ВведениеЗ
Глава 1 Теоретический анализ по проблеме исследования
1.1 Копинг-стратегии как фактор поведения личности 8
1.2 Особенности копинг-стратегий в юношеском возрасте 15
1.3 Особенности личностных качеств при формировании копинг-стратегий
2З Выводы по главе 1 32
Глава 2 Эмпирическое исследование влияния личностных качеств на формирование копинг-стратегий 34
2.1 Этапы и методы исследования 34
2.2 Анализ результатов исследования 42
Глава 3 Методические рекомендации 56
3.1 Рекомендации по резуальтам исследования 56
Заключение 58
Библиографический список 60
Активно меняющиеся условия жизни обусловливают возникновение проблем оптимального функционирования личности, связанных с понятием психологического приспособления к требованиям среды, что в современной литературе определяется как копинг-процессы, или совладание со стрессом (R. Lazarus, 1966). «Копинг» (от англ. coping - совладание, преодоление) - процессы, направленные на преодоление стрессовых ситуаций [2]. Впервые термин “coping” был использован в 1962 г. L. Murphy. В свое книге R. S. Lazarus “Psychological Stress and the Coping Process” (1966) характеризует копинг как «стремление к решению проблем, которое предпринимает индивид, если требования имеют большое значение для его хорошего самочувствия (как в ситуации, связанной с большой опасностью, так и в ситуации, направленной на большой успех), поскольку эти требования активируют адаптивные возможности» [53]. Таким образом, «копинг», или «преодоление стресса», рассматривается как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям.
Большинство отечественных и зарубежных авторов считают, что уровень тревожности, самооценка, эмпатия и другие личные особенности могут повлиять на выбор определенных копинг-стратегий поведения. [7, 13, 55] Часть авторов утверждают, что люди с высокой тревожностью в большинстве случаев используют эмоциональные копинг-стратегии (избегание, обвинение и т.д.), которые связаны со снижением уровня самооценки. Высокая самооценка при этом обусловливает использование когнитивных копинг-стратегий. А по мнению О.В. Бузовкиной, человек c высокой самооценкой скорее всего возьмет на себя смелость управлять ситуацией, в отличие от человека с низкой самооценкой, который вместо того чтобы самому влиять на события, счи - тает, что все разрешится само собой, он в большей степени ориентирован на защиту [8].
В научной литературе достаточно подробно освящается проблема со- владающего поведения, в том числе и в аспекте влияния на него личностных особенностей человека (прежде всего, в работах В.А. Бодрова, Л.Ф. Бурлачук, Л. Девидсона, Л.И. Дементий, К.И. Корнева, Р Лазаруса, С.К. Нартова-Боча- вер, С. Фолкмена, Х. Хекхаузена и др.).
Юноши и девушки являются самой уязвимой частью населения, полностью зависящей от мира взрослых, и при этом, как и взрослые, часто оказывается в тяжелых жизненных ситуациях, которые могут спровоцировать деструктивные стратегии поведения. Поэтому в современной психологии проблема формирования копинг-стратегий в поведение является одной из привлекательных для исследователей, которые рассматривают, каким образом, какими способами человек справляется со сложными ситуациями своей жизни, как он их разрешает, чем объясняется выбор определенным человеком конкретного вида копинг-стратегий, чем он руководствуется при выборе и реализации определенной стратегии преодолевающего поведения. Также хочется подчеркнуть, что типы копинг-стратегий могут переходить в друг друга, однако в основном они рассматриваются отдельно друг о друга. На наш взгляд применение всех стратегий в зависимости от той или иной ситуации является более эффективным. Так как в каких-то ситуациях человеку просто необходима поддержка третьих лиц, а с какими-то ситуациями человек может справиться самостоятельно или он просто будет избегать столкновения с проблемной ситуацией, заранее подумав о ее негативных последствиях. Все это говорит о том, что нет стратегий, которые были бы эффективны во всех ситуациях: одна и та же стратегия может быть реализована как конструктивно, так и не конструктивно. Таким образом, все предложенные копинг- стратегии не являются универсальными
Цель исследования - выявить взаимосвязь личностных качеств и копинг- стратегий в поведении среди молодых специалистов детского центра
Объект исследования - особенности копинг-стратегий человека
Предмет исследования - личностные качества и копинг-стратегии в поведении - молодых специалистов детского центра
Задачи исследования:
1) проанализировать основные теоретические подходы к определению природы копинг-стратегий в отечественной и зарубежной психологии;
2) проанализировать существующий в России и за рубежом опыт исследований влияния личностных качеств на выбор копинг-стратегий
3) разработать пакет методик и провести эмпирическое исследование среди молодых специалистов детского центра;
4) провести анализ полученных результатов;
5) на основе полученных результатов разработать рекомендации для сотрудников детского центра для эффективного применения копинг-стратегий Гипотеза исследования - предполагается, что стратегия поведения будет взаимосвязана со степенью выраженности отдельных качеств личности.
Методологические и теоретические основы исследования. Методологическую основу данной работы составляют труды известных ученых в области конфликтологии и копинг-стратегий, таких как Р Лазарус, Ф.Б. Березин, Т.Л. Крюкова, Н.В. Гришина, Л. Козер и другие.
Методы исследования:
1. теоретические (анализ психологической литературы);
2. эмпирические (тестирование, наблюдение, беседа);
3. методы математической обработки (корреляционный анализ по Пирсону);
В исследовании использовались следующие методики:
1. Методика «Тест описания поведения» К. Томаса.
2. Методика «Многофакторный опросник личности» Р.Б. Кеттелла;
3. Методика «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана
4. Методика «Определение копинг-стратегий поведения»Э. Хайма.
5. Анкета
Базой исследования стал Детский центр «Dreamland». В исследовании участвовало 42 молодых специалиста (24-девушки и 18-юношей) в возрасте от 17 до 20 лет....
Таким образом, в написании магистерской диссертации на тему «Влияние личностных качеств на формирование копинг-стратегий поведения молодых специалистов детского центра» была определена цель и сформулированы задачи исследования. Для достижения данной цели и проверки выдвинутой гипотезы было проведено эмпирическое исследования на выборке из 42 молодых специалистов (24-девушки и 18-юношей) в возрасте от 17 до 20 лет.
Этапами исследования стали.
Теоретический анализ подходов к определению природы копинг-стратегий в отечественной и зарубежной психологии;;
Подготовка пакета методик для исследования личных качеств и копинг- стратегий в поведении;
Проведение исследования влияние личностных качеств на формирование копинг-стратегий среди молодых специалистов детского центра;
Разработка рекомендаций для работы с молодыми специалистами детского центра «Dreamland»:
Выбор копинг-стратегий поведения имеет большое значение для тех, кто ввиду своей профессиональной деятельности подвержен стрессу или испытывает повышенные эмоциональные нагрузки. Копинг-стратегии представляют собой объединение когнитивных, эмоциональных и поведенческих процессов индивида, помогающих справиться с требованиями социума на основе внутренних ресурсов и возможностей. Модели поведения выбираются в соответствии с определенной проблемой, но при этом немаловажно и состояние человека. На основе эмпирического исследования были получены данные, подтверждающие заявленную гипотезу исследования.
Большая часть молодых специалистов выбирают адаптивные и относительно адаптивные копинг-стратегии на когнитивном , эмоциональном и поведенческом уровнях.
Анализ результатов позволяет говорить нам о выраженном типе поведения компромиссе, среди молодых специалистов детского центра Dreamland.
У большинства молодых специалистов в достаточной степени не сформирована активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы. Уровень выраженности стратегии избегания проблем выражен слабо.
Выявлены прямые взаимосвязи между «эмоциональной стабильностью респондентов» и «копинг-стратегией, ориентированной на решение задачи, проблемы» (r=426, при р> 0,01); между «эмоциональной стабильностью» и «копинг-стратегией, ориентированной на эмоции» (r=328, при р> 0,01); между «консерватизмом- радикализмом» и «копинг-стратегией, ориентированной на избегание» (r=362, при р> 0,01); между «практичность- мечтательностью респондентов» и «нервно-психической устойчивостью» (r=362, при р> 0,01).
Таким образом, гипотеза о наличии значимых взаимосвязей между выбором копинг-стратегий поведения и личностными особенностями респондентов нашла свое подтверждение.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов.- М.: Издательский центр «Академия»; Раритет.-2014.-811с.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 2016. 28с.
3. Алексеев В.А. Самосознание и мотивация деятельности на рубеже подросткового и старшего школьного возраста// Проблемы мотивации общественно-полезной деятельности школьников. М.,1996. С.103-107.
4. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога. 2-е изд. СПб., 2016.
5. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. 2004. Т. 15, № 1.
6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.,2013.
7. Битюцкая Е.В. Когнитивное оценивание и стратегии совладания в трудных жизненных ситуациях. М.: МАКС Пресс, 2011.
8. Бузовкина О.В. Выбор стратегии поведения в конфликте // Бюллетень клуба конфликтологов. Красноярск. 1994. № 3.
9. Вартанова И.И. Особенности мотивации, самоотношения и локуса контроля у старшеклассников // Вопросы психологии. 2014. №3. С. 8596.
10. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984.
11. Гришина Н. В. Восприятие и анализ конфликтной ситуации как фактор ее эффективного преобразования // Конфликт в конструктивной психологии. Красноярск, 1990. С. 46-48.
12. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2008.
13. Громова О.Н. Конфликтология. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», 2001.
14. Гульдан В.В. Мотивация преступного поведения психопатической личности // Криминальная мотивация. -- М.: Наука, 2007. -- С. 189-251.
15. Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья / И.Н. Гурвич. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. - 1023 с....57