-1719.
6. Гордон, Э. В. Реализация системно-деятельностного подхода на
уроках истории и обществознания и внеурочной деятельности как средство повышения творческих способностей обучающихся (из опыта работы) / Э. В. Гордон. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). — Казань : Молодой ученый, 2017. — С. 48-51. — URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12871/
7. Дащинская, Т. Н. Технология развития творческих способностей [Электронный ресурс] / Т. Н. Дащинская, В. Е. Дащинский // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - № 4. - Режим доступа: www.sisp.nkras.ru
8. Душина И.В. Методика преподавание географии / И.В. Душина, Г.А. Понурова. - М., 1996. - С. 174-176
9. Жаббарова, Д. Д. Организация творческой деятельности учащихся на основе инновационных технологий / Д. Д. Жаббарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 11571160. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18174/
10. Зырянова, А. С. Воображение и творческие способности детей в младшем школьном возрасте / А. С. Зырянова // Молодой ученый. - 2015. - № 8. - С. 850- 852 . — URL: https://moluch.ru/archive/88/17144/
11. Кульневич С. В., Лаконоценина Т. П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. — Ростов-на-Дону: Издательство «Учитель», 2001.
12. Леонтьев А.А. «Что такое деятельностный подход в образовании» // Начальная школа: плюс-минус. - 2001. -№1. - С. 3-6.
13. Малахова, О. А. Диагностика эмоционально-волевой саморегуляции младшего школьника в условиях вокально-хоровой деятельности / О. А. Малахова // Образование и наука. - 2015. - № 6 (125). - С. 89-100.
14. Макаренко, О. Н. Современные методы преподавания на уроках географии / О. Н. Макаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 25 (211). — С. 312-313. — URL: https://moluch.ru/archive/211/51571/
15. Мамедова, Д. Н. Открытое занятие как показатель мастерства преподавателя / Д. Н. Мамедова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 2 (12). — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/56/1991/...29