Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЕТСКОГО ЦЕНТРА

Работа №154755

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы63
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВведениеЗ
Глава 1 Теоретический анализ по проблеме исследования
1.1 Копинг-стратегии как фактор поведения личности 8
1.2 Особенности копинг-стратегий в юношеском возрасте 15
1.3 Особенности личностных качеств при формировании копинг-стратегий
2З Выводы по главе 1 32
Глава 2 Эмпирическое исследование влияния личностных качеств на формирование копинг-стратегий 34
2.1 Этапы и методы исследования 34
2.2 Анализ результатов исследования 42
Глава 3 Методические рекомендации 56
3.1 Рекомендации по резуальтам исследования 56
Заключение 58
Библиографический список 60

Активно меняющиеся условия жизни обусловливают возникновение проблем оптимального функционирования личности, связанных с понятием психологического приспособления к требованиям среды, что в современной литературе определяется как копинг-процессы, или совладание со стрессом (R. Lazarus, 1966). «Копинг» (от англ. coping - совладание, преодоление) - процессы, направленные на преодоление стрессовых ситуаций [2]. Впервые термин “coping” был использован в 1962 г. L. Murphy. В свое книге R. S. Lazarus “Psychological Stress and the Coping Process” (1966) характеризует ко­пинг как «стремление к решению проблем, которое предпринимает индивид, если требования имеют большое значение для его хорошего самочувствия (как в ситуации, связанной с большой опасностью, так и в ситуации, направ­ленной на большой успех), поскольку эти требования активируют адаптив­ные возможности» [53]. Таким образом, «копинг», или «преодоление стрес­са», рассматривается как деятельность личности по поддержанию или сохра­нению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям.
Большинство отечественных и зарубежных авторов считают, что уро­вень тревожности, самооценка, эмпатия и другие личные особенности могут повлиять на выбор определенных копинг-стратегий поведения. [7, 13, 55] Часть авторов утверждают, что люди с высокой тревожностью в большинстве случаев используют эмоциональные копинг-стратегии (избегание, обвинение и т.д.), которые связаны со снижением уровня самооценки. Высокая самоо­ценка при этом обусловливает использование когнитивных копинг-стратегий. А по мнению О.В. Бузовкиной, человек c высокой самооценкой скорее всего возьмет на себя смелость управлять ситуацией, в отличие от человека с низ­кой самооценкой, который вместо того чтобы самому влиять на события, счи - тает, что все разрешится само собой, он в большей степени ориентирован на защиту [8].
В научной литературе достаточно подробно освящается проблема со- владающего поведения, в том числе и в аспекте влияния на него личностных особенностей человека (прежде всего, в работах В.А. Бодрова, Л.Ф. Бурлачук, Л. Девидсона, Л.И. Дементий, К.И. Корнева, Р Лазаруса, С.К. Нартова-Боча- вер, С. Фолкмена, Х. Хекхаузена и др.).
Юноши и девушки являются самой уязвимой частью населения, полно­стью зависящей от мира взрослых, и при этом, как и взрослые, часто оказыва­ется в тяжелых жизненных ситуациях, которые могут спровоцировать де­структивные стратегии поведения. Поэтому в современной психологии проблема формирования копинг-стратегий в поведение является одной из привлекательных для исследователей, которые рассматривают, каким об­разом, какими способами человек справляется со сложными ситуациями сво­ей жизни, как он их разрешает, чем объясняется выбор определенным челове­ком конкретного вида копинг-стратегий, чем он руководствуется при выборе и реализации определенной стратегии преодолевающего поведения. Также хочется подчеркнуть, что типы копинг-стратегий могут переходить в друг друга, однако в основном они рассматриваются отдельно друг о друга. На наш взгляд применение всех стратегий в зависимости от той или иной ситуа­ции является более эффективным. Так как в каких-то ситуациях человеку просто необходима поддержка третьих лиц, а с какими-то ситуациями чело­век может справиться самостоятельно или он просто будет избегать столкно­вения с проблемной ситуацией, заранее подумав о ее негативных последстви­ях. Все это говорит о том, что нет стратегий, которые были бы эффективны во всех ситуациях: одна и та же стратегия может быть реализована как конструк­тивно, так и не конструктивно. Таким образом, все предложенные копинг- стратегии не являются универсальными
Цель исследования - выявить взаимосвязь личностных качеств и копинг- стратегий в поведении среди молодых специалистов детского центра
Объект исследования - особенности копинг-стратегий человека
Предмет исследования - личностные качества и копинг-стратегии в поведе­нии - молодых специалистов детского центра
Задачи исследования:
1) проанализировать основные теоретические подходы к определению при­роды копинг-стратегий в отечественной и зарубежной психологии;
2) проанализировать существующий в России и за рубежом опыт исследова­ний влияния личностных качеств на выбор копинг-стратегий
3) разработать пакет методик и провести эмпирическое исследование среди молодых специалистов детского центра;
4) провести анализ полученных результатов;
5) на основе полученных результатов разработать рекомендации для сотруд­ников детского центра для эффективного применения копинг-стратегий Гипотеза исследования - предполагается, что стратегия поведения будет взаимосвязана со степенью выраженности отдельных качеств личности.
Методологические и теоретические основы исследования. Методологиче­скую основу данной работы составляют труды известных ученых в области конфликтологии и копинг-стратегий, таких как Р Лазарус, Ф.Б. Березин, Т.Л. Крюкова, Н.В. Гришина, Л. Козер и другие.
Методы исследования:
1. теоретические (анализ психологической литературы);
2. эмпирические (тестирование, наблюдение, беседа);
3. методы математической обработки (корреляционный анализ по Пирсо­ну);
В исследовании использовались следующие методики:
1. Методика «Тест описания поведения» К. Томаса.
2. Методика «Многофакторный опросник личности» Р.Б. Кеттелла;
3. Методика «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана
4. Методика «Определение копинг-стратегий поведения»Э. Хайма.
5. Анкета
Базой исследования стал Детский центр «Dreamland». В исследовании участ­вовало 42 молодых специалиста (24-девушки и 18-юношей) в возрасте от 17 до 20 лет....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в написании магистерской диссертации на тему «Влия­ние личностных качеств на формирование копинг-стратегий поведения моло­дых специалистов детского центра» была определена цель и сформулированы задачи исследования. Для достижения данной цели и проверки выдвинутой гипотезы было проведено эмпирическое исследования на выборке из 42 мо­лодых специалистов (24-девушки и 18-юношей) в возрасте от 17 до 20 лет.
Этапами исследования стали.
Теоретический анализ подходов к определению природы копинг-стра­тегий в отечественной и зарубежной психологии;;
Подготовка пакета методик для исследования личных качеств и копинг- стратегий в поведении;
Проведение исследования влияние личностных качеств на формирова­ние копинг-стратегий среди молодых специалистов детского центра;
Разработка рекомендаций для работы с молодыми специалистами детского центра «Dreamland»:
Выбор копинг-стратегий поведения имеет большое значение для тех, кто ввиду своей профессиональной деятельности подвержен стрессу или испытывает повышенные эмоциональные нагрузки. Копинг-стратегии представляют собой объединение когнитивных, эмоциональных и поведенческих процессов индивида, помогающих справиться с требованиями социума на основе внутренних ресурсов и возможностей. Модели поведения выбираются в соответствии с определенной проблемой, но при этом немаловажно и состояние человека. На основе эмпирического исследования были получены данные, подтверждающие заявленную гипотезу исследования.
Большая часть молодых специалистов выбирают адаптивные и относительно адаптивные копинг-стратегии на когнитивном , эмоциональном и поведенческом уровнях.
Анализ результатов позволяет говорить нам о выраженном типе поведения компромиссе, среди молодых специалистов детского центра Dreamland.
У большинства молодых специалистов в достаточной степени не сформирована активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы. Уровень выраженности стратегии избегания проблем выражен слабо.
Выявлены прямые взаимосвязи между «эмоциональной стабильностью респондентов» и «копинг-стратегией, ориентированной на решение задачи, проблемы» (r=426, при р> 0,01); между «эмоциональной стабильностью» и «копинг-стратегией, ориентированной на эмоции» (r=328, при р> 0,01); между «консерватизмом- радикализмом» и «копинг-стратегией, ориентированной на избегание» (r=362, при р> 0,01); между «практичность- мечтательностью респондентов» и «нервно-психической устойчивостью» (r=362, при р> 0,01).
Таким образом, гипотеза о наличии значимых взаимосвязей между выбором копинг-стратегий поведения и личностными особенностями респондентов нашла свое подтверждение.


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов.- М.: Издательский центр «Академия»; Раритет.-2014.-811с.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 2016. 28с.
3. Алексеев В.А. Самосознание и мотивация деятельности на рубеже подросткового и старшего школьного возраста// Проблемы мотивации общественно-полезной деятельности школьников. М.,1996. С.103-107.
4. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога. 2-е изд. СПб., 2016.
5. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. 2004. Т. 15, № 1.
6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.,2013.
7. Битюцкая Е.В. Когнитивное оценивание и стратегии совладания в трудных жизненных ситуациях. М.: МАКС Пресс, 2011.
8. Бузовкина О.В. Выбор стратегии поведения в конфликте // Бюллетень клуба конфликтологов. Красноярск. 1994. № 3.
9. Вартанова И.И. Особенности мотивации, самоотношения и локуса контроля у старшеклассников // Вопросы психологии. 2014. №3. С. 85­96.
10. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984.
11. Гришина Н. В. Восприятие и анализ конфликтной ситуации как фактор ее эффективного преобразования // Конфликт в конструктивной психологии. Красноярск, 1990. С. 46-48.
12. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2008.
13. Громова О.Н. Конфликтология. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», 2001.
14. Гульдан В.В. Мотивация преступного поведения психопатической личности // Криминальная мотивация. -- М.: Наука, 2007. -- С. 189-251.
15. Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья / И.Н. Гурвич. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. - 1023 с....57


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ